Пишет Sergey Ponomarev, 20.04.2019 21:16

Отступание ледника с вершины Ак-Оюк, и немного фото с лыжного маршрута по Шапшальскому хребту и массиву г. Монгун-Тайги (Туризм, Шапшальский хребет, Монгун-Тайга, лыжный туризм)

В феврале-марте 2019 года группа туристов лыжников из Новосибирска и Абакана прошла лыжный маршрут 5 к.с., в районе Шапшальского хребта, массива г. Монгун-Тайга и хребта Чихачева. Район очень красивый с хорошими для Сибири высотами (до 3970 м), активно посещался туристами в начале 2000-х годов, в последние годы стал не столь популярным.

Немного статистики:

- протяженность маршрута - 300 км
- 16 ходовых дней
- перепад высот 19 км

карта-схема маршрута

Маршрут шел по плану и погода радовала, единственное что у нас не получилось так это взойти на высшую точку Шапшальского хребта, вершину Ак-Оюк 3614 м, и связано это со сходом ледника с вершины горы и усложнением подъема на неё.
Дело в том, что к маршруту мы готовились исходя из информации предоставленной в отчетах предшественников, которые активно ходили в данном районе в начале 2000-х годов. По описаниям и фотографиям подъем на вершину Ак-Оюк по северо-восточному гребню особой сложности не представлял. С относительно пологого гребня шел подъем на ледовый гребень (до 50 гр.) с провешиванием 50 м перил, и далее около 400 м по ледово-скальному гребню с попеременной страховкой до вершины, такое описание приведено в отчетах начала 2000-х годов.
В день нашего восхождения стояла отличная погода, выйдя на седловину перевала Ак-Оюк 1Б, мы оставили лишний груз, взяли необходимые для восхождения вещи и пошли по направлению к вершине. Пройдя около 600 метров подошли к небольшому ледничку, размером с одноэтажный дом и обошли его слева по ходу, мы не сразу и поняли, что это все, что осталось от того ледника, где требовалась провеска 50 метров перил.
Прошли ещё немного вверх по гребню и вышли на предвершину. С предвершины открылась и сама вершина, до которой оставалось рукой подать, но не стало ледника, остались только довольно крутые скалы. Не найдя варианта подъема соответствующему заявленной 2А к.т., мы решили спустится вниз. Вершину в зимнее время оценили как 2Б.
Вернувшись из похода, проанализировал фотографии начиная с 1978 года и по сей день. Можно сказать, что с 1978 года по 2004 год ледник уменьшился, но характер подъема на вершину оставался прежним, соответственно за последние 15 лет ледник практически исчез.
Для наглядности приведу несколько фото:
фото сделано с перевала Ак-Оюк 1Б

фото сделано с предвершины г. Ак-Оюк 3614 м

так выглядел подъем на ледовый гребень в феврале 2002 года (фото из отчета С.В. Козина)

а это то, что осталось от ледового гребня в феврале 2019 года

в статье приведены фото из отчетов:
1) пешеходный маршрута 5 к.с. рук. Ревун С.А. 1978 г.
2) пешеходный маршрут 5 к.с. рук. Лось В.А. 1987 г.
3) лыжный маршрут 6 к.с. рук. Козин С.В. 2002 г.
4) пешеходный маршрут 5 к.с. рук. Бычков К.С. 2004 г.

и напоследок немного фотографий этого замечательного района

ночь перед восхождением на г. Ак-Оюк

группа на фоне г. Ак-Оюк 3614 м (фото Ю. Куюкова)

подъем на г. Пирамида 3477 м

панорама с Пирамиды

в долине р. Узун-Хем зима ощущается только по низкой температуре

перед восхождением на г. Монгун-Тайгу 3970 м

путь к вершине

на вершине г. Монгун-Тайга 3970 (фото Ю. Куюкова)