Бабай на Кавказе. Дневник

Пишет Бабай, 14.12.2019 03:32

Приветствую РИСКовое сообщество! После определённых раздумий и сомнений решил опубликовать свой материал именно на этом сайте. Крутые посмеются или, местами, пальцем у виска покрутят. А простым что-то, наверное, покажется интересным. Во всяком случае я, причисляя себя к вторым, читал здесь подобные материалы с большим вниманием, и не в последнюю очередь благодаря им решился на своё путешествие. Беня, шо с этого будет? - спрашивал старый Мендель Крик. Шо с этого вышло, судить вам, уважаемые рисковчане!

Вместо предисловия

«Лучше гор могут быть только горы,
на которых ещё не бывал»
В.С. Высоцкий

Великие слова великого человека! Я вырос среди гор, и не абы каких – детство и юность мои прошли в Таджикистане. Мои родители были геологами, отдавшими изучению Памира по полжизни, и мне несказанно повезло впервые попасть на Памир (Юго-Западный) в 7 лет. Потом было юношеское геологическое движение, прекрасно развитое в Таджикистане в 70-80 г.г., и я в меру своих возможностей ходил по родным горам и изучал их. Первую запись в трудовую книжку я получил, работая после 9 класса во взрослой геологической партии рабочим, и где! – под самим Сабахом, на северном и южном склонах Туркестанского хребта.

Тогда (в 85-м) рядом с нами стояли альпинисты из Новосибирска, шедшие первопроход северной стены Сабаха (это вообще было первовосхождение на эту потрясающую гору). Стену они пролезли, а на спуске один из них сильно кувырнулся и повредил шею. Мы тогда ждали вертушку для переброски на южный склон, и с нами остался пострадавший, Саша, и их доктор, Сергей. Они казались мне богами. Да я и сейчас считаю альпинистов – даже рядовых, не топовых - совершенно нереальными челами.

И вот ведь какая штука: геологи к альпинистам относились с опаской и почтением, а к туристам с легким пренебрежением – мол, пустой народец, без дела по горам шляются, слезливые песенки под три аккорда поют. Поэтому я не попал ни в то, ни в другое сообщество. Спортом занимался самым обычным – теннисом, стрельбой из лука, лёгкой атлетикой и греблей на байдарках; ну, понятное дело, сам чисто по-пацански качался всяко-разно, и бегал. А так как родители мои работали в горах, отдыхать они предпочитали в лесу, или на море, или ещё как-нибудь. Поэтому – парадокс – в моей жизни оказалось гораздо меньше гор, чем могло быть, и сильно меньше, чем я в глубине души хотел.

Так и получилось, что на Большой Кавказ я впервые попал аж в 48 лет, в 2017 году. Но тут уж воистину – лучше поздно, чем никогда! Спасибо моим замечательным товарищам – Вове Королькову (предводителю нашей разношерстной команды), Вове Ильясову, Славе Козловскому, Сергею Рогачёву, Жене Бабанскому и всей честной компании за то, что увлекли меня с собой, кой-в-чём в плане техники просветили и прокатили туда-обратно. Славный тур получился – постояли на Зелёной Гостинице в Адыл-Су, оклемались, погуляли в стороны Гумачей, ВИА-Тау и по леднику Башкара, потом сходили на плечо Чегета, потом сходили на Эльбрус. Торкнуло не по-детски! Оно и понятно – не дети уже)))

Я тогда каждый день себе говорил: ну ты дяяятел, до сих пор не видел этой красоты, более того – пренебрегал ею! И ведь Приэльбрусье – это только часть красоты и мощи Кавказа, огромного и разнообразного! Так что теперь, покуда будет порох в пороховницах и ягоды в ягодицах)), буду стараться навёрстывать. Тем более – сыновья растут, и я очень надеюсь пройти вместе с ними много потных и счастливых километров.

Я уже давно точно знаю, что горные турины – вовсе не пустой народец, а ровно наоборот – люди цельные, мощные и системные. И я точно знаю, зачем они, в первую очередь, идут в свои невероятные походы – конечно, за красотой! – в широком смысле. Красота нашего мира, красота логичного маршрута, схоженной команды и много чего ещё. А если хочешь увидеть больше красоты, надо ходить выше и мощнее. Всевышний да поможет всем нам в этом!

Бабай на Кавказе. Дневник.
22.07.2019, вечер

Итак, я вновь на Кауказе! Мне нравится произносить это звучное имя так, как говорят сами кавказцы. Вообще они (кавказцы) – правильные пацаны, но уж больно разный у нас с ними менталитет, поэтому периодических непоняток не избежать. Господь миров да поможет нам всем как можно более мирно жить в этом нашем, довольно тесном, мире!

Хотел увлечь с собой корешей (университетских однокашников), да видать, дохлый из меня пассионарий, или звёзды не так стали – никого не увлёк. Думаю - что же я, без Кауказа останусь? Вот хрен – один пойду! Убью двух зайцев. Второй – это моя давняя тайная мечта по каким-нибудь очень системным местам сходить сольный поход. Самое время – мне в этом году полтос стукнул – мальчик уже большой, стало быть, пора и попробовать.

…это в натуре Hard Day’s Night©. Почти сутки не спамши, не жрамши, не пимши и даже не …, ибо всё бегом, и коня привязать некогда было. Но трудности заезда позади, и начался настоящий хардкор – вес вьюка на старте в Тырныаузе, после докупки копченой колбасы и сухарей, 38 кг! У меня основной рюкзак 95л, по бокам привьючены пенка с ледорубом внутри и палатка, а посерёдке – маршрутный 40-литровый рюкзак. Выглядит всё это устрашающе. Ну, тут и не таких видывали, это уж точно. Знаю, что кил пять–семь наверняка лишние, но как знать, без чего именно ты будешь проклинать свою беспечность при случае? Когда-нибудь я - даст Бог - стану опытным и рациональным легкоходом, а пока… Пока «жирная свинья получит по заслугам!» (выражение Вовы Ильясова в 17-м, когда он к личному рюкзаку привьючивал чудовищное количество группового груза и умирал на тропе, надеясь таким макаром быстрей похудеть))).

Первые 3 км от Тырныауза до Тютю-Су - тяжко спервоначалу-то… Главное – как поведёт себя правая пятка? - в которой после 17-го в полный голос заговорила шпора, до того тихонько вякавшая (тогда я ещё не знал, что это она). После первых суток болит, зараза.

Поиск тропы вверх по Тютю-Су от устья оказался квестом. Проплутав по берегу реки и среди загородок наделов местных жителей, в 18 часов был застигнут начавшимся ситником. Спрятался от него в ветхую лачугу с ровным участком луга рядом. На этом лугу и решил стать первым лагерем. Тут надо сказать про моё особое отношение к дождю. Моя всегдашняя нелюбовь к нему за два года пограничной службы на свежем воздухе берегов Аракса стала маниакальной ненавистью. Поэтому для меня нет погоды хуже дождя, даже если он лёгкий и прочие люди его не замечают, и Кавказ для меня в этом смысле – стрёмные горы, ведь здесь очень влажно и дождливо. Поэтому у меня ко всему прочему (только не ржать!!!) ещё и зонтик.

Дождался перерыва в дожде, сходил налегке на рекогносцировку тропы (вроде, нашёл, даже дорогу) и поставил палатку, сделал 1.2 л. чая, с наслаждением дую его, закусывая разными вкусняшками. По палатке с переменной силой стучит дождик, у меня внутри сухо, тепло и уютно. Забегая вперёд, скажу, что обновой, купленной к сольному походу (двушка Ай-Петри от НоваТура), доволен как слон. Все дожди и ветра выдержала на «отлично» и вообще клёвая. По соотношению цена-ТТХ-качество вообще рядом никого, я считаю.

Вокруг всё изрыто кабанами, поэтому стремновато. Вот уж воистину – будем надеяться, Бог не выдаст, свинья не съест!)) Но шикарные шампиньоны на лугу кабаны не сожрали. А какие тут вдоль ограды шикарные метелки конопли обоего пола – красотища! Вообще, флора очень близка среднеполосной, но конечно, с южными и горными нюансами. Нюансы ждут запечатления на зеркалку, мыльницу и дебильник – я решил деверсифицировать фотоматериал. Еще я пру подзорную трубочку – изучать предстоящие маршруты и вообще зырить на дальние красоты. Собственно, я сюда приехал за красотой, и вся моя походная движуха – способ её достижения. Аминь! Спать!

23.07.2019

Дождь с вечера без передыху лил до 14-ти, потом перешёл в режим stand-by - типа, его и нет, но через четверь-полчаса посикает: «братуха, я тут!» При таких обстоятельствах собирать лагерь и двигать в неизвестность – не лучшая тема, во всяком случае, для меня. Быстрее бы эти обстоятельства прояснились – во всех смыслах! Но надо быть готовым ко всему. В принципе, эта готовность нужна всегда.

17:15. Посвежело, и на улице в одних труселях уже прохладно. Началась мелкая морось. Вчера такая же через 2 часа переросла в полноценный дождь. Поодаль мощно шумит Тютю-Су, но когда ливень конкретный, его дробь по палатке легко заглушает реку. После долгих дождей все реки вздутые и в разных оттенках жёлто-коричневые.
р. Баксан с моста у Чегетской поляны

Так что пока Тютю-Су – это Сары-Су. Вверх по Баксанскому ущелью непрерывно валят клубы и рваные клочья облаков в васильевской гамме – от белого до свинцово-серого. Они, естественно, затекают и в боковые долины, в т.ч. в Тютю-Су. Будь я сейчас выше по долине на 200 м, брёл бы ёжиком в тумане, как прошлой осенью с Женей Бабанским на Крымской Яйле. М-да, встреча пока хмурая.

Но я-таки собрал ядрёных молодых шампиньонов и тушу их в казанчике (тоже обнова к походу, 1.5 литра, практически ничего не весит, но это-таки казан!) со всякими ништяками. Сел лицом к верховьям Тютю-Су и сыграл на комузе. Песнь свою назвал «Серенада пасмурной долины»)). Эх, завтра бы уже в путь! А то жирная свинья, вместо того, чтобы получать по заслугам, сидит внизу и чревоугодничает((. Да и скорее охота уже увидеть «взрослые» горы – со звёздами каров и мантиями и лентами ледников. Нивально-гляциальные ландшафты – наше всё!

Здесь же день-деньской щебечут ласточки (когда дождя нет), порхают бабочки и суетятся сонмы всеразличных насекомых, которые и мою палатку осваивают. Палаткой, повторюсь, зело доволен. Вдвоём в ней будет терпимо, но тесновато; одному же – великолепно. Хорошо, когда сам себе начальник и сам себе падишах!

20:00. Навернул половину каши из 5 злаков с грибами и шиштяками. Очень вкусно! Начинается дождь (какая новость!))) Бумага сыреет и заметно хуже принимает карандаш. Будем надеяться, что этот дождь не как у Маркеса… Спокойной ночи!

24.07.2019

Встал в 8, смотрю – вроде, погода чуть улучшается, в 9 стал собираться. В 10:30 вышел вверх. Через час ходу пришёл к мосту на правый берег – к нему и подойти-то нельзя (всё залито и размыто), через сам же мост хлещет более полуметра жёлто-коричневых бурунов с брёвнами и глухо цокающими бульниками. Резюме краткое: вверх мне ходу нет! Решил выбираться из Тютю-Су и править стопы в Адыр-су;

…но тот мост, по которому я перешёл сюда позавчера, теперь тоже перехлёстывает водой! (не так, правда, люто, как выше) Час ходил, чесал репу, потом решил попробовать без рюкзаков и одежды. Оказалось, проходимо. Перешёл, оделся, вызвал такси из Тырныауза. Пошёл дождь.

Приехала черноокая красавица-балкарка (джигит-кызы!))), и вполне по-джигитски погнала «семёрку» вверх. Хлещет ливень, и такие виражи на такой скорости… Гладкая и поперечно-полосатая мускулатура непроизвольно, но интенсивно сокращается в такт извилинам дороги, голова же поддерживает светскую беседу за жизнь. Под жутким ливнем приезжаем к подъёмнику в Адыр-Су. Челы говорят – там сели, дорогу смыло минимум в трёх местах, не пройдёшь. Поехали в Адыл-Су. Везде дорожники разгребают сели – побольше и поменьше. В Адыл-Су на погранпосту погранцы говорят: «семерка» к а/л «Джантуган» по такой мокрой дороге не проедет, пешком 7 км. Об а/л «Шхельда» я тогда толком ничего не знал (и очень зря!). Я сопоставил вес рюкзаков, хлещущий ливень, степень своей защиты от него, туманность (во всех смыслах) моих перспектив в Адыл-Су и… сдался(((.

Поехал на Чегет и по старой памяти заселился в пансионат. Поужинал хычинами с пивом, чурчхелка на десерт. Сильно приуныл. Гисметео по Тырныаузу и Терсколу пророчит то же самое на неделю вперёд. Ждать и догонять – наши любимые виды спорта, не так ли? Пока спать…

25.07.2019

Встал в 7, почесал репу, пошёл дождь. Через полчаса он вошёл в силу и льёт, как вчера. ЖОПА!!! От безысходности опять захрючил. Проснулся в полдвенадцатого – льёт… Пошёл, продлился до завтра, взял кипятку, чай сделал, точнул слегонца. Сыплет… Льёт… Это такой особый дзенский путь любования горами – из окна – благо моё смотрит прямо на Когутаи и их ледник, красивым грязно-голубым языком висящий на скалах.

В 15:00 дождь взял тайм-аут, и я вылез на свет Божий. Зашёл в фирмовый магаз «Red Fox» и внёс свою лепту в раскупаемость самого ходового товара сезона – купил алый дождевик-пончо со складным «горбом» под большой рюкзак. Такой нужной и качественной вещи в моём горном гардеробе доселе не было. Как только появилась, я сразу побежал погулять на г. Чегет. Повстречал погранцов, был ими проверен и отпущен к озеру Донгуз-Орун. Озеро красивое, и всё вокруг красивое.
Бабай на Кавказе. Дневник (Путешествия)

Немного пофотал, пару микровидосиков снял, родичам да корешам вацапнул. На обратном пути меня ожидаемо накрыл дождь, но я теперь не лыком shit – с мстительным удовольствием облачился в шикарную обнову и манерно зашагал восвояси. На поляну спустился затемно, в 20:00. Выяснил, что в нагрудный карман помещается баттл пива и пара хычинов – ну вещь! Поужинал, пью чай с ништяками, слушаю музЫку из дебильника, пишу. На улице привычно льёт…

Во время покупки дождевика выяснились сразу две неприятных вещи: первая – что я не взял карту, а нала у меня после разных трат, включая эту, осталось 3 тыр; вторая – что я отсталый лошок и дебильник у меня лошпанский – не позволяет платить и снимать кэш без карты. «Таков печальный итог», как говорил Жора Апрятин из Куваевской «Территории».
По факту, надо завтра валить из Чегета и вострить вибрамы в долину Шхельды – жить бесплатно под дождём. Сколь верёвочке не виться… Гисметео завтра обещает ослабу дождя. Господи, как мне нужна сбыча этого прогноза! Уповаю на Тя!

26.07.2019

И-таки Вседержитель внял моим жалобным мольбам! Всё получилось замечательно. Не дожидаясь будильника, встал в 5.45, собрался. Попытался торговаться с таксистами, но была их масть – до Шхельды 700 и всё! Немного поплутав с водилой по заброшенным владениям, пришёл в а/л, там мне показали, куда идти. И вот я наконец на тропе! Иду, снимая микровидосики. Ужо сегодня жирная свинья получила нарядно! Но шикарные виды, открывающиеся по мере подъёма по долине – сначала на массив Кавказ, потом на Бжедух и Шхельду – с лихвой компенсируют пот и усталость.
Бабай на Кавказе. Дневник (Путешествия)Бабай на Кавказе. Дневник (Путешествия)

От устья до истока реки поднялся за 4 часа, залез на морену правого борта, и ещё по ней пришлось прилично подняться, чтобы найти мало-мальски пригодное и не камнеопасное место под палатку. Немного поработав ледорубом, руками и задницей (в качестве сенсора), разровнял пятачок – правда, всё-таки чуть наклонный, буду сползать.
С 9 до 15 я был под вьюком, развьючивался всего раз – дабы проверить стрёмный мостик в верхнем течении Шхельды. Воистину, это надо периодически испытывать, чтобы не разучиться радоваться ходьбе налегке! Это как с жаждой и водой. За ней до ближайшего ручейка из тормы – 20 минут туда-обратно. Хорошая тема для жирной свиньи – двигаться больше, пить меньше)) Тут же на ходу придумал замечательное упражнение для опорно-двигательного аппарата вкупе с вестибулярным: с термосом и двумя кружками воды, лёгкой козочкой скача по моренному куруму, не расплескать водицу. Заварил термос чаю, сварил полказанчика гречки с колбасой и специями – чума, как вкусно! Четверть оставил на завтрак.

В итоге, за день минут 15 только покапало, пока я ровнял пятачок и ставил палатку, рюкзаки даже не намокли. Просто подарок! После еды в кроссовках попрыгал по камням с камерой, пробежался дальше по морене. Докуда глаз хватает – жуткий конгломератный обрыв, спуститься на тело ледника можно, только вернувшись на километр. Но придётся, ведь Шхельда – самый большой долинный ледник в Приэльбрусье, и нужно побывать на нём, да и в его верховьях можно увидеть много красивых вершин (если с погодой повезёт, конечно). Посидел в палатке, почаёвничал, вспомнил про звёзды и вышел «на улицу». Вот это да!!! Всё расчистилось, и снега Шхельды призрачно засияли под звёздным светом – он ощутим, и весьма, ибо ночь безлунная. Я сподобился наблюдать вращение небосвода: огромная жёлто-оранжевая звезда (или планета?) над вершиной Шхельды на моих глазах погасла, закатившись за Гору. Да уж, ради впечатлений этого долгого дня уже стоило претерпеть начальные неурядицы. Я счастлив!

27.07.2019

Поздно вечером снизу приполз туман и скрыл звёзды. Ночью было прохладно, и утром капельки конденсата на палатке стали ледяными бусинками. Я в спальнике с Т комфорта якобы -9 ни разу не упарился. А ведь я совсем не мерзлявый чел! Ближе к истине женская Т коморта, -3. Что ж, будем знать, что Rock Empire приукрашивает характеристики. К Восточному Памиру надо брать нормальный пух на -20. Встал в 6-00, выглянул и возрадовался зело: ни облачка, снега Шхельды ослепительно сияют в утреннем свете на смачно синем небе! Поприветствовал титульную гору долины на балкарский манер: Салам алейкум, ИшьхельдЫ-Тау!
Позавтракал, сделал чай в маршрут и в 7-30 полез на облюбованный вчера перевал на плече массива Кавказ:
Бабай на Кавказе. Дневник (Путешествия)
(изучал варианты маршрута в трубу и заключил: шанс залезть есть, правда, нежирный). Полез по торме – сначала подъём довольно пологий, и очень удобно идти по вмёрзшим камням, как по ступенькам. Когда стало круче, камней не осталось и вибрамы начали проскальзывать, стал надевать кошки; тут мимо башки со свистом и жутким фырканьем пролетело несколько камней. Я понял: скучно сегодня не будет… Надо всю дорогу бдить вверх! Кошки (опять же, обнова к походу, как и ледоруб) держали прилично, но торма поднималась всё круче. Где можно было, лез по скалам, но это ужасно: они страшно выветрелые, всё разваливается, только дунь. Про надёжные зацепы тут базару нет. Да ещё кошаки скрежещут и цепляются, за что не надо… То по скалам, то по торме, я долез почти до верха, но уже и скалы стали стрёмными сверх меры, и торма стала - мало того, что волнительно крутая, так ещё и из-под тонкого фирна поблёскивать на солнце льдом, и кошаки стали, нет-нет, проскальзывать. Если при срыве сможешь зарубиться, то ещё вопрос: а что дальше? Если же не сможешь, то до палатки километром ниже даже уши не доедут...
Ну, и камни, знамо дело – скачут, настроения не повышают. Полдень…И я решил: жизнь сильно дороже красивых фото с перевала, которых я лишился, и надо валить вниз. Потом убедился, что это было спасительное решение. Уже от палатки, опять изучая пройденный маршрут в трубу, я увидел, что начало тормы на последних 50 метрах ещё сильно крутеет от тех 45*, на которых я развернул оглобли, и упирается в 20-метровую скальную стенку, которую я, конечно же, не пролез бы (а там, наверху, мне эти нюансы не были видны из-за ближних скал). Вот так, полдня потел и сотню метров не долез по верха. Но у меня есть утешительный бонус: пара хороших кадров с Донгуз-Оруном и Эльбрусом, сделанных на подъёме.
На спуске порадовался своей новой каске: защитила от камня – маленького, слава Богу. Но ощущение, что тебя без предупреждения - щёлк по тыкве! - весьма неприятное... Сильно устали ноги от постоянного напряжения на спуске по крутому фирну. Доковылял до палатки, смачно выдул весь чай (пока лез, из ручейков на скалах прихлёбывал), думал – вздремну с устатку и с расстройства. Не вздремнулось, однако…

Тогда пошёл по воду, искупался с помощью большой кружки и постирал смердящий потник. Другая жизнь! Взял оба фотика, в кроссовках поскакал (это единственный способ передвижения здесь, по гигантообломочной морене) по камням вверх, на скаку тащмя тащась от богатства и красоты её растительных сообществ, и снимая всё это.
Бабай на Кавказе. Дневник (Путешествия)Бабай на Кавказе. Дневник (Путешествия)Бабай на Кавказе. Дневник (Путешествия)Бабай на Кавказе. Дневник (Путешествия)Бабай на Кавказе. Дневник (Путешествия)Бабай на Кавказе. Дневник (Путешествия)Бабай на Кавказе. Дневник (Путешествия)Бабай на Кавказе. Дневник (Путешествия)
Доскакал гораздо дальше, чем вчера, и был вознаграждён: за очередной кулисой склона долины открылся пик Щуровского с Ушбинским ледопадом, нереально красивый, и по сторонам от него – по кусочку Чатына и С. Ушбы!
Бабай на Кавказе. Дневник (Путешествия)
А главное – я увидел, что по моей морене можно доскакать до главного цирка, не возвращаясь назад и не спускаясь на ледник, путь по которому сильно менее комфортен, а во многих местах и просто опасен:
Поснимал Щуровского и поскакал назад; в какой-то момент неуловимо споткнулся и… получил жестокий аперкот в челюсть гигантским каменным кулаком.
Ух, етит! Ладони-колени-живот отбиты и слегка подраны, из бороды бодро капает кровь; всё целое, но очень больно. Спасибо, что живой! ©))) Удвоив осторожность, поскакал дальше. По пути получил утешение от матушки Шхельды, явившей мне свой сияющий лик в очень изящной рамке.
Бабай на Кавказе. Дневник (Путешествия)
Наконец, доскакал до палатки, залил в бороду перекиси водорода, сделал чаю с замечательным местным чабрецом, 5-злаковую кашу и пожевал со всем этим орехов и сухофруктов. Да, насыщенный день получился! Погода – ещё лучше, чем вчера. Слава Богу за всё!