Физические основы теории роупджампинга
Предыстория...
Увлечение прыжками с верёвкой пришло в нашу семью не так давно, в 2015 году. Но эмоции сразу стали незабываемы. И, если, на первых порах, психологическое преодоление себя было важнейшей частью спортивного отдыха, то физические последствия от прыжков для организма "заговорили" о себе позже.
В роупджампинге есть понятие - подхват, который может быть «мягким» или «жестким», в зависимости от значения перегрузок, направления и длительности их воздействия, возникающих при остановке падения прыгуна. Мало команд могут гордиться действительно "мягким" торможением. Причём, опытные роупджамперы, выполняя прыжок, уже подстраивают конструкцию тела под ожидающие их перегрузки и спокойно переносят даже «жёсткие» подхваты. А вот новички, или просто менее спортивные люди, вряд ли смогут этим похвастаться. Парадокс – потравмируй себя, пока поучишься, а потом прыгай без травм.
Хочется, чтобы люди, совершающие прыжок с высоты, в награду получили самопознание, а не самоистязание организма из-за неправильно организованной прыжковой системы. Применение сертифицированного оборудования и монтаж системы специалистами по канатному доступу для работ на высоте, к сожалению, тоже не могут выступать гарантом «мягкого» торможения прыгуна. Проходя обучение работам на высоте, в своё время, и общаясь с преподавателями (конечно же, 3-ей группы по безопасности работ на высоте), было установлено отсутствие требуемой теоретической базы в программах подготовки специалистов.
Просторы интернета также не смогли порадовать нас целостным представлением о физике прыжка.
И тогда было принято решение получить его самостоятельно в таком варианте, чтобы можно было его использовать в роупджампинге.
Первый шаг, на который мы пошли – это создание компьютерной математической модели прыжковой системы, на которой тогда совершали прыжки. И у нас получилось. Через год наших усилий! Высоты, углы, нижние точки – очень близко к реальным данным. И, как следствие – мы получили инструмент настройки, включающий значения сил натяжения верёвок и перегрузок.
Кадры компьютерного моделирования
Создание модели подтвердило правильность нашего подхода. Но это ещё не было теорией. Успех укрепил нас в собственных силах, и только потом мы задались вопросом: а, может, мы осилим общий подход к остановке падения?
Вот тогда всё и началось по-серьёзному. Параллельно писалась база, составлялись расчетные таблицы… И проходили эксперименты на различных элементах, моделях систем и системах: измеряли жёсткости верёвок, электронным динамометром оценивали натяжения, определяли потери на трение в блоках, сбрасывали огромное количество тестовых грузов, сравнивали расчётные и фактические значения, выявляли аналитические зависимости...
Даже для тестового груза была создана модель
Когда работа подходила к завершению, мы всё больше осознавали, что неправильно о ней молчать. Потому что теперь есть возможность обосновать безопасность нашего вида спорта и создавать прыжковые системы, удовлетворяющие ГОСТу по безопасности для аттракционов. И, как следствие, в конечном итоге получить легализацию роупджампинга.
Работа была завершена в конце июля 2019 года. И к 1 сентября – Дню знаний - мы решили приурочить публикацию ссылки на первый теоретический учебник по роупджампингу. Бесплатный, как и должна быть Азбука.
Скачать книгу "Физические основы теории роупджампинга" на "ЛитРес".
1. Чем выше объект - тем мягче подхват. Те кто в теме давно, понимают откуда это
2. Чем меньше свободное падение - тем мягче подхват. При бОльшем расстоянии до точки крепления. Маятник больше
Все остальное это альтернативы и выводы из постулатов выше. Новичок - делай меньше прыжковую и все у него гуд будет. Новичок - делай ему максимальное расстояние до точки крепления на базе
По порядку отвечу на каждый из пунктов.
1. «Мягкость» подхвата не зависит от высоты объекта. Можно «жёстко» прыгнуть с 200 метров и «мягко» с 20 метров. В большей степени это зависит от правильной настройки системы остановки падения. При попытке сделать систему с подобными пропорциями длин верёвочных элементов, прыгать с бОльшим свободным падением действительно будет мягче: по причине увеличения работы аэродинамического сопротивления прыгуна при остановке падения.
2. В примере параграфа «Методология выбора завешивающих анкерных устройств» описана зависимость удаления точки крепления от края анкерной линии для разных глубин свободного падения при достижении одинаковых значений максимальной перегрузки. Маятник позволяет увеличить длительность остановки падения и «смягчить» подхват, однако это не является главным принципом, которым следует руководствоваться при создании прыжковых систем.
Считаем, что система должна быть безопасно построена как для новичков, так и для опытных.
Азбуку пока не читал, но скоро загляну в нее.
Два пункта были добавлены для простоты понимания новичков в этой активности.
Выведены две зависимости, что практически повсеместно встречаются у команд. Не разобраны частные случаи. Не разобраны факторы, коих много. Например положение тела при подхвате, когда у обладателя этого тела хрустальные кости и ко всему, он в полете намотал на себя беспорядочно прыжковую веревку (в этом случае, как понимаешь, почти стопроцентная вероятность травмы даже на супермягкой навеске).
Не знаю кто в реале гордится действительно мягкой навеской, но у нас есть такая штука на мосту. Простая маятниковая система вдоль моста, а не под него. Со спуском после повисания вниз на берег. Так вот, если прыгун высказывает пожелание, что хочет просто преодолеть себя, перебороть с помощью прыжка порог страха, но при этом не хочет дискомфорта, мы максимально отдаляем точку выхода. Идет довольно быстрый, мягкий переход в маятник. Есть же те, кто хочет полететь дольше/выполнить акробатику. Таким мы говорим о более жестком переходе и делаем экзит поближе к станции
Мы всегда рады любым конструктивным комментариям, которыми сможем воспользоваться в продолжении нашей научной деятельности.