Непридуманная ИСТОРИЯ
Как-то так оказалось, что на «Риске» «живет» немалое количество людей, которые интересуются историей. Точнее, событиями, происходившими в военное лихолетье в горах Кавказа. Это совершенно точно и этому у меня есть свое объяснение, но нужно ли оно?
Когда мы любуемся горными красотами в Тебердинской долине по пути в Домбай, слетаем на лыжах по Эльбрусским ледовым полям, либо, к примеру, поднимаемся в альплагерь «Узункол», мало кому из нас в голову приходит мысль о том, что у этих мест есть своя история - трагическая и печальная. И далеко не все страницы военной истории этих мест изучены и перелистаны.
Я продолжаю планомерно бороздить лабиринты Бундесархива. В планах работа над новой книгой, но будет ли она, покажет время. Тем не менее, работа с пожелтевшими документами немецких дивизий, воевавших на Кавказе, постоянно выдает интересные факты и обстоятельства, некоторыми из которых я бы и хотел поделиться с рисковчанами, если, конечно, уважаемая горная братия, не против. Не будучи историком и зарабатывая всю жизнь хлеб свой насущный совсем в других сферах, я никогда не думал о том, что вот это копание в документах почти восьмидесятилетней давности может быть настолько захватывающим и интересным. Но когда очень многие из этих мест еще и пройдены своими ногами, это интересно вдвойне.
Один мой знакомец как-то поделился тем, что на северной стороне Марухского перевала северо- восточнее ледника еще в 90е годы лежали обломки советского самолета, причем, обломки явно военного происхождения. К нынешним временам от обломков уже почти ничего не осталось, а двигатель самолета заботливые наши сограждане утащили в аул Красный Карачай, где следы его потерялись. Поэтому установить по номерным деталям самолета, как это обычно происходит, его принадлежность и судьбу экипажа уже не представлялось возможным. Товарищ поинтересовался, не смогу ли я найти какие-то документальные следы этой истории.
Следы этой истории оказались в отчете разведотдела штаба 4 горноегерской дивизии за 01 ноября 1942г.
Здесь значится, что в 8.30 (необходимо заметить, что немцы воевали по берлинскому времени и во всех документах отражено именно оно) русский самолет упал севернее Марухского ледника. Машина почти полностью разрушена, карта в безопасности (удалось сохранить).
Чуть более подробно эта история была зафиксирована в журнале боевых действий все той же 4 горноегерской дивизии.
Сообщается, что у группы Бауэра (командир II высокогорного батальона 1й горноегерской дивизии) положение без изменений. В 8.30 русский самолет упал севернее Марухского ледника. Почти полностью разрушен. Карта в сохранности. Пилот самолета обнаружен мертвым. Этот самолет долго кружил в тумане над Людвигом («Людвигом» называлась база горных егерей в районе озера Халего).
Вот эти места, хотя это другое озеро.
Больше фактов падения советских самолетов в районе Марухского перевала в немецких документах не зафиксировано.
Теперь настало время обратиться к документам РККА (кстати, а многие ли из нынешних молодых знают расшифровку этой аббревиатуры?). В немецких документах четко зафиксированы дата и время. Это давало немалую надежду на успех. За помощью я обратился к одному из самых серьезных в стране специалистов по авиации периода войны (на южных фронтах) Евгению Порфирьеву из поискового отряда «Кубанский Плацдарм» (г.Краснодар). Парни «подняли» уже более двухсот наших и немецких самолетов на Кубани и Северном Кавказе. И у них очень серьезная документальная база по потерям обеих воевавших сторон. Вплоть до того, что они по документам устанавливают, кто из летчиков и когда именно сбил своего противника. Не говоря уже об идентификации самолетов и пилотов по номерным деталям самолетов. Мы давно уже сотрудничаем и я нередко выезжаю с парнями на «полевые» работы.
Несколько дней ожидания не внесли ничего нового в эту историю. Евгений, просмотревший документы 5й воздушной армии, в ведении которой была вся армейская авиация от Новороссийска до Закавказья, вынес неутешительный вердикт: за эту дату и за ближние даты потерь нашей авиации по 5й ВА в районе Марухского перевала не зафиксировано. И это было очень странно. Все же в нашей авиации, если не брать первые месяцы войны, учет потерь был налажен достаточно хорошо. Это была загадка, которая требовала какого-то объяснения. И тут в памяти всплыла виденная когда-то фотография летчиков в морской форме. Была же морская авиация! Хотя, при чем здесь горы и морская авиация? Но все же снова позвонил Евгению и попросил «пробить» потери по авиации Черноморского флота. Еще несколько дней ожидания, и вот удача! Список потерь авиации Черноморского флота (снимок сделан с экрана компьютера)
Р10 (тип самолета) №16/16 2я авиаэскадрилья 23 авиаполка. Николай Николаевич Подозеров, Иван Трофимович Осианов. 01.11 1942г. БУ (бомбовый удар) по пер.Марухский. Одиночный полет. Не вернулся с боевого задания.
Почему егери упоминают одного погибшего пилота - это отдельный вопрос. Их больше интересовала карта (в отличие от досужих баек о нарисовавших все карты Кавказа довоенных немецких альпинистах, с картами у них было очень скверно и каждый факт захвата трофейной карты отражался в документах на уровне дивизии и 49 горного корпуса особо). А карта могла быть только у пилота. Второго члена экипажа они могли просто не увидеть в обломках самолета. Тем более, ели он горел.
История эта имела очень неожиданное и уникальнейшее в своем роде продолжение. Не удовлетворившись данными ОБД Мемориал, я решил просмотреть данные сайта «Память народа». И здесь меня ждал очень неожиданный результат.
Оказывается, документы пилота Н.Н.Подозерова были найдены в августе 1943г. поисковой группой 284 стрелкового полка в районе Марухского перевала (в тексте назван Марухинским) во время зачистки мест боевых действий через год после боев. Видимо, егери, сняв планшет с погибшего пилота, достали карту, а остальные документы бросили. Мало того, на сайте оказались представлены эти самые документы. Правда, второй боец, названный в документе летчиком - Мачавариани Т.П. , как я выяснил, на самом деле был политруком пехотной части и к авиации отношения не имел.
Вот некоторые из этих документов. Удостоверение лейтенанта Н.Н.Подозерова с его фотографией. На момент гибели ему было 32 года и он был старшим лейтенантом, командиром звена. Женат, двое сыновей. Семья осталась в Ленинграде.
Очевидно, родители. За год вода «съела» снимок.
Полетный лист на перегон самолета на Закавказский фронт.
Такой вот трагический эпизод горной войны, в которой, казалось бы, можно было поставить точку, однако в объединенной базе данных «Мемориал» по всем документам оба пилота числятся пропавшими без вести. Кстати, подлинная фамилия мл.лейтенанта стрелка-радиста не Осианов, а Асланов и его отчество Трифонович (а не Трофимович). Так он значится во всех других документах о потерях.
Мы уже никогда не узнаем, почему упал самолет Р-10. Он, как пишут в немецких документах, кружил в тумане. Видимо, летчики пытались определить цель для бомбометания. Скорее всего, отказ двигателя, а, может, и сбили. С 20 мм. автоматическими скорострельными орудиями у егерей дело обстояло неплохо.
Интересно, осталась ли в живых семья Н.Н.Подозерова в блокадном Ленинграде?
И последнее. Убедительная просьба к любителям флуда и набрасывания на вентилятор. Воздержитесь пожалуйста.