Классификатор основных видов горовосходителей нашего времени - Часть первая

Пишет Алексей Голубев, 02.02.2019 17:17

Классификатор основных видов горовосходителей нашего времени - Часть первая (Альпинизм)

Спустя череду бессонных ночей корпения над графиками и уравнениями статистического анализа, НАКОНЕЦ считаю свой труд завершённым!
И теперь в рамках проекта "Альпинист современник" рад представить вам список - классификатор основных видов горовосходителей нашего времени. По многочисленным просьбам размещаю его здесь, на "Риске"

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

1. АЛЬПИНИСТ - ТЕОРЕТИК

Превозносит известное словосочетание "Знание - сила" на уровень личной идеологии. Такие люди сидя в лагере, и получив ответственное задание по охране палаток, часами спорят о преимуществах "булиня" перед "восьмёркой", пока ты с товарищами получаешь удовольствие от прохождения очередного маршрута. Они знают наизусть названия всех альпинистских техник и величины возникающих в страховочной цепи нагрузок. Знают под каким углом правильно втыкать ледоруб и с какой силой забивать кошки в лёд. Находясь на станции всегда заботятся о безопасности своей и коченеющего от холода напарника, и проявляя изрядный перфекционизм, вяжут узлы неспешно и аккуратно, чтобы получилось именно так, как "на картинке". Увидев не до конца забитый якорь или недомувтованный карабин, альпинист - теоретик впадает в состояние психогенного шока, после чего трудоёмкость восхождения значительно увеличивается вследствии действующих на нервы постоянных нотаций и нравоучений, которыми наш герой щедро делится со всей группой.
Очень отзывчив и всегда готов помочь друзьям. Во время подготовительных занятий подойдёт и научит как правильно нужно тренироваться, даже если кто-то "стесняется" спросить сам. Если нужно приготовить обед - даст рецепт. Если нужно нарубить дрова - покажет где лежит топор. Незаменимый помощник в любом деле!

* Тест на видовую принадлежность:
Спросите у товарища, знает ли он в чём отличие репшнура от корделеты, если даст ответ - значит он "альпинист - теоретик"!

** Инструкция к применению:
Рекомендуется использовать альпинистов - теоретиков в ходе изучения и планирования маршрутов. Если научиться не обращать внимание на солидную долю занудства, этих людей действительно стоит послушать. Как правило они знают о чём говорят.

*** Экспертное мнение
Принято считать что в альпинизме главное - мозги, а физическая составляющая вторична. Глупо спорить с этим утверждением. Теоретическая подготовка очень важна, чтобы мы могли лучше понимать все риски и опасности при выходе на маршрут, суметь к ним подготовиться. И всё же - альпинизм это спорт подразумевающий крупную долю физической активности. И как сказал один мой знакомый: "В альпинизме мозги важнее силы. Но одна сила лучше, чем мозги и больше ничего!"

2. АЛЬПИНИСТ - ХОМЯК

Как царь Кощей над златом чахнет, так альпинист - хомяк чахнет над своим драгоценным снаряжением.
Выбирает и покупает снарягу он сосредоточенно, вдумчиво. После раскладывает по местам каждый карабинчик с такой любовью и нежностью, которой не достаётся даже его сердечной подруге ( другу ) в минуты близости. ВНИМАНИЕ! - не вздумайте брать снаряжение у альпиниста - хомяка, особенно без спроса. Если худосочный карлик из известной картины за кражу кольца Всевластия был готов откусить палец, то "внутренний пушистый зверь" нашего хозяйственного альпиниста оттяпает вам руку по локоть за подобный проступок.
В следствии безмерной любви к дорогостоящему снаряжению, альпинисты данного вида имеют постоянную нехватку денежных средств. Зачастую они вынужденны отказываться от выездов в горы, от чего страшно завидуют остальным альпинистам. И тем не менее когда выбор встаёт между покупкой снаряги и выездом в горы "хомяк" без лишних рассуждений выбирает первое.
Очень не любит делиться. За лишнюю верёвку или камалот он продаст даже лучшего друга, поэтому как правило близко ни с кем не сходится. "И все его подружки крюки да закладушки..."
Единственный товарищ альпиниста - хомяка это альпинист - теоретик. Оба любят потрындеть про снарягу и оба пользуются ей крайне редко.
Вместе они за бутылочкой портвейна скоротали немало вечеров, обсуждая все плюсы и минусы того или иного железа и верья.
Замечена некоторая особенность - Если дать своё снаряжение на хранение альпинисту - хомяку и умудриться получить его обратно, то вроде бы уже не новая снаряга вернётся к вам гладкая, блестящая, смазанная и начищенная. Особенность можно использовать в личных целях.

* Тест на видовую принадлежность:
Попросите у товарища снарягу в долг: Если после этого вам потребуется срочная реанимация, то ваш товарищ альпинист - хомяк.

** Инструкция к применению: на альп. мероприятиях рекомендуется назначать альпиниста - хомяка на должность завхоза. Любое общественное снаряжение попадающее в руки "хомяка" на время сборов становится ЕГО СНАРЯЖЕНИЕМ, а уж о целости и сохранности СВОИХ вещей, хозяйственник позаботится со всей надлежащей тщательностью и прилежанием.

***Экспертное мнение
У каждого из нас разные материальные возможности. В обычной жизни кто-то управляет группой компаний, а кто-то крутит рукоятки станка или баранку автомобиля. Один живёт в шикарном коттедже с бассейном или пентхаусе с панорамной крышей, а другой снимает малометражную "однушку" на окраине. Разные возможности, разные жизни, разные характеры. Но нас объединяет одно - любовь к горам. Кто - то скажет, что альпинист покоряет горы. Но это не мы покоряем горы, это горы покоряют нас. Своей красотой, своим величием, своей недоступностью. Все альпинисты члены одной большой семьи - семьи покорённых горами. Так давайте же будем относится друг другу как члены семьи - с уважением и взаимопониманием. Горы не место для мелочности и жадности, не место для споров и ссор по пустякам. И давайте будем помнить, что рука протянутая товарищем всегда дороже и надёжнее куска холодного металла.

3. АЛЬПИНИСТ УВАЖАЕМЫЙ

Узнать альпиниста "уважаемого" или как его порою называют "альпиниста в законе" можно по благородной седине в волосах и по глубоким морщинам залёгшим на уже давно немолодом обветренном лице.
При общении с альпинистом уважаемым стоит соблюдать два правила:
Правило первое - "уважаемый" всегда прав.
Правило второе - если "уважаемый" не прав, смотри правило номер один.
Мнение "альпиниста в законе" безоговорочно и является истиной в последней инстанции.
Авторитет "уважаемого" так велик, что никто и никогда даже не подумывал подвергать его слова сомнению, не говоря уже о том, чтобы их оспорить. В составе своих альпсборов такие люди - "цари" и "боги". По лёгкому движению их руки в забитые "под завязку" рюкзаки легко влезают крайне необходимые трёхлитровые банки с вареньем. Под звонкий свисток уставшие на подходах и падающие без сил новички легко вскакивают на ноги и обретают невиданную доселе силу бодрости духа. На маршруте стоит только "уважаемому" произнести ряд фраз носящих глубокий литературный характер, как сами удлиняются верёвки, вновь оказывается в рюкзаке оброненное снаряжение и крючья залезают в трещины без молотка. Ходят слухи, что даже горы становятся чуть ниже, если "альпинист в законе" изволит подняться на их вершину. Поэтому все хотят попасть в группу с "уважаемым", а кто не хочет... Пусть смотрит правило номер один.
История столь высокого авторитета уважаемых альпинистов покрыта тайной и окутана серым туманом. Кто-то рассказывал истории о победе над йети голыми руками и выживании в снежной пустыне, кто-то говорил о восхождении на загадочный "девятитысячник", есть версии где человек падал в глубокую трещину и оказывался на вершине горы голый и совершенно седой. Мнения разнятся, но наверняка неизвестно никому. И только сидя звёздными ночами в компании альпинистов "матёрых", "уважаемые" улыбаясь, вспоминают о чём-то своём, отчего в их усталых глазах находят отражение озорные искры костра.

* Тест на видовую принадлежность:
Если от мысли оспорить решение альпиниста у вас начинает дёргаться глаз, трясутся колени, путается сознание и пропадает дар речи - значит перед вами альпинист "уважаемый".

** Инструкция к применению
Обладает удивительной способностью прививать неофитам альпинизма любовь к горам. Крайне эффективен в качестве инструктора отделения новичков и младших разрядников.

*** Экспертное мнение
Если отбросить выдуманные истории про снежных людей и чёрных альпинистов становится видно, что перед нами действительно люди с Большой буквы. И не потому что Мастера, Барсы, Звёзды, и Эверестовцы, а просто потому, что это люди, которые смогли пронести через всю свою жизнь любовь и преданность горам. Потому, что не споткнулись, не сломались по пути. Спасибо им за то, что нам есть чему у них поучиться! Спасибо им за то, что соглашаются нас учить!

4. АЛЬПИНИСТ МАТЁРЫЙ

Однажды с командой "заборол" очередную "тройку" и жутко гордый и довольный собой вернулся в лагерную хижину.
По дороге вспотел и поспешил стянуть с себя мокрую одежду, развесив её сушиться над дровяной печкой. На улице был солидный минус. Протянув усталые конечности поближе к тёплой печке, заметил, что окружающие перешёптываются и украдкой кивают в сторону дальнего тёмного угла. Там, надвинув поглубже капюшон старенькой местами залатанной штормовки из гортекса, сидел человек. Сидел он неподвижно, словно камень, и своим дыханием отогревал сложенные в замок руки.
- Это "Матёрый" - тихо сказал мне товарищ. - Говорят на "Ту" гору ходил - и ещё тише - соло...
- На "Ту" ??! - от удивления раскрываю глаза - так там же ещё никто и не был - Зимой... Соло...
"Матёрый" быстр, селён, умён, технически подкован, опытен. Вследствии чего является предметом подражания всех начинающих альпинистов и объектом романтических мечтаний для юных альпинисток. Однако сам он довольно редко обращает внимание на "зелёных" новичков и представительниц прекрасного пола. По правде говоря кроме гор его вообще мало что волнует. Молчалив, угрюм, задумчив. На спуске с маршрута уже планирует следующее восхождение, тем же занят всё выделенное для отдыха время.
В городе постоянно тренируется, чтобы быть готовым к трудным маршрутам, пропуская при этом все все развлекательные и застольные мероприятия.
В горах это человек - кремень. Может сутками обходиться без еды, переносить лютый мороз и прочие капризы природы. На восхождении нету надёжнее напарника. Без слов понимает все твои мысли и делает то-что нужно. То, что не нужно - не делает.
Многозадачен. Способен одной рукой страховать напарника, второй рукой при этом вытягивая полиспаст с "огромной тёткой" и зубами доставая из рюкзака "Сникерс" или чёрствый бутерброд. На стене и на гребне чувствует себя уверенно, частенько бегает по сложному рельефу без страховки и не понимает почему многие используют верёвку. В лагере обыденно и буднично рассказывает о восхождених на сложнейшие "шестёрки", словно о лёгких вечерних прогулках.
Терпелив. Не обращает внимание на такие мелочи, как сброшенные ему на каску булыжники и нелепые команды вроде: "Перила готовы, только не смей грузить!". Он с немой покорностью тяговой лошади, просто лезет вверх, делая свою работу.
"Матёрый" много времени проводит в горах и тратит все сбережения на переезды и перелёты, поэтому он постоянно на мели. Любит брать снаряжение в долг у альпиниста - хомяка, за что альпинист - хомяк его очень не любит.

* Тест на видовую принадлежность. Позовите друга вечером в баню с "тёлочками", если скажет, что у него тренировка, восхождение, планирование маршрута, значит он альпинист - "Матёрый".
Осторожно: Если во время восхождения вы перестали испытывать страх высоты, если стуча молотком по якорю задумываетесь о том, что было бы неплохо завтра пролезть ещё и соседний ледовый кулуар, а послезавтра вон тот контрфорс напротив, то вам стоит незамедлительно обратиться ко врачу. В противном случае есть вероятность превратиться в "Матёрого"

** Инструкция к применению - что тут сказать... Нет поручения с которым бы не справился этот надёжный товарищ, поэтому можно смело доверять ему решение самых сложных альпинистских задач.
Он и стратег, он и инструктор, он и забойщик.

*** Экспертное мнение.
Всегда приятно посмотреть на увлечённых чем-то людей. Ведь далеко не каждому удаётся найти свою стезю, своё место в жизни. Подавляющее большинство не способно вырваться из клетки с прутьями из серых рутинных будней и рабочих обязательств, занявшись тем, чем действительно хочется. А когда видишь человека, который смог сделать то, что тебе самому не по силам, ты невольно восхищаешься им, заряжаешься его энергией, его настроем.
Многие пытаются идти с такими людьми нога в ногу, но не каждому удаётся выдержать заданный темп. Поэтому несмотря на толпу поклонников, круг настоящих друзей у них, как правило не велик.
Тем, "кто высоко" я бы хотел посоветовать иногда смотреть по сторонам, ведь в бесконечной гонке по преодолению себя, не видя ничего кроме основной цели, можно пропустить много важного и интересного.
А тем кто только стремиться к вершине, рекомендую больше внимание обращать именно на свои действия. Не старайтесь подражать и быть похожем на кого-то. Не бегите за тем, кто может больше, рискуя сгореть. Бегите в своём темпе и в конце концов придёт ваше время.