Из Самары в Ала-арчу

Пишет Дарья Занкина, 10.12.2018 08:54

Для меня это была первая поездка в Азию. Рельсовая дорога до Бишкека была чертовски долгой.Из Самары в Ала-арчу (Альпинизм)

Мы: Саша, Сережа и я, коротали ее за игрой в карты, книгами, чаем, пересобиранием рюкзаков по воле пограничников, шитьем строп, фотографированием пейзажей, друг друга и всего-всего. Чисто английские 2 дня в поезде Москва-Бишкек.
Поезд этот не лишен определенного шарма. Но жди меня "Эйр Астана".
В Бишкеке нас встретили Гоша, Костя и Юрий Михайлович. Гоша на такси с рюкзаками и баулами, мы пешком за Костей до хостела.
Хостел сразу пришелся по душе - уютно. И большущий аквариум. Где еще рыба будет гонятся за твоим пальцем по ту сторону стекла, сбивая на пути других рыб?Из Самары в Ала-арчу (Альпинизм)
На утро в чайхану неподалёку и на рынок. Чайхана заслуживает описания как минимум на 3 абзаца. Но если кратко: восхитительно вкусно, атмосферно, много и недорого, ах да, и 7 видов лагмана. За 200 сом девушке моей комплекции, ем я много, комплекция не в счет, можно лопнуть от счастья. За 400 сом голодному мужчине.
Ошский рынок. Я бы там жила. Бесчисленные ряды персиков, абрикосов, винограда, слив, дынь, арбузов, овощей, сухофруктов, круп, чая и даже один ряд насвая. И атмосфера восточного рынка, вот-вот из-за угла появится караван верблюдов, с тюками заморских товаров или живые слоны. Кому-то нравится Metro, Даша влюбилась в восточный базар. Держите меня семеро. На нём можно купить всё, предварительно это всё попробовав на зуб. Мы закупились сухофруктами-фруктами, орехами и моей лиловой шляпкой. И там же я открыла для себя новый вид ореха - американский или пекан. Сладкий орех с ароматом шоколада - божественная штука.
Кое-какие крупы, сыр, колбаса, чай, кофе и шоколад уже были приобретены в местном супермаркете. На одном этаже с которым, в банке, мы поменяли рубли в сомы. А еще перед этим успели зайти в офис Аксая, отдать паспорта для оформления регистрации на пребывание в Киргизии свыше 30 дней - после Арчи мы собирались поехать на пик Ленина.
Все это было в первой половине дня. После обеда за нами приехали такси. По пути в Ала-арчу мы купили дыни и арбузы. Нет, не лопнем:) Поездка от Биша до Арчи занимает около часа. За это время произошел погодный фейерверк: жара, ливень, пасмурная прохлада предгорий, только снега не дождались - он падал километром выше.
Из Самары в Ала-арчу (Альпинизм)
Сам лагерь Ала-Арча место скорее туристическое. В выходные на его крытые беседки приезжают с семьями, шашлыками и огромными казанами, в которых готовят плов. Чуть повыше стоит пятиэтажный двускатный отель, пониже - домики в пару этажей. В одном из которых мы вшестером заняли две комнаты.
Перетаскали всё наше имущество в холл и стали паковаться к завтрашнему выходу до хижины Рацека, параллельно поедая дыню с виноградом. По сути, именно хижина является базовым лагерем. Оттуда ходится часть маршрутов и оттуда же удобно подниматься на Коронские ночёвки. Ущелья Ала-Арча и Аксай очень живописны, даже за четыре часа с рюкзаком я не устала любоваться пейзажами вокруг. Наборы высоты с 2200м Ала-Арча до 3300м хижина Рацека, протяженность около 6 км.
Наверно такого количества европейцев и в Альпах не встретить. На подъеме разговорились с туристом из Германии о достоинствах и качестве обуви фирмы S*. Сошлись на том, что она просто великолепна. Кроме гостей с запада, очень много туристов корейцев. Наверное едут любоваться Свободной Кореей. Как-то спускаясь с 3Б на пик Бокс, в получасе ходьбы от хижины Рацека, встретили группу из трех корейских товарищей, вышедших на покорение этой вершины. 15:00 дня. Кхм, ребята, идти до topа еще a long long time. Глаза их удивленно расширились, но они продолжили свой путь. Загадочная корейская душа.
На Рацека поставили палатки, познакомились со Светой, работающей админом в баре Аксая, провели скальные занятия и со значительно полегчавшими рюкзаками спустились вниз. Первый час спуска мне дался тяжело, я понуро плелась далеко позади всех, но, через пару часов, на подходе к домику уже лидировала.
Из Самары в Ала-арчу (Альпинизм)
На завтра предстояло занести наверх еду. До одиннадцати вечера завхоз Саша отбрасывая всё тяжелое вроде лука, моркови, дынь, картошки, помидор, огурцов, арбузов и т.д., насобирал на каждого по 7-9 кг провизии. Всё это самое тяжелое принесли потом Костя и Гоша, оставшиеся несогласными с нашей раскладкой. За что я им безмерно благодарна.
В этот же день у нас были запланированы ледовые занятия. До верха ледника было около 3-х часов ходу. Поэтому мы нашли безопасное место ниже, в пределах часа ходьбы от хижины Рацека. За что получили потом заслуженный нагоняй. Покрутили самовыкруты, потренировали совместное одновременное и попеременное движение по льду.
Остались довольны результатом, договорились провести еще ледовые занятия, когда поднимемся на Коронские ночёвки. Оттуда планировали сходить 2 ледовые четверки.
Но сначала на следующий день предстояла единичка на Рацек, из отделения только Саша, который провел смену в Безенгах был “открытый”.
Вся история с единичкой была заранее не ясной, поэтому вечером, на всякий случай мы выпустились на 2А на тот же пик Рацека. И как позже выяснилось не зря. После первой веревки хорошего, троечного, крымского я бы сказала, лазания, вышли на косые голые плиты с уклоном градусов в 50-60. Хотелось надеть кошки с монозубом, чтобы хоть мало-мальски надежно передвигаться по трещинам между плитами.
Саша ушел вперед заглянуть в закрытый скалами камин, сказал, что дальше не лучше. Решаем, что придем на эту единичку, когда будем уверенно ходить пятерки, и вообще будем КМСами-МСами, и дюльферяем вниз на тут же обнаруженной спусковой петле. Спустились, пошли выше по леднику на 2А - наш запасной план. Замечательная 2А. Сходили, полазили, остались довольны. Хотя по фото так и не скажешь)
Из Самары в Ала-арчу (Альпинизм)
Фраза Серёжи “Теперь будем знать чем в Арче открываться” - стала девизом сборов. Спустились в лагерь. На следующий день 3Б на пик Бокс. А Гоша и Костя, сходившие длинную гребневую единичку на пик Учитель, собирались на скальную 5А, которую мы тоже хотели сходить в конце сборов.
3Б оказалась тоже неплохой, по крайней мере часть маршрута до того момента, пока в моё плечо не пришел камень, мне нравилась. Потом настроение несколько упало. И верхняя треть маршрута, проходящая по осыпному единичному кулуару, слегка испортила впечатление. Но панорама с вершины и “лифты” вниз значительно сгладили все недостатки.
Следующий день был днем отдыха. Святые суслики! Сказать, что я устала за эти четыре дня, не сказать ничего. Я откровенно вымоталась и планировала весь день провести в объятиях спальника. Но к обеду, неуёмные мои товарищи решили затрэдить скалы возле хижины. Плечо нещадно болело и вид лазающих людей морально угнетал. Намешав себе воды с изотоником и прихватив плеер, поднялась на пологий гребень Учителя, по сыпухе в обход скал. Вдали виднелся Бишкек. На спуске удалось сделать эпичные фото ребят, только покоривших свою вершину - крупноблочный пик-палец.Из Самары в Ала-арчу (Альпинизм)
Из Самары в Ала-арчу (Альпинизм)
Вместе спустились к палаткам, через тропу над водопадом. Частично собрали рюкзаки для подхода на Коронские ночёвки на следующий день. Вечером вернулись Гоша и Костя. За ужином Гоша не очень был рад тому, что ему, возможно, придётся еще раз пройти эту пятёрку с нами. Но как выяснилось позже он мог не волноваться на этот счёт.
Сережа подобрал в качестве четверок два маршрута в самом конце ледника - в Медвежьем углу. Так как они оба проходят по кулуарам, тема камнеопасности для нас была особенно животрепещущей. Свободная Корея с завидной периодичностью сыпала.
Вышли часов в 8 утра и за четыре часа поднялись от хижины Рацека до Коронской, с которой за день до нас спустилась группа.
Из Самары в Ала-арчу (Альпинизм)
И мы, пока втроем, стали полноправными "владельцами" хижины. После обеда собрались на ледовые. Справа от домика расположен пологий снежник - заход на Коронский ледник. Чистый снег, камней внизу нет, через 5-6 веревок начинается лед. Там и было решено провести занятия, начав прямо со снега. Не дойдя пол веревки до льда, мы видим как из-за выполаживания, правее нас, совершенно как бы из ниоткуда выкатывается "холодильник". Набирая скорость, летит вниз, разбивая камни на своем пути. И это была никакая-нибудь “Бирюса” литров на 50. Нет. Полноценный двухкамерный Stinol под 2 метра высотой. Не слишком долгое время спустя мы были уже в хижине.
В четыре утра на следующий день вышли в Медвежий угол, откуда начинался маршрут 4А. Планировалось забросить бивуак и устроиться там после восхождения на ночевку, чтобы потом не идти подход до 4Б. До Медвежьего угла подъем почти сразу идет по закрытому леднику. Утром мы проскочили все тайные опасности по твёрдому насту, только местами проваливаясь по колено. Естественно в связке. В Углу морены как таковой не было, только редкие камни, разбросанные по леднику. Ночевать на льду… бррр.
Оставили рюкзак с бивуаком возле камней, и к шести утра подошли под маршрут. Снег под кулуаром был чистый, камней не лежало. Это всех обрадовало, шли туда ожидая любого варианта, даже засесть там на пару дней отслеживать время камнепадов. Перебрались через бергшрунд, а дальше попеременно 10 веревок по льду, местами со снежком, до перемычки.
На этом ключевая часть маршрута, а именно 50-55-градусный лед, должна была закончится и оставалось около 300 метров одновременного лазания по гребню. Метров 150 мы шли одновременно, потом я полезла на сплошь мозаичную стеночку, попросила ребят идти попеременно, боясь при одновременном движении сбросить на них камни. Сильноразрушенный камнеопасный гребень после красивого хорошего льда. Второй раз лезть туда не захочется. Спустились по пути подъема.
Несмотря на то, что спустились мы быстро, часа за 2, дружно решили, что без дня отдыха идти на 4Б бессмысленно и беспощадно, захватили рюкзак с бивуаком и направились в хижину. Товарищи поочередно проваливались, местами по грудь, в трещины. Я шла последней по их глубоким следам. В хижине нас уже ждали, с горячим киселем и чаем. То, что мы устраиваем день отдыха означало только одно - не идём на 5А, просто не успеваем до отъезда на пик Ленина. Все, кажется, смирились, плечо безрадостно ныло.
Спать в хижине вшестером было очень тепло, хотя и тесновато. Ночью часто просыпалась, думала о нашем восхождении на Байлян-баши, смотрела в квадрат окна, искала знакомые созвездия, считала метеоры. Был один из дней с максимальным метеорным потоком Персеид. Ближе к рассвету крепко уснула, не услышав, как Гоша и Костя ушли на восхождение на Корону.
День отдыха в хижине представляет собой исследовательско-добывательный процесс. Исследовать все незнакомые пакеты, и добыть оттуда всё сладкое. Гоша, если ты читаешь это, знай, я не о чем не жалею, конфетки были слишком вкусные:))
Из Самары в Ала-арчу (Альпинизм)
На следующий день перед выходом самочувствие было ни к черту. Есть совершенно не хотелось, вставать и куда-то идти-тем более. Но, ребяты, я вас не брошу. Собралась с духом, съела печеньку, пошли. Пояс рюкзака неприятно давит, придерживаю его рукой. Бредём, вокруг амфитеатр гор, рассвет, снежные вершины розовеют и мерцают. Под кулуаром достаём буры, которые пригодились только на трех верхних веревках, меня отправляют первой. О, суслики, за что?... Иду метров 100, троплю, выдыхаюсь, прошу сменить.
Меняемся потом еще не один раз, почти весь кулуар, 7-8 веревок, не считая трех последних идем по снегу одновременно. Кто-то тропит, остальные за ним по следам. Верхняя часть кулуара достаточно узкая, и по скалам забито много крючьев, страхуемся за них.
По перемычке вправо, а дальше по микстовым скалам вверх.
Из Самары в Ала-арчу (Альпинизм)
Много местных точек: петель, швеллеров, пластин, и даже “морковка”. В целом рельеф был хорош, пока мы не свернули в предвершинный кулуар. Я не лидировала, но когда последней прижюмарила на станцию на трех бурах, вокруг которых текла вода, а подо мной еще метров 50 ледяной горки, выводящей на камни, захотелось еще куда-нибудь пристраховаться. Но скалы по бокам оставляли желать лучшего. Что ж, если что, хоть покатаюсь, думалось мне. Товарищи оживленно болтали по поводу найденного в самый нужный момент бура фирмы Petzl. Несказанное везение, думала я, посматривая на вытаивающую на глазах станцию.
До вершины Двурогой оставалось метров 25. Мы быстро поднялись, Саша сменил записку. Предыдущие покорители вышли туда в 8 вечера, мы были в 4 дня. Всё не так уж плохо.
А дальше дюльфера до середины кулуара и пешком-бегом к хижине.
Из Самары в Ала-арчу (Альпинизм)
В общем 4Б на Двурогую понравилась нам больше, чем 4А на Байлян-баши. Объективно, из-за камнеопасности.
Собственно на этом сборы в Ала-арче заканчивались. На следующий день предстоял спуск на Рацек, а затем в Бишкек. На эту ночь остались в хижине. Я температурила и мешала спать остальным, делая периодические вылазки на улицу. Ночное небо было безоблачным, а метеоры оставляли длинные следы, на все пространство незакрытое горами. Утром меня насколько возможно разгрузили, и под присмотром Серёжи я поплелась вниз. На Рацека почти весь день проспала. В общем уже тогда было понятно, что на пик Ленина не поеду. А двумя часами ниже ждали вино и арбузы.

Фото: Занкина Дарья, Мажаров Александр.
Сборы были организованы Альпклубом Самарского университета.