Велотундра в начале марта
Извините, я опять о своем зимнем, велосипедном. Зима всегда провоцирует приступ активности и романтики, а в оффлайне обсудить зимнюю романтику решительно не с кем. В прошлом году по нескольким причинам не удалось провести мартовский северный поход, затем и с ноябрьским не получилось. Очень надеюсь на поход этой весной и уже точно известна дата, т.к. другой возможности у меня не будет. Начнется поход 2-го марта вечером и продлится примерно неделю. Если вдруг найдутся желающие, с удовольствием обсужу детали.
Фото с маршрута (взято с веб-камеры)
Надеюсь не слишком позднее приглашение, остается чуть больше двух месяцев. Хотя даже не знаю, много это или мало. Настроение как обычно мечется между "Почему я не могу жить как все нормальные люди и в отпуске ездить с женой по интересным местам? Зачем надо себя мучать?" (кстати интересно, много ли аутдорщиков задается этим вопросом) и "Я готов ползти туда на коленях" (цитата из "Аннапурны" Эрцога). Сейчас, как вы понимаете, ближе ко второму варианту, поэтому и родился этот пост. Зимний поход это как путешествие в другой мир, почти в космос. И правда есть что-то общее, ведь зимой находишься в безжизненной, можно сказать враждебной человеку среде. Почему-то это ощущение пронимает до глубины души. Не знаю почему мне мало "этого" мира и тянет в "другой", но иногда кажется, что только там я чувствую себя живым.
Маршрут совершенно заурядный, тот же самый, что планировался в прошлом году - проехать шоссе 98 от Карасйока до Танабру (а если останется время, то до Утсйоки). В общем ничего особенного. Недельный поход по шоссе, где периодически ездят машины. Но у каждого свой Эверест, и на самом деле некоторый мандраж имеется. Видимо я просто не настолько опытный зимний путешественник. Лучший способ приобретения опыта - ходить в походы с более опытными товарищами. У меня же как-то плохо получается искать попутчиков и практически весь свой зимний опыт я приобретал один, учась на своих ошибках, на себе тестируя разное снаряжение. Хотя форумы и чужие отчеты читаю конечно. К настоящему моменту моя самая холодная ночевка была при -33, в прошлом году в Килписъярви. Оказалось, что жить можно, хотя и не все пошло гладко. Возникли проблемы с разжиганием горелки Оптимус Нова+ (причем на галоше) и перед этим походом я еще в раздумьях, но пока склоняюсь взять газовую Оптимус Вегу. Газ при -25 я жег и без проблем. Однако в Карасйоке в начале марта может быть и под -40. Но думаю, что в крайнем случае я всегда отогрею баллон запазухой, чтобы его запустить. А когда он горит, то стоит рядом с горелкой и греется от нее. Тут главное иметь хороший газ, плохой точно гореть не будет (я использую Primus). Еще у Веги есть штатный режим с перевернутым баллоном, что ускоряет процесс в сложных ситуациях, а также когда баллон заканчивается. Если же брать бензиновую горелку, которая опять будет плохо гореть, то я не очень представляю как ее чистить при -40 голыми руками. Странно конечно, общепринята точка зрения, что жидкое топливо оптимально на морозе, но вот пока не пойму как к нему подступиться. Или если пурга вынудит готовить в тамбуре, то и там газ предпочтительнее, т.к. чище и безопаснее - не пыхнет внезапно факелом.
Да, к слову о пурге. Этот момент смущает наиболее всего. Ну то есть как смущает. В каком-то смысле в этом и состоит походная романтика, когда точно неизвестно как все сложится. Надеюсь, что к такому я достаточно готов. Хотя имея некоторый опыт походов при сильных морозах, довольно мало ходил при сильных ветрах. При этом представляю, насколько сильно ветер меняет ситуацию. В феврале 2015 участвовал в походе по Хибинам, на перевалах дуло очень прилично и был конечно дубак, хотя минус был совсем небольшой. На моем маршруте правда сочетания сильного мороза с ветром не ожидается. Мороз может быть в глубине суши, в Карасйоке или Утсйоки. Но там обычно тихо. Основная часть маршрута идет по берегу, там уже безлесая тундра и вот как раз там обычно дует, но в близи от берега не бывает -40. Судя по моим наблюдениям за погодой, вряд ли будет холоднее чем -15. Правда -15 с штормовым ветром могут ощущаться как те же -40. Надеюсь, что получится зимой немного потренироваться в этом плане. Сейчас я живу в Оулу, тут не бывает сильных морозов, но часто есть ветер. Будет не лишним устроить несколько тренировок - выехать в ветренный день на берег и поустанавливать там палатку. Если же не получится потренироваться, буду разбираться на месте. Все-таки думаю, что справлюсь.
Снаряжение планируется использовать почти такое же, как в предыдущих походах. Только велосипед новый - фэтбайк Author Sumo. Надеюсь он будет более устойчивый, чем обычный мтб, а то на каменном арктическом льду шипы не очень помогают. Да и по заснеженной дороге на фэте конечно удобнее ехать. Дороги там чистят, но не всегда это получается оперативно. И чистят конечно не до асфальта, к концу зимы в любом случае накапливается слой смерзшегося снега и льда.
Также после прошлогоднего похода в Килписъярви мне не понравилось как пуховка постепенно набирает влагу. Весной удалось купить с огромной скидкой Bask Valdez. Правда великовата, но в распродаже не было моего размера. Зато это еще старая версия на тинсулейте. Надеюсь, она поведет себя лучше пуховки, вроде как синтетика может частично подсушиваться в течение похода. Немного походил в ней в мороз, пока нравится.
Остальное останется с прошлого раза. Палатка RedFox Explorer полагаю выдержит сильный ветер. Спальник Сивера Иночь и еще тонкий басковский сверху. Оба синтетические, да и вообще пуха скорее всего у меня не будет совсем. Коврики - пенка плюс надувной укороченный. Навигатор будет, но можно и без него, на шоссе не заблудишься.
На маршруте наиболее интересным кажется отрезок к востоку от Ифьорда. Шоссе там зимой закрыто шлагбаумом и по расписанию ездит чистящая машина, остальные желающие могут проехать за ней. Но с великом можно и под шлагбаумом пролезть. Я проезжал там в мае и сентябре, но очень интересно посмотреть на это место в зимнее время. Там не только ветренно, но и холоднее, чем на остальном побережье, т.к. там дорога поднимается на высоту 350 м, а на севере это заметно влияет на климат. В начале мая на том плато были еще сугробы по пояс:
А такая погода там бывает зимой и в марте:
Фото с веб-камеры
Одним словом жду начала похода, а пока тренируюсь. Стараюсь больше бегать и кататься, особенно когда удается поймать морозные дни. Сейчас тут почти полярная ночь, световой день на два с лишним часа короче питерского.
И еще пара слов по снаряжению. В велопоходах главная проблема - руки и ноги. В смысле непосредственно кисти и ступни, которые очень мерзнут даже если остальному туловищу тепло. Это видимо особенность кровообращения при езде на велосипеде, например на лыжах такой проблемы вообще нет.
В этот раз для рук собираюсь использовать грипсовицы - рукавицы, крепящиеся на руль
Фото взято отсюда https://velo-ru.livejournal.com/699386.html
На ноги возьму двойные Баффины, которые якобы на -70 (надеюсь на -30 хватит). У них заодно вкладыш вытаскивается и можно будет в этих вкладышах спать. В обычных, даже очень теплых ботинках ноги все равно мерзнут. Хотя в крайнем случае всегда можно согреться ходьбой. Проехать десяток км, затем один пройти, при ходьбе ногам значительно теплее.
Очень жаль конечно, я почти в трауре, два года собирался в этот поход. Больше всего хотелось доехать до тундры, но из Карасйока доехать до тундры означало пройти половину маршрута. Если бы знал, что так получится, то поехал бы на автобусе сразу в Танабру, оттуда до тундры гораздо ближе. Не сделал этот вариант основным, т.к. в этом случае маршрут был бы радиальным, т.е. от Танабру до тундры, а затем обратно той же дорогой в Танабру. Ехать из Танабру на запад в Карасйок слишком неприятно, т.к. в районе преобладают западные ветра. В общем хотелось красивый поход с полноценным маршрутом, а в итоге остался без ничего.
Карта маршрута
Конечно на следующий год буду опять пробовать, но надо думать как. Если будет больше времени, то можно пройти и на фэте. Вполне возможно время будет, т.к. учиться к тому времени уже закончу. Но возможно есть смысл поехать на обычном веле, все же на нормальных участках скорость у него заметно выше. Я пытался перейти на фэт для большей устойчивости на льду, но с таким же успехом можно просто идти пешком на сильно обледеневших участках. К тому же хотя фэт конечно гораздо устойчивее, но и на нем я разок упал на спуске. Так что тоже не совсем панацея. Еще подумываю о лыжах. Они не привязаны к дороге и так конечно интереснее. Можно выйти из Танабру на северо-запад, дойти до тундры, затем уйти на юг в Утсйоки. Получится 90-100 км, в принципе реально. В общем цель остается той же - добраться в марте до тундры, где нет ничего кроме снега...
Возможный маршрут лыжного похода
В начале ноября тоже скорее всего что-то будет. Учусь до 25 октября, а затем сразу поеду. Либо это будет поход, планируемый на предыдущую осень, в который я не смог поехать (из Карасйока на север, затем по бездорожью на запад, выход на шоссе и по нему на юг через Каутойкейно). Либо в окрестностях Килписъярви (там чуть светлее), можно например дойти до Халти - высшей точки района.
Пара фото из окрестностей Карасйока со старта маршрута. Погода кстати была хороша. В начале марта там может быть до -40, но было всего -20 ночью и -10-15 днем. Условия были практически идеальными... Северное сияние все же успел посмотреть.