Хрустальный пик-2018. «Лучший поход». На лыжах по Шпицбергену

Пишет Редакция сайта, 30.11.2018 05:35

Хрустальный пик-2018. «Лучший поход». На лыжах по Шпицбергену (Туризм, премия, горы, номинация, crystal peak, мы в обществе, лыжный поход)

Группа из Санкт-Петербурга под руководством Константина Бекетова прошла на лыжах из Билле-фьорда в Лонгйир на лыжах. Сергей Пономарёв, Евгений Хилькевич и Артем Сидоров рассказывают в вилео-интервью для Риск.ру, как это было.

Команда:
Андрей Еськов
Юрий Бахмуров
Павел Корныльев

Справка о маршруте и его нитка:
Билле-фьорд (Billefjorden) = пос.Пирамида = р.Одина (Odinelva) = пер. Медвежий*, 1А = р.Хугин (Huginelva) = Диксон-фьорд (Dicksonfjorden) = дол.Syningsdalen = пер.Птичий Гребень*, 1Б = лед.Холмстрёма (Holmströmbreen) = пер.Kronepasset, н/к = пер.Свеа-Нора*, 1А = лед.Холмстрёма = лед.Орса (Orsabreen) = пер.Рёрус*, 1А = лед.Venbreen = р.Диксона (Dicksonelva) = пер.Синий*, 2А = лед.Lisbetbreen = лед.Ruggbreen = пер. 1А = лед.Bukkebreen = Вейде-фьорд (Wijdefjorden) = хиж.Krosspynthytta = дол.Reinsbukkdalen = лед.Планка (Plankbreen) = пер.Атомный*, 2А = лед.Трюггве (Tryggvebreen) = пик Перье (Perriertoppen), 2А, радиально = пер.ЮАШ, 1А = лед.Галлера (Gallerbreen) = лед.Veteranen = лед.Kingbreen = пер. н/к = лед.Tilleybreen = лед.Чудениуса (Chudeniusbreen) = пик Ньютона (Newtontoppen), 1А, радиально = пер.Плечи Гигантов*, 1А = пер. Trebrepasset, н/к, траверсом = пер.Телеганда*, 1А = лед.Харкера (Harkerbreen) = пер.Хой*, 1А = лед.Хельсинки (Helsinkibreen) = пер.ФТИ*, 2А = лед.Baylybreen = лед.Formidablebreen = лед.Миттаг-Леффлера (Mittag-Lefflerbreen) = пер.Омон-Ра*, 1А = ск.Tarantellen (радиально) = дол.Hørbyedalen = лед.Svenbreen = пер.Принцип, 1А = лед.Bertilbreen = пос.Пирамида = лед.Норденшельда (Nordenskiöldbreen) = пер. н/к = дол.Gypsdalen = пер.Триллер Ниж.* (радиально) = пер.Триллер Верх.* 2Б = лед.Tunabreen = лед.Wandbreen = пер.Колорадо*, 1А = дол.Avdalen = дол.Brattlidalen = дол.Сассен (Sassendalen) = дол.Eskerdalen = пер.Brentskaret, н/к = дол. Адвент (Adventdalen) = пос.Лонгйир, 480 км.
Маршрут. http://slazav.mccme.ru/shpitz18/map.htm

Звездочкой отмечены предложенные группой названия.

Хронология похода (от участников):
Мы заехали на корабле к поселку Пирамида. Оттуда ушли на запад, в сторону Ню-Олесунна, где посетили интересные горы в районе Трех Корон. Затем вышли на север к Вейде-фьерду и пересекли его, попав в самые крутые и высокие горы. Тут мы поднялись на две высшие точки Шпицбергена, пики Перье и Ньютона, посетили обширные ледяные поля, примыкающие к плато Ломоносова. Затем вернулись к Пирамиде и пошли своим ходом в Лонгйир, при этом несколько отклонившись от стандартной снегоходной дороги и найдя неожиданные сложности и достопримечательности.

Из достопримечательностей маршрута хочется упомянуть ледовые пещеры на ледниках Холмстрёма и Миттаг-Леффлера, язык ледника Норденшельда и суровый ледник Tunabreen; скальные арки Tarantellen и каньон реки Brattlidalen, старую хижину Krosspynthytta и частые встречи со всевозможными сухопутными и морскими зверьми.

Наш поход стал логичным продолжением двух походов последнего времени: группы москвичей под руководством С. Романенкова в 2008 году и группы белорусов подруководством Д. Рыжанкова в 2017 году. Мы ходили существенно позже групп Романенкова и Рыжанкова, с середины апреля до начала мая. В это время на Шпицбергене уже наступил полярный день и постепенно приходит весна. Если смотреть данные по прошлым годам, то это время вполне подходит для лыжных походов (большие оттепели могут случаться в любое время, в том числе и раньше). В этом году весь апрель стояла холодная ясная погода, в горах до -25.

Иногда с запада ненадолго приходили облака. С первого мая погода стала теплой и неустойчивой: температура болталась в районе нуля, часто дул ветер, приходили тучи. 8 мая, уже в долине Адвент на выходе к Лонгйиру мы внезапно попали уже в настоящую весну со вскрывшимися реками, бродами и т.п.

Ледовая обстановка в этом году была не типичной: перед нашим приездом южные фьорды замерзли более чем обычно, а на северных льда не было (обстановка на 9 марта). Впрочем, потом южные фьорды постепенно открывались, а северные -- замерзали. В результате мы смогли подойти на корабле на 7.5 км к поселку Пирамида и смогли перейти по льду Вейде-фьорд в северной части маршрута. Вообще, ледовая обстановка часто меняется как в ту, так и в другую сторону.

Очень подробный отчет о походе!