Ода ледорубу.
ОДА ЛЕДОРУБУ.
Лето 1979 года. Альпинистские спортивно – тренировочные сборы Украинского ДСО «Зенит» в этом году проводились на Памире в Фанских горах. Базовый лагерь разместили на берегу на одном из красивейших Куликолонских озёр. Озёра подпитывают талые воды, стекающие с тающих снежников и ледников, в окружении которых они находятся. Каскад озёр состоит из последовательно расположенных озёр, воды которых плавно перетекают с одного озера в другое. Мнение о том, что вода в последнем, крайнем от ледников озере теплее, якобы нагреваясь от солнечных лучей, пройдя путь медленного течения, обманчиво. И, редкие смельчаки ловятся на этом, бросаясь в прозрачные воды горного озера, при этом издавая непонятные гортанные звуки, но мы могли разобрать только одно, близкое и родное нам слово «мать». С воды выскакивали также быстро как и заскакивали. Но, факт купания в высокогорном озере, глазами немногочисленных зрителей, находящихся в этот момент вблизи, был зафиксирован. Рейтинг авторитета купальщика, при этом, сразу же резко возростал, особенно, в глазах женской половины. Обычно, такие эксперименты-купания, омовения тела в горном озере, осуществляются после восхождения, когда душа и разгорячённое тело полны радости очередной победы, прежде всего над собой. Счастливые минуты – ты дома, ты уже внизу, ты жив и здоров, тебя поздравляют с восхождением товарищи, находящиеся в базовом лагере.
И, вот сформирована группа в составе четырёх человек, которая собирается совершить первое в этом сезоне тренировочное однодневное восхождение на вершину Ташкентец по маршруту 2б кат. трудности с целью акклиматизации и получения схоженности между участниками. Есть такая норма в правилах горовосхождения, что при формировании спортивных групп на восхождения, кажется уже с 4 –ой кат сложности, между двумя участниками группы должно быть совершено ранее, хотя бы одно совместное восхождение. По описанию, только в нижней части маршрута имеется некрутой снежник небольшой протяжённости. Я как всегда беру с собой ледоруб, с удлинённым древком, который я использую, опираясь об него, при подъёме по крутой тропе, крутом склоне. Но, не могу я ходить в горах без ледоруба, он у меня как личное оружие, придаёт уверенность какую-то. И, тут двое шустрых, уверенных в себе молодых друга-полтавчанина Фес и Вовка начинают меня подкалывать, зачем беру ледоруб с собой –лишний вес, маршрут то скального характера, да и будешь выглядеть как дед с палочкой. На что им молодым, а я уже ж крутой альпинист, имеющий 1-ый разряд по альпинизму, отвечаю вполне серьёзным тоном, что я уже бывал в этих местах, и есть опасность встречи с рысью. Как мы будем защищаться –голыми руками что ли? Выпускающий нашу группу, бывавший не раз в этом районе, только улыбнулся, услышав мою страшилку по поводу рысей, но мой уверенный ответ, как я увидел по дальнейшей реакции молодых, возымел на них действие.
И, вот наша восходительская четвёрка, совершив непродолжительный подход почти под начало маршрута, поставили палатку на безопасном расстоянии от крутых скальных склонов. Плотно поужинав, а у нас в начале сборов всегда есть что вкусно покушать - об экономии пока в начале сборов не думаем, посмотрев на звёздное небо, стали моститься, тихонько подталкивая, как бы невзначай соседа, не в очень комфортной для четверых, перкалевой палатке «памирке».
Когда мы более менее улеглись, Фес начал «травить» нам «свежак», а он как рассказчик анекдотов среди нас был непревзайдённый с его оригинальной манерой подачи материала, --ему только на сцене выступать, правда анекдоты были, в основном, не для широкого круга слушателей. Вдоволь насмеявшись, потолкавшись, стараясь показать соседу широкость своих плеч, мы наконец-то угомонились, и пожелав друг другу хороших приятных снов, отошли ко сну. Но, тут, горную тишину нарушил звук, похожий на человеческий голос, который исходил ниже нашей стоянки.
Стоянку под палатку мы выбрали грамотно, подальше от стены, чтобы не поймать какого- то памирского «подарка» сверху и недалеко от начала нашего маршрута согласно описания, полученного на КСП альплагеря «Артуч». Начальную стадию сна, которая ещё не наступила, как рукой сняло. Одним из последних анекдотов Феса, как раз был про «снежного человека». Да, ещё существуют страшилки, истории о «чёрном альпинисте", в легенде которой говорится, что когда-то он был человеком, но был предан другом и брошен в горах, с тех пор так и ходит... Дальше в тексте легенды начинаются расхождения: по одной версии, он обозлился на все людское племя и мстит всем встречным; по другой, более популярной - он мстит только плохим (или даже ищет персонально своего погубителя), а хорошему человеку может и помочь.. Поди знай, чей крик мы слышали - «снежного человека» или «чёрного альпиниста», тем более встреча что с одним что с другим из легенд не сулят ничего хорошего.
Я мгновенно рассупонив полог палатки, схватил ледоруб, который лежал рядом с палаткой. Тут, меня уже никто не подкалывал, даже наоборот – дав мне оперативный простор, все плотно прижались друг к другу, уже не демонстрируя ширину своих плеч друг перед другом, повернулись все как по команде на бок. Ну, Фес и тут вставил свою «коробочку» – « мужики, наверное это «снежный человек» жрать захотел – придётся поделиться». Бандиты, грабители, откуда им тут взяться, да ещё ночью, правда ещё не очень глубокой и что с нас возьмёшь – деньги, паспорта мы оставили в базовом лагере. Услышав, приближающие к палатке шаги, я ёще крепче сжал двумя руками деревянное древко, удлинённого ледоруба ( хорошо хоть не с коротким древком айсбайль), единственного оружия, острый штычок , которого был направлен в сторону входа-выхода палатки. За состоянием штычка я уж всегда следил, подтачивая его периодически напильником, как вы уже заметили мою слабость к ледорубам. Воцарилась гробовая тишина, даже Фес перестал шутить – все были предельно напряжены и приготовились к худшему. Чувствовалась уважуха присутствующих в эти момент ко мне, т.к. только я мог дать отпор предполагаемой угрозе – остальные были безоружны. Чувство гордости и моей правоты, что только я взял на восхождение ледоруб переполняло меня. А, они, чертовы подкольщики, как мне показалось, даже старались умоститься за моей спиной. Ну, о чём можно было думать в те минуты, когда столько было литературы, сообщений о снежном человеке, об его нечеловеческой силе, страшном виде, ну и кто мог ночью в горах ходить и это явно была не рысь, которой я пугал более молодых.
Почему–то вспомнился исторический эпизод применения альпинистского ледоруба не по назначению, когда в 1940 году в Мексике испанский коммунист Рамон Меркадер, используя его, смертельно ранил революционера Льва Троцкого. И, неожиданно, совсем рядом с нашей палаткой раздаётся человеческий голос: - «добрый вечер ребята, у нас со сборов Спорткомитета пошла на несложное однодневное восхождение на рядом стоящую вершину по маршруту 2а к.тр. двойка –мастер спорта и третьеразрядник, но до настоящего момента не вернулись с восхождения. Возможно заблудились, а радиостанцию не взяли. На КСП мы узнали, что в этот район на восхождение вышла ваша группа и просьба к вам, когда будете завтра идти по своему маршруту посматриваете по сторонам – не висят ли где-то на верёвке на скальных сбросах. Как только что-то заметите, по рации своим сообщите , а они нам – мы тоже стоим на Куликолонах».
Выдав нам такую не очень приятную новость перед сном, подсвечивая себе фонариком, «чёрный альпинист» как мы его окрестили, ушёл вниз. Наш сладкий сон, который мы предвкушали после приятного вечернего моциона так и не начавший, ясное дело как рукой сняло. В голову лезли всякие неприятные мысли и перед глазами «стояли» картины, которые можно представить в таких случаях.
Рано утром, молча свернув бивуак, мы двинули по некрутому снежнику к началу нашего маршрута, поглядывая по сторонам, как нам было велено. И тут, в верхней части снежника
вырисовалась картина Репина – живёхонькая двойка спускалась вниз, правда нижний на натянутом верёвочном поводке постоянно спотыкался и периодиски валился на снег. Кто есть кто мы сразу поняли – верхний стоял уверенно на ногах, значить он и есть мастер спорта. Когда поравнялись с двойкой мы предложили им помощь, но мастер спорта ответил, что всё в порядке – сами дойдём. Оказалось, что они проскочили нужную вершину и по гребню пошли на другую вершину, где их и застала темнота. Они схватили «холодную», т.к. у них не было ни палатки, ни спальников, ни примуса. Кое-кто из нас знал что это такое, поэтому лишних вопросов больше не задавали и пожелав им хорошего пути, мы с облегчением продолжили движение по нашему маршруту. На одном из скальных участков мы обнаружили место их «холодной» пересидки – валялась шкурка от колбасы и лежал перочинный нож «лисичка», который нам ещё долго потом служил, как доставшийся трофей.
Маршрут в целом технически был не сложен, но при выходе на вершину встретили плотный снежник, и я засунув длинное древко своего ледоруба в щель между краем снежника и скальным выходом, организовал перила, которые помогли группе подняться без особых трудностей на вершину. Спуск с вершины по пути подъёма прошёл довольно быстро, - всё было знакомо, и проглиссировав по небольшому снежнику, мы ступили на тропу, которая вела прямохенько до Куликолон. Быстрым шагом, почти бегом, мы проходим мимо кошей, где во временно организованных загонах, находились овцы из долинного аула, которые за целый напаслись на сочных травянистых склонах. Безусловно, пастухам помогали пасти и охранять собаки, так как в этих районах водились волки, и изредка рыси.
И тут краем глаза увидел, что громадный пёс, смесь алабая и кавказца, рвёт разлохмаченную пеньковую верёвку, которой был привязан к камню, прыжками приближается к первому идущему, т.е. к Вовке. Ну, а Вовка, в предкушении скорого прихода в базовый лагерь, где можно уже плотно вкусненько покушать, напиться вдоволь зелённого чая, и возможно искупаться в одном их крайних Куликолонском озёре, смотрел только под ноги и не заметил приближения разьярённого зверя. Прыжок пса был направлен на левое Вовкино бедро, но я, шедший вторым за ним, успел в какую-то долю секунды перевернуть ледоруб, хорошо что был у меня в правой руке не на темляке, и не штычком, а лопаткой успел сунуть ему в открытую пасть. Сразу же подскочил пастух и накрыл пиджаком голову зверя , у которого как я заметил в последний момент, глаза были налиты кровью.
Почему пёс был такой злой на нас, как пастух объяснил нам, утром была уже попытка нападения на двух альпинистов, проходивших рано утром мимо. Мы поняли, что это была «наша» невезучая двойка, которую мы встретили на подходе к маршруту.
Вовка так и не понял, какая угроза была для его бедра, а может и для других частей его тела. До сих пор Вовка не «расплатился» со мной за спасение, хотя его многолетний друг-напарник Фес этот случай со своеобразным юмором, свойсвенным только ему, часто при случае вспоминает. Этот случий меня ещё сильней убедил о пользе ледоруба во всех случаях жизни, и в последующей своей альпинистской деятельности я не расставался с ним, даже укладываясь спать в палатке, клал его у изголовья под полог палатки.
А, «любовь» к ледорубу, его важности у меня возникло еще в начале моей альпинисткой карьеры, когда пришлось участвовать в транспортировочных работах погибшей двойки Перский – Снеткова в Домбае при спуске по крутому снежнику после траверса Аксаута.
Причина гибели – отсутствие ледоруба у мастера спорта Романа Перского, он свой ледоруб отдал одному из альпинистов второй двойки, который или уронил свой или не взял. При глиссировании на ногах по крутому снежнику Снеткова, кстати владеющая горнолыжной техникой, подскальзывается (сказалась усталость после многодневного траверса) и сдёргивает связочной веревкой глиссирующего напарника Перского, который не смог удержать без ледоруба напарницу по связке и себя на крутом снежнике.
А, дальше шли крутые «бараньи лбы», на которых связка получила смертельные травмы. Не буду описывать наши сложные транспортировочные работы погибших через два перевала, с совместными ночёвками, и привлечению нас к малоприятным работам с криминалистом-паталогоанатомом, что требует практика перед захоронением. Они были похоронены на кладбище выше бывшего альплагеря «Домбай».
Вывод: Уважайте и любите ледоруб.