Загадочный ледолазный Китай. Очередной этап Кубка мира
Третий раз Китай принимает этап Кубка мира по ледолазанию, и в третий раз на новом месте. В прошлом году мы наслаждались юртами и морозами на конструкции среди степей Внутренней Монголии, в этом нас баловали теплом и ледовым разноцветием в горах где-то в двух-трех часах езды от Пекина.
Сразу оговоримся: тепло было снаружи, в целом для января. На солнышке, гуляя по оборудованным тропам, кое-кто даже радовался теньку.
Что касается житья, то сперва мы грелись феном, благо он из ванной дотягивался в комнату, а потом, когда оттаяла вода в бутылках и забегали клопы, мы начали подумывать, может, стоило оставить все как было - плюс восемь в номере, зато без насекомых… Но печалило другое: часть народу проживало прямо в зоне соревнований, а нас угораздило оказаться на отшибе, 10 минут езды на авто, поэтому долгожданное общение с людьми, которых только и видишь пару раз в году на стартах, так и осталось мечтами.
Программа в Китае не была такой плотной, как в Корее, потому что квалификации трудности вынесли на пятницу. Правда, начали их в обед, поэтому закончили все равно при восходящей полной луне. Мы здорово размяли мозги: часы под трассой справа показывали время участника слева, и наоборот. И да, даже если вы все-таки не перепутали часы, не забывайте каждый раз отнимать 30 секунд от того, что видите. Потому что контрольное время 4,30, а на табло можно выставить только 4,00 или 5,00. Ну, к концу квалификаций мы уже все приспособились. Если, конечно, цифры просто не застревали где-нибудь за минуту до конца.
Постановщики Стас Лобзов и Вася Терехин, получив в самый последний момент, наконец, намоленную вышку (сначала была конструкция для совсем отчаянных из маленького подъемника, на который ставили леса, затем рут-сеттерам почти привезли большую вышку, но по дороге на одном из поворотов она выбросилась в пропасть, как суп-харчо), так вот, обретя опору под ногами, постановщики накрутили две квалификационных трассы-унисекс, на которых и отобрались 19 мужчин из 32-х и 18 женщин из 25-ти. Конструкция представляла собой узкую высокую арку с двумя ровными ногами и крутым закруглением. Сначала лезешь без всякого отвеса, рискуя в случае срыва собрать загривком рельефы, как случилось, например, с Шин Вун Сьен, а потом вдруг опаньки – резко накатывает отрицательный угол. У женщин в контрольное время никто не топнул, мужчины сделали по два топа аж ввосьмером. Из запомнившегося был металлический цилиндрик на правой трассе, «сучок», где невысоким спортсменам приходилось, изловчившись, крутить четверку, аккуратно, помогая руками, просовывать ногу под страховку и рельеф (оттуда и улетела Шин), а высокие спортсмены доставали следующую зацепку с блока.
Отдельно повеселил показ. В Корее на четырех экранах непрерывно крутились четкие видеозаписи прохождения четырех трасс, в уголке отдельно, для особо одаренных, крупным планом показывали, как брать каждую зацепку. Тут была китайская подделка корейского формата, без ликбеза по зацепам, снятая в темноте, так что зритель мог получить самое общее представление о том, что за вид спорта ледолазание, если вдруг он в этом нуждался. Но все знали предысторию с вышками, поэтому удивительно, что парни вообще успели что-то заснять, так что мы были, скорее, в восхищении, нежели в претензии.
Про теплые зоны для спортсменов. В этом году по десятибальной шкале в палатках с жаровнями и незакрывающимся входом было не минус десять, как в прошлом. Потому что климат в этих местах в принципе значительно теплее. Поэтому всем повезло. Попытка подорвать физическую форму противника большими тарелками со вкусными булками и хлебом была близка к реализации, но мы держались из последних сил, съедая за раз не более четырех булок. Что еще? Еще в этот раз волонтеры не бегали в панике и не вытаскивали номера у спортсменов из-под обвязок, сличая их со списками. А подходили к кому-нибудь и интеллигентно спрашивали про всех остальных.
Отдельное слово про плей-лист. Разнообразная подборка музыкальных композиций - это, конечно, вообще не самое главное на соревнованиях условие. Но «секс-бомб, секс-бомб» в десятый раз за день начинал отвлекать мысли оторванных от дома атлетов от спортивных задач.
А вообще было красиво и мощно, особенно с наступлением темноты: подсвеченный разными оттенками каскадный лед, отражающийся в воде (куда время от времени плюхались молотки с правой трассы), манящее ущелье за конструкцией, где то и дело происходили обвальчики сосулек, огни-звезды на темных склонах скал, арка из фонариков с красной голливудской ковровой дорожкой и флагами стран-участниц)… Было время полюбоваться на все это великолепие, пока караулишь товарища в туалетной кабинке, где не закрывается дверь…
На следующий день наши мужчины уже прорубили слив в ванной - в сплошном бетоне, спрятанном под сеточкой. В холле, где только и ловил интернет, перестал идти пар изо рта (но посиделки в одеялах актуальности все еще не утратили). Часы под трассами уже переключили как положено. Технических окон на конструкции не прибавилось, правда, с прошлого года, поэтому Стас и Вася по какому-то им одним ведомому принципу договаривались, кто торжественно, выезжая на подъемнике, снимает оставленные на зацепе молотки.
Полуфиналы шли с трансляцией. Нам с Настей повезло оказаться в первой шестерке участниц, поэтому мы смогли посмотреть почти все своими глазами. Каска вставала дыбом: на пятом зацепе сорвались пять женщин, и среди них корейские лидеры мирового уровня Шин Вун Сьен и Сон Ха На Раи. Зато в финал с шестым результатом прошла Аня Ударцева! Это ее первый заграничный выезд. Четвертой стала Даша Минина, первой Маша Толоконина.
Мужчинам постановщики предложили начать с подвесного элемента, с которого, раскачавшись маятником нужно было брать следующий зацеп. Здесь тоже творились страшные вещи: на шестом зацепе отвалился Кевин Линдау, а Дима Гребенников уронил тяпку. Леша Деньгин отстрелился на третьем зацепе, из наших в финал прошли Сергей Тарасов, Антон Гребенников и Коля Кузовлев с самым быстрым топом. Кроме него еще топнули 22-летний француз Натан Клэр, сильный скалолаз, пришедший в ледолазание только в прошлом году, очень бодро выступающий на этом старте, и всем известный Пак Хи Ён.
Слегка ошеломленные результатами полуфинала трудности, мы пришли на квалификацию скорости. Опробование давало страховщикам шанс приспособиться/научиться быстро выбирать веревку, во всяком случае, мы надеялись. К собственно отборочным забегам дела у них пошли лучше, но получалось не каждый раз. Временами страховка провисала бегущим до колена. Топ на левой трассе было не видно со старта, но можно было сориентироваться по торчащим остаткам кустов. Топ на правой трассе скрывался за ледяным бугром, и бить по нему нужно было метко и изловчившись. На стартовой площадке шевелиться категорически не стоило, если не хочешь словить фальстарт. В итоге из 34-х мужчин и 26-ти женщин отобрали по 16, и было радостно видеть, что побежали не только иранцы, монголы, казахи, корейцы, но и китайцы! В этот день все закончилось пораньше. Звездой скорости безусловно стал Сергей Тарасов, который настойчиво мочил часы вместо топа на правой трассе. Отомстил за всё!
Воскресенье началось с хороших чудес. Скоростникам дали еще одну тренировку на льду! Затем стартовали отборы в восьмерку. У мужчин, кроме наших, в нее попали два китайских и иранский спортсмен, у женщин - Казахстан, Монголия и Финляндия. В четверть-финале Антон Сухарев, Николай Кузовлев и Владислав Юрлов выбежали из 8 секунд, а в следующем круге Влад – и из 7. Иранец Mohsen Beheshti Rad пробежал одну трассу за 08,86 с, но снова, как и в Корее, у него не пошла вторая трасса. Зрители в который раз за историю скорости подивились, как умеют наши добегать до топа с одной фифой, на этот раз мастер-класс прошел в исполнении Сухарева. То и дело система пиликала про фальстарты, и в конце концов ее жертвой пал Антон Немов, оказавшись на 4-м месте. Третьим стал Сухарев, вторым Владимир Карташев, первым Юрлов. По окончанию баталий Влада чуть не силой выталкивали из палатки на растерзание людям с видеокамерой.
У женщин места распределились так: четвертой, не добив «хитрый» топ, стала Наташа Савицкая, третьей Мария Толоконина, второй Екатерина Феоктистова, первой Екатерина Кощеева. Пятое место заняла Полина Аубакирова из Казахстана, эх, жаль, не поедет она по остальным этапам, а как начала набирать скорость!
Перед финалами наконец выдалось время прогуляться по дивным окрестностям. Подвесные мостики, бесчисленные деревянные и каменные ступеньки, скалы и ущелья, пещеры, стада коз – хотелось дальше и больше, но и финалы же!
К вечеру стало холодать. Не знаю, заметили ли финалисты, но мы в зрителях ощутили. Это не мешало нам орать как бешеным хриплыми голосами, но все вместе взятые мы блекли на фоне Димы Гребенникова. Никакие «секс-бомбы» не могли помешать ему донести до участников свою поддержку.
Под конструкцией поставили наградной подиум со стульями, и выступивший первым участник усаживался на первое место, а затем его по нисходящей сдвигали (или нет) конкуренты.
Попавшая восьмой в финал Эймир МакСвиган (Ирландия/Корея) сразу жахнула до 13-й оттяжки и не пересаживалась с почетного стула до самого конца, пока всю эту конструкцию не утащили на сцену. А потом вышла Мария Толоконина. Я не знаю, почему, но у меня не открывается рот громко болеть за Машу, разве только время сообщить. Уже который раз я во все глаза смотрю на ее выступления – и до сих пор вот это ощущение, что даже просто кричать «давай-давай» Маше – мне надо еще дорасти. ТОР за 6,58. Эймир стала второй, третьей – Энни Бертлин, к огромной радости Финляндии.
У мужчин постановщики сделали на финальной трассе два запоминающихся момента: снова подвесной «маятник» и длинное движение/переход/прыжок, насчет которого сами рут-сеттеры немного переживали. Но финалисты один за другим проходили это место. И только вышедший из полуфинала с третьим топом Пак Хи Ён прыгнул на зацеп и в полете вдруг, похоже, передумал. Очень странно это выглядело в исполнении такого сильного спортсмена. В итоге он стал восьмым. Отыгрался за него товарищ по команде кореец Ли Янган, став третьим. Серебро с тем же результатом взял Натан Клэр, у которого был второй топ в полуфинале. И на одну оттяжку дальше француза пролез Коля Кузовлев, забрав четвертое золото Китая в российскую копилку.
И снова гордость за наших во время награждения и – бегом в тепло, так срочно, что даже не остались на общее фото. А потом – самый ранний автобус в аэропорт… И даже попрощаться успели не со всеми. Удачи на остальных этапах! Будем болеть за вас в трансляции, как всегда.