Пишет Пашка, 22.10.2019 17:06

Доброго времени суток, товарищи!
Это мой первый пост, да и первый трекинг. По сему прошу отнестись с пониманием к формулировке поста и допущенным ошибкам. Уж очень хочется поделиться отчетом и принять советы или критику.
И так, начнем.
Первый горный трекинг. Через горы к морю, или как мы 30-ку ходили. (Длинный пост, много букв, первый пост). (Горный туризм, фишт, тридцатка, 30-а, 30-ка)

Немного предыстории, как я докатился до этого.
На данной момент мне 23 года, работаю техником с сфере энергетики. Все свое студенчество и по сей день любил всякий активный движ. Прогулки в лесах, покатушки по области в поисках локальных красивых мест и прочие занятия направленные на созерцание природы. Особенно привлекала тема гор. Хоть и живу я в Воронеже, но всегда любил фильмы на данную тематику, да и просто посмотреть фотографии.
В 2018 году, во время отпуска была крайне скучно (а отпуск был КРАЙНЕ длинным). Нашел некую организацию, которая за небольшие деньги возила в разные месте кавказа. Я не говорю об альпинизме, или о чем-то серьезном. Поездки были развлекательного характера. Поехали на Домбай, где прожили 3 суток, а затем в Терскол к подножию Эльбруса. Было интересно погулять по бадукским озерам, подняться и посидеть у бочек. Вообщем гуляли по окрестностям. В том же году поехали с теми же ребятами в Чегемское ущелье к пародрому Чегем, где мы так же локально развлекались пару дней. Мне все это очень понравилось, но хотелось чего-то большего.
Так я и пришел к идеи пройти знаменитый Маршрут через горы к морю.
---
Коммерческий поход отметался сразу. Хотелось самому все это пройти и прочувствовать все прелести трекинг. Планирование начинал еще зимой. Да, я из тех людей которые сильно заморачиваются по организации. Прочитал кучу отчетов, посмотрел кучу роликом на ютьюб, ознакомился с кучей разной информации по данному маршруту. Идти собирался не один, а со своей девушкой, которая разделяла интерес к данной теме. Далее предстояла закупка снаряжения, его выбор. Продумывания питания, мест ночевок и всего остального. Ориентировался по приложению maps. me. Великолепный оф-лайн карты.

4 Октября.2019

И вот наступил долгожданный отпуск на который это авантюра и планировалась. Если вдруг эта читает кто-то из Воронежа, опишу примерный маршрут До КПП ниже.
На поезде добрались до Краснодара, от туда есть несколько вариантов трансфера до Каменномостского. Мы планировали все это по бюджетному варианту, по этому выбран был автобус.Автобусы до каменномостского Ходят не так часто. У нас получилось, что приезд в Краснодар был в районе 9-и утра. Автобус я нашел на 16:50. Приезд в каменномостский был поздний, но что делать. Перекусив в Столовой в Краснодаре поговорил с местными. Они посоветовали добраться до Майкопа, а от туда ходят частые автобусы. Мы решили так и сделать.

5 Октября.2019

На БлаБлаКар добрались до Майкопа, там с водителем я смог договориться доехать и до каменномостского. В поселок мы приехали уже часам к 3-4. Очень круто сэкономили время, по деньгам вышло то же самое. Там через таксиста заселились к местной женщине, которая взяла с нас всего по 350 рублей с человека. Очень по божески я считаю. Планировалась всего лишь одна ночевка, дабы выйти на КПП как можно раньше.
Сидеть на задницах в комнатке мы не планировали и пошли гулять к Хаджохской теснине. Оказывается место платное, но были найдены обходные пути как посмотреть на все на халяву :).
Ниже прилагаю несколько снимков от туда:
Надеюсь на данном ресурсе не сильно закидают меня фекалиями за опубликования изображения людей:
Блин, Каменномостский довольно туристическое место, из него можно было бы сделать второй Домбай. У нас же возникли там проблемы, где можно банально поесть. Запасы еды приготовленные на маршрут тратить не хотелось. Место все же было найдено, но осадочек от долгих поисков остался...
Вечером позвонил таксисту да бы договориться окончательно о заброске к КПП Лаго-Наки. С двоих взял 1200 рублей. Остальные ломили цены от 1500. Так что да, ребят, торгуйтесь. Таксистов много.
и не стоит прыгать к первому кто остановился.
Если вдруг кто-то так же планирует поездку, можете не найти номеров телефонов в интернете по этому закину фотку визитки таксиста:
Я конечно поржал над исполнение визитки. Сделана на визитке другой какой-то конторы.
В целом клевый мужик, побольше бы таких.

6 Октября.2019

Подъем в 6 утра. Завтрак с хозяйкой дома под увлекательные истории о Маршруте, да и вообще о местной жизни. Умывания, выкуривания сигареты, небольшое волнение связанное с тем, что ты так долго планировал пошагово сбывается наяву. 7 утра, загрузка в такси. Едем к КПП Лаго-Наки. Слушаем уже другие рассказы об этих местах. К КПП добрались уже к 8 утра. Ленивый мужик в погонах приглашает зарегистрироваться на маршрут. Никого кроме нас на КПП я не увидел. Контролер говорит, что сезон закончился. Это было и так понятно. Но в целом поймал восторг, что на приюте Фишт не будет столпотворения. Выполняем все формальности. Фоткаемся на память напротив КПП и выдвигаемся в путь.
Немного постояли на обзорной площадке:
Погода не предвещала ничего плохого (как же мы ошибались...). Небо было затянуто, небольшие порывы ветра, отличные условия. Идти в первый день собирались много. Первая ночевка планировались на Фиштенском приюте, резервная на случай непогоды на Инструкторской щели.
Предстояло пройти порядка 20км. По началу казалось большой цифрой, первый трекинг все-таки. Да, я знаю, что тут найдутся супермены которые могут ходить куда больше и для них это норма, но я повторюсь, что шли мы в первый раз.
За пару км до приюта на инструкторской щели начался дождь, который со временем усиливался все сильнее. Дойдя до некого 2-х этажного строения решили чуть постоять под козырьком крыши, передохнуть и по возможности перекусить. Я решил исследовать данное строение. Дверь первого этажа была закрыта. Поднялся на верх и на удивление обнаружил открытую дверь. Я понятия не имел, что это за домик и мы решили все-таки войти на второй этаж.
Там устроили небольшой привал. Ну как небольшой, порядка часа мы там сидели и ждали окончания непогоды. Внезапно увидел в окно, как к дому приближаются несколько человек верхом на лошадях.
ПОПАДОС, подумал я и начал судорожно перебирать варианты развития события. Тем временем люди открыли первый этаж и затопили печку. Мы спустились к ним дабы поздороваться и узнать ЧЕ ВООБЩЕ И КАК. Нас встретил Бородатый адыгеец, не помни его имя уже, но с улыбкой пожал руку и завязался диалог. Оказалось, что эта некая конная прогулка майкопских ребят. Гостеприимно пригласили сесть нас за стол у печки и завязался диалог. Как оказалось, второй этаж общий. Как раз для таких двоечников как мы которые попали в непогоду. Гид "всадников" посоветовал нам либо двигаться дальше как можно быстрее, либо ночевать с ними. Мы следуя знаменитом девизы о слабоумии и отваги намеревались несмотря ни на что дойти до фишта в этот же день. Гид да и ребята присутствующие там сказали, что мы оторвы идти в такую погоду да и вообще идти столько. На удивление сил у нас было еще полно, усталости не чувствовалось. Гид покачав головой, все же сказал, что если что вдруг, возвращайтесь и поселитесь с нами, высохните и будет добро всем даром :). Если эти ребята читают этот пост передаю им пламенный привет, и да, у нас все хорошо. К тому времени подошла коммерческая группа, кажется из Краснодара. Не помню название их организации, но помню, что вели муж и жена. Парни и девчонки из группы заявили, что они насквозь промокли и будут ночевать на втором этаже.
Пожав парням руки и попрощавшись с ребятами из группы, я с Ирой пошли дальше.
А дальше было страшно. Погода была все хуже и хуже. Дорога казалось бесконечной, дождь казался нескончаемым.
Тропа превратились в водопад. Поднимаясь на перевал и с надеждой смотря в горизонт, обнаруживали только очередной перевал на горизонте. Бесконечно идя к нему, поднимались и видели очередной перевал на горизонте и опасную мокрую тропу которая вела к нему. На этот момент мы уже практически полностью промокли. Далее сильнейшие порывы ветра на перевалах, где Ирину с рюкзаком в прямом смысле уносило вместе с воздушным потоком, несколько раз я её ловил в прямом смысле на лету. Сознания у нас уже сложно работало. Шли на автопилоте. Ближе к Фишту встречали несколько групп ребят. Ну, знаете, эти встречи на тропе, где вы завязываете небольшой диалог на пару минут и расходитесь. На нас все смотрели как будто провожали на тот света, когда мы говорили сколько уже прошли и что идем мы к Фишту. Я так жалею, что у меня нет в наличии какой-то экшен камеры дабы показать, в какую погодную ж*пу мы попали.Снимки сделали очень быстро те, что выше. Я много где был в России, служил на море. Но такого ветра я не встречал никогда еще за свою жизнь. В промежутки тишины мы пару раз видели как молния бьют в вершины горы. Успокаивали себя тем, что мы не самый высокий объект в этой местности. Но скажу честно, я чуть не "об***ался" от страха на участке пути между инструкторской и фиштом. Перед подъемом на очередной перевал, как в последствии оказалось Армянский, я ловил себя на мысли, что обратно мы уже тупо не дойдем. В мыслях все чаще появлялась идея о разбитии палатки на первом же удобном под это месте. Но поднявшись, моему восторгу не было предела. Мы увидели приют фишт. Он был так близко и так далеко одновременно. Счастью не было придела. Сам факт того, что ты видишь визуально цель, уже очень сильно поднимает и так подорвавшийся дух и моральное состояния. После недолгой радости на нас налетел сильнейший ветер за все это время. Ветер был такой силы, что мы не могли идти. Принято было решения упасть на землю и пережидать порыв. В появившиеся более менее "безветренное" окно, мы начали спуск с перевала. Чем ближе мы подходили к приют тем выше было настроение. В лесу, недалеко от приют мы уже пели какие-то песни, уже не помню какие.
У подвесного моста через реку нас уже встречал легендарный Сан Саныч (смотритель лагеря). По пути в избушку мы в кратце объяснили откуда мы и сколько прошли. Он одобрительно сказал сказал, что мы молодцы, что прошли 20 км в такой погоде.
В избушке прошли некоторые формальности по предъявлению пропуска и оформление в журнале.
Лагерь был абсолютно пуст. Палатку нам разрешили поставить под навесом в столовой. один из двух спальников был полностью промокший. Немного спустя уже начинало темнеть. Прикинули, что этот участок мы прошли за 6-7 часов. То ли адреналин, то ли регулярные пробежки и занятия спортом сказались на нашем организме, да и силы еще были. Развели костер в кострище и приступили к сушки и ужину.
Спали крайне плохо. Мозг был в шоке от событий прошедшего дня. Позже анализируя произошедшие события назвал себя придурком, что решил идти от инструкторской, а не заночевал. Спустя час полусна в палатке пошли к Санычу дабы заселиться в гостевой дом. Его жена на нас немного поругалась. Цитата: "вот туристы такой народ.. Мы только легли спать, а они приходят и просятся в дом".

7 Октября.2019

Проснувшись, была объявлена операция сушка. Практически все в рюкзаках промокло. Выйдя из дома посмотрели на окрестные вершины. Все в снегу. Прошлым вечером этого еще не было.
Пока сушились у костра, я заметил, что Саныч ходит с инструментами. Решил подойти помочь. Разговорились, смотритель начал подготовку лагеря к зиме, а конкретно разборке всех сооружений на территории приюта. Работу которую можно было сделать вдвоем мы осуществили. К вечеру этого дня планировался приходят отряда МЧС для помощи в дальнейший сборке лагеря. Все-таки не врут, говоря о Сан Саныче в интернете, что он душевный мужик и крайне приятный человек. Он в свою очередь разрешил нам жить в доме, в благодарность за помощь, дал во времянное пользование сухие вещи оставленные туристами у него. Слов не хватает вспоминая, какой же добрый все-таки человек.
Весь день отдыхали, сушили вещи, общались с Сан Санычем и его восхитительной Супругой.
После обеда решили чуть чуть погулять по окрестностям.
Посидели немного на "Фиштенке" любуясь окрестностями. Кстати Фиштенок эта некогда отколовшиеся кусок скалы от одноименно горы.
Фотографии с него:
Сама же гора Фишт все еще прячется в облаках:
Далее решили прогуляться до малого ледника. Прогулка занимает порядка 2-3 часов в обе стороны. Извиняюсь за качество фотографий, ибо с моей камерой пошло что-то не так у ледника:
К вечеру к фишту подошла коммерческая группа. В лагере стало повеселее, хотя и в пустом был некий дзен тишины и спокойствия. Вещи окончательно высохли. На следующий день планировалось восхождение на фишт. Саныч рекомендовал часа в 3-4 ночь посмотреть на видимость звезд на небе. В случае хорошей видимости можно пробовать осуществлять восхождение.

8 Октября.2019

Выход из лагеря в 5 утра. Попытка штурма фишта.
Вышли из лагеря, дошли до веревок. Я смотрел конечно ролики на ютьюбе о восхождении, но почему-то никто не показывал всех этих сложных моментов. Но наше горе восхождение продолжалось.
Вид перед первыми веревками:
Следующая моя ошибка во время подготовки не верить людям которые пишут: " ну да веревки тут, но фегня по ним лезть, вообще расплюнуть". В условиях мокрых камней и веревок с горем пополам без обвязок и жумаров забрались.
За вторыми веревками увидели горных козлов. Если мне не изменяет память, Саныч сказал, что они называются Серны. Прошу прощения если я что-то перепутал:
Довольно сложно ориентироваться, т.к. метки на камнях занесены снегом. Шли сверяясь с маршрутом навигатора, меткам и интуиции.
Я так и не понял до куда мы дошли, но я так понял за этим гребнем должен был быть ледник:
На горизонте надвигалась облачность. А с облачностью, как вы заметили у нас был опыт общения и повторять его не хотелось. По крайне мере в этих условиях. Камни во льду, подниматься было еще реально, а вот как спускаться, если только не кубарем, без понятий..
Дойдя ближе к леднику, было ясно, что на обратном пути нас ждет веселуха пережитая в первый день перехода. Было принято решение спускаться. Температура воздуха была минусовая. Альтиметр на часах показывал +-2400 высоту. Решили делать фотографии и быстро сруливать от туда. Пока фоткали, словили пару сильных рывков ветра при которых ложились на камни дабы не унесло.
Вот фотографии:
Спускаясь ниже ветер ослабевал и становилось логично теплее.
Спускаться обидно, но здравый смысл говорил нам, что с нашим полным отсутствием опыта мы вернулись бы либо к ночи, либо не вернулись бы вовсе.
Но мое настроение легко поднял red bull, который я предусмотрительно взял с собой:
Идеальное сочетание. Горы и любимый энергетический напиток :-)
К нашему возвращению отряд МЧС добрался к приют и уже полностью его свернул.
Командир отряда просил показать ему фотки сверху для знания обстановки. Говорит: "хорошо, что повернули обратно". Оставшийся вечер коротали за чаем и созданием фотографий. МЧСники планировали выход из лагеря на следующий день. Решили присоединиться к ним.

9 Октября.2019

8 утра, подъем, завтрак. Саныч пригласил нас поучаствовать в общей фотографии с МЧСниками. Ломаю голову где бы эти фотографии достать теперь. 9 утра выход.
Тем сап отряда МЧС ну крайне быстрый. Веселые ребята все из Сочи. Рассказывать о дороге особо нечего. Планировался переход до Бабук Аула.
Фотографии по пути:
На одном из перевалов командир отряда скидывает рюкзак и произносит: "ТЕЛЕФОННАЯ БУДКА!"
мы сначала не догнали, но оказывается там была связь. Быстро отзвонились родным, сообщили, что все в порядке. Попили воды. ВОДА. Это самая чистая вода которую я в жизни пил. В момент подготовки были варианты очистки воды методом кипячения, либо покупки таблеток которые очищают воду. Нафиг не нужен. Вода чистейшая, пейте смело.
Несколько фотографий с телефонной будки:
Перекус, перекур. Дальше в дорогу:
То ли мы к себе располагаем людей, то ли нам везло на таких людей на всем протяжении маршрута.
Гид Адыгеец, Саныч, группа МЧС. Через некоторое время было ощущение, что мы всю жизнь знакомы и давние друзья. Командир отряда дал номер телефона и даже пригласил на работу если надумаю. Ха-ха, было весело.
Дойдя до Бабук Аула, командир сказал, что возможно нас подкинут до Дагомыса, если будет большая машина, которая должна была вывезти группу. У Бабука было уже прям ЖАРКО. градусов 30, не меньше. Как забавно, ночь перед этим ты спишь в термухе и кофте. А спустя 12 часов тебе хочется раздеться до гола от такой жары.
Машина была большая, нас все-таки докинули до Дагомыса.
Просьба отряда: "Бывайте ребят, удачи. Ну напишите там о нас что-нибудь хорошее!" Официально выполнена.
В Дагомысе заселились в гостиницу. И осуществили мечту. Мечту о ДУШЕ!

10 Октября.2019

Маршрут через горы к морю №30 официально завершен! Крайне довольные собой пошли на море.
Водичка огонь! Рекомендую!
Ночью того же дня сели на поезд и поехали на родные равнины Воронежа.
Хочется сказать всем тем людям которые нам встречались на протяжении пути СПАСИБО.
Отдельное конечно же Сан Санычу и его Супруге, отряду МЧС и многим другим.
Надеюсь кто-то узнает себя и отпишется в комментариях.
Тем самым терпеливым форумчанам которые прочитали пост до поста хочу сказать спасибо за внимание. По итогам первого трекинга были выявлены ошибки, работа над которыми будет произведена в дальнейших приключениях. Желание ходить в горы не пропало, а умножилось многократно.
Мой первый пост, не судите строго. Спасибо за внимание.

p.s. весь мусор носился с собой. все бычки были забычкованы и спрятаны в отдельную коробку.
Фотографии сделаны на телефон OnePlus 5t. Обработка некоторые снимков VSCO. Все живы и здоровы. Обязательно вернемся к фиште и покорим его в более теплое и устойчевое время, а не межсезонье.