Хрустальный пик-2018. «Лучший поход». Экспедиция плато Путорана

Пишет Редакция сайта, 29.11.2018 07:10

Хрустальный пик-2018. «Лучший поход». Экспедиция плато Путорана (Туризм, премия, горы, номинация, crystal peak, мы в обществе)

Последние годы список номинантов "Хрустального пика" не обходится без пункта "Плато Путорана". Вот и в этом сезоне уральская группа отправилась преодолевать препятствия этого места в 45-дневном походе. О чём рассказывает(в отчёте) и показывает (на фото) нам с вами.

Общее фото на самой высокой горе плато Путоран г. Камень (1701 м) не получилось - аппарат сносило шквальным ветром, снимали по очереди

Команда
Игорь Федоренко

Перевал и водораздел р. Бунисяк и р. Хихикаль

Справка о маршруте
Норильск – оз. Лама – р. Бунисяк – р. Хихикаль – оз. Аян – г. Холокит – в-ды р. Амнундакты – г. Камень – р. Оран – р. Хибарба – оз. Нерангда – р. Мирюка – р. Маймеча – пос. Хита – с. Хатанга

Долина р. Бунисяк - один из коридоров на вершину плато

Пеше-водный маршрут 6 к.с., 18 июля - 2 сентября 2018 г. (45 суток), пешая часть около 480 км (29 пеших дней, включая 4 днёвки, 1 день – водная переправа), водная часть — около 600 км (16 дней, включая 2 днёвки). Максимальный перепад высоты за ходовой день – 1000 м. Река включает порог 4 к.с. и несколько порогов 3 к.с. и ниже.
Вес рюкзаков на старте: 44 кг мужчины, 35 кг у девушек. На старте было 9 человек, финишировало – 8 чел.

Особо тяжёлые первые дни: рюкзак полон, а берега рек западной части плато крутые

Обзор района похода
Плато Путорана (озёра с крутыми берегами – пер. с эвенкийского) — сильно расчленённый горный массив, расположенный на северо-западе Среднесибирского плоскогорья. Самая высока точка – г. Камень (1701 м). Поверхность плато покрыта базальтовыми лавовыми потоками. Низовья – тундра или лесотундра. Количество озер, рек и водопадов не поддается исчислению. Площадь плато (250 тыс. км²) сравнима со средней европейской страной. Плато Путорана впервые исследовано и научно описано российским исследователем А. Ф. Миддендорфом в 1844 году. Основная геологическая разведка проведена в 30-х и 60-х годах, открыт целый кладезь полезных ископаемых по всему плато. Попасть на плато можно водно-воздушным путем из трех точек: г. Норильск, с. Хатанга и через г. Игарка. Но из-за стоимости проезда и климата плато остается одним из самых редко посещаемых на планете мест.

Погоня за графиком

Ссылка на отчёт о походе

Краткое описание похода (из отчёта)
Плато Путорана – это другой мир. Ты, вроде бы, и не уезжал из России, но иногда кажется, что как будто попал в другую страну, а может и на другую планету. Каменная пустыня, самые высокие водопады России, каньоны до 300 метров, бесчисленные реки и озера. Но вся эта красота сопряжена с рисками. Маршрут проходил по самому малонаселенному месту планеты, куда даже не долетает сан-авиация, о чем мы были предупреждены в МЧС Норильска при регистрации группы.

Исходя из этого нужно было свести к минимуму риск травм, лишний раз пережидать непогоду, спуск или подъем делать по более простому маршруту. Западная часто плато более имеет более крутой рельеф и дневные переходы иногда уменьшались до 7-10 км. Зато к восточной части мы подошли в уже хорошей физической форме и с облегченными от еды рюкзаками, проходя, как в графике похода, по 25-30 км.

Весь маршрут по плато - это вверх/вниз, вверх/вниз, вверх/вниз...

Основные травмы участников – растяжения и вывихи. Иногда, целый день приходилось идти по крупному курумнику, балансируя на живых камнях как медведь в цирке.

Второй фактор длительной экспедиции – психологический. 45 суток не видеть никого, кроме других семерых участников, не так просто, как кажется. Плюс дикая усталость и до конфликта один миг. Группа справилась и с этим. Единственная связь с миром – спутниковый коммуникатор Иридиум360, позволявший получать прогноз погоды и вести из дома.

Начало августа на верху плато в верховьях р. Амнундакта

Погода в целом не радовала. На плато солнечных дней – по пальцам пересчитать, а когда дождя не была – уже радость. Ночи очень холодные, часто минусовая температура. Зато на воде пришел антициклон и держался целых 10 дней, после чего погода оторвалась на нас по полной. Плыть стало невозможно (сильный встречный ветер с дождем), тащили три дня катамараны волоком.

Все ближе полярная ночь

Еды брали минимум, насколько это было возможно – 300г на человека в сутки + 50г личного перекуса на обед. На водный участок расчет был еще меньше, надеялись на грибы, ягоды, рыбу и эта стратегия целиком себя оправдала. На востоке плато обитает многочисленное количество диких животных, особенно медведей. На воде видели их часто, а смертельные исходы встреч с ними тут не редкость. Оружие не брали из-за веса. Как выкрутились – вот тут, наверно, просто повезло.

Встречи с животными приятны, когда они на расстоянии. С медведями группе приходилось сталкиваться "нос к носу", они не боятся подходить и обнюхать тебя, пока ты спишь

Рыбное изобилие р. Маймеча

р. Маймеча, которая была пройдена впервые. Удалось сделать это только благодаря двухдневному ливню, поднявшему уровень воды на 60 см

Поток воды реки Амнундакта срывается в глубочайшую пропасть 103-метровым водопадом - вторым по высоте водопадом плато Путорана

водопад на р. Оран

Нагоняем график

Каньоны р. Маймеча

Впечатляющие каньоны реки Маймеча

Фото всей группы на фоне долины р. Мирюка