Отчет об однодневном походе через горы Рувензори (в одноименном национальном парке в Уганде)

Пишет Anton Kuznetsov, 03.10.2019 21:39

Из этого отчета вы узнаете конкретные детали по путешествиям в указанный выше регион, а также общие особенности походов по тропическим горным лесам. Детали под катом.

МАРШРУТ

(Сначала немного рутины.)

Стартовая точка - деревня Казинго, конечная точка - городок Бундибуджо. Первая часть маршрута: подъем на пик Карунгоро (3012м) и возвращение обратно на развилку с тропой в Бундибуджо. Вторая часть маршрута: спуск в Бундибуджо.

Начальная часть маршрута проходит выше 1500 метров над уровнем моря, но вот конечная уже ниже, и более того, в 10 километрах от границы с Демократической Республикой Конго. Поэтому малярия и прочие прелести жизни вполне реальны по завершению похода. По словам сопровождавшего меня рейнджера повстанцы и бандиты из Конго в Бундибуджо не заходят, поскольку граница хорошо охраняется.

Пост рейнджеров возле Казинго - это единственный пост в парке за пределами горы Маргарита. Добраться до горного маршрута в Казинго можно из города Форт Портал на такси за 50 000 шиллингов. Если интересно посмотреть деревенскую жизнь, то можно выйти из такси раньше, у съезда на грунтовку, сэкономив немного денег, но тогда придется пройти пешком около часа до начала подъема. Если же вы решили ехать до самого конца, то машина может даже проехать немного в горы до ближайшей речки. Оттуда можно за 15 минут дойти пешком до поста рейнджеров. (Пост находится на холме над тропой, к нему ведет каменная лестница.)

На посту рейнджеров нужно будет зарегистрироваться и заплатить 65 USD (35 USD за билет в парк и 30 USD за обязательное сопровождение одним из рейнджеров). Вообще, 65 USD это оплата за каждый день пребывания в парке (умножайте ее на количество дней). Если решите остаться на ночь, то надо будет еще заказать услуги портера за 50 000 шиллингов в день, а также (вроде бы, опционально) услуги повара. Если вы пойдете так же как я за один день на Карунгоро и в Бундибуджо, то придется лично рейнджеру заплатить еще 100 000 шиллингов, а возможно оплатить для него гостиницу в Бундибуджо за 30 000 шиллингов за ночь, поскольку вы придете туда к вечеру.

Рейнджер формально необходим для охраны вас от нападения браконьеров, и у него с собою будет автомат. Но не обольщайтесь своей значимостью, в автомате будет лишь 2 патрона, и по словам сопровождавшего меня рейнджера, он никогда еще его не использовал. (Браконьеры в парке промышляют добычей голубых мартышек и антилоп дукеров.)

Подъем от поста до входа в парк весьма крутой, но далее вполне прогулочный и умеренный. Приблизительно через час после начала подъема вы дойдете до развилки между тропой на Карунгоро и тропой на Бундибуджо. Подъем на Карунгоро по словам рейнджера занимает у него одного 3 часа, вместе мы дошли за 4.

Прямо с вершины Карунгоро идет отдельная тропа в Бундибуджо, но она очень длинная по словам рейнджера, у него одного этот путь занимает 6-7 часов. ВНИМАНИЕ: есть предположение, что эта тропа намного интереснее той, которой пошел я, поскольку она более дикая; я и рейнджер после подъема вернулись назад и пошли к Бундибуджо обычной тропой от развилки. Дорога к Бундибуджо используется местными жителями, и начиная от развилки, это сплошной спуск; рейнджер в одиночку проходит его за 3 часа, мы вместе прошли за 4. После того как тропа закончится будет небольшой деревенский паб, где можно купить бананов и воды (бутыли за запечатанной крышкой могут быть в наличии не всегда). А потом идти еще час по грунтовке до входа в городок Бундибуджо.

Большинство туристов приезжают сюда в июне, июле и декабре. В остальное время вы будете в парке одни.

ОСОБЕННОСТИ ТРОПЫ

(Здесь самые важные детали.)

В течение дня можно ожидать попасть под дождь разной интенсивности не менее 3-4 раз. Иногда интерсивностью до сплошного ливня. Поэтому дождевик желателен, а защита для электроники крайне необходима. Большую часть пути придется пройти в тумане разной плотности и видимости.

Тропа на Карунгоро покрыта листвой и травой, весьма широкая и утоптанная; ее расчищают раз в 3 месяца. Однако некоторые участки требуют прохождения сквозь заросли травы, высотой вплоть до колена, и перелезания над поваленными деревьями и под ними. Если бы передо мною не топал ренджер в сапогах, я бы из-за опасения наступить на змею, в эти места не полез бы вообще. Поэтому высокие сапоги/ботинки крайне желательны. В некоторых местах, трава покрывает ямы глубиной до 30 сантиметров; так что опасность подвернуть ногу, не имея горных ботинок и треккинговой палки весьма реальная. Пиявки за 4 часа прыгали мне на голые голени лишь 4-5 раз, муравьи кусали всего лишь 5-10 раз и лишь при перелезании через упавшие стволы деревьев. Стволы деревьев скользкие из-за мха и влаги, и ходить по ним тоже не рекомендуется.

Тропа в Бундибуджо весьма утоптанная, глинистая, и соответственно, очень скользкая. Она состоит из двух частей: первая часть проходит через парк и там можно идти сравнительно комфортно, поскольку корни деревьев выполняют роль ступенек; а вот вторая часть, через поля слоновьей травы (только травы, без слонов) и через плантации, это полнейший кошмар и ужас, если у вас нет опыта спуска по обледенелым склонам и соотвествующей обуви с шипами, то лучше даже туда не лезьте. Эта вторая часть тропы состоит исключительно из сколькой глины, покрытой множеством глубоких впадин (до 30 см) от следов местных жителей; впадины очень узкие и нога взрослого мужчины европейца в них входит только в свернутом виде. По краям тропы есть канавки от воды заросшие тровой, они той же глубины, но видны не всегда. И не забывайте, что за время прохода этого участка, дождь пройдет 1-2 раза. Поэтому часть этого пути я шел на четвереньках задницей вперед, а часть скатывался вниз на заднице, разорвав и испачкав себе всю одежду.

ФЛОРА И ФАУНА

(Для любителей биологии.)

Большая часть тропы пролегает через высокогорные тропические облачные леса, нижняя часть тропы слегка заходит в более теплолюбивую флору. Из фауны можно с легкостью увидеть голубых мартышек и 1-3 вида птиц. Услышать можно еще около десятка вида птиц. При удачном раскладе можно услышать крики шимпанзе и увидеть 1-2 вида рептилий. Шимпанзе в этом лесу к людям не привыкли и их избегают. Помимо животных перечисленных выше, в лесу водятся леопарды, антилопы дукеры, а также разные виды грызунов и виверровых (полный список видов ищите в сети), но чтобы их увидеть, нужно быть либо совсем везучим, либо прожить в парке несколько недель и иметь с собой приборы ночного видения. Мне удалось обнаружить лишь остатки ночной трапезы одного из мелких хищников в виде обрывков внутренностей маленькой птицы на листьях кустов.