Глаз Птеродактиля.
Foto K.Minaichenko
Начинался цикл Глазных болезней, а среди студентов пятого курса этот цикл популярностью не пользовался, потому, что завкафедрой – недоброй славы Старуха Изергиль, сумасшедшая и контуженная авиабомбой, разорвавшейся в блокаду во дворе института, на экзамене не щадила никого, щедро раздавая двойки и тройки, редко ставила четыре. Пятерки она ставила примерно, раз в пять лет…
Доцент, к которому их группа попала, по прозвищу Птеродактиль, был под стать этой сумасшедшей. Будучи высокого роста, худой, с длинными руками, напоминавшими крылья, с большим и хищным носом, немигающими и круглыми глазами, для студентов он представлялся исчадием ада и вел он себя с ними тоже соответственно…
Птеродактиль никогда не улыбался. И когда тбилисец Алик Давыдов, не выучив урока заявил, что глазные болезни им никогда не понадобятся, Птеродактиль тихо взорвался. Он прервал урок и рассказал группе, что всю жизнь мечтал стать глазным хирургом, как и его отец, что начавшаяся война и блокада сделали его дистрофиком, а по получении своего диплома он был направлен на фронт, где ему в тот же день пришлось принимать осложнившиеся роды, за успешное завершение которых он был награждён банкой тушёнки и двумя целыми и ржаными сухарями, что всю войну возил с собой стерильный контейнер с глазными инструментами, а применил их только в Корее.
Он рассказал, как проезжал через сожжённую напалмом американцами деревню, как кусочек напалма выжег шофёру глаз, а ему другой кусочек сжёг два нижних пальца на правой руке, как он, оперируя тремя оставшимися пальцами, удалил остатки глаза у шофёра и как они поехали дальше…
«Никто не знает, чтО встретит каждого из вас в вашей практике.» - завершил он урок и заставил этим всех учиться…
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
На экзамен Айболит угодил прямо к Старухе Изергиль. Он всё ответил по билету и на дополнительный вопрос – чем промывают глаза – ответил – «чаем». Она спросила- «Чем ещё?» Он опять ответил- «Чаем». «Нам надо с Вами встретиться ещё раз, доктор» - и не отдала ему зачётку.
Он вышел в корридор без зачётки и на вопрос что и как, ответил-«Вынесла», что означало незачёт. «Так что же она спросила?» - это Славка Ендржи. «Спросила чем промывают глаза». "Идиот, маганцовкой!». «Это она сама говорила?» «Ну да» - самозабвенно врал Славка.
«Не может быть. И это профессор. Действительно сумасшедшая. Бабка Мазол все глазные мази держит в золотых табакерках. Всегда повторяла, что глаз металла не терпит. А тут марганцевокислый калий, и активный. Шарлатаны. Ещё и с экзамена «вынесли».
Открылась дверь и вышедший из-за двери лаборант, прервав разочарованные размышления Айболита, принёс все зачётки. У Айболита стояло «отлично». У всей группы по трояку. «Нет, ты видишь, какая дура? Всё перепутала. У кого учимся!» - Прыгал Славка от зависти и досады.
«Точно, дура. Ну, что-же, как говорится – дают – бери, а бьют – беги. А сейчас надо смываться, и быстро.»
==============================================================================
Айболиту пришлось иметь дело с патологией глаза только дважды за всю свою практику в горах.
Наутро, после спуска с Хан-Тенгри, у Хамида появились резь и снежная слепота почему-то только на правом глазу и Айболит промыл ему глаз цейлонским чаем, пачку которого специально держал в своей аптечке, а затем закапал альбуцид. «Чем промывают глаза?» - он фыркнул про себя, вспомнив свой нелепый экзамен в уже отдаляющемся студенчестве.
Второй случай был во время первой зимней экспедиции на пик 7495, когда литиевая батарея, усовершенственная Путриным, взорвалась в руках у одного молодого парня и плеснула в глаза высокому молодому альпинисту по имени Денис.
Парня с рваной раной на кисти забрал питерский хирург Дима Прютц.
Айболит забрал Дениса к себе. Положил горизонтально, обильно орошая оба глаза простой водой. «Так вот, что она хотела услышать. Чем промывают глаза. Она не дура. Прав был Славка. Идиот был я, и глубокий. Но с какого бодуна она мне «отлично» поставила?»
------------------------------------------------------------------------------------------------------
В эмиграции у Айболита было очень плохо с языком, а на руках была семья и он работал только на должности лабораторного рабочего по забору крови на анализы.
Однажды, когда Айболит брал кровь у безнадёжного диабетика с уже ампутированными ногами, тот заговорил с Айболитом по-русски. Он сказал, что узнал Айболита и помнил историю с ним. Потому помнил, что старуха Изергиль в первый и последний раз за время его работы на кафедре лаборантом поставила пятёрку за ответ. Она ничего не перепутала. Поставила за то, что он, Айболит, не хотел промывать глаза марганцовкой и потому, что он ответил блестяще, и пожелала взять его в ординатуру после получения диплома. Отговорил её Птеродактиль.
«Отчего-же» - спросил с возрастающим удивлением Айболит.
«Он сказал, что у тебя слишком много энергии. Он ещё сказал, что для глазного хирурга нужно терпение, которого у тебя нет, Вдобавок он сказал очень странные слова, будто у тебя будущего тоже нет, что ты из прошлого, что из тебя бы вышел отличный судовой лекарь пиратского фрегата.»
«Он прав, у него был верный глаз» - Айболит улыбнулся- «Просто мой фрегат затонул, а я выплыл на этот, незнакомый мне берег, и пытаюсь приспособиться».
Вспомнил своих преподавателей, которые учились у тех «дистрофиков».
. Доброго Здоровья !
. Спасибо !
. с Уважением - Николай
.
С Уважением, Олег.
и все ответы на неотвеченные нам в юности вопросы получаем тогда когда кто-то там снаружи решил что нам пора их узнать.
Спасибо, Док. в очередной раз показал как надо отделять, нужное от ненужного и главное от второстепенного.
терпеливо ждём следующих рассказов и следующих встреч.
Будь!
Спасибо за пронзительный рассказ!
л.Вальтера, Москвина, п.Корженевской... Дорогие места.
12 лет как там не был. Спасибо за рассказ и за воспоминания.
Как всегда нарисовал прекрасную картину...только словами...
Разум сразу потянулся в далекие закоулки памяти.. учеба, прекрасное время студенчества....
Первые вылазки в горы...встречи с прекрасными людьми, профессионалами своего дела...
Твоя лекция в Доме офицеров о первой помощи в горах...
Все время думал откуда я это знаю..старая заварка черного чая, на глаза...применяли...
Лаконично и глубоко!
Кстати, с 7-м ноября!
Ещё раз вспомним Учителей, достойно оценить которых, к сожалению, получается только сейчас.
В силу возраста, к кое-кому из них попал уже на их излёте.
И Белоцерковский, работавший с Курчатовым и не дурак выпить (теперь могу его понять), был для нас просто чудным мужиком боготворившим Максвелла.
Но они делали Историю.
Истина вспомнилось по легендарной шутке: "Профессор Белодеревенский прочитал лекцию о топорообразных колебаниях" (имелись ввиду пилообразные).
Мои извинения Вениамину Семёновичу (увы, он уже далеко).
http://www.vest-news.ru/article/96340
Как всегда , написано душой и с душой, прочитал, как будто бы по душе что то тёплое и мягкое погладило . Спасибо!!!
Путрин участвовал в разработке этих батареек и привез их испытать на деле.
А Путрин, выходит, опыты на людях ставил
Я не поверил тогда тебе , и сейчас говорю -Спасибо за новый рассказ.
Краткость в описании даёт возможность связать времена и события.. ,
даёт возможность поразмышлять конечно в основном не о марганцовке или чае для промывания. Рассказ просто прекрасен.
Да не иссякнут источники вдохновений.
Спасибо.
Рассказ замечательный,человечный. Спасибо.
Самое ужасное было на второй день, потому что два дня снежных занятий. Натянул вязанную шапочку до подбородка и смотрел сквозь отверстия в них. Вот так четыре часа и вел занятия, прикладывая снег к глазам. Облегчение на несколько секунд, а потом еще хуже, потому что "солнце светит - чтоб оно пропало", склон жарил, как мартеновская печь. После смены поехал в город купил пачку носовых платков, пачку носков х/б, несколько пар шерстяных и все лагерные смены носил с сбой + две пары очков. И все это для новичков. Они же в лагерь приезжали... в море купаться! Оказывается, многим говорили, что лагерь на высоте 2400 метров над уровнем моря. Они запоминали только море, а две тысячи просто не хотели видеть.
Мда... веселая жизнь была.
Рустам, помнишь, как мы после траверса вечером так упились воды, что утром встали с опухшими рожами, как после недельной пьянки? Михалыч потом спрашивал меня: Скажи честно, где вы были?)))