Детский поход в Ергаки с годовалым ребенком

Первый раз мы выехали с 10-месячным ребенком на Кавказ, о котором мы тут уже писали, и воодушевившись удачным опытом стали планировать уже пешеходный поход. Поэтому через три месяца состоялся наш детский горный поход 1 к.с.
Детский поход в Ергаки с годовалым ребенком (Туризм, отчет)

Район мы выбрали довольно быстро по нескольким причинам:
- нужно, чтобы горы были компактные, и в случае чего можно было бы быстро добраться до цивилизации. В Ергах пост МЧС находятся возле визит-цента, а самая дальная (северная) часть хребта находится всего лишь в 30 км от дороги. Горы очень компактные.
- наличие троп и довольно простые перевалы.
- мало комаров, что очень важно для ребенка. За весь поход у нас не было ни одного укуса.
- много достопримечательностей. В Ергаках очень много красивых скал и озер.
- расположение самого парка. До парка очень просто добраться. Мы прилетели в Абакан, от которого до парка 200 км по федеральной трассе, ходит много автобусов.
Детский поход в Ергаки с годовалым ребенком (Туризм, отчет)
Могу сказать, что о своем выборе мы ни разу не пожалели, а впечатления от похода и гор остались самые положительные.
Изначально поход планировался как пешеходный 2 к.с., но весь заявленный маршрут пройти не удалось, и причиной тому был частый дождь. Мы специально модифицировали обычную накидку от дождя, прорезав окошко для ребенка, но понятно, что от сильного дождя она не спасет.
Сын все равно намокал, а долго так не походишь, ведь тому кто идет под рюкзаком, тепло в любом случае, а вот сидящему ребенку не очень. Поэтому под сильным дождем мы не ходили, а старались его пережидать, и эти пережидания съели у нас много времени. Для нас это была самая большая неприятность в походе, но тут уж ничего не попишешь. Время мы выбрали конец августа - начало сентября, чтобы было поменьше других туристов, но пришлось за это поплатиться дождями.
Детский поход в Ергаки с годовалым ребенком (Туризм, отчет)
Вторая сложность, с которой мы столкнулись - это вес рюкзаков. Маме нужно нести ребенка в рюкзаке и кое-какую мелочевку, что удалось распихать по небольшим карманам рюкзака, а вот папе надо нести все остальное: еду на всех, одежду, снаряжение. У папы получился рюкзак порядка 45 кг, правда стоит заметить, что 4 кг из этого веса - это фототехника. У мамы получился рюкзак около 18 кг.
Для взрослых в походе была стандартная походная раскладка, ничего необычного. Для ребенка брали детские молочные каши, которые достаточно развести теплой водой. На обед был супо-каша из сушеных овощей и мяса. Мы их сушили дома, а потом еще мололи на кофемолке, чтобы потом ребенку было проще есть. Под конец похода было видно, что ему эта еда надоела и мы давали ему обычную сваренную крупу, но без мяса (оно было сильно жирное). Еще у нас были сушенные фрукты, тоже измельченные в кофемолке, но они не сильно ему понравились, поэтому мы ему давали обычный изюм, который он трексал с удовольствием. Так же у нас был запас детской молочной смеси, которую давали ему сразу утром и на ночь, и был запас обычного галетного печенья, которое расходилось на ура. Еще мы научили ребенка собирать чернику самостоятельно и на привалах выпускали его попастись на ягоды. Черника ему тоже очень понравилась и он с удовольствием ее сам собирал и ел.
Памперсов мы взяли с собой много, потому что это такая вещь, которую заранее не угадаешь и лучше пусть они останутся, чем потом не хватит. Мы брали из расчета 6 штук в сутки. Этого хватило с запасом и еще приличный пакет их остался. Возможно было бы достаточно 5 штук в сутки, но это еще больше от ребенка зависит.
Детский поход в Ергаки с годовалым ребенком (Туризм, отчет)
Одежды тоже брали с запасом на случай, если промокнет или испачкается. Ночи были уже холодные, мы его клали спать прям в теплом комбинезоне в детский спальник, и сверху еще укутывали своей пуховкой.
Еще было интересно первый раз лететь на самолете с ребенком. Самое сложное было заставить его сидеть на руках во время взлета и посадки - тут он скандалил и требовал, чтобы его выпустили погулять. На обратном пути соседка угостила Максима яблоком и оно нам очень здорово помогло: пока Максим его ел мы успели взлететь и обошлось без криков. Так что очень рекомендую в самолет брать вкусняшки, которые ребенок любит и желательно, которые можно есть долго. В остальном, в полете не было никаких проблем. Максим лазил по салону, а так же ему понравилось раскидывать бортовые журналы. Так же советую по возможности брать места с увеличенным пространством для ног. Мы сидели сразу за бизнес-классом и там было много пространства для ребенка.
И немного фотографий с похода:
Наша группа
Одну из ночевок пришлось делать посреди глыб на склоне горы Перевальная
Ребенка хорошо укачивало во время движения и он много спал
Детский поход в Ергаки с годовалым ребенком (Туризм, отчет)
Под конец похода в горах выпал снег
Детский поход в Ергаки с годовалым ребенком (Туризм, отчет)Детский поход в Ергаки с годовалым ребенком (Туризм, отчет)Детский поход в Ергаки с годовалым ребенком (Туризм, отчет)Детский поход в Ергаки с годовалым ребенком (Туризм, отчет)
Очень понравился перевал Птица и нависающие камни в этом районе:

Больше фотографий тут

P.S. На следующее лето мы планируем совсем недетский поход по Уралу 5 к.с., кому интересно пишите.

А чего мама в каске, а ребенок нет?

Каски носили всегда, т.к. не было места в рюкзаке. В принципе, она там особенно и не нужна, но мы иногда пристраховывали ребенка обмотав козырек от рюкзака ковриком. Но это скорее больше защита от падения, угрозы падения камней на нашем маршруте не было.

Я понимаю, что туда где может сверху прилететь с ребенком ходить не надо. Я говорю, что можно ребенку тоже, например, велошлем одевать.

А на сколько дней шли, что такие тяжелые рюкзаки получились?

13 дней. У папы в рюкзаке была еда на двоих + общественное на двоих.

Мы на 5 дней так ходили. У папы было 25. Если накинуть папе еды еще на 8 дней, то получится 33.
Много вы с собой набрали.

МОЛОДЦЫ! Я в свое время на такое не решился, о чем жалею...

Очень здорово!
А как решали проблему поддержки головы ребенка во время сна в рюкзаке?

Да, есть такая проблема. Голова во время сна может "гулять", особенно если лезешь по камням и наклоняешься в разные стороны. Это еще зависит от позы сна. Мы честно эту проблему никак не решали, ребенок часто спал головой на подушке и было нормально.

Хорошие фото. Непонятно, зачем там ребенок? Зачем это ребенку? Сайт называется риск, но имеется в виду осознанный выбор взрослых людей. Если нет бабушки, можно по очереди ходить.

Если взрослые после рождения ребенка будут получать удовольствие от жизни, а не ставить на ней крест, то это пойдет на пользу и самому ребенку. Его перестанут подсознательно воспринимать обузой, в итоге у всех членов семьи будет меньше проблем и здоровее психика.

Сколько у Вас детей?

Поддержу. Ребенку в год и в два походы нафиг не нужны. Ему нужно только сиську и спасть. Походы нужны только папе и маме, чтобы быть в хорошем настроении.

Не стоит экстраполировать свой случай на всех. Дочке был год и пять месяцев на начало спелеопохода. До сих пор вспоминает (сейчас ей два и пять) как кидала камни в озеро, спала в палатке, кормила собачек и лошадок, ела малину и многое чего. В конце похода заметно уверенней бегала и заползала на небольшие препятствия, на вопрос понравилось ли в горах, отвечает: "Да".

Ему нужно только сиську и спасть - и в походе у него все это есть, точно так же как и дома. А папа и мама в хорошем настроении ему нужны не меньше, чем есть и спать.

++Ребенку в год и в два походы нафиг не нужны++
Такая формулировка подразумевает, что нужно что-то другое.
А ему просто все равно - в поход так в поход, на дачу так на дачу, на пляж у моря так на пляж у моря. Куда возьмут, туда и ладно.
Это мы уже капризничаем:"Не хочу на Кавказ, хочу в Испанию". :)

На свежем воздухе с родителями, в новой необычной обстановке - замечательные условия для становления маленького человечка.
Конечно при условии разумного отношении родителей к риску, и при наличии у них достаточного опыта.
Зря думаете, что в этом возрасте ребенок воспринимает только наличие или отсутствие еду и только отличает сухие от мокрых подгузники.

Почему вы считаете, что ребенку это не нужно? Вы думаете ему лучше остатся в компании бабушки, чем быть рядом с самыми близкими ему людьми? Мне кажется то что, он с удовольствием сидит в рюкзаке, смотрит по сторонам и познает мир, улыбается и смеется говорит красноречивее любых слов, которых он пока не может сказать.

У вас великолепные фотографии, на сайте тоже посмотрел. Только не нашел, где Максим улыбается и смеется.

Смелые люди. Я чуть не угробила дочку у бабушки в деревне, а ей было два года, начался невинный понос, но пока довезли до нормальной больницы ребенок был уже обезвожен и реально в тяжелом состоянии, с огромной температурой, и меня там материли на чем свет стоит, что я за мать

Это Ергаки. Там часов за 12 из самой дальней точки до выхода из парка можно добежать, если припрет.
Да и необходимый набор лекарств у авторов наверняка был на руках. Чего точно небыло у вас на даче.

Больше с мелкими дальше дачи не рыпаюсь. Ну их, эти впечатления, на всю жизнь

Круто, молодцы!!! Полностью поддерживаю!)

Сергей, вы не только орлы, вы герои.. 50 лет назад я начинал ходить в ПВД с 6-месячной дочкой, потом с сыном. Прошли с ними Крым, Кавказ,Алтай, Уралы, пустыни, Забайкалье и даже до Камчатки добрались. Знакомые все упрекали, мол дети будут болеть и т.д. Сейчас у меня уже 7 внуков и правнуки. Здоровое поколение растет в походах на природе. Сами молодцы и фото прекрасные. На будущий год семья Ляховца примет участие в чемпионате мира по маршрутам, не так ли, Сергей. Впрочем и Ольга Малышева составит им конкуренцию. До встречи на Приполярном

Ой, кажется, меня вспомнили... Я не хочу конкуренции. Я хочу дружить. Давайте лучше вместе пойдем. В крайнем случае, с нас - максимально конекретные консультации по Полярному и Приполярному... А с вас - по Саянам. Мы ищем другой район на следующий год. И не слушайте тех, кто пишет, что с детьми ходить не надо, и что детям это не надо... Врут, потому что не умеют сами... А раз не умеют, то им кажется, что это не возможно... А всем, кто в вас не верит, хочется сказать: НИКОГДА НЕ ХОДИТЕ С ДЕТЬМИ В ПОХОДЫ! НИКОГДА! Это - наркотик, вам станет пофиг на все разряды и звания, на категории и регалии. Важным останется одно - как тот вчера еще неуклюжий малыш вдруг сам взбирается на категорийный перевал, как вдруг он САМ проходит по весьма непростой пещере, или ставит САМ палатку, или САМ несет ВСЕ свои вещи, а на ужин приносит вам кружку САМОСТОЯТЕЛЬНО собранной морошки или черники... Или вруг кричит Мананраге, как старой знакромой: "Привет, Зубатка!" Вы забудете про себя, и про то, что вам уже не 20 и не 30... Вы забудете, что ваш рюкзак тяжелее почти вдвое, чем если бы вы шли без... И не дай Бог - без НИХ... Потому что если их - двое, это тоже меняет всё! ОНИ могут устроить концерт на камне среди тундры, и вытирать ВАШИ слезы, когда кажется, что сил уже нет, и слезть с перевала ВСЕМ уже не получится никогда... И по вечерам вы будете слушать не Иваси, а Барбариков... А может быть, даже спать днем... Каждый брод вы будете ходить по три раза, и научитесь получать от этого странное удовольствие... Некоторые пишут, что "болен туризмом" - это мелочи, ОРЗ, ерунда... а вот ПОХОДЫ С ДЕТЬМИ - это НЕИЗЛЕЧИМО... И когда они вырастут, вот тогда придет время ломки... И спасти вас смогут только ВНУКИ... В 18, 19, 20? Мелочи.. Главное - чтобы были...