Бывало и такое! (Быль)
Вот почему-то без упоминания о нём не обойтись!
Близились к концу августовские деньки 1984 года. Вместе с ними заканчивался и наш поход – нехилая «четвёрка» по Западному Кавказу, в которой были пройдены малоизвестные в то время такие перевалы, как Пшиш Узловой (он же Хиллари), Малый Аманауз, названный когда-то архызкими спасателями Донецким, а затем москвичами - Торнау и в южном отроге Пшиша – Краб, который в снятой записке почему-то назывался перевалом Чёрной Собаки.
Надо же, до какого имени додумались туристы! Наверное, по аналогии с кошмаром для новичков в горах – Чёрным Альпинистом или, может быть, действительно тащили за собой нахлебавшегося приключений пёсика!
Финиш маршрута был так же аккордным – с юга на север через перевал Псыш, считавшийся тогда сложнейшим в горном Архызе. С полупустыми рюкзаками мы бодро шагали по Наурской тропе, предвкушая скорую встречу с родными и близкими людьми. Остались справа перевал и вершина Токмак, устье бурливой Секиртме, вот и переправа по брёвнам через широкое течение Аманауза. Впереди – многорукавье Белой.
Там, сразу не поверили глазам, на поляне стоял так хорошо знакомый тёмно-зелёный «Уазик» Архызско-Лабинского КСО, а рядом с ним докуривал сигарету Коля Кубеков – штатный спасатель из того же отряда! Крепко обнялись. Первый вопрос – от него – «Как сходили»? Я в ответ показал поднятый вверх большой палец и в свою очередь – «А ты как здесь очутился»? Оказывается, привёз несколько туристов с проводником к началу подъёма на перевал Айюлю.
Всегда лучше плохо ехать, чем хорошо идти! Подпрыгивая на ухабах, распуская веером брызги из пересекавших дорогу ручьёв «Уазик» мчал нас лесной дорогой в Архыз. Уже появилось устье Кизгыча – правого притока Псыша, когда мотор вдруг заглох! Коля помянул шайтана и объявил, что бензин в баке кончился, потом помянул второго шайтана, который накануне забрал из машины канистру с запасным топливом. Мы, пятеро крепких парней, приготовились было толкать таратайку до посёлка, до которого оставалось, ну, не больше километра! И в этот момент нас озарило! Бензин есть у нас! Чуть меньше литра в двух примусах, да ещё половина в какой-то фляжке из-под шампуня.
Перед глазами предстало нечто редкое – в отверстие бензобака аккуратно сливалось содержимое «Шмелей», так назывались наши примуса, за ним последовал «шампунь». Мотор фыркнул и завёлся! Через пять минут мы были в Архызе возле домика КСО!
Обычно водители не отказывались слить туристам толику бензина для заправки примуса, когда за символическую плату, а когда и просто за спасибо. Но такого случай, чтобы от примуса заправлялся автомобиль, история пока ещё не может припомнить!
Нынче кругом обилие всякого рода «буржуйских» горелок. Но ветераны с теплотой вспоминают существовавшие когда-то примуса «Турист», «Шмель», «Огонёк». Некоторые из них и по сей день добросовестно трудятся на благо своих хозяев, заслужив самые добрые слова о себе.
Воздам хвалу я вещи славной -
Трудяге под названьем "Шмель"!
Он служит много лет исправно,
И не торопится в музей!
Кой-где с него облезла краска,
Местами точечками – ржа.
Слегка оплавлена пластмасса
На ручке длинного ключа.
На вид, как будто неказистый,
Был выше всякой похвалы!
Без лишних слов и очень быстро
Вносил свой вклад в походный быт!
При навалившемся ненастье
Творил уюта волшебство -
Волною плыли по палатке
Покой душевный и тепло.
Везде, всегда он без отказа
Что нужно было – всё варил.
Трудился честно и ни разу
Наш коллектив не подводил!
Фото из архива автора
Я выбросить его не смог
Есть ремнабор, а в нём иголки
Прокладки, рейка, даже шток.
Лежит всё это как награда
Которую не бросишь в хлам.
Поставить памятник бы надо
Шмелям, Туристам, Огонькам!
К нему не заросла б народная тропа,
А он вознёсся пламенем зараза непокорный
Повыше Александрийского столпа.
Райский дух, слетевший к нам,
Опьянённые тобою,
Мы слетелись в Светлый Храм!
Ты сближаешь без усилья,
Всех, страдавших за едой,
Там где ты - раскинешь крылья,
Люди - братья меж собой!
Обнимитесь у огнива!
Слейтесь в радости одной!
Через битвы-восхожденья,
Шмель - союз наш вековой!
/по Ф.Шиллеру/
Шмель (именно Шмель-Фебус: https://www.drive2.ru/c/2898252/) - это эпоха. Не зря народ исключительно стихотворно вспоминает.
В своё время был «керосинщиком», что давало колоссальные жизненные преимущества.
Можно было не таскать миску, а есть из крышки (после прокаливания запаха не было, но кому рассказываю), а в качестве общественного груза выдавались лишь компактные консервы.
Да и вообще, почётная была должность.
А вот с тарой под бензин тогда были проблемы. «Шампунь», как правило, держал плохо и рюкзак благоухал потом долго.
Зато было меньше проблем с самим бензином. В городских условиях нечерноземья трёхлитровая банка наливалась из уазика «за спасибо» на раз. С высотой, правда, сложности (и цена) возрастали.
История добывания самих Шмелей, это отдельная история, как и многие другие с ними связанные и не менее замечательные.
P.S Просьба к Виктору.
Не сторонник жёстких мер, но забань "Шиллера".
Умеет он всё испоганить. Талант.
P.S. "Шиллера" трогать не буду, также как и недавно прославившегося Олега_М, хотя он начал минусовать мои комметарии в постах, даже не касающихся его.
Более того, вернул из игнора небезызвестную Е.Мамонтову, поскольку она тоже ликвидировала свой игнор-лист.
Стараюсь руководиться принципом, что в ремнаборе всякая верёвочка может оказаться полезной в определённой ситуации.
Он же тёмный как "..." и значение слова "игнорировать"недоступно его пониманию.
И о "всякая верёвочка может оказаться полезной".
Вспоминается перефразированный эпизод с паролями из второй серии "Неуловимых..." .
- Вам унитаз нужен?
- Был нужен. Уже взяли.
- А может и я на что-то сгожусь?
Вот им бы (Шабанову, Митрясову, Женечке-Танечке) собраться вместе, взять мизера для объективного контроля, и куда-нибудь сходить, а потом выложить отчёты на РИСКе.
Стопудово были бы хитами и минимум неделю висели в топе.
Даже я обязуюсь плюсы всем проставить, как за отчёты в целом,так и за коменты по поводу друг друга.
И ещё.
Никого Танечка-Женечка из игнора не убрала (где она как Глюка) и продолжает класть большой и толстый на весь РИСК. А где она как Мамонтова, так и списка не было.
- Ну я водитель.
- А до Кана не довезешь?
- Нет, не довезу. Бензина нет.
Но обстоятельства сложились так, что у нас с похода сколько-то бенза еще осталось, и какое-то шестое чувство подсказало мне пару дней назад что-то такое, что я запретил участникам выбрасывать лишний бензин. И уговорил руковода, чтоб тоже не разрешал выбрасывать. Пусть пока будет на всякий случай...
- У нас осталось сколько-то бензина с примусов. Давай мы тебе зальем - довезешь?
- Зальете бензин - довезу.
Залили мы в автобус все свои остатки и прекрасно доехали на нем до Кана. Там пересели в рейсовый на Баткен, и вот тут-то началось... но это уже другая история из фильма ужасов...
Вот интересно - а были ли случаи заправки ТС из примуса ещё более ранние, чем описанные в моём посте? На настоящий момент на "пъедестале" мы с Георгием, третья ступенька свободна. Но не исключаю появления золотосоискателя! (Обязательно с рассказом об обстятельствах!)
У шишиги отвалилась ручка переключения передач. Хоть палец в коробку засовывай и переключай им, но не достает.
Открыли коробку, поставили 2-ю скорость. Шишига может на 2-й скорости тронуться с места. Но отъехали недалеко. Понадобился задний ход, опять в коробку лезть надо.
Как-то иначе примотали, стала включаться либо 2-я скорость, либо задний ход. Ехали очень медленно. Долго. Водила сказал: нет, так не доедем. Надо еще скоростей добавлять.
Вот тут мы надели фонари (уже совсем стемнело) и открыли свой рем. Пошаманили, сделали так, что все скорости теперь включались. Но ручка передач не очень надежно держалась (армированный скотч еще не изобрели в те годы).
Глубокой ночью доехали до Воруха. И тут водитель взмолился:
- Мужики, как же я назад поеду? А вдруг опять отвалится, и нету вас с вашим ремнабором! Боюсь! Давайте еще на раз все проверим, сделаем надежно, чтоб до Ташкента не отвалилось!
И снова достали мы волшебный ремнабор...
И да. Он и правда доехал назад до Ташкента.
А мне в тот год пришлось тащить две канистры бензина через Алибек под Аксауты. Ниче так работенка. Главное - не пытались подгрузить всякими "сыпучими" типа сахара и круп. ;-)
Малый Аманауз все ж назвали не Липецким, а Донецким. Но потом его "первопроходов" еще куча была.:-))
Самым интересным оказалось то, что вашу записку (писал К.Лисовецкий) в 1984 году на том перевале не нашёл, а только спустя год, оказавшись на нём же, совсем случайно обнаружил в россыпи камней, которая когда-то туром была!
А Костя говорил, что он Донецкий.
Есть в наличии, пару раз использовал в "тепличных" условиях (боевым был Шмель-1).
Показался вполне.
Теоретически, меньшая взрывоопасность чем у Шмеля (лично знал сильнопострадавшего от последнего), так как давление создаётся саморазогревом.
А вот у "Туриста", несмотря на защитную шторку, которая лишь прикрывала бачок от пламени, пыхало прямо в пламя горелки и по сторонам. Огнемет знатный!
А о наличии сбросового клапана у "Огонька" как-то не задумывался (у Шмеля он отдельно).
Шмель рванул у одного хорошего знакомого (увы, уже не с нами) между ног.
Еле в реанимации откачали. Живот потом выглядел впечатляюще. Ниже не видел, но на все вопросы "А как оно, это...?", отвечал, что стало ещё лучше. И судя по наличию подруги не обманывал.
Только кожух повыше горелки. А на бачок снизу выточили пластиковое кольцо, чтобы компенсировать выпуклость дна и не было прямого контакта с холодным грунтом или снегом. Конструкция облегчилась и для хождения в "двойке" очень даже ничего. А потом пришел "Кемпингаз" и...
Положительное влияние Шмеля на репродукцию, вон оно что...
То-то он был таким популярным...
"титановых полукруглых вытянутых канистр точно по размеру"
Вот очень любопытно, сколько б это сейчас стоило?
Сколько тогда, даже не догадываюсь, а знаю. Халявный титан (и возможности его обработки) был одним из важнейших преимуществ советского альпинизма.
Чем сложнее аппарат, тем он больше похож на человека. Особого подхода требует. Когда приласкать, похвалить добрым словом, когда показать пассатижи, а когда и постучать ими. Когда совсем плохо все, то и башку свернуть. Умный примус поймет, кто здесь хозяин, будет безошибочно определять, когда ему начнут делать больно, и прекращать свои капризы.
Но и сексом позаниматься даже с самым лучшим, любимым примусом тоже время от времени полезно...
В 1992 когда путёвки в а/л ещё были а СССР уже не не стало (а вместе с ним и качества бензина) - раскочегаривать примусы на этой г...носмеси умели немногие. Мне "повезло", избыток инженерно-физического образования и опыт работы завхозом в 1-2-3, позволили понять методу как его всё же раскочегаривать с забитой вусмерть газогенераторной сеткой. Это было примерно как заводить Жигули с севшим аккумом: войти в астральную связь с девайсом и договориться что мы друг другу поможем выжить. Как правило, на тех сборах примусы были приписанные лично, дабы астральная связь была постоянной на их время. Помнится, на вынужденной на Джайлыке это нам сильно помогло.
Да это способствовало сближению... да и у туриков астральная связь с Шмелем была на более высоком уровне за счет принципа - все свое ношу с собой. А вот когда в альплагере из 2-3х собирался один... это добавляло разнообразия в интимные отношения...
Вот оказывается, где скрывается весь интим.
Когда пришёл черёд готовить А рядом нету мужика
Не надо только мне злословить. Я в ужас впала на века.
Заправить «Шмель» бензином гадким
Потом закрыть и разогреть
Уйти подальше от палатки
Чтоб не успела та сгореть.
Ключ повернуть налево малость
Услышать как шипит струя.
Не зная сколько ж жить осталось
Мне с этой спичкой у «Шмеля».
Закрыть глаза, рукой дрожащей
Ту спичку в примус запихнуть.
И громко-громко верещащей
Его ногой со злости пнуть.
Какой конструктор будь он проклят
Тот «шмель» решил изобрести
Я б на костре сварила ужин
И НЕ ПИСАЛА БЫ С Т И Х И !
Поддержала Вашу на 100%, восхитилась Георгием (его профиль произвёл неизгладимое впечатление на женскую душу), и сказала после всех наших дифирамбов Шмелю, что теперь знает к кому надо было меня ревновать по настоящему.
А вот несколько строчек из сухой прозы - дневника одной из участниц кавказской "четвёрки".
" ...Адмирал провёл с Юлей инструктаж по пользованию горелками, досконально разъяснив правила и последовательность работы с ними, но в конце порекомендовал примуса всё-таки не трогать во избежание последствий. Та, выслушав последнее указание, ушмыгнула в лес со словами: - «Ну конечно, они загорятся, а я буду виноватой!» Адмирал, чистосердечно пожелав ей вдогонку типун на язык, самолично взялся за «тепловые агрегаты». И что же? Один из них вспыхнул из-за неисправности в шланге! Вернувшаяся Юлька благоразумно отошла подальше, чтобы не схлопотать типун за накарканное высказывание. Но всё обошлось, горелки заработали..."
Ведь вот сколько эпизодов будят в памяти общение и непосредственный контакт с нагревательными устройствами!
Лет за 7-8 до того Вовка Жираковский изобрел горын. Постепенно новое изделие, претерпев небольшие модификации, приобрело популярность, мы в клубе наделали таких несколько штук.
Описываемые события происходили с участием горына вот в этом походе, непосредственно перед "Эпизодом-1", воспетым в этом посте.
Первую неделю горын работал хорошо. И вдруг заткнулся. Полная непроходимость.
У нас был с собой "Шмель-2". Мы догадались прокалить на нем топливную трубку. Из нагретой докрасна трубки стала капать вязкая смола, воспламеняющаяся на конце. После выжигания смолы и дополнительной прочистки проволокой горын снова заработал.
Но в том месте, перед прохождением сложного перевала Плато Шмидта, трое участников решили заболеть и сойти с маршрута. Идти до населенки там 3 дня, так что шмель пришлось им отдать. Мы остались с одним горыном, в надежде, что эта непроходимость была глюком и больше не повторится.
Следующие 12 дней все было хорошо. И вот опять. Горын не загорается, бензин до горелок не проходит, а примуса, чтобы чинить горын, у нас уже нет. К счастью, мы как раз подходили к МАЛу на Ю. Иныльчеке, там народ, у кого-нибудь да есть примус.
Как бы не так. У всех только газовые горелки. Примусов нет. Попробовали прокалить топливную трубку газом. Хрен там. Газовые горелки слабые, на полной мощности дают пламя меньшей температуры, чем бензиновые, и ее не хватает, чтобы выплавить забивший трубку кокс.
И пошли мы плакаться к Клованичу, может, найдется у него на складе хоть дохлый примус. Голову-то рабочую мы, если что, с 3-голового горына снимем, насос примусной тоже, а надо-то только сам бачок с предохранительным клапаном (или даже без клапана, дырку чем-нибудь заткнуть можно).
И, о чудо, вот он в сарае - вожделенный бачок с клапаном (без головы и без насоса). Переставили башку и насос, зажгли, прокалили трубку, горын снова в деле.
А дальше мы призадумались. Еще 2 недели ходить, впереди Хан, спуск на север, а что будем делать, если он в третий раз? Причина-то повторяющегося закоксовывания не устранена, да и вообще непонятна. Мы предположили, что кокс образуется в изгибе трубки для предварительного прогрева горючего (хотя непонятно, почему в прошлые походы этого не происходило). И решили накрутить горыну хвоста: спрямить эту трубку, заодно показав строптивому, что будет выпендриваться - еще больнее будет. И на всякий случай выпросили у Клованича, чтобы он нам подарил этот некомплектный бачок, если снова крутить хвоста понадобится.
Это была победа! После акта жесткого секса с горыном кокс стал оседать не внутри трубки, а на фильтрах голов, которые уже поддавались чистке. В предпоследний день, правда, еще срезало резьбу на одной башке, мы ее сняли, отверстие в трубке забили куском проволоки и так, с окончательно покалеченным изделием, благополучно дошли до заставы.
Впоследствии мы разобрались, в чем было дело. Мы тогда попробовали разлить бензин по 1.5-литровым пластиковым бутылкам. Они оказались разные, в основном числе из-под газ-воды. Вода сладкая. Следы сахара в перегретом бензине и приводят к образованию этой самой смолы. После того мы стали заливать только в бутылки из-под минеральной или "чистой" воды, чтоб не было следов сахара, и пользовались нормально. Позже дополнили технологию: стали класть в каждую бутылку с бензином по ложке гранулированного силикагеля, который в первую очередь поглощает "говнище" и превращает "ослиную мочу" в более-менее пригодный бензин.
Но и горыны подверглись радикальной модификации. Горыны нового поколения имели такую конструкцию, что можно было, во-первых, любое место прочищать, и во-вторых, любую голову отделять и использовать отдельно. Незаменимые и неремонтопригодные детали в конструкции устранили. Получился совершенно надежный и самодостаточный агрегат, работающий на любом топливе от газа и до керосина включительно.
У нас тоже была самоделка, где для наддува использовали велонасос, ходили с ней несколько лет, после перешли на "буржуйскую Ковею". Топливо для них использовали только "Нефрас", который не коксовался.
А 1997 - очень памятный для нашей команды год, когда в Приэльбрусье тоже прошли шестёрку (https://www.risk.ru/blog/208405).
А как-то в альплагере (каком точно, на 100% не помню, а клеветать не хочется) выдавали бензин из бочки из-под краски. И даже не особо заметно по цвету было.
Но выяснилось достаточно быстро (свой, к счастью, заправить не успел).
Все местные водители тогда озолотились.
1997 да, мы тогда с вами рядом на пьедестале постояли. Тот поход был даже труднее, чем зимняя единичка в Саянах, забыть никак невозможно...
Вот на Кавказе так ни разу и не побывал. Шибко далеко от нас Кавказ. Азия близко...
Верите или нет, но я пробовал. Не на машине, конечно, а просто на горелке (её можно почистить. Оставлял на несколько дней сахар в пробирке с бензином, может хоть так раствориться сахар в бензине - НЕТ. Заправлял Ковею Бустер бензином из тестовой пробирки. Нагара в трубке - нет.
https://www.zr.ru/content/articles/910035-sakhar-v-benzobake.-ehksperiment/
(и других примеров в Сети вагон)
Особенно вот в этой части,применительно темы примусов "...Однако ж не всё так просто. Да, в бензине сахар не растворяется… Но зато он отлично контактирует с водой! И если в бензобаке есть вода, а она там — частая гостья, то ситуация немножко меняется. В нижней части бензобака появляется слой жидкости с более высокой плотностью, чем у бензина. При этом топливный насос обязательно начнет ее всасывать..."(с)
В общем, никакого противоречия или "...заблуждений"
"...Впоследствии мы разобрались, в чем было дело. Мы тогда попробовали разлить бензин по 1.5-литровым пластиковым бутылкам. Они оказались разные, в основном числе из-под газ-воды. Вода сладкая. Следы сахара в перегретом бензине и приводят к образованию этой самой смолы...."(с) Георгий Сальников
Ну, а в воде то хоть сахар растворяется, нет?
Приведённые тексты читаете? Там акцентируется именно это условие, которое является следствием неисправностей (и примусов, и двигателей авто)
Впрочем, назовите вашу версию проблемы "засора" дюзы примуса обсудим, не проблема.
Когда мы накрутили горыну хвоста, т.е. выгнули трубку по-другому и убрали ее из пламени горелок, то в этом месте смола больше не накапливалась. Теперь она накапливалась в другом месте, которое стало самым горячим - на входе в головы. Там она оседала на фильтрах. Без фильтров она наверняка осела бы внутри голов, где температура еще выше.
Смола, оседавшая на фильтрах после того, как накрутили хвоста, была менее вязкой, имела более рыхлую структуру и легче удалялась, чем та, которая до того заседала в трубке, что объясняется менее высокой температурой на входе в головы. Чистить фильтры (после накрутки хвоста) приходилось в среднем раз в два дня.
После того, как мы перестали использовать "сладкие" и "пивные" бутылки проблем с быстрым образованием этого нагара больше не случалось, при том что у наших современных горынов трубка через пламя проходит (но проходит так, что можно чистить). Так что закоксовывание вызвано, очевидно, примесями, и закоксовываются не сами примеси (которых мало), а составные части бензина (в том числе и бензина-калоши) в их присутствии.
А, ну да, дюзу иголка прочищает, когда ручку поворачиваешь, ясно. По логике получается, что в трубке проходящей через пламя горелок, топливо и влага испаряются, а растворённые примеси, в т.ч. растворённые в воде (сетчатые фильтры им не преграда), прикипают, постепенно образуя "карамельную" пробку...
(...да и "карамель", собств., специально в кавычки взял ;) типа, образное определение... можно заменить на "шлак")))
Интересно другое, как с этим обстоит дело в многотопливных примусах? (ну, вот то не довелось использовать) Кмк, смешивание с остатками другого топлива в одном бачке, тоже приводит к образованию шлака в нагреваемой трубке?
Или всё-таки эта проблема (шлакующихся примесей) возникает только из-за "грязной" тары?
Нам как-то еще при СССР налили канистру 10л бензина-калоши. С этой канистрой мы начали маршрут, акклиматизационное кольцо 7 дней. Оказалось, это была не чистая калоша, а отгон после синтеза чего-то в химцехе. С примесью хлорорганики. Примуса горели ядовито-зеленым пламенем, все латунные детали примусов постепенно покрывались зеленым налетом хлорида меди, раз в пару дней приходилось чистить. Сделать вдох ближе 2 метров от примуса было нельзя: сразу захачивалось кашлять и умирать. Дежурный стоял поодаль, а когда надо было что-то делать у примусов, то он набирал воздуха, как ныряльщик, подбегал, делал что надо и сразу отбегал обратно.
Вот так и ходили неделю до заброски. В заброске был другой бензин, без хлора.
И в результате, на халяву "фосгеном" надышались... Жесть, конечно.
Но это ещё не всё. Дело в том, что не надеясь на качество местного бензина, мы прихватили его из Москвы. Не надеясь на качество работы грузчиков и из-за преклонного возраста канистр, мы их взяли с собой в салон. Две штуки по 2,5 литра упакованные в простые полиэтиленовые пакеты - чтобы не привлекать внимания. Непоправимое свершилось уже в полёте. Одна из канистр от старости треснула и бензин потёк по салону. Окружающие недовольно заводили носами и вызвали бортпроводницу. Её грозный вид поверг нас в смятение, а вариант высадки (выброса) прямо там просто шокировал. Отмазкой послужили наши ботинки, которые мы пропитывали в течение двух недель, и один из ингредиентов был бензин. Подхватив идею руковода, мы поснимали ботинки и пытались их поднести поближе к носу бортпроводницы. Её сдуло ветром. Рейс благополучно сел в Минводах, ментов не вызвали, но долго проветривали салон. Пришлось заправляться этилированным и когда кончилась наша "калоша", каждый вечер прочищать дырочки рассекателя шилом. Никита Степанов
Сейчас бы вас как террористов....
В Кане загрузились в рейсовый ПАЗик до Баткена. ПАЗик был уже полный, мы втискивались с большим сопротивлением. Я зашел последним, с большим трудом удалось закрыть дверь. Сам стоял одной ногой на ступеньке и держался одной рукой за поручень. Вторая нога на ступеньке уже не помещалась, а второй рукой надо было придерживать рюкзак. Ну совсем, мягко выражаясь, неудобно. Я завидовал нашим тем, кто зашел раньше и смог продвинуться в салон, там хоть более-менее ровно стоять можно было.
В следующем кишлаке в ПАЗик захотели еще войти местные. Но через дверь войти было невозможно, она уже не открывалась, а ехать надо. Пара человек вошли прямо в середину салона через окно, и еще туда закинули живого барана. А что, барану тоже надо ехать...
Тем временем я продолжал завидовать нашим, уж больно неудобно было висеть на одной руке на ступеньке. А в середине автобуса стали раздаваться недовольные голоса, а потом вовочкин мат. Мне не было видно, что там происходит, я только понял, что там возникли какие-то проблемы, но непонятно, какого сорта.
Оказалось, одному местному тоже показалось неудобно стоять наперекосяк. Здоровый бабай, недолго думая, уселся прямо на барана. У бедного барана в шумном тесном автобусе и так был стресс, а тут еще такое. Ну он и... короче, у барана произошла диарея...
Когда мы в Баткене выгрузились, вовин рюкзак был в ароматной зелени ну просто со всех сторон. Штаны меньше, но тоже. А там на автовокзале жара, и близко воды не оказалось.
Я понял, что ехал на ступеньке еще не так плохо, и перестал завидовать...
Свалили вниз, в Итколе на стадионе вагончик строителей беспризорный - в нём и поселились, переждали непогоду. Двое парней поехали до Тырныауза за примусами, но был только двухглавый вариант - Шмель-3 (кстати, тоже назвали его Змей-Горынычем, о настоящем Горыныче зал уже тогда). На нём и доходили. Потом ещё несколько лет на нём в экспедициях в Нечерноземье готовил, где то в завалах в гараже должен лежать...
Как-то с видом министра
Из чего сделан примус:
Где винт и где шпунт.
Колобок, проверяя
Бензинчик в канистре,
Подсветил туда спичкой,
И грохнул салют!
Без усов и бровей
Стало все отделенье,
Коньяков охладиться
Их взял на снежок.
Там усердно уча
Задержанье в паденьи,
Колобок сбил подкатом
Инструктора с ног!
Мирно турист себе ужин варил.
Утром товарищи еле нашли
Крышку от кана и чьи-то очки...
....Примус заиндевел и пока что обжигал пальцы морозом. Здесь, на высоте, альпинист каждый раз достает его из мешка опасливо и тревожно. Эта «бабушкина» техника, ставшая ныне символом всего примитивного, устаревшего, решает судьбу восхождений, решает судьбу восходителей. Лучше лишиться пищи, чем остаться без примуса. Он согревает нас изнутри и снаружи. А кипяток на высоте ценней и «питательней» лососевой икры.
Только примус — штука предательски ненадежная. Вероятность его разгорания имеет лотерейный характер. Порою он не горит оттого, что откровенно ломается, а порою не работает, потому что вдруг не работает. Целые группы альпинистов-высотников, глядя, как кто-то из них разжигает примус, ждут своего приговора...
Я заправил его бензином и нажал на поршень подкачки. Поршень прошел до отказа, зацепился за что-то и обратно не сдвинулся с места... Вот и приговор! Переохлажденные, ослабленные гипоксией организмы не выдержат. Дай бог, чтобы до утра в группе не началось пневмонии, ангины или еще какой-либо страшной для этой высоты хвори. Оставалось одно: лезть в спальные мешки и обогреваться собственным теплом. Утром, если будет погода, спускаться вниз...
Черта с два! Я схватил примус и стал его трясти. Попробовал поршень — ни с места!.. С минуты на минуту начнется буран, с минуты на минуту вползут ребята с надеждой согреться.
Спичку зажег на авось. Пламя вдруг взметнулось, лихорадочно и шумливо полыхнуло несколько раз и исчезло, упорхнув в свод пещеры. Поболтал бензин в баке и сделал вторую попытку. Горелка вспыхнула синим напористым пламенем. Примус надсадно завыл, и так угрожающе, что, казалось, вот-вот разлетится на части....
Гляжу на заглавную фотку к статье и думаю: "Во прикид! Страаашно, аж жуть"