День 5. Пещерные люди.

Отчёт о походе "БахчиФорос",
май 2019 г.

День 5. Пещерные люди.

Предрассветные сумерки. Тревожный крик ночных обитателей Алимовой балки постепенно умолк, на смену пришли трели «райских» весенних птиц.
«Я в Раю?» - спросил себя РукПох, открыв утром глаза.
День 5. Пещерные люди. (Туризм, крым, пеший поход, дети, бахчисарай, форос)
«Подъем, несем тарелки и кружки, лежибоки!» - донеслось откуда-то извне.
«А, точно, я в походе.» - подумал РукПох.

Группа поднялась довольно быстро. Сборы и вот разбойники Алимовой балки готовы к выходу. В четверть одиннадцатого группа РукПоха выдвинулась вперед на плато г. Топчи в направление скалы Кубышка. Группа ЕвПоса выдвинулась чуть позже, но темп их группы был немного выше, так как средний возраст юных туристов в данной группе был на один годик больше, а это в масштабах гор – показатель.

Вирочка Вывирчук в этот день собралась быстрее всех детей в группе РукПоха и даже некоторых взрослых. Это был ее третий серьезный поход по Крыму в ее-то шесть с лишним лет.

Вместе с Нипой Вирочка с рюкзачком, в котором был ее спальный мешок, шла довольно быстро, не отставая от группы. На шее у нее висел старенький фотоаппарат, который ей родители подарили, чтобы Вирочка могла фоткать все, что ей понравиться.
Чик – скала Аледин-Акай-Кая.
День 5. Пещерные люди. (Туризм, крым, пеший поход, дети, бахчисарай, форос)
Чик – РукПох с Раиской Мняю.
Чик – Нипа с рюкзаком.
Вот так юный фотожурналист, по-немецки Шрайбикус, делал свой фоторепортаж.
День 5. Пещерные люди. (Туризм, крым, пеший поход, дети, бахчисарай, форос)День 5. Пещерные люди. (Туризм, крым, пеший поход, дети, бахчисарай, форос)День 5. Пещерные люди. (Туризм, крым, пеший поход, дети, бахчисарай, форос)День 5. Пещерные люди. (Туризм, крым, пеший поход, дети, бахчисарай, форос)
Выйдя к развилке Лес Касле-Перевал Тиберти-Алимова балка группы ЕвПоса и РукПоха двигались друг за дружкой. Через Змеиную балку группы спустились в долину реки Бельбек. Далее у села
Большое Садовое (Кучук-Сюйрен) группы перекусили тем, что Бог дал и завхоз.
Кучук-Сюйрен в переводе означает малый осколок скалы. Село находится у подножья трех мысов, обрывающихся отвесными скальными обрывами вниз. На самом крайнем мысе (самый близкий к реке) сохранились средневековые укрепления и руины башни Сюйренской крепости, в балке между вторым от реки Бельбек и третьим мысом находится восстановленный древний пещерный монастырь Святого Феодора Стратилата или Челтер-Коба (в переводе Пещера-Решетка).

После обеда забрели по дороге в магазин, по хлеб, по мороженое детям и за прочей провизией.
Далее двинули в сторону Челтер-Кобы, так как воды в данной местности не было, только там. Встретив пару групп туристов, а также лжетуристов, которые напились пива возле магазина, опустили руки, ноги и рюкзаки. Достали свои телефоны и вызвали такси до Мангупа и на нем укатили. Это было весело наблюдать.
Через переход мы вышли к Челтер-Кобе, пройдя монастырь, полюбовавшись пейзажами, мы обогнули через родник овраг и разбили бивуак на ровных площадках внутри небольшого грота, так мы из туристов превратились в пещерных людей. Место конечно красивое, но за детьми глаз да глаз, так как рядом с гротом были обрывистые склоны оврага.

День 4. Папа! я устала.

Первый пешеходный день. Утро ясное, Вики, Арт и Дара приготовили походный завтрак. Все наши жители Иосафатовой долины с хмурыми лицами повылазили из палаток. Было тяжело одолевать утренние горы в тарелках, но рубеж взят, особенно детворой. Горячий чай и кофе окончательно развеял дремоту, лагерь начал скручиваться в рюкзаки. В 10-00 были все собраны.
Глец-Гоу. И караван побрел на Качи-Кальон.
На источнике Газы-Мансур пополнили запасы воды, так как до самого Качи-Кальона вода не ожидалась. РукПох и Раиска Мняю шли вместе, рассказываю всякие истории. Их постепенно обогнала вся группа, кроме Энжи и Элис. Поднявшись на плато, группа взяла курс на турстоянку Бешик-Тау. Через один переход дошли по стоянки, тут РукПох вспомнил как на этой стоянке в 1998 года собака украла у группы кусок сала, сейчас не те собаки пошли, да и сало не то.
На горизонте появились они – группа ЕвПоса. Все бодряком, Ван, Максус, Гор и Сонита расплылись в улыбках. Теперь только путь вперед, назад дороги нет.
РукПох оттрубил подъем и группа двинула вперед по плато. Слева по ходу движения виднелся островок Тепе-Кермена – древнего пещерного города на вершине скальной горы, по одной легенде это были то ли город, то ли монастырь, но известно, что в одной из пещер есть сохранившийся готский храм. Каким образом готы оказались здесь, и зачем они пришли в Крым, никто не знает, но загадка на то она и загадка, чтобы когда-нибудь отыскать ключ к разгадке.
Папа! я устала. Раиска от монотонности заскучала. Благо есть у нас есть друзья: Бременские музыканты, Крокодил Гена с Чебурашкой, Антошка, Кораблик Чижык, они впоследствии не раз нас выручали.
Тем временем минули овраг, разделяющий плато Караул-Тепе и Кыз-Кермен. Кыз-Кермен (девичья крепость) – плато напротив Тепе-Кермен, когда-то здесь было поселение и Кыз-Кермен был сторожевым постом, охранявшим торговый путь из Херсонеса в Тмутаракань.
Через 2 перехода после Бешик-Тау группа начала играть с РукПохом в игру «растянуться, пока кто-нибудь не потеряется». В итоге договорились останавливаться и собираться возле крупных развилок, а на мелкие тропинки и дорожки не сворачивать.
К обеду группа вышла к Скиту Анастасии Узорешительницы, пещерному монастырю вблизи Качи-Кальона. Качи-Кальон – пять естественных гротов в скальной стене каньона реки Кача. Здесь еще в те времена, когда были древние греки, а может и древнее, был монастырь с монахами виноделами. Купив в монастыре монастырского вина на вечер, утолив жажду виноградным квасом, а голод - шахтерским «тормозком» (бутерброд с колбаской и кусочком сала) с ялтинским лучком в прикуску. Группа отправилась в Качинскую долину по направлению Алимовой балки.
Через переход мы были входа в Алимову балку, вокруг цвели яблони, где-то кукарекали фазаны, вдруг откуда не возьмись пробежал зайка. Это был не бред уставшего человека, а наблюдения РукПоха - охотника. Раиска Мняю была полна бодрости и рассказывала папке сказку про лесных зверей, как раз к окончанию сказки, подъем по тропе по левому склону по ходу балки выпалаживался и группа вышла к стоянке «Алимова балка» - стоянки среди осколках скал и заросших плющем деревьев.

День 3. Древняя столица Крымского ханства – Бахчисарай.

Итак, воскресенье. Пасха. Верующие спозаранку тянутся в монастырь праздновать этот прекрасный добрый праздник весны, тепла и возрождения.
Утром был завтрак и куличи. После, часть группы отправилось ознакомиться с прелестями Ханского дворца, часть отправилась в пещерный город Чуфут-Кале. РукПох в гордом одиночестве двинул встречать Дюну и закупить часть продуктов до Родниковского.
Бахчисарай – это лабиринт скальных оврагов. В широкой долине меж высоких скал расположился старый город. В сердце этого города находится Ханский дворец, жемчужина Крыма, дворец не похожий ни на один дворец мира: тень деревьев, прохлада, удивительные фонтаны, тонкость и изящество Востока – вот вкратце что такое Ханский дворец.
РукПох, затарившись крамом, встретив Дюну и остатки группы около Ханского дворца, устремился в глубь долины, которая сузилась в скальное ущелье Кучук-Ашлама. В самом узком месте ущелье вправо по ходу уходит Иосафатовой долиной. Здесь долгое время в средние века кипела общественная жизнь Бахчисарая. В долине и по сей день живет Свято-Успенский православный пещерный монастырь. Интересен тот факт, что выходцы из этой долины переселились в Приазовье, на территорию нынешнего Мариуполя. Это для РукПоха было настоящим открытием, как для переселенца.
В верховьях долины она задваивается на 2 оврага. В правом овраге по ходу располагается источник Газы-Мансур, источник назван так именем в честь мусульманского святого дервиша, по другой легенде в честь татарского военачальника, который погиб при взятии крепости Чуфут-Кале. В левом овраге по ходу движения располагается кладбище караимов, загадочного еврейского народа, изгнанного из Палестины собратьями. Каким образом они оказались в Крыму, для РукПоха было загадкой, так как в современных условиях переселение вполне комфортная процедура, сел на поезд, авто, самолет и переселяйся куда хочешь. А вот в древние времена — это весьма сложно, ведь на всем протяжении этого долгого пути тебя встречают разные люди, не всегда мирные и которые от тебя чего требуют. И очень сложно сберечь свои обычаи и корни, караимам долгое время это удавалось делать.
Татары, славяне, караимы, армяне, аланы, готы – народы, которые долгое время жили в Бахчисарае, это своеобразный средневековый мегаполис, в котором долгое время сосуществовали целые народы. Удивительно, а еще приятно, то что доказательство этого можно увидеть в городе садов в древней столице Крымского ханства – Бахчисарае.
Все участники воссоединились с группой. Что ж пора двигаться дальше.

День 2. Теперь мы с гитарой. Встреча «старых» друзей.

4:00. РукПох вышел из вагона на станции «Днепр», стоянка долгая, поэтому можно было встретить брата и его команду. На перроне пустынно, брат Рукпоха должен был подсесть в соседний с РукПохом вагон, но никого не было. Он подошел к ступенькам подземного перехода и услышал в переходе, какую-то суетливую болтовню детей и взрослых.
Это были они:
ЕвПос – брат РукПоха, руководитель второй подгруппы нашего похода.
Тиша – жена ЕвПоса, опытная туристка, ответственная в походе за ориентирование на местности, так как единственная профессиональная ориентировщица в нашем походе. За ориентацию в походе мы были спокойны.
Гор (6 лет) и Сонита (4 годика) – сын и дочь ЕвПоса и Тиши. Опытные туристы, знают, чем черника от малины отличается, где орографически правый берег у реки.
Ан – турист-самолет – мощный, легкий и очень громкий, когда смеется и шутит. По горам не ходит, а летает.
Максус (4 года) – сын Ана, в первый раз пошел в поход, но уже с рюкзаком и со свистком, чтобы Ан далеко не улетал.
Встреча была теплой, ЕвПос вручил РукПоху гитару, теперь мы были не просто группа туристов, а группа кочующих «кобзарей».
На границе как всегда скучно и уныло. Народу на майские тьма, вместо полутора часов проходили три с половиной. На той стороне как обычно все злые, навесов нет, система висит, чиновники грубят.
Детвора выдержала, игра «Шла собака по роялю» не раз нас спасала.
После границы сели на микроавтобус и рванули, если есть на свете рай – это Бахчисарай. К нам уже присоединилась Ниша – туристка из группы ЕвПоса, опытная майская туристка, также как в мае появляются майские жуки, у данных людей также раз в году появляется безудержное желание пойти в поход.
Приехали вечером около 7-8 часов, Свято-Успенский монастырь готовился к Пасхе. В трапезной монастыря готовили пасхальный куличи. Мы прошли мимо монастыря, и в ожидании встречи других участников из:
Энжи – суперопытная туристка, была на Алтае.
Алекс – муж Энжи, опытный турист, старается по опыту и «скилсам» догнать Энжи.
Паулюс (5 лет) и Элис (3 года) – дети Энжи и Алекса – туристы-новички. Мама и папа позвали детей на море, но как выяснилось поход и море это разные вещи, короче, дети весь нам это вспоминали, ну а мы со своей стороны пытались детишкам подсунуть мореимитаторы – ручьи, купели, реки, водопады.
ФотоПох – опытный турист, профессиональный фотограф, одноклассник РукПоха. Как говорится сколько лет, сколько зим, РукПох не виделся с ФотоПохом.
Элли – дочь ФотоПоха, туристка-новичок, человек-позитив, улыбка до ушей, любительница море-продуктов, особенно крабов.
На стоянке Газы-Мансур было не многолюдно. Вдалеке я сразу заприметил силуэт Энжи, и тут началось крики, целовашки, обмимашки. Все смешалось в один сплошной гул.
Короче, встретились. Завтра нужно встретить Дюну (туристку-новичка, давно хотела пойти с нами в горы, и вот этом миг настал, но завтра).

День 1. Побег от суеты.

Итак, вот и наступил день отъезда - момент истины двух недельной подготовки к походу, уточнению количества участников, пересчету меню и закрытию дел на работе.
РукПох в этот день был собран как никогда, ведь вместе с ним шла все его семья: НиПа, малышки Вирочка Вывирчук (6 лет) и Раиска Мняю (3,5 года). Но вот и всё, рюкзаки собраны, в этом году, Вирочка несет свой спальник, а Раиска без рюкзака, но должна пройти ножками весь поход.
Погрузившись в 8 местный бус, забрав Арта и его семью: Вики и Дару, мы отправились в Киев, а затем в Белую Церковь. Въехав в Киев, поняли, что такое суета в чистом виде. Все куда-то бегут, что-то продают, куда-то едут – одним словом: муравейник. И как выяснилось суета имеет обратную сторону, это пробки, необязательность людей, отсутствие движения по графику (плану).
Мы опаздывали на поезд. За час до прибытия поезда в Белую Церковь мы были только на Теремках. Забрав ДюКа с его рюком, мы двинулись в путь, только бы все было хорошо!
Но неожиданно GPRS (это GPS – навигатор, который «брешит»), который был у водителя буса начал «чудить», постоянно направляю автобус с трассы Е-95 в какие-то дальние дали:
«Снова в ночь летят дороги
День просвет менять
Кому чья, а мне досталась
Трасса Е-95»
Итог, за 5 минут до прибытия приехали на жд вокзал Белой Церкви. С посадкой в поезд суета осталась за окном.

О нас.

Характеристика РукПоха:
Когда в походе спрашивали у нас: "Откуда вы, ребята?".
Мы после непродолжительной заминки отвечали с улыбкой: "Из Донецка!".
Хотя по разным причинам, мы на данный момент в большинстве своем не живем в Донецке, все равно душой мы там и оттуда. С этого города начинался мой "серьёзный" туризм, который из пешеходного плавно перешёл в горный, а теперь в пеший.
Меня зовут РукПох - типичный руководитель горных походов, в данном случае группы туристов и детьми, и не только.
Группа:
НиПа - жена РукПоха, опытный турист, завхоз, потому что жена РукПоха.
Арт – опытный турист, очень любит горы.
Вирочка Вывирчук и Раиска Мняю– дочки НиПы и РукПоха, опытные туристки, знают с какой стороны света растет мох.
ДюК - турист-бушкрафтер, потому что выживает на природе.
ВиКи – первая туристка-матрасник, жена Арта, очень любит горы, но больше гор любит только море. Волею судьбы готовила вкуснейшие борщи в походе, в первый ходовой день обещала после этого похода больше с РукПохом не ходить (шутка это или нет, РукПох так и не понял).
Дара – дочь Арта и Вики, очень любит красоту гор, романтичная натура, потому что любит горы и читать книги.
По мере добавлений участников по ходу похода, будем добавлять описание.