"Родео"
"Родео"
***
Вчера в кустах нашел рояль,
А может пианино…
Уж лучше б я нашел коньяк,
Или прошел бы мимо.
Теперь учу я звукоряд,
Осваиваю гаммы.
Соседи в стенку мне стучат,
А мне все, блин, до мамы.
А мне все по фигу, друзья,
Во мне открылся гений.
Я научился за полдня
Играть без сожалений.
Стучу я пальчиком одним
По клавишам рояля.
Мой сногсшибательный экстрим,
Поймете вы едва ли.
Но нет уныния во мне,
Настолько я уверен.
Есть что-то все ж в моей игре,
Я продолжать намерен.
Вчера в кустах нашел рояль,
А может пианино…
Смотрю с надеждою я вдаль,
Уверен, что не мимо.
(Стихи из интернета. Автор - dushes58 )
***
Это как чёрная осетровая икра. Никто не знает, какая она на вкус, а те, кто знали, давно успели забыть. Однако каждый уверен, что это нечто особенное, необыкновенное и непременно очень вкусное, так как добыть лакомство невероятно трудно и материально затратно. Но вот ты упорно трудишься день за днём, неделю за неделей и в конце концов покупаешь заветную стеклянную ёмкость с полупрозрачными маслянистыми икринками. Ты приглашаешь родственников, друзей и близких, которые бросают свои дела и приезжают из других городов. Наконец открываешь крышку, вдыхаешь аромат, дрожащей рукой намазываешь амброзию на хлеб, сгорая от нетерпения, и в предвкушении неземного наслаждения, делаешь надкус. И пусть в этот момент на тебя не упадёт божественное благословение, пусть вкусовые рецепторы и не запляшут в трансе от гастрономического экстаза, но крохотный кусочек пищи ты запомнишь на всю жизнь. Потому что долгое время он был смыслом твоих действий, твоей целью. Потому что у этого маленького ломтика есть своя живая история с прелюдией, кульминацией и эпилогом. Слишком часто люди забывают о том, что главное, это не вкус блюда, а то под каким соусом оно подано. Другими словами: "Не менее чем результат, важен подводящий к нему процесс"
Этой осенью мы с Саней решили открыть свою банку чёрной икры. Ей стал маршрут "Родео" на скале Арфен-Чер-Бурун. Сама скала Арфен это деликатес о котором давно мечтают многие альпинисты Крыма и которая, по нашим данным, не посещалась уже 15 лет. Основной "изюминкой" большинства маршрутов здесь является отнюдь не техническая сложность, а именно их труднодоступность, поскольку добираться к началу линий придётся по морю и выпрыгивать на вертикальную стену прямо с плавсредства.
Собственно, именно с поиска оного и началось планирование предстоящего восхождения. По описанию значилось, что первопроходцы использовали надувные матрасы, и я твёрдо уверовав, что если даже этого будет достаточно, то можно взять с собой простую рыбацкую вёсельную лодку и оказаться даже в выигрыше. Лодка, к счастью, нашлась у товарищей, и опять же к счастью она в итоге не влезла в нашу машину. Ах да, я не сказал, что везти её в Крым собирался аж из родного Нижнего Новгорода. Не долго думая, мы решили договориться с местными "Крымскими мореплавателями", благо снова нашлись товарищи, которые поделились контактами.
Но, должен заметить, что не всё было так гладко, как задумывалось. За несколько дней до назначенной даты восхождения стали выскакивать неприятные известия.
Во первых - Антон, так-же участник нашей команды, не сможет принять участие в предстоящем мероприятии из-за "завалов" на работе.
Во вторых - Евгений, добрый человек, который обещал помочь с заброской до маршрута, отбывает из Крыма раньше той даты, на которую мы рассчитывали.
В третьих - синоптики обещают дождь с ветром.
В связи с этими волнительными известиями мы вынуждены были максимально ускорить старт нашего приключения.
В воскресенье днём мы с компанией нижегородских альпинистов заселяемся в очень не плохой по удобствам домик на базе "Севастополь" в Батилимане. Вечером к нам присоединяется Саня, и уже ночью мы договариваемся с Евгением и вызываем такси, чтобы рано с утра отбыть в Балаклаву, именно там была пришвартована лодка.
Спали мало, лично я всю ночь ворочался, переживал что изменится погода, слушал, как начинает волноваться ещё вчера спокойное море. О той же портящейся погоде проговорили с Саней всё время за завтраком и сидя в такси. Но как ни крути обратной дороги у нас не было, слишком много времени было потрачено на планирование, слишком много надежд было положено на этот маршрут. Решили - надо пробовать, во что бы то ни стало.
Встретились с Женей, который оказался улыбчивым, приятным в общении человеком, кстати, тоже увлекающимся альпинизмом.
Капитан показал нам свою "моторку", на фоне которой мы с Саней, уже переодевшись "по форме", зафоткались аки альпинисты - мореходы.
Довольные и воодушевлённые сели в лодку, Женя сзади за рубкой, а я с напарником на левый и правый надувные борта.
К слову, тут я возрадовался, что вёсельная рыбацкая лодочка осталась в Нижнем, так-как проплыть на ней хоть сколько-то по волнующейся воде не представлялось возможным. Родео началось для нас уже тогда, когда мы вышли из спокойной бухты Балаклавы в открытое море. Судно прыгало по волнам, а нас с Саней шатало и подбрасывало так, что судорожно вцепившись пальцами в специальную ручку и пытаясь удержаться от падения, мы почувствовали себя настоящими ковбоями.
На обвязках болталось и звенело острое железо, но за всё время поездки мы умудрились ни разу не "пришпорить" резиновые борта лодки, это несомненно является показателем нашего отменного акробатического мастерства! По ходу движения старались держаться ближе к скалам, чтобы ослабить качку, и вот примерно через полчаса мы увидели нашу цель.
235ти метровый пик выделяется на фоне основного скального массива мыса Айя словно большой равнобедренный треугольник. В ближайших стенах можно заметить характерные дыры-пробоины, оставшиеся от попадания в них снарядов орудий морской артиллерии. Здесь в своё время проводил тренировочные занятия адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков, русский адмирал, командующий Черноморским флотом.
Приблизившись к Арфену мы начали просматривать начало маршрута. Долго вертели перед глазами фотографию первопроходцев, пытаясь понять где нужно стартовать, и не найдя ничего лучшего, решили лезть по узкой трещине, уходящей по диагонали вправо-вверх. Немного смущало отсутствие родного железа и каких-либо прочих опознавательных знаков. Так-же не видно было "удобной полочки", с которой, судя по той же фотографии, второй номер страховал напарника в 10ти метрах над водой. Кроме косой трещины, о которой я уже сказал, ни справа ни с лева логичного рельефа не было.
Пристать к скале оказалось той ещё задачкой. Волнами лодку то било о стену, то отбрасывало на несколько метров в море. Хорошо, что Евгений догадался поставить закладку в трещину и прицепить к ней швартовый канат, стало легче. Я в свою очередь одной рукой вцепился в уступ на скале пытаясь свести колебания лодки к минимуму и удержать её на месте, вторая рука держала страховочную верёвку. Саня подготовившись и собравшись с духом начал осуществлять попытки оторваться от лодки и закрепиться на стене. За то время пока он это делал, у меня даже пару раз проскользнула мысль, что идея провалиться, и нам придётся развернуться. Но вот спустя 40 минут тяжких трудов Александру как-то удалось засунуть фифу в небольшой откол и повиснуть на ней над тёмной неприветливой водой. Ура! Начало положено!
Пройдя метров 10 на ито, напарник сделал станцию и закрепил перила. По верёвке я отправил наверх рюкзак, а затем и сам собравшись выпрыгнул из лодки на скалу. Женя помахал нам рукой, и пожелав удачи, укатил в сторону Балаклавы. И хотя он пообещал вернуться, если нам станет сильно туго, и мы решим свалить, да и в Батилимане находились наши друзья из Нижнего, готовые в случае чего выдвинуться на помощь, но всё равно нам с Саней стало очень грустно и одиноко. Немного нервничали и обсуждали в какую сторону плыть в случае срыва, хотя оба понимали абсурдность такой попытки. До ближайшего берега километр или больше по волнующемуся морю... Не - не, не будем срываться решили мы, и сорвались сразу, на первой верёвке. Напарник завис метрах в 6ти над водой, ещё немного, и он бы искупался. Прохождение осложнялось неоднородностью скальной породы. Верхний слой – рыхлый, похожий на спрессованный песок скрашивающийся под нагрузкой. Если расковырять глубже - вроде нормально держит. Свободное лазание невозможно, только ито. Рельеф бедный, Саня в какой-то момент даже вынужден был использовать пробойник, кстати, впервые в своей альпинистской карьере. Та скорость передвижения с которой мы начали восхождение не внушала оптимизма, существовал серьёзный риск заночевать на скале, и поэтому я был очень рад услышать команду товарища: "Шлямбур!" - как мёд на душу! Значит линия найдена правильно и нам будет легче ориентироваться. Пока поднимался к напарнику заметил, что справа от нас на расстоянии 10ти - 15ти метров тоже есть старый шлямбур, но ниже промоина и полное отсутствие логичного рельефа - непонятно, как лезли первопроходцы. Встретились с Саней на станции, и я не преминул поздравить товарища "с первой дыркой».
Одни из самых часто задаваемых вопросов с которыми обращаются ко мне знакомые: "Неужели не страшно?", "Неужели ты не боишься высоты?"
- Да нет, чёрт возьми, конечно когда ты висишь на тоненькой верёвочке, а под тобой бездонная пропасть, это охренеть как страшно!!
Но всё дело в том, что если альпинист занят работой, он очень редко смотрит вниз. Когда впереди твоя цель, твоя мечта и она так близко, что остаётся лишь протянуть руку... Просто не остаётся времени, чтобы отвлекаться на такие вещи, как страх высоты, неуверенность и прочие сомнения. Впрочем иногда мы всё же обращаем свои взоры в даль, чтобы насладиться окружающим пейзажем или чтобы сделать красивую фотографию.
Дальше, что интересно, всё пошло как по нотам. Сложное ито закончилось, появилось больше интересного лазания. Саня шёл от шлямбура к шлямбуру, которые первопроходцы били не стесняясь. Я ждал на станциях, напевая себе под нос весёлые песенки, аккомпанировал мне хор неугомонных чаек и шум морского прибоя. Ближе к вершине рельеф стал прочнее, перестал крошится так как внизу и всё же он не позволял полностью расслабиться, приходилось быть аккуратными, чтобы лишний раз не кидаться камнями. В 17 часов вышли на гребень. Дул сильный ветер и мы с напарником плохо слышали друг друга. В результате этого, как оказалось, я часть последнего отрезка до вершины жумарил по ещё не закреплённой верёвке. То есть фактически висел на Сане. Но он молодец, вытянул! ) Благо, весь последний участок практически пешеходный, мне почти не пришлось нагружать верёвку. Полшестого довольные выползли на вершину, не зная тогда, что для нас это лишь половина пройденного пути.
Мы понимали - до темноты осталось не так много времени и нужно поторапливаться, однако оба порядком притомились и в итоге на дюльфер (спускались на 60м в противоположную от моря сторону ), перекус и последующую упаковку снаряжения потратили больше часа.
Вообще изначально мы слишком мало внимания уделили изучению пути возвращения в лагерь. Возможно в этом мы через чур понадеялись друг на друга. В описании об этом тоже сказано довольно поверхностно, указано лишь общее направление - на запад в урочище Казан-Дере.
Хотелось ещё до наступления сумерек выйти на более-менее хоженую тропинку, поисками которой мы и занялись после "переодевания" и сбора вещей.
К сожалению, вскоре стало понятно, что нашим надеждам не суждено оправдаться. Все попадающиеся нам тропы оказывались "козьими" и приводили в никуда. Через полчаса пришлось доставать фонарики. Потыркавшись ещё немного по местным склонам густо заросшими колючками и можжевельником, и упираясь то в скальные сбросы, то в нависающие вертикальные скалы, не придумали ничего лучшего как залезть по этим скалам в лоб. Верёвку разбухтовывать не хотелось и мы, покрепче сжав ягодицы, аккуратно поползли друг за другом. Получилось, к слову, не сложнее подходов-подлазов на той же Куш-Кае (для тех, кто понимает о чём я). Снова оказавшись на почти горизонтальной холмистой местности и ориентируясь по сомнительным показаниям Гугл-навигатора, потопали в сторону где теоретически должен был находится наш лагерь. Почему теоретически? Потому что на самом деле нихрена было непонятно куда идти! Мы продирались через дремучие терновые кущи практически наугад!
Нет, на самом деле я люблю Крымский лес. Есть в этом сочетании пушистого дубняка и причудливо искривлённого можжевельника нечто волшебное, вечное, успокаивающее. Что-то, что заставляет тебя забыть о проблемах и призывает остаться навсегда в тени вековых деревьев.
Однако в тот момент мне хотелось поскорее убраться подальше от опостылевшего нескончаемого кустарника. Бег с тяжёлым снаряжением вверх-вниз по склонам утомил нас. Да и отсутствие чётких ориентиров оказывало сильное моральное давление. Мы начали уставать. Порядком наспорившись и несколько раз поругавшись из-за выбора дальнейшего пути решили, что с нас хватит, надо отдохнуть. В районе десяти часов нашли небольшую открытую полянку и завалились спать. Для меня это был первый опыт ночлега под открытым небом и я думал, что долго не смогу уснуть, но провалился в сон, как только голова коснулась импровизированной подушки. Было достаточно тепло, и мы брали с собой лёгкий летний спальник, поэтому ночёвку можно считать довольно комфортной.
В два ночи у меня сработал "гидробудильник", пришлось подняться и отлучиться по нужде. Вернувшись, рассчитывал проваляться ещё часика 3-4, но судьба решила показать нам с Саней средний палец. Начал накрапывать обещанный синоптиками дождь. Блин, а мы так надеялись, что пронесёт! Срочно пакуем вещи и выдвигаемся. Прятаться от начинавшей расходиться непогоды было абсолютно негде. Зато ( везде нужно искать свои плюсы ) подошедшие к концу запасы воды можно будет пополнить при необходимости.
Мы нашли на картинке навигатора старую то ли тропинку, то ли дорогу, которая начиналась где-то далеко на шоссе и по нашим соображениям должна была выйти на Большую Севастопольскую тропу. На эту тропинку мы и решили ориентироваться. Моросил мелкий дождик и дул очень сильный ветер, стало изрядно холоднее. А ночной отдых тем не менее не прошёл зря и вернул нам силы. Довольно бодрой походкой мы двигались в нужную сторону. Через час вышли на грунтовую дорогу и посовещавшись свернули направо, решив рискнуть и попытаться выйти по этой дороге на Большую Севастопольскую тропу. По пути нам попадались старые заброшенные и недостроенные дачные домики, которые дополняли и без того мрачную атмосферу. Ветер завывал во всю, и чтобы донести друг до друга какую-то мысль приходилось кричать. Возможно поэтому я не сразу услышал, как Саня, шедший впереди сообщил, что заметил путевой указатель.
Большая Севастопольская Тропа - знаменитый туристический маршрут общей протяжённостью примерно 250км, проходящий по наиболее живописным местам полуострова. Вдоль всего маршрута расставлены информационные столбы, помогающие правильно ориентироваться. К одному из таких столбов мы и вышли. Ещё через час оказались на вершинном плато горы Куш-кая, к этому времени ветер разошёлся на столько, что было трудно стоять. На открытом пространстве приходилось идти пригнувшись. Спуск с Куш-каи был хорошо знаком, не прошло и получаса, а мы уже стояли на шоссе, откуда до лагеря рукой подать.
Топая по ровной асфальтированной дороге, искренне радовались. Стало понятно, что вот она - победа! А какая она на вкус...!! Попробуйте, вам понравится!
Мыс Sagres, сектор Corgas. Фото - отсюда.
"...не зная тогда, что для нас это лишь половина пройденного пути" - примерно такие же мысли посещают на автобусной остановке в Гончарном, где ты оказываешься в ночи, вместо уютного Батилимана. Ах, Айя-Айя! :))