Бывало и такое! (Быль)

Пишет Vikzhi, 28.11.2019 16:01

Бывало и такое! (Быль, Горный туризм)
Вот почему-то без упоминания о нём не обойтись!

Близились к концу августовские деньки 1984 года. Вместе с ними заканчивался и наш поход – нехилая «четвёрка» по Западному Кавказу, в которой были пройдены малоизвестные в то время такие перевалы, как Пшиш Узловой (он же Хиллари), Малый Аманауз, названный когда-то архызкими спасателями Донецким, а затем москвичами - Торнау и в южном отроге Пшиша – Краб, который в снятой записке почему-то назывался перевалом Чёрной Собаки.
Бывало и такое! (Быль, Горный туризм)Бывало и такое! (Быль, Горный туризм)
Надо же, до какого имени додумались туристы! Наверное, по аналогии с кошмаром для новичков в горах – Чёрным Альпинистом или, может быть, действительно тащили за собой нахлебавшегося приключений пёсика!

Финиш маршрута был так же аккордным – с юга на север через перевал Псыш, считавшийся тогда сложнейшим в горном Архызе. С полупустыми рюкзаками мы бодро шагали по Наурской тропе, предвкушая скорую встречу с родными и близкими людьми. Остались справа перевал и вершина Токмак, устье бурливой Секиртме, вот и переправа по брёвнам через широкое течение Аманауза. Впереди – многорукавье Белой.
Бывало и такое! (Быль, Горный туризм)
Там, сразу не поверили глазам, на поляне стоял так хорошо знакомый тёмно-зелёный «Уазик» Архызско-Лабинского КСО, а рядом с ним докуривал сигарету Коля Кубеков – штатный спасатель из того же отряда! Крепко обнялись. Первый вопрос – от него – «Как сходили»? Я в ответ показал поднятый вверх большой палец и в свою очередь – «А ты как здесь очутился»? Оказывается, привёз несколько туристов с проводником к началу подъёма на перевал Айюлю.

Всегда лучше плохо ехать, чем хорошо идти! Подпрыгивая на ухабах, распуская веером брызги из пересекавших дорогу ручьёв «Уазик» мчал нас лесной дорогой в Архыз. Уже появилось устье Кизгыча – правого притока Псыша, когда мотор вдруг заглох! Коля помянул шайтана и объявил, что бензин в баке кончился, потом помянул второго шайтана, который накануне забрал из машины канистру с запасным топливом. Мы, пятеро крепких парней, приготовились было толкать таратайку до посёлка, до которого оставалось, ну, не больше километра! И в этот момент нас озарило! Бензин есть у нас! Чуть меньше литра в двух примусах, да ещё половина в какой-то фляжке из-под шампуня.

Перед глазами предстало нечто редкое – в отверстие бензобака аккуратно сливалось содержимое «Шмелей», так назывались наши примуса, за ним последовал «шампунь». Мотор фыркнул и завёлся! Через пять минут мы были в Архызе возле домика КСО!

Обычно водители не отказывались слить туристам толику бензина для заправки примуса, когда за символическую плату, а когда и просто за спасибо. Но такого случай, чтобы от примуса заправлялся автомобиль, история пока ещё не может припомнить!

Нынче кругом обилие всякого рода «буржуйских» горелок. Но ветераны с теплотой вспоминают существовавшие когда-то примуса «Турист», «Шмель», «Огонёк». Некоторые из них и по сей день добросовестно трудятся на благо своих хозяев, заслужив самые добрые слова о себе.
Бывало и такое! (Быль, Горный туризм)
Воздам хвалу я вещи славной -
Трудяге под названьем "Шмель"!
Он служит много лет исправно,
И не торопится в музей!

Кой-где с него облезла краска,
Местами точечками – ржа.
Слегка оплавлена пластмасса
На ручке длинного ключа.

На вид, как будто неказистый,
Был выше всякой похвалы!
Без лишних слов и очень быстро
Вносил свой вклад в походный быт!

При навалившемся ненастье
Творил уюта волшебство -
Волною плыли по палатке
Покой душевный и тепло.

Везде, всегда он без отказа
Что нужно было – всё варил.
Трудился честно и ни разу
Наш коллектив не подводил!


Фото из архива автора

100


Комментарии:
18
Такой же "Шмель" лежит на полке
Я выбросить его не смог
Есть ремнабор, а в нём иголки
Прокладки, рейка, даже шток.

Лежит всё это как награда
Которую не бросишь в хлам.
Поставить памятник бы надо
Шмелям, Туристам, Огонькам!

12
Я б памятник Шмелю воздвиг нерукотворный,
К нему не заросла б народная тропа,
А он вознёсся пламенем зараза непокорный
Повыше Александрийского столпа.

0
lomiga, buxal! Прекрасное предложение! Обеими руками за! Хоть за всамделишный, хоть за нерукотворный!

1
Виктор, очень хороший пост, и стих понравился! Извини попал пальцем на смартфоне не туда поставил минус не желая того.


Радость, пламя неземное!
Райский дух, слетевший к нам,
Опьянённые тобою,
Мы слетелись в Светлый Храм!

Ты сближаешь без усилья,
Всех, страдавших за едой,
Там где ты - раскинешь крылья,
Люди - братья меж собой!

Обнимитесь у огнива!
Слейтесь в радости одной!
Через битвы-восхожденья,
Шмель - союз наш вековой!

/по Ф.Шиллеру/

4
Шмель - это объединяющая сила!

10
Мдя… Только сейчас прочитал.
Шмель (именно Шмель-Фебус: https://www.drive2.ru/c/2898252/) - это эпоха. Не зря народ исключительно стихотворно вспоминает.

В своё время был «керосинщиком», что давало колоссальные жизненные преимущества.
Можно было не таскать миску, а есть из крышки (после прокаливания запаха не было, но кому рассказываю), а в качестве общественного груза выдавались лишь компактные консервы.
Да и вообще, почётная была должность.
А вот с тарой под бензин тогда были проблемы. «Шампунь», как правило, держал плохо и рюкзак благоухал потом долго.
Зато было меньше проблем с самим бензином. В городских условиях нечерноземья трёхлитровая банка наливалась из уазика «за спасибо» на раз. С высотой, правда, сложности (и цена) возрастали.

История добывания самих Шмелей, это отдельная история, как и многие другие с ними связанные и не менее замечательные.

P.S Просьба к Виктору.
Не сторонник жёстких мер, но забань "Шиллера".
Умеет он всё испоганить. Талант.

6
Столько воспоминаний, связанных с этим источником тепла! В своё время тоже воздал должное универсальности крышки от футляра. Да и сам футляр после утилизации примуса ктелком до сих пор служит!

P.S. "Шиллера" трогать не буду, также как и недавно прославившегося Олега_М, хотя он начал минусовать мои комметарии в постах, даже не касающихся его.
Более того, вернул из игнора небезызвестную Е.Мамонтову, поскольку она тоже ликвидировала свой игнор-лист.

Стараюсь руководиться принципом, что в ремнаборе всякая верёвочка может оказаться полезной в определённой ситуации.

3
Ну, и фиг с ним, с "Шиллером". (Минус мне, кстати, уже ввалил.)
Он же тёмный как "..." и значение слова "игнорировать"недоступно его пониманию.

И о "всякая верёвочка может оказаться полезной".
Вспоминается перефразированный эпизод с паролями из второй серии "Неуловимых..." .
- Вам унитаз нужен?
- Был нужен. Уже взяли.
- А может и я на что-то сгожусь?


9
В августе 1998 заканчивали маршрут на Сохе. Из Зардалов до Джаупаи пешком. Издалека смотрим: видно крышу какого-то автобуса! Ближе подошли: носатый КАВЗик. Дальше до Кана что-то сразу расхотелось пешком идти. Дорога же придумана, чтобы по ней ехать, а не ногами ходить! Стали спрашивать местных, где водитель.
- Ну я водитель.
- А до Кана не довезешь?
- Нет, не довезу. Бензина нет.
Но обстоятельства сложились так, что у нас с похода сколько-то бенза еще осталось, и какое-то шестое чувство подсказало мне пару дней назад что-то такое, что я запретил участникам выбрасывать лишний бензин. И уговорил руковода, чтоб тоже не разрешал выбрасывать. Пусть пока будет на всякий случай...
- У нас осталось сколько-то бензина с примусов. Давай мы тебе зальем - довезешь?
- Зальете бензин - довезу.
Залили мы в автобус все свои остатки и прекрасно доехали на нем до Кана. Там пересели в рейсовый на Баткен, и вот тут-то началось... но это уже другая история из фильма ужасов...

5
Чувства, испытываемые при виде ТС после окончания активной части маршрута, очень понятны! Словами даже сразу и не скажешь!
Вот интересно - а были ли случаи заправки ТС из примуса ещё более ранние, чем описанные в моём посте? На настоящий момент на "пъедестале" мы с Георгием, третья ступенька свободна. Но не исключаю появления золотосоискателя! (Обязательно с рассказом об обстятельствах!)

10
Еще в том же самом походе, но на заезде, мы ночью ремонтировали ГАЗ-66, на котором нас везли через ...надцать границ из Ташкента в Ворух, собственным ремнабором.
У шишиги отвалилась ручка переключения передач. Хоть палец в коробку засовывай и переключай им, но не достает.
Открыли коробку, поставили 2-ю скорость. Шишига может на 2-й скорости тронуться с места. Но отъехали недалеко. Понадобился задний ход, опять в коробку лезть надо.
Как-то иначе примотали, стала включаться либо 2-я скорость, либо задний ход. Ехали очень медленно. Долго. Водила сказал: нет, так не доедем. Надо еще скоростей добавлять.
Вот тут мы надели фонари (уже совсем стемнело) и открыли свой рем. Пошаманили, сделали так, что все скорости теперь включались. Но ручка передач не очень надежно держалась (армированный скотч еще не изобрели в те годы).
Глубокой ночью доехали до Воруха. И тут водитель взмолился:
- Мужики, как же я назад поеду? А вдруг опять отвалится, и нету вас с вашим ремнабором! Боюсь! Давайте еще на раз все проверим, сделаем надежно, чтоб до Ташкента не отвалилось!
И снова достали мы волшебный ремнабор...
И да. Он и правда доехал назад до Ташкента.


5
В 73-м, для своей "экспедиции" получили на складе новейшие палатки типа "серебрянки", но с крышей из нейлона - красную, синюю и зеленую. А вот "шмели" получили изрядно б/у. Но зато насыпали полную "жменю" манжеточек, прокладочек и других мелочей. По утрам на выходы готовили в палатке и весь месяц боялись чтобы не "пыхнуло" из клапана и не прожгло крышу. Обошлось.
А мне в тот год пришлось тащить две канистры бензина через Алибек под Аксауты. Ниче так работенка. Главное - не пытались подгрузить всякими "сыпучими" типа сахара и круп. ;-)
Малый Аманауз все ж назвали не Липецким, а Донецким. Но потом его "первопроходов" еще куча была.:-))

2
Сергей! Спасибо за поправку! Учту.
Самым интересным оказалось то, что вашу записку (писал К.Лисовецкий) в 1984 году на том перевале не нашёл, а только спустя год, оказавшись на нём же, совсем случайно обнаружил в россыпи камней, которая когда-то туром была!

1
Мы ходили в августе-начале сентября. Гребень был без снега. Так что турик сложили. А зимой-весной там метет хорошо. Так что могло сдвинуть.


2
Хоть редко но был в ходу немецкий примус Ювель(если память не изменяет).Работал на всех видах жидкого топлива.

2
Сам не пользовался, но по словам его обладателей, заслуживал внимания.

3
Отечественный цельнотянутый вариант Juwel - "Огонёк".
Есть в наличии, пару раз использовал в "тепличных" условиях (боевым был Шмель-1).
Показался вполне.
Теоретически, меньшая взрывоопасность чем у Шмеля (лично знал сильнопострадавшего от последнего), так как давление создаётся саморазогревом.

7
И у "Огонька" и у "Шмеля" стояли предохранительные клапана. Если их содержать в порядке, то риск минимален из-за их правильного расположения.





А вот у "Туриста", несмотря на защитную шторку, которая лишь прикрывала бачок от пламени, пыхало прямо в пламя горелки и по сторонам. Огнемет знатный!



10
В те времена и появилось выражение "Примус, как и собака, слушается только своего хозяина!" Молва приписывала её авторство лорду Ханту, руководителю английской победной экспы на Эверест.Уже наша практика показала, что хозяин должен быть мужского пола (бывали и исключения). Наш доморощенный этимолог Витя Зубков объяснял это просто"Примус, бензин,спирт, ремонт,плов-это слова мужского рода, а еда,варка,жарка,готовка и Ой, я забыла!-женского".На маршрутах проблема была с бензином...его поносителям нельзя было доверять переноску практически почти всех продуктов! Нам отчасти удалось решить эту проблему изготовлением титановых полукруглых вытянутых канистр точно по размеру боковых карманов "абалака" и применением авиабензина Б-70.

0
Классный комментарий, Владимир! Достоин того, чтобы включить в монографию о жаровыделяющих устройствах!

3
Изречения (оба) - супер!!!

"титановых полукруглых вытянутых канистр точно по размеру"
Вот очень любопытно, сколько б это сейчас стоило?
Сколько тогда, даже не догадываюсь, а знаю. Халявный титан (и возможности его обработки) был одним из важнейших преимуществ советского альпинизма.

3
А сейчас за титан надо конкурировать с Боингом, так что цена как у самолёта :)

6
Не в том дело, какого рода.

Чем сложнее аппарат, тем он больше похож на человека. Особого подхода требует. Когда приласкать, похвалить добрым словом, когда показать пассатижи, а когда и постучать ими. Когда совсем плохо все, то и башку свернуть. Умный примус поймет, кто здесь хозяин, будет безошибочно определять, когда ему начнут делать больно, и прекращать свои капризы.

Но и сексом позаниматься даже с самым лучшим, любимым примусом тоже время от времени полезно...

6
Какое там время от времени... там была регулярная половая жизнь...


4
Что-то мне подсказывает, что пора гриф на посте вешать: "Детям до 16..."
Вот оказывается, где скрывается весь интим.

13
Жена прочитала всё это. И сказала, вспомнив ужасы готовки на примусе:

Когда пришёл черёд готовить А рядом нету мужика
Не надо только мне злословить. Я в ужас впала на века.

Заправить «Шмель» бензином гадким
Потом закрыть и разогреть
Уйти подальше от палатки
Чтоб не успела та сгореть.

Ключ повернуть налево малость
Услышать как шипит струя.
Не зная сколько ж жить осталось
Мне с этой спичкой у «Шмеля».

Закрыть глаза, рукой дрожащей
Ту спичку в примус запихнуть.
И громко-громко верещащей
Его ногой со злости пнуть.

Какой конструктор будь он проклят
Тот «шмель» решил изобрести
Я б на костре сварила ужин
И НЕ ПИСАЛА БЫ С Т И Х И !

5
Моя тоже прочитала.
Поддержала Вашу на 100%, восхитилась Георгием (его профиль произвёл неизгладимое впечатление на женскую душу), и сказала после всех наших дифирамбов Шмелю, что теперь знает к кому надо было меня ревновать по настоящему.

5
Классная лирика!
А вот несколько строчек из сухой прозы - дневника одной из участниц кавказской "четвёрки".
" ...Адмирал провёл с Юлей инструктаж по пользованию горелками, досконально разъяснив правила и последовательность работы с ними, но в конце порекомендовал примуса всё-таки не трогать во избежание последствий. Та, выслушав последнее указание, ушмыгнула в лес со словами: - «Ну конечно, они загорятся, а я буду виноватой!» Адмирал, чистосердечно пожелав ей вдогонку типун на язык, самолично взялся за «тепловые агрегаты». И что же? Один из них вспыхнул из-за неисправности в шланге! Вернувшаяся Юлька благоразумно отошла подальше, чтобы не схлопотать типун за накарканное высказывание. Но всё обошлось, горелки заработали..."
Ведь вот сколько эпизодов будят в памяти общение и непосредственный контакт с нагревательными устройствами!

11
Самый секс с примусом у нас имел место в 1997, когда мы крутили ему хвоста.

Лет за 7-8 до того Вовка Жираковский изобрел горын. Постепенно новое изделие, претерпев небольшие модификации, приобрело популярность, мы в клубе наделали таких несколько штук.

Описываемые события происходили с участием горына вот в этом походе, непосредственно перед "Эпизодом-1", воспетым в этом посте.

Первую неделю горын работал хорошо. И вдруг заткнулся. Полная непроходимость.

У нас был с собой "Шмель-2". Мы догадались прокалить на нем топливную трубку. Из нагретой докрасна трубки стала капать вязкая смола, воспламеняющаяся на конце. После выжигания смолы и дополнительной прочистки проволокой горын снова заработал.

Но в том месте, перед прохождением сложного перевала Плато Шмидта, трое участников решили заболеть и сойти с маршрута. Идти до населенки там 3 дня, так что шмель пришлось им отдать. Мы остались с одним горыном, в надежде, что эта непроходимость была глюком и больше не повторится.

Следующие 12 дней все было хорошо. И вот опять. Горын не загорается, бензин до горелок не проходит, а примуса, чтобы чинить горын, у нас уже нет. К счастью, мы как раз подходили к МАЛу на Ю. Иныльчеке, там народ, у кого-нибудь да есть примус.

Как бы не так. У всех только газовые горелки. Примусов нет. Попробовали прокалить топливную трубку газом. Хрен там. Газовые горелки слабые, на полной мощности дают пламя меньшей температуры, чем бензиновые, и ее не хватает, чтобы выплавить забивший трубку кокс.

И пошли мы плакаться к Клованичу, может, найдется у него на складе хоть дохлый примус. Голову-то рабочую мы, если что, с 3-голового горына снимем, насос примусной тоже, а надо-то только сам бачок с предохранительным клапаном (или даже без клапана, дырку чем-нибудь заткнуть можно).

И, о чудо, вот он в сарае - вожделенный бачок с клапаном (без головы и без насоса). Переставили башку и насос, зажгли, прокалили трубку, горын снова в деле.

А дальше мы призадумались. Еще 2 недели ходить, впереди Хан, спуск на север, а что будем делать, если он в третий раз? Причина-то повторяющегося закоксовывания не устранена, да и вообще непонятна. Мы предположили, что кокс образуется в изгибе трубки для предварительного прогрева горючего (хотя непонятно, почему в прошлые походы этого не происходило). И решили накрутить горыну хвоста: спрямить эту трубку, заодно показав строптивому, что будет выпендриваться - еще больнее будет. И на всякий случай выпросили у Клованича, чтобы он нам подарил этот некомплектный бачок, если снова крутить хвоста понадобится.

Это была победа! После акта жесткого секса с горыном кокс стал оседать не внутри трубки, а на фильтрах голов, которые уже поддавались чистке. В предпоследний день, правда, еще срезало резьбу на одной башке, мы ее сняли, отверстие в трубке забили куском проволоки и так, с окончательно покалеченным изделием, благополучно дошли до заставы.

Впоследствии мы разобрались, в чем было дело. Мы тогда попробовали разлить бензин по 1.5-литровым пластиковым бутылкам. Они оказались разные, в основном числе из-под газ-воды. Вода сладкая. Следы сахара в перегретом бензине и приводят к образованию этой самой смолы. После того мы стали заливать только в бутылки из-под минеральной или "чистой" воды, чтоб не было следов сахара, и пользовались нормально. Позже дополнили технологию: стали класть в каждую бутылку с бензином по ложке гранулированного силикагеля, который в первую очередь поглощает "говнище" и превращает "ослиную мочу" в более-менее пригодный бензин.

Но и горыны подверглись радикальной модификации. Горыны нового поколения имели такую конструкцию, что можно было, во-первых, любое место прочищать, и во-вторых, любую голову отделять и использовать отдельно. Незаменимые и неремонтопригодные детали в конструкции устранили. Получился совершенно надежный и самодостаточный агрегат, работающий на любом топливе от газа и до керосина включительно.




2
Вывод по "сладким" бутылкам очень интересен и достаточно логичен. Только разве пузыри перед заливкой топлива не прополаскивали?
У нас тоже была самоделка, где для наддува использовали велонасос, ходили с ней несколько лет, после перешли на "буржуйскую Ковею". Топливо для них использовали только "Нефрас", который не коксовался.
А 1997 - очень памятный для нашей команды год, когда в Приэльбрусье тоже прошли шестёрку (https://www.risk.ru/blog/208405).


Всё так, только трошечки "не так". САХАР В БЕНЗИНЕ НЕРАСТВОРИМ.
Верите или нет, но я пробовал. Не на машине, конечно, а просто на горелке (её можно почистить. Оставлял на несколько дней сахар в пробирке с бензином, может хоть так раствориться сахар в бензине - НЕТ. Заправлял Ковею Бустер бензином из тестовой пробирки. Нагара в трубке - нет.


3
Из творчества - переделал "Огонек" на газ. Заправлял через спец. штуцер (вворачивался вместо насоса) газом из баллончиков для заправки зажигалок. Сходили с ним зимний Ерыдаг "По перьям" ? Фото предъявить не могу, девайс утерял мой сумасшедший друг во время зимнего одиночного броска на мотоцикле сквозь Кызыл-Кум

0
.

2
"...Нам как-то еще при СССР налили канистру 10л бензина-калоши... С примесью хлорорганики..."
И в результате, на халяву "фосгеном" надышались... Жесть, конечно.

4
У нас полгруппы было химиков, и сам я химик тоже. Мы тогда сразу просекли, какой элемент дает такой цвет пламени и налета на медных деталях, и какой опасный химический продукт может получиться в случае неполного сгорания. Всем было строго-настрого запрещено приближаться к работающим примусам. Потому что ходить на этой штуке предстояло неделю, и надо было как-то при этом в живых остаться.

13
1974 г. Первый майский горный поход по Центральному Кавказу. Вообще первый горный поход. Первая ночёвка в снеговой зоне под перевалом Коштан, и,как назло, первое моё дежурство. Как разжигать примус я видел, но не щупал. Шесть вечера, холодно, ветрено. С содроганием вылезаю из палатки и начинаю неравную борьбу со Шмелём-1. Как мне казалось, я всё делал правильно - налил бензин в чашечку, поджог, когда прогорело, поднёс спичку. Шмель остался глухонемым. Так продолжалось раз десять. Я его и по бачку гладил, и на головку плевал - слюна шипела но он не загорался. Больше всего донимало хихиканье руковода из палатки. Но он меня спас от попытки изнасилования: вылез из палатки, и со словами: "Сейчас начнут рождаться примусята", быстро закочегарил Шмеля. Урок был наглядный и поучительный - на всю жизнь запомнил.

Но это ещё не всё. Дело в том, что не надеясь на качество местного бензина, мы прихватили его из Москвы. Не надеясь на качество работы грузчиков и из-за преклонного возраста канистр, мы их взяли с собой в салон. Две штуки по 2,5 литра упакованные в простые полиэтиленовые пакеты - чтобы не привлекать внимания. Непоправимое свершилось уже в полёте. Одна из канистр от старости треснула и бензин потёк по салону. Окружающие недовольно заводили носами и вызвали бортпроводницу. Её грозный вид поверг нас в смятение, а вариант высадки (выброса) прямо там просто шокировал. Отмазкой послужили наши ботинки, которые мы пропитывали в течение двух недель, и один из ингредиентов был бензин. Подхватив идею руковода, мы поснимали ботинки и пытались их поднести поближе к носу бортпроводницы. Её сдуло ветром. Рейс благополучно сел в Минводах, ментов не вызвали, но долго проветривали салон. Пришлось заправляться этилированным и когда кончилась наша "калоша", каждый вечер прочищать дырочки рассекателя шилом. Никита Степанов

6
И у кого теперь повернётся язык рассказывать о свирепствовании КГБ в СССР?...
Сейчас бы вас как террористов....

5
Страшно представить даже - фейсом в землю, руки за спиной в наручниках и автоматчики рядом стоят, а возле рюкзаков - команда сапёров...


4
Сейчас да. У меня даже в январе 2014 на ж/д вокзале в Минводах рюкзак вытряхну из-за одного несчастного газового баллона и в ментовку забрали. А раньше, когда летели в Ляхш или Джиргиталь, чуть не в руках канистры с бензином тащили. Никита Степанов.


5
Жора, ваш горыныч - это нечто. Так я и не собрал, хотя ты мне когда-то присылал всю технологию. Ингредиентов хватало, но видно время их все же ушло... MSR, Primus и др... Бензин да, протекал иногда, самый надежный вариант тогда был - паять в банки из-под сока... Последний раз паяли сезоны 92-93-й. Банки от 0,5 до 3 л. 3 л от безысходности, если не не находили нужное количество "мелких". Под нее (3-х литровую) либо дневка, либо расходную канистру таскали на пару литров. Вскрывали, естественно, вечером, чтобы заправить два раза а остаток перелить.

10
Да, чуть не забыл: обещал же рассказать, как мы ехали дальше после того, как заправляли своим бензином автобус.

В Кане загрузились в рейсовый ПАЗик до Баткена. ПАЗик был уже полный, мы втискивались с большим сопротивлением. Я зашел последним, с большим трудом удалось закрыть дверь. Сам стоял одной ногой на ступеньке и держался одной рукой за поручень. Вторая нога на ступеньке уже не помещалась, а второй рукой надо было придерживать рюкзак. Ну совсем, мягко выражаясь, неудобно. Я завидовал нашим тем, кто зашел раньше и смог продвинуться в салон, там хоть более-менее ровно стоять можно было.

В следующем кишлаке в ПАЗик захотели еще войти местные. Но через дверь войти было невозможно, она уже не открывалась, а ехать надо. Пара человек вошли прямо в середину салона через окно, и еще туда закинули живого барана. А что, барану тоже надо ехать...

Тем временем я продолжал завидовать нашим, уж больно неудобно было висеть на одной руке на ступеньке. А в середине автобуса стали раздаваться недовольные голоса, а потом вовочкин мат. Мне не было видно, что там происходит, я только понял, что там возникли какие-то проблемы, но непонятно, какого сорта.

Оказалось, одному местному тоже показалось неудобно стоять наперекосяк. Здоровый бабай, недолго думая, уселся прямо на барана. У бедного барана в шумном тесном автобусе и так был стресс, а тут еще такое. Ну он и... короче, у барана произошла диарея...

Когда мы в Баткене выгрузились, вовин рюкзак был в ароматной зелени ну просто со всех сторон. Штаны меньше, но тоже. А там на автовокзале жара, и близко воды не оказалось.

Я понял, что ехал на ступеньке еще не так плохо, и перестал завидовать...

1989, Приэльбрусье, первое руководство. Свалили с Койавганауша, туманище, дождь - встали на морене не доходя Зелёной гостинницы. Примусочки только меня слушались, ага. Устроил между камушками кан на паре Шмелей, развёл, стеклотканью укутал - готовьте, говорю дежурным. Через некоторое время гул, как реактивный на взлёт пошёл, дежурный с круглыми глазами стоит, под стеклотканью огеннный ад. Сбил все, да поздно. Видно, от перегрева начал травить взрывник у одного из шмелей. Под стеклотканью температура такая, что алюминий плавился - насосы оплавленой нескручиваемой нашлёпкой у обоих. В общем - без кухни остались...
Свалили вниз, в Итколе на стадионе вагончик строителей беспризорный - в нём и поселились, переждали непогоду. Двое парней поехали до Тырныауза за примусами, но был только двухглавый вариант - Шмель-3 (кстати, тоже назвали его Змей-Горынычем, о настоящем Горыныче зал уже тогда). На нём и доходили. Потом ещё несколько лет на нём в экспедициях в Нечерноземье готовил, где то в завалах в гараже должен лежать...

3
Толковал Коньяков
Как-то с видом министра
Из чего сделан примус:
Где винт и где шпунт.
Колобок, проверяя
Бензинчик в канистре,
Подсветил туда спичкой,
И грохнул салют!

Без усов и бровей
Стало все отделенье,
Коньяков охладиться
Их взял на снежок.
Там усердно уча
Задержанье в паденьи,
Колобок сбил подкатом
Инструктора с ног!

3
Клапан на примусе плохо травил,
Мирно турист себе ужин варил.
Утром товарищи еле нашли
Крышку от кана и чьи-то очки...

5
Есть довольно смачное описание в книге Шатаева "Категория трудности" (правда, без конкретизации, что за девайс):

....Примус заиндевел и пока что обжигал пальцы морозом. Здесь, на высоте, альпинист каждый раз достает его из мешка опасливо и тревожно. Эта «бабушкина» техника, ставшая ныне символом всего примитивного, устаревшего, решает судьбу восхождений, решает судьбу восходителей. Лучше лишиться пищи, чем остаться без примуса. Он согревает нас изнутри и снаружи. А кипяток на высоте ценней и «питательней» лососевой икры.
Только примус — штука предательски ненадежная. Вероятность его разгорания имеет лотерейный характер. Порою он не горит оттого, что откровенно ломается, а порою не работает, потому что вдруг не работает. Целые группы альпинистов-высотников, глядя, как кто-то из них разжигает примус, ждут своего приговора...
Я заправил его бензином и нажал на поршень подкачки. Поршень прошел до отказа, зацепился за что-то и обратно не сдвинулся с места... Вот и приговор! Переохлажденные, ослабленные гипоксией организмы не выдержат. Дай бог, чтобы до утра в группе не началось пневмонии, ангины или еще какой-либо страшной для этой высоты хвори. Оставалось одно: лезть в спальные мешки и обогреваться собственным теплом. Утром, если будет погода, спускаться вниз...
Черта с два! Я схватил примус и стал его трясти. Попробовал поршень — ни с места!.. С минуты на минуту начнется буран, с минуты на минуту вползут ребята с надеждой согреться.
Спичку зажег на авось. Пламя вдруг взметнулось, лихорадочно и шумливо полыхнуло несколько раз и исчезло, упорхнув в свод пещеры. Поболтал бензин в баке и сделал вторую попытку. Горелка вспыхнула синим напористым пламенем. Примус надсадно завыл, и так угрожающе, что, казалось, вот-вот разлетится на части....


Гляжу на заглавную фотку к статье и думаю: "Во прикид! Страаашно, аж жуть"

2
Это один из участников праздника посвящения новичков в значкистов. Колоритность прикида сделала вид Чёрного альпиниста особенно запоминающимся.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru