Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе.

Пишет SergeyDyatkov, 22.01.2019 02:46

После статей о Латоке-1, траверсе Ушбы и др. немножко неудобно вылезать с походом 3.к.с. Хотя неверно, кому-нибудь пригодится, и обещал ведь. Сходили этот поход с 4 по 18 августа 2018г довольно большой и веселой компанией. Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)

Идея похода
В настоящее время в Приэльбрусье есть не слишком большой выбор перевалов 2А для троек, т.к. перевалы с пересечением ГКХ и спуском на юг запрещены. Маршрут из долины Башиль в сторону Эльбруса максимально близко к ГКХ привлекает возможностью посмотреть много долин, перевалов и вершин в одном походе. Так что маршрут с перевалами Грановского/Голубева, Гумачи, Родина с различными комбинациями становится классическим для Приэльбрусья.
Есть также идея пройти что-то комплиментарное около хребта с южной стороны.
Привлекает также возможность несложной организации забросок.
После селя в долине Адылсу хотелось посмотреть состояние долины и а/л «Джантуган».

4 августа, день 1й. Мин.Воды – долина Башиль.
Вылет 7-25 из Внуково в МинВоды рейсом Аэрофлота. Около 10 часов выходим с вещами к шлагбауму на выезде из аэропорта. Нас ждут две машины от Бориса, у одного из водителей – п/пропуска.
Трансфер через Бориса – МинВоды – т/б Башиль 10500р на группу. Развести 2 заброски в в а/л Уллутау и в Шхельду - еще 5000р.
Поиски газовых баллонов приводят нас в магазин «Примус» в Пятигорске (без явной вывески, напротив поликлиники) – есть газовые баллоны в любом виде и ассортименте. (Объехали все остальные магазины типа Альпиндустрии, Спортмастера и т.п. –нужных нам баллонов газа не было.)
По дороге в Башиль остановились поесть в кафе, расположенное в нише под нависающей скалой – экзотично и вкусно, хотя недешево.
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)

Под дождем пофоткали Чегемские водопады. Здесь тусовка приезжих «на Кавказ» туристов, рыночек, кафешки, магазинчики.

Проверка на Погранзаставе занимает часа полтора – много народа выходит из погранзоны - они приезжали на некие водопады недалеко отсюда. Нас, въезжающих проверять не торопятся.
Примерно к 18ч вечера прибыли на т/б Башиль. Полное отсутствие людей, хотя стоят несколько машин. Большинство деревянных домиков выглядят жилыми, хотя есть и развалюшки.
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)

Переходим через подвесной мост на левый берег р. Башиль – похоже, что мост только что отремонтирован и покрашен,

проходим немного по лесу мимо развалин домиков
На опушке у ручья встаем. Весь день дождь то поливает, то моросит. Размышляем на тему, хорошо ли приезжать в дождь…
Высота по прибору – порядка 2000м.

5 августа, день 2й. Подъем по долине Башиль.
Утро встречает хорошей погодой. Задача на сегодня – подойти ближе к леднику Башиль до ~ 2500м для плавной акклиматизации.
Начинаем двигаться левым (ор.) берегом р. Башиль. Примерно через переход на другом (правом орогр.) берегу р.Башиль виден прижим, скалы , обрывающиеся в реку – правым берегом пройти к т/б Башиль невозможно, (что не очевидно по картам Ляпина).
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)

Река уходит в каньон, тропа – через лес.
Через некоторое время , не доходя до синего знака погранзоны, в русле реки – каменная пробка, по которой можно перебраться на другой берег, хотя спускаться туда от тропы придется по крутой траве, и на правом берегу – тоже крутой лесистый склон.

Вдоль тропы много малины . Стараемся подгадать привалы к малинникам.
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)
Часа через 3 –доходим до 2 полноводных левые притоков – бродим их, сняв ботинки, удобно иметь пластмассовые тапки для бродов.

Еще через переход – обедаем. После обеда минут через 20 – ручей на зеленой , не слишком ровной лужайке. Понятно, что дальше найти место ночевки будет трудно. Ставим лагерь, высота около 2400, напротив через реку – ручьи на правом берегу.
Для акклиматизации налегке сходили к леднику, разведали путь подъема.
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)
У ледника Башиль красивый классический грот, из которого вырывается поток.

6 августа, день 3й. Дол. Башиль – озеро.
Утром ясно. Подходим к леднику, поднимаемся направо-вверх по лежащей в распадке конгломерата осыпи выше открытого льда, далее движемся осыпями и курумниками справа от ледника.
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)
Затем поднимаемся направо по крутому осыпному гребню , появляются участки травы.
Где-то здесь, возможно выше нашего пути, проходит спуск с перевала Голубева, можно попытаться найти следы. Подъем по склону с участками травы – выходим к каньоньчикам в конгломерате – они проходятся вверху, стремновато, но здесь видны следы.
Белый штрих - правильный путь.
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)
Цирк ледника Башиль смотрится классно.

Выходим по склонам с травой на пологий участок долины ручья с лед. Сев.Башиль,
Здесь впереди в сторону лед. Башиль Сев. видны возможные места ночевок, удобные при спуске с пер.Голубева.
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)

На разливе бродим полноводный ручей с лед. С.Башиль.

Далее набираем высоту на морену влево-вверх по найденной тропе, по морене выходим к озеру. Озеро в кармане морен довольно большое.
Здесь отличные ночевки. ~3000м. Чувствуется высота, но мы соблюдаем +500м подъема в день. Подниматься для акклиматизации вверх здесь особо не куда, разве что погулять вокруг озера.
Энтузиасты поплескались в озере, вода что-то около градусов 10. После обеда опять моросит.

7 августа, день 4й. Лед. Башиль- пер.Грановского – лед. Адырсу.
Утро безоблачное. От ночевки на озере выходим на наверх на морену , с нее спускаемся без тропы на открытый ледник, одеваем кошки.
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)
Далее по открытому пологому леднику в кошках около двух переходов подходим под ледопад.
Путь движения - справа по ходу, лежат полосы снега и довольно круто – связываемся.
Встречается моренная перемычка на льду – чиним кошки, небольшие ледовые занятия.
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)
Еще около часа подходим под перевальный взлет. Здесь обедаем.
После обеда за 40 минут поднимаемся в связках на перевал – по ходу справа.
Перевал – довольно широкая снежно-ледовая седловина с трещиной. Можно поставить палатки. Уходим направо к осыпям – вверх метром 15 видны следы на гребень, там перевальный тур –лежит корпус отбойного молотка.
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)
В туре записка т/к «Ковчег» из Ростова-на-Дону, рук.Гончаренко, без даты.

Спуск с перевал начинаем вправо в сторону виднеющегося гребня, оканчивающегося скалой.
С осыпи к гребню ведет довольно крутой лед – вешаем веревку , достаточно метров 20. Последний спускался прусским шагом.
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)
Вид обратно на перевал с спускового гребня.

По верхней части гребня в этом году проходит граница снега и льда, крепление веревки на ледобурах . Спуск начинаем немного косо влево, там, где бергшрунд Уже, так одной веревки 50м не хватает, вторая веревка метров через 10 доходит до бергшрунда. Берг забит снегом, поэтому сделана точка страховки на снегу ниже берга. Для сброса веревка перевешена в дальний конец гребня – 50м хватает до берга. Самосброс веревки с помощью вспомогательной веревки.

Далее в связках на кошках спускаемся в тумане по закрытому леднику, забирая вправо. Ледник открывается, довольно много поперечных трещин. Туман и дождь, видимость метров 50-100, лавируя, ищем путь. Переходим на правобережную покровную морену, держимся правой стороны ледника , слева – зоны разрывов, просмотреть путь спуска не удается. Скользко, камни ползут под ногами, движемся медленно. Постепенно путь по покровной морене выполаживается.
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)

Через часа два спуска от бергшрунда на покровной морене находим пологое место, разгребаем места под палатки. Дождь, туман. Высота по навигатору 3160м. Темнеет. Впереди-справа на скальном основании чуть выше нас –светят огоньки – видимо там Местийская хижина. Перемигиваемся с ними фонариками.
Под дождем очень выручает тент, растянутый на камнях и палках.

8 августа, день 5. Ледник Адырсу – а/л Уллутау.
Просыпаемся поздно. Напротив нас на скальном бугре действительно Местийская хижина, но людей уже не видно. Чтобы к ней попасть снизу из долины, следует видимо обогнуть скальный выступ слева по леднику: примерно с нашей стороны виден несложный подъем к хижине.
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)
Серый домик с окошком - хижина.
Примерный путь спуска (в тумане) с пер.Грановского.

Сегодня по плану – спуск в а/л Уллутау за заброской. Пасмурно, но дождя нет.
От ночевки начинаем спуск по правой морене, вскоре находим тропу. Часа через два доходим до зеленых местийских ночевок. Долго отдыхаем, греемся и сушимся.
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)
После дождя вчера - сегодня травка, цветочки, даже солнце проглядывает - кайф.

Далее идем по набитой тропе, встречаются гуляющая публика. Перед а/лагерем – погранпост –проверка наших документов. Доходим до альплагеря, встаем в глубине лесочка на разливах реки, недалеко от небольшого пруда. Опять дождь. Вокруг много палаток, публика совершенно разная.
В самом альплагере довольно много народа, альпинисты от значков до разрядников и инструкторов.
Обедаем в кафешке. Желающие идут помыться в душе – домик справа у самого въезда в лагерь. Отправляемся на поиски нашей заброски. Директора пока нет, его телефон не в сети, версии о заброске разные- она еще в Баксане, приедет позже на автобусе, приедет завтра/вчера и т.п. Находим женщину-кладовщицу, помогаем разгрузить продукты из прибывшего снизу автобуса. Оказывается, заброска наша уже лежит на складе. Платим за хранение, счастливые забираем наконец свои коробки. Что-то посоветовать по заброске в а/л Уллутау не могу.
Вечером сходили посмотреть вниз на развалины старого а/л Джайлыка, когда-то разрушенного селем из долины Куллумкол. Новый лагерь Джайлык стоит ниже.

9 августа, день 6. А/л Уллутау – подход к пер.Гумачи – гумачинские ночевки.
Задача на сегодня – подойти к перевалу Гумачи. Подъем дежурных рано – но идет довольно сильный дождь. Часам к 12ти дождь переходит в морось, собираемся и выходим. Доходим до моста через Адырсу, бросаем рюкзаки, идем чуть выше регистрироваться на выход в погранзону к погранцам - минут 40-50.
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)
Через мост пересекаем реку, затем пологую часть долины по тропе. Далее тропа набирает по зеленому конусу, теряется и находится в левой части зеленого конуса Далее тропа круто набирает высоту по ложбине в скальном уступе, поросшем травой и рододендронами.
На верху этого уступа есть пологие места, но нет воды.
Продолжаем набор высоты по тропе. Не доходя до Гумачинских ночевок видим две желтые палатки у реки гораздо ниже тропы.
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)
Выходим к гумачинским (или гумачевским  ) ночевкам – здесь на выбор не менее десятка площадок. Время подъема от ночевки у а/л Уллутау с учетом ожидания у погранцов – часа 3.

10 августа день 7. Перевал Гумачи.
Подъем дежурных как всегда в 5-30. Идет сильный дождь. Позавтракав, сидим в палатке и размышляем. Сегодня нужно идти на перевал, но под таким дождем быстро будем все мокрые. Около 8 часов видим группу, героически идущую под дождем по сыпухам сверху от наших ночевок. Видимо их желтые палатки мы видели на полчаса до ночевок.
К 11 часам дождь немного стихает. Выходим в 11-30.
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)
От ночевок выходим по сыпухе на лед, одеваем кошки. Порядка часа идем по открытому леднику справа по ходу. Перед выходом на крутой лед связываемся.
Крутую часть ледника Гумачи ходят по правой (орогр.) части – обычно в связках, лавируя и ищя проход между трещинами по закрытому леднику. Автор ходил в 90х гг. этим путем. В 2014 году при спуске правой частью ледопада мы не нашли проход между огромными трещинами, вышли на центральную скалу-нунатак. Там есть место для палатки. Спускались тогда в левой (орогр.) части нунатака дюльфером, 1 веревка метров 40, оставив петлю.
Сейчас решили подниматься справа по ходу от нунатака, (т.е. левым орогр. рукавом ледника). Подъем по льду смотрится положе ближе к нунатаку, затем видна некая ледовая полочка, которая ведет вправо. Поднимаемся в связках, траверс вправо по слабо выраженной полочке на довольно крутому льду – вешаем полторы веревки перил до пологой ледовой терраски справа, где можно собраться. Видимо быстрее было бы подниматься в лоб по правой части к этой терраске.
От пологой террасы еще веревка – вправо-вверх. Осторожно, справа со скал летят камни, держимся левее. Крутизна ледового склона до 30-40 градусов. Еще одна веревка перил выводит на пологое место. Прохождение крутого участка по веревкам заняло у нас около 2,5 часов под дождем. Навешено в общей сложности 4 веревки, можно обойтись и 3мя.
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)
Далее в связках по пологому закрытому леднику минут за 20 выходим на перевал Гумачи.
Перевального взлета почти нет – небольшой подъем по осыпи. Уровень озера на перевале понизился, ручья в сторону ледника Джанкуат нет. На перевале дождь прекратился, вечером немного раздуло тучи.
В туре найдена сегодняшная записка группы т/к «Скиф» из С-Петербурга, рук. Подлевских, это та группа, которая вышла утром под дождем наверх.
В маршрутке запланировано на завтра восхождение на в. Джан-Туган, для этого нужно было бы спуститься с перевала, чтобы идти на гору не снимая палаток после ночевки. После подъема под дождем мы мокрые и усталые. Остаемся ночевать на комфортных ночевках на перевале.
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)
Если подняться немного влево по гребню на юг – ловится Мегафон. (Наутро опять погода дрянь – низкие тучи и моросит – гора нам не светила).

Где-то на просторах интернета на этом перевале стоит девушка в легком летнем платье и на шпильках, а рядом - бородатый мужик по полной форме, обвешанный альпинистским железом. Перед походом бросил клич среди участниц - что готов отнести сюда чьи-нибудь платье и туфельки для такой фотосессии. Увы, желающих не нашлось.
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)Пришлось фоткать так. (может, кто восполнит недоработку? :)

11 августа, день 8. Перевал Гумачи – а/л Джантуган.
Утром погода не лучше – опять моросит, низкие тучи. Спуск на ледник Джанкуат - по скальному кулуару. Воды в перевальном озере сильно меньше обычного, ручья в спусковом кулуаре нет. Как и вчера, моросит дождь.
Спусковая петля на выступе возле палатки – добавляем свою петлю. Одной веревки хватает до более пологого места – далее по тропке на скалках и сыпухе.
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)

Спуск с перевала по скальному кулуару до пологого ледника занял 1,5 часа. Веревку снимали с помощью абалаковского сбрасывателя и вспомогат. веревки. На пологом леднике одеваем кошки, связываемся. Спускаемся сначала вдоль хребта, обходя слева разрывы, затем вниз, лавируя между трещинами.
Ледник открывается. Обойдя зону трещин, лед выполаживается. Развязываемся, далее идем на кошках посередине ледника.

Примерно в середине спуска по пологому леднику на его поверхности найдены останки погибшего человека. Старый деревянный ледоруб, веревка, фрагменты тела, одежда. О находке сообщили в органы. Позже мне сообщили, что 23 августа поисковая экспедиция собрала на леднике останки.
https://www.risk.ru/blog/215155 (Е.Лебедь).

В конце ледника спускаемся влево с ледника на моренные поля, пересекаем несколько ручьев. Появляется тропа. По ней чуть больше часа до стоянок «зеленая гостиница». Спуск по леднику Джанкуат до «зеленой гостиницы» занял 2ч 40мин.
Если сойти с ледника влево гораздо раньше , можно выйти на тропу, идущую по гребню левобережной морены, которая спускается с морены прямо на удобные стоянки «зеленая гостиница» в кармане морены. Видимо, популярность этой моренной тропы объясняет то, что останки так долго никто не находил.
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)

На «зеленой гостинице» не спеша обедаем, сходили в гости в домик гляциологов –туда ведет тропинка. Живут студенты на практике. За их домиком – чистый ручей.
Обедаем, пытаемся подсушить вещи. Наплывает туман, опять моросит.
Выходим с обеда в плотном тумане. Надежды рассмотреть, что осталось от озер Башкара после селя тщетны – видимость 20-50м. Пытались подняться на морену – вниз ничего не видно
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)
Переходим по мостику на правый берег Адылсу. Очень скоро тропа выходит на дорогу, видимо проделанную недавно бульдозером, раньше здесь была только тропа. Дорога переходит на левый берег Адылсу, видимо занимались какими-то работами в районе морен озер Башкара.
Дальше дорога идет недалеко от реки, часто по селевым выносам.
В тумане последствия селя оценить сложно. Местность не узнаваемая. На привале пытаемся выйти в сторону реки осмотреться – видимость около 50м, моросит.
Проходим домики приюта «Очаг». Здесь живут. Стоят машины.
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)
Доходим до а/л Джантуган (часа 2 от зеленой гостиницы). Часть правого берега срезана селем, похоже, что бетонная стенка не дала селю дойти до здания лагеря. Сам лагерь цел, вполне бы мог функционировать, дорога сюда снизу доступна легковым машинам.
Попытались встать лагерем на лужайке возле родного лагеря. Появляется серый уазик с неким местным.
После некого разговора на повышенных тонах с этим человеком, назвавшимся и.о. директора а/лагеря Ахия, - для ночлега переходим Адылсу по уложенным бревнам на левый берег, ставим лагерь в лесочке, здесь стоят и другие палатки.
Разрушения от селя здесь не столь велики - Помятые крыши кафешки и мелких сарайчиков. Недалеко от наших палаток – довольно набитая тропа к леднику Кашкаташ.
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)

12 августа, день 9. Долина Адылсу – дол.Шхельда, улыбка Шхельды.
С места ночевки на левом берегу Адылсу (поляна кошей) переходим по бревнам обратно к лагерю. Опять моросит. Осматриваем лагерь – в принципе все цело и сохранно.
А/л Джантуган. Корпус, бассейн, взгляд через стекло в фойе столовой

Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)
Дорога у лагеря выровнена после селя, далее вниз идет высоко над рекой , не пострадала. Сель проделал каньон, видна помятая унесенная бочка, их было несколько около лагеря.
Проходим камень «не-кантуй» для скальных занятий, постройки старого лагеря.
В старом Джане живут, что-то даже строят или восстанавливают.
р.Адылсу после селя.
Спускаемся по дороге опять под дождем. Джантуганского мальчика не увидели в тумане, а зенитка на повороте дороги - во всей красе.

Спускаемся в погранпосту. При проверке нашего группового пропуска выясняется, что дальнейшие долины (впрочем , как и предыдущие!) в нем не указаны. По паспортам РФ нас могут пропустить только до «улыбки Шхельды» - стоянок у края леса в долине Шхельды. Связываемся с заказывавшим пропуск Борисом, он обещает завтра утром- в понедельник разбираться, т.к. он при заказе указывал все долины и маршруты в КБР. Все так же под дождем поднимаемся в лагерь Шхельда. Довольно быстро находим свою заброску в здании спасателей, отдают нам ее бесплатно. В лагере практически никого нет. Порядка часа разбираем и сортируем заброску. Дождь не прекращается.
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)
Выходим по тропе вверх по дол. Шхельда с робкой надеждой, что завтра наш маршрут не закончится. Выше лагеря тропа идет по лесу, попадаются старые постройки, и что-то типа старой бани. С длительными перерывами на малину за три часа добираемся до «улыбки Шхельды» - стоянки на песчаном пляжике возле чистого ручья с видом на верховья долины в зубчаткой вершин Шхельды. При выходе к «улыбке» следует держаться левее, ближе к реке, справа крупноблочный курумник в лесу. Немного выше «улыбки» есть мост на правый берег р.Шхельда. Мост на тросах, деревянный настил давно не ремонтировался.
На "улыбке Шхельды".

13 августа, день 10. Дневка на «улыбке Шхельды», радиалка на погран/пункт за пропуском.
На «улыбке Шхельды» телефон не работает. Втроем уходим вниз, берем рацию и все паспорта. На тропе ближе к альплагерю телефон начинает работать. Связываемся с Борисом – он говорит, что пропуск нам дадут – при оформлении изменили по ошибке список разрешенных долин. Надо спуститься к погранзаставе в Баксане за пропуском. Сообщаем ребятам на «улыбке» по рации.
Минут за 45 от «улыбки» спустились к погранпункту в Адылсу около Шхельды – дежурный сказал –ждите здесь, пропуск привезут сюда. Пограничная машина приезжает несколько раз , но все без нашего пропуска. Спуститься вниз до погранзаставы нам самим было бы быстрее. Наконец более через 2 часа ожидания приезжает пограничный капитан, который нас вчера завернул, рукой записывает в наш пропуск нужные коды долин, ставит печать. Почему-то подходы к перевалу Когутай запрещены, хотя спуск с перевала Родина и ночевка у тропы на перевал Бечо в Грузию разрешены (см. схемы и коды маршрутов в разделе «погранпропуск»). Мы должны заявить под роспись, какого числа и во сколько мы будем спускаться по Юсеньги. После этого нас выпускают на маршрут.
Примерно за час поднимаемся обратно к «улыбке» к нашей ночевке. Время уже 15-20, выходить вверх уже поздно. Целый день хорошей погоды.

14 августа, день 11. «улыбка Шхельды – ледник Ахсу.
Утром погода отличная. Выходим, идем сначала вдоль реки, затем по морене и осыпям справа от ледника.
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)
Вид на Ушбинский ледопад и плато. Слева- пик Щуровского. Выглядывает снежный гребень Сев.Ушбы

За 4 перехода дошли до места, где справа со склона по ложбине с крупными камнями стекает ручей, а впереди видно моренное озерко – там впадает ледник Ахсу.
Справа –ручей, по которому поднимались к лед.Ахсу. Слева – озеро при впадении лед. Ахсу. Стрелками обозначен примерный путь подъема вдоль ручья.

Разведка вдоль ручья – мы поднимаемся здесь, выходим в зеленую долинку. Здесь обедаем. Здесь возможны ночевки .

Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)

Ледник Ахсу. Виден нижний ледопад.
После обеда подходим к леднику, одеваем кошки. Подходим под ледопад, лавируя, поднимаемся по его центральной части и вправо без связок. Просматривается также возможность обхода ледопада справа по ходу на границе льда и камней.
Нижний ледопад ледника Ахсу.
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)
Подъем по нижнему ледопаду лед. Ахсу.

Далее лавируя ищем проходы между трещин, продолжаем подъем по открытому разорванному леднику. Справа с бараньих лбов сползает левый приток ледника Ахсу.

Появляются полосы снега, связываемся. В 18-20 выходим к к выполаживанию перед очередным ледопадом. Находим наиболее ровное место, ставим. Лагерь. Высота 3100м
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)

15 августа, день 12. Ледник Ахсу, перевал Родина, ледник Юсеньги Вост.
Утром солнце.
В кошках и связках поднимаемся на ледопад выше ночевки, входим в верхний цирк ледника Ахсу с перевалами Бивачный 2Б , Средний 2Б и Ахсу 2А.
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)
Верхний цирк лед.Ахсу. Примерный путь подъема к пер. Родина.

Лавируя между трещинами, обходим слева ледопад напротив пер. Ахсу. Впереди видна осыпная перемычка.
Поднимаемся на нее. За ней опять одеваем кошки и связываемся.
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)
К перевалу ведет некрутой разорванный ледник. В связках лавируя, обходим разрывы справа, выходим на перевал.
Перевал Родина – широкое снежно-ледовое плато с трещинами. Справа от нас пологая осыпная вершина Юсеньги Сев.
На перевале обедаем.
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)
Вид с пер.Родина. Характер ледового склона. Спуск с перевала идет по темному скальному гребню.

Цирк ледника Вост.Донгузорун с пер. Родина.

Тур и начало спуска с перевала Родина находятся гораздо левее места выхода на перевал Спуск начинается по скальному гребню, разделяющему цирк перевала Родина и цирк перевала Бечо. В туре нашли сразу две записки – т/к Вестра, рук. Канаева и «тур.банды «Уши по ветру».
Спуск с перевала Родина - слева (т.е. юго-западнее) от места выхода на перевал , около перевального тура. Начало спуска неочевидно, сначала ищите тур. Мы сначала прошли слишком далеко влево вдоль осыпной гряды на перевале
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)
Характер гребня перевала. Начало спуска с перевала – в дальнем краю.

Тур на пер. Родина. Около тура начинаем спуск по осыпному склону

. Вид с пер.Родина вдоль ГКХ. Район пер.Бечо, ледник Долра, гребень Хевай-Долра.
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)
Спуск от тура идет сначала по мелкой осыпи, видны следы. Достаточно удобный спуск до первого жандарма на гребне. Отсюда видны турьи следы налево с гребня. Вправо – на вид менее удобно. Далеко спуск не просматривается ни влево, ни вправо. Но по описаниям все уходили здесь вправо.

Пошли вправо, крутизна увеличивается, дорожки осыпи лежат на скалах.
Ушли вправо от скалы на гребне. Стрелками- примерный путь дальнейшего спуска по леднику.
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)
Пошел дождь, скалы мокрые и скользкие. Просто спускаться лазаньем стремно. Скалы сильно разрушенные, вбивать крючья некуда. Вешаем веревку на крутом месте за елеуловимый выступ.

Около конца веревки есть место собраться группе. Далее пытаемся пробраться правее к видимому островку снега и льда. Провешена еще одна веревка на крутом месте за выступ. Последний спускался лазанием. Далее подошли к полоске льда на склоне. На ледобурах провешены две связанные веревки – их хватило до конца скал и через бергшрунд под скалами до его нижнего пологого края. Здесь группа собралась. Последний спускался по двойной веревке (длинная 60м для сдергивания, вспомогаловки не хватало). Ледобур с карабином пришлось оставить. Общее время спуска по скальному гребню до ледника – около 4ч 30мин.
. (фото след. дня). Примерный путь спуска:белый-пешком/лазанием, желтый –веревки на скалах, синий- дюльфер через бергшрунд, черный –спуск в связках по леднику.

Далее вниз видна зона трещин. Связками на кошках спускаемся по довольно крутому снегу, темнеет. Переходим влево полосу камней на снегу, еще немного спускаемся по крутому снегу к большому бергшрунду. Уже с фонарями дюльферяем через берг. Перепад высоты бергшрунда – метра 3-4, правее он сужается. Сдернув веревку, двумя связками по 4 человека с фонарями спускаемся вправо по закрытому леднику, обходя зоны разрывов , почти к правому краю ледника. В темноте очень помогают рации. Совсем справа по снегу возле правобережной моренки обходим последний ледопад. Выходим на камни, лежащие на льду. Левее в свете фонарика было замечено озерко среди темных морен. Спуск к озерку еще минут 20 – возле озерка действительно довольно ровно.
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)
(фото след.дня). Ночевки на моренном озерке после спуска ночью с пер.Родина.
Ставим лагерь. Около полуночи сварили ужин.
Дюльфер через берг и спуск сюда по леднику и моренам в темноте занял около 4,5 часов, на свету на это бы ушло часа 2.
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)
Из Google: примерная схема спуска до ночевки у моренного озерка с перевала Родина в дол. Юсеньги. Снимок видимо, зимний.

Дополним схемой спуска, нанесенной на фото из GoogleMaps. Перевал Родина превышает среднюю сложность перевалов 2А. Не следует его закладывать первым в маршруте для неопытной группы похода 3 к.с. сложности.

16 августа, день.13. Спуск по дол. Юсеньги
Утром подсушились, выходим поздно. Погода хорошая. Спуск по морене выводит к бараньим лбам. Спускаемся по распадку в бараньих лбах правее ручья.
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)
Спуск по распадку на бараньих лбах.
В конце спуска по лбам уходим вправо к виднеющейся зеленой морене. Далее спуск около морены до пологой части долины. Вскоре выходим на тропу, когда-то видимо ведущую с перевала Бечо.
Тропа идет по лугам, попадаются стада коров, через переход - постройки пастухов возле ручьев правого притока. Здесь находим нарзан. Далее вдоль тропы регулярно заросли малины.
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)
В малиннике, на фоне перевала Родина.

После сужения долины тропа входит в лес, круто спускается.
Встречаем наряд погранцов, которые знают, что мы должны спуститься – но вчера. Спустились по лесу, появляется гуляющая публика, переходим по мостику налево. Проходим мимо домов турбазы. Здесь ловим газель до Азау.

Но подняться на канатке на Эльбрус опаздываем совсем немного – последние кабинки уходят в 16ч. (((

перевал Когутай.

Самоуверенно взяв обратные билеты в Москву на субботу – понимаем, что на попытку восхождения на Эльбрус днем позже времени не будет.
Ратраки раскатали дорогу вплоть до косого траверса.

На следующий день предпринята попытка дойти до Приюта-11. Снега нет, ратраки раскатали дорогу на льду почти до косого траверса.
Тройка в Приэльбрусье. Отчет о походе. (Горный туризм)
Погода портится. После встречи знакомых примерно на 3900м подъем вверх был закончен, все равно времени на восхождение до вершины не было.

Выводы и рекомендации.
1. До начала маршрута следует тщательным образом проверить указанные в погранпропусках коды разрешенных долин и маршрутов, см. ниже, т.к. по этой причине срывается не первый маршрут. При оформлении погранпропуска могут произвольно изменить разрешенный список долин – у нас были «разрешены» маршруты восточнее Безенги (хотя это выяснилось только в п/пункте «Шхельда», т.е. мы могли вообще не выйти на маршрут в Башиле!) Перевал Когутай почему-то запрещен, хотя маршрут 15 подхода к нему (см. схему ниже) разрешен.
2. Закупка газовых баллонов может быть проблемой. Объехали по дороге все сетевые «Спортмастеры» и пр., газ нашли только в магазине «Примус» в Пятигорске -выбор любых видов баллонов (магазин без явной вывески, Пятигорск, ул.Бульварная, 10).
3. На сложных местах, при разделении группы, при разведке и пр. очень помогает наличие раций – оптимально одна на связку. У нас были Баофенг-5.. – двухдиапазонные 145и433МГц, можно задать частоту спасателей/МЧС, и также фонарик, ФМ-радио на стоянке.
4. Погода в этот раз очень «не баловала». На стоянке всегда натягивали тент на камнях и связанных палках– он очень выручал во время дождя.
На погоду следует закладывать больше резервных дней.
5. Перевал Грановского когда-то был полностью снежным, в нашем походе гребень спуска в Адырсу был ледовым.
Перевал Гумачи – на подъем из Адырсу ходят слева и справа по ходу. Путь правее по ходу вверх правее центрального нунатака по открытому крутому льду кажется надежнее.
Перевал Родина следует считать сложной 2А, т.к. на спуске провешено 5 веревок (не подряд). Группам, закладывающим этот перевал, следует быть готовыми к сложному спуску. Для наличия большего времени для спуска можно рекомендовать ночевку на перевале – здесь отличный обзор в хорошую погоду, отсюда несложно сходить на Юсеньги Сев. справа от перевала.
6. Перевал Когутай , или связку перевалов Когутай-Альпинистский могут срезать погранцы. Они требовали (на п/пункте в Шхельде), чтобы мы указали где и во сколько мы будем спускаться в Юсеньги. Встреченный в Юсеньги наряд знал об этих сроках.
7. Долина Адылсу. Есть дорога не только до а/л «Джантуган» и приюта выше лагеря - доступна для легковых машин, далее полный привод дойдет практически до морен Башкара – сюда сделана тракторная дорога. Осмотреть озера Башкара не удалось из-за тумана. Долина в нижней части не выглядит сильно пострадавшей от селя.
8. Брали с собой спутниковый трекер SPOT-GPS.Он через спутник отсылает на некий сайт свои координаты раз в 10 минут. Родственники, МЧС и МКК – все в курсе, где вы. Рекомендую.

О продуктовой раскладке.
Так как планировалось две заброски, то в продуктах не стали сильно экономить вес, раскладка получилась около 730г/чел.день. Планировалось нести продуктов не более чем на 5 дней. Также учитывали возможность поесть в кафе в долине Адырсу и Чегете.
На перевальные дни планировался «ускоренный» обед с бульонными кубиками вместо супа. Запас газовых баллонов был немного избыточным : оценка среднего расхода газа 50г/чел.*день при наличии воды и 70г/чел.*день с частичной топкой снега.

Погранпропуск.
Заказывали п/пропуска и трансфер из а/п Минводы у Бориса bezonec@list.ru .
Проверяйте заранее, коды каких маршрутов указаны в п/пропуске! Лучше это делать за пару недель до отъезда, чтобы можно было исправить! Реестр туристических (альпинистских) маршрутов - для КБР – это три карты, на которых указаны маршруты с номерами и список-описание их (см ссылки). Полный список - №№1-131 – все маршруты в КБР вам разрешены.
Здесь можно скачать нижеследующие карты-реестры:

_____________________________________________
Это почти копипаста отчета.
Остается пожалеть, что не сходили на Джан и Эльбрус.

А также пожалеть, что здесь не будет веселых и классных комментов НикитыСтепанова. А также его постов (((

Спасибо за такой подробный рассказ! Молодцы, хорошо сходили. Красиво получилось, хоть и изрядно мокро)

спасибо! отчёт и фотки хорошо передают горное путешествие. а первый абзац можно было и опустить, это как сравнивать "полёт Хиуса на Венеру" и "беседу Банева со школьниками" - что круче? )

Спасибо за рассказ о столь знакомых местах!
Хорошая тройка, заставила потрудиться! Но если не было трудностей, то и вспоминать потом не о чем. Чувствовались настрой и желание команды пройти маршрут наперекор погодным каверзам.
Очень неожиданным оказалось фото с ледорубом и цветами. У меня нашёлся почти такой же снимок, только с текстом. Хочу дополнить им ваш фоторепортаж и пожелать дальнейших интересных путешествий, погоды и лёгких рюкзаков (последнее, впрочем, не совсем реально)!

Спасибо огромное за рассказ!

Век живи- век учись. Самовивинчивающийся ледобур такой системы раньше не знал. Спасибо. Может пригодится. Особенно на ледовой тройке на первопроходе с востока на пик Шевченко. Это планы на лето. Как бы не пришлось лезть этот маршрут соло. Что-то желающих поехать в Хызни не находится

После спуска предпоследнего перещелкиваю спусковую веревку на себя, чтоб не упустить. Вывинчиваю ее бур, продеваю карабин спусковой веревки на бур, завинчиваем, считая обороты, скажем, 10 оборотов. Затем вяжем вспогогаловкой проводник одним концом за серьгу бура. Удерживаем серьгу вниз, плотно наматываем вспомогал навстречу, 10+2 оборота. И плетем косичку через серьгу, чтобы весом вспомогала не раскрутило раньше времени. Держим серьгу, откидываем вспомогал от спусковой, чтоб не задеть при спуске. И, чуть помолясь, и пригибаясь вначале, спускаемся. Внизу лучше дергать вдвоем, и максимально динамично. Обычно бур вылетает как пробка из шампанского.
Если делать аккуратно. Если нет- самому же лезть обратно с нижней.
Да, предпоследний уходит с концом вспомогала, расправляет.
Пользуем еще с того века. Думал, все знают. А как сделать иначе?

А ледовый треугольник впечатляет!

Имхо, ключевой момент - помолясь и пригибаясь. =)
А зачем эти танцы с бубнами, экономите вес на переноске одного рапида?

Так если карабин надет на бур, то понятно. Я по фото понял, что он продернут только через витки репшнура , намотанного на бур. Думал -он же помешает раскручиваться этим виткам. Потом подумал витки под весом спускающегося последним чуть-чуть растянуться и карабин их уже не так плотно обхватит. И репшнур при продёргивании не не застрянет в карабине. Ну в общем теперь после словесного описания-то понятно. А так вообще-то пользовались специальным спусковым ледобуром с диском на конце для намотки 10-12 оборотов.

В принципе так любой ледобур выкручивается, никогда не пользовал с барабаном, но видел их.
Да, карабин со спусковой веревкой лежит на льду, надетый на бур, а выше него - витки вспомогала. И при выдергивании они в общем не соприкасаются.
У нас любят тонкий кевларовый шнур для сдергивания вместо вспомогаловки из 6мм репа- он легче и жестче.

Еще вариант, экономичнее, без карабина:

ледобур при сбросе вывинчивается через петлю узла восьмерки. Считают, что не повреждает при вывинчивании ее.

35 лет назад, мы спустились с пер.Родина в сторону пер.Бечо. Заранее мы не знали в какую сторону спускаться. Но, группа у нас была пятёрочная. И мы хорошо знали, что с 2-А делать 2-Б не надо. Поэтому, прошли по гребню метров 200, пока не увидели слева простой спуск по мелкой осыпи. По ней мы, переминаясь с ноги на ногу, съехали вниз до тропы минут за 15. Этот спуск просматривался с гребня полностью.

Думаю, что для 2А уже на леднике Ахсу достаточно. Ни одного толкового описания спуска по гребню я не нашел, у всех в конце концов дюльфер через берг. Просматривающегося донизу спуска по сыпушке не увидели. Особенно под дождем. Можете описать подробнее, с фото?

1. У нас не было описания пер.Родина. Слышали только, что он находится справа от Ах-су и ведёт в долину р.Юсеньги.
2. На фото ниже (из библиотеки М.Голубева, фото И.Иващенко) я отметил верхним красным пятном (насколько я понял по фоткам из Вашего отчета) место начала спуска Вашей группы (вправо по ходу). И на том же фото, нижнее красное пятно – это место начала спуска нашей группы (влево по ходу, в сторону пер.Бечо).
3. Мы не прочь были спуститься вправо; но, нам не понравились скальные крутяки и мы продолжали спуск по гребню, пока не увидели простой спуск «ножками» без применения верёвок.
4. Кстати, мне не раз помогали следующие правила:
4.1. «Не ходить перевалы по путям сложность которых превышает сложность перевала».
4.2. «На неизвестном пути, который не просматривается полностью, западло на стрёме!».

(При спуске, помнится, вид вправо был ограничен; то есть, ледник Донгузорун не был виден. Его закрывал слабовыраженный контрфорс на левой грани хребта, спускающегося от пер.Родина.)

Сергей, хорошо сходили! Перевалы все красивые, есть что посмотреть! С погодой Вам только немного не повезло.
Теперь про перевал Родина(2А).
Мы ходили перевал Родина во второй половине июля 1983 года в четвёрке из долины Юсеньги на Шхельдинский ледник. Прошли его точно по описанию, приведённому здесь:

Никаких проблем прохождения гребня вершины Юсеньги Узловая при подъёме на перевал с запада не было. Прошли весь гребень без верёвок, просто ножками по тропе. Правда, иногда тропа терялась, но сложностей с ориентировкой на гребне у нас не возникало.
Вот фотографии нашего подъёма на перевал Родина:

По ощущениям сложность прохождения гребня не выше 1Б, если, конечно, не спускаться с него на ледник ни влево, ни вправо.
Это фотографии с седловины перевала Родина, видно, что мы едём пока без верёвок:

Здесь наша группа на леднике Ахсу напротив перевала Бивачного, уже в связках:

Сергей, я с Вами полностью согласен, что восточная сторона перевала Родина (прохождение ледника Ахсу в любом направлении) соответствует 2А.
То, что Вы не нашли продолжения пути про спусковому гребню перевала Родина в долину Юсеньги до самой травы и вышли на ледник легко объяснимо:
1) на спуске гораздо тяжелее ориентироваться, чем при подъёме, особенно на скальном рельефе;
2) плохая погода, скользкие скалы;
3) торопились, потому что выходил(вышел) контрольный срок отметки у пограничников.
Я посмотрел в Интернете свежие фотографии перевала Родина со стороны ущелья Юсеньги у Михаила Голубева. Всё также как и 35 лет назад, и, за прошедшее время каких-то глобальных катаклизмов, в большой долей вероятности, там не было.

Перевал Родина мы прошли как 1-Б.
Может быть, последующие группы подтвердят путь «налево», по которому спустилась наша группа (в цирк ледника, стекающего с пер.Бечо).

Большое спасибо вам обоим! Теперь у следующих , кто пойдет Родину будут отличные описания. Книгу Алексеева я не использовал, после того, как году в 14м по рекомендации из нее спускались правым берегом р.Башиль и уперлись в прижим, не дойдя до турбазы. Теперь снова разыщу ее в шкафу :)

В 83м был на Алтае. В таких же штормягах, олимпийках, касках, рюкзаках, ботинках. Спасибо, повеяло.
Интересно, в группе на фото 2 гитары. У нас носили максимум запасные струны.

Михаил, ещё раз огромное спасибо Вам за подробный, интересный и отлично иллюстрированный рассказ о вашем походе!
Все три ваших перевала приходилось ходить в те уже далёкие времена, правда в обратном направлении. Видно по вашим фотографиям, что ледники кое-где изменились за это время.
И, конечно, тогда в 80-ые годы прошлого века все туристы так ходили - в штормовках, самодельных куртках, олимпийках, тельняшках и вибрамах из магазина "Спорттовары". Но был в нашей группе один участник (мой друг) и в классном импортном костюме красного цвета!
Смеюсь... (жаль, что на риске нельзя вставить смайлики в комменты!)

Мы буквально через недельку после вас ходили почти теми же тропами). Правым(орографически) берегом от Башиля тоже можно пройти, там когда-то хорошая тропа была, сейчас плохая. И выводит она к новенькому подвесному мосту где-то в верховьях реки. Думаю, вы по нему прошли и даже не оценили, как он прекрасен)))

Вы имеете в виду подвесной мост, который здесь на фото (в отчете)?

По поводу тропы вниз по правому берегу Башиля - году в 14в там пытались спускаться от ледника. Тропа упирается в прижим (скала уходит в реку). Тропка есть вверх - там крутой лес, можно обойти прижим, но далее вниз - крутой склон в лесу с рододендронами, и тропа пропадает - топчут ее разведчики. Насквозь до турбазы по правому берегу - прохода не нашли. Но малины там дофига!

Если знаете как пройти - дайте фотки.