Необычный Мадагаскар
Мадагаскар - удивительная страна. В этом отчете хочу поделится впечатлениями от поездки на этот далекий остров. Кого заинтересуют подробности и техническое описание, в конце поста я оставлю ссылку. Мне же хочется рассказать о самых ярких и запомнившихся событиях, кто знает, вдруг кто-то из читающих думает отправиться путешествовать в экзотическую страну и мой пост поможет с выбором.
По Мадагаскару мы путешествовали месяц, проехали 5 тысяч километров, убили одну машину, нагладили и накормили больше десятка лемуров, спасали внезапно заболевшего друга и даже заглянули на местные похороны.
Дороги
Сразу начну рассказ с самого наболевшего за поездку - это дороги. Если вы думаете, что в России ужасные дороги, и вообще, что это не дороги, а направления, то вы ошибаетесь. На Мадагаскаре не принято мерить расстояния между поселками километрами, тут расстояния меряют часами, а то и днями. Вот спрашиваете вы у местного "Как долго ехать в такую-то деревню", а он вам отвечает: "один день". И вы думаете, что эти малагасийцы наверняка не умеют нормально ездить, и наверное они постоянно останавливаются на перекуры, тут по навигатору всего-то 150 км, ну какой один день! Вы встаете пораньше, чтобы у вас было побольше времени и трогаетесь в путь. То, что периодически вы слышите как днище машины ударилось об очередную выбоину вас уже не смущает, вы привыкли, что сначала вы едите по дороге, в кое-каких местах ее размыло и тут же есть накатанный объезд, и вот вы едите уже по объезду, а потом по объезду объезда и так до бесконечности. После непрерывного руления с раннего утра вы останавливаетесь на обед и понимаете, что проехали всего половину, и да вам реально нужно ехать весь день в пункт назначения и вообще хорошо бы успеть до заката.
Хороших карт дорог нет, знаков тоже нет, иногда даже не у кого спросить правильный путь. Здесь нас очень выручали спутниковые снимки, на которых хорошо видно дороги и можно понять по какой ехать. В некоторых отдаленных районах за день можно встретить всего пару машин, поэтому если что-то случится, то спасать будет некому. Еще дорога не всегда может быть в рабочем состоянии. Например, на карте она нарисована, на спутниковом снимке ее видно, вы едите и вроде бы все прекрасно, но потом упираетесь в реку, а мост разрушен. Так мы потеряли два дня (день ехали туда, и день потом возвращались обратно), потому что не смогли проехать.
Броды
В дождливый сезон по многим дорогам на обычном джипе проехать невозможно в принципе. Поэтому самое лучшее время для посещения - это в сухой сезон, а именно сентябрь-октябрь. Но даже это не гарантирует от неожиданных застреваний в грязи и бродов. В одном месте брод через реку был обозначен палками, между которыми надо было ехать. Хитрые местные стали просить денег, а когда поняли, что денег не будет побежали убирать палки из реки, чтобы мы не видели куда ехать, но достаточно было просто идти перед машиной, проверяя глубину.
В другом месте путь к деревне лежал через большое соленное озеро, было сухо и оно было без воды, правда местами дно было твердое, а местами это была жидкая грязь. Дорог через озеро накатано море и какую выбрать непонятно. Мы пробовали проехать через несколько дорог, но утыкались в глубокую грязевую колею и не решались ехать дальше боясь застрять. Местные за деньги показали нам правильный путь. Но через день нам надо было ехать обратно по этой же дороге. Но по этой же колее проехать не удалось - ситуация непрерывно меняется. И мы конкретно встряли, сели на днище, под колесами грязь.
Ну ладно думаем, сейчас будем торговаться, чтобы они нас вытащили. Прибежали местные, поняли в каком безвыходном мы положении и торг пошел уже на другие суммы.
Сначала они хотели 100$ (я и дальше все цены буду писать в $, чтобы было понятно о каких затратах идет речь), мы стали сами раскапывать машину, цена упала до 25$.
Машина села глухо, вечер, самостоятельно выбраться шансов мало. Местные (а их набежало уже порядка 20-25 человек) уселись неподалеку и стали наблюдать эту картину. Как туристы в грязи откапывают лопатой машину. Выкопали прилично, но машина даже не шевелилась.
Из-за приближения ночи пришлось заплатить 20$, чтобы они нас вытолкали. Дальше уже они начали показывать шоу, а мы наблюдать. Обступив машину со всех сторон как муравьи, так что ее даже не было видно за кучей людей, с огромными усилиями и не с первой попытки они буквально пропихнули ее по колее. Было видно, что они профессионалы в этом деле и работали очень слажено. Стало понятно, что даже если рядом нет трактора, который может вас вытащить, то много людей могут творить чудеса. А местные похоже, специально подкапывают дороги, чтобы машины не могли проехать, а просят потом деньги за помощь в проезде. Место это было туристическое и туда регулярно ездят туристы через это озеро. А 20$ - это огромные деньги по местным меркам, у многих такая зарплата.
Еще на Мадагаскаре очень много паромов через реки. Реки сами по себе широкие и спокойные. Чаще всего паром представляет собой две лодки, которые соединены деревянным настилом. Для машин подставляют доски, чтобы они могли на эту конструкцию заехать.
Аренда машины
Арендовать машину без водителя очень сложно. Практически все прокатные конторы предлагают машину вместе с водителем. Надо понимать, что водитель не захочет вас везти по плохим дорогам. Думаю, что если бы мы брали машину с водителем, то он не захотел бы ехать в 80% мест, где мы побывали. За всю поездку мы больше не встречали таких же самостоятельных путешественников, все едут с водителем еще и не на одной машине. Мы же впятером в одной машине вызывали много удивления. Машину мы взяли в Hertz - это известная международная прокатная контора. Но даже это не означает, что с машиной все будет в порядке. Нам дали машину, у которой были повреждены шины - они были прилично стерты, причем их переставили и стертые места были с внутренней стороны колеса, так что при беглом осмотре машины это было невозможно заметить. Проявилось это самым неприятным для нас образом - во время езды колесо лопнуло, машину занесло и завалило на бок.
Хорошо, что никто не пострадал, мы вылезли из машины, попытались ее перевернуть обратно, но у нас ничего не вышло. Потом проезжающая мимо машина помогла нам вернуть нашу машину в исходное положение, и на покореженной машине, с разбитым лобовым стекло, которые мы заклеили скотчем добрались до ближайшего населенного пункта и стали вести переговоры с прокатной конторой. Новую машину нам привезли на следующий день ближе к вечеру, старую забрали. Ее мы осматривали очень тщательно и даже два колеса в хорошем состоянии попросили переставить со старой машины.
Лемуры и другая живность
Они прекрасны и их хочется гладить и кормить бесконечно. Пока мы ждали новую машину, мы жили в гостинице, где у них был ручной кошачий лемур Марси. Он знатно скрасил нам переживания от аварии и боли за потерянное время, которое таяло на глазах из-за таких непредсказуемых ситуаций.
Марси приходил к нам поесть и даже мог немного посидеть на ручках. Еще он мурчал, как кот, может поэтому этот вид лемура называется кошачий.
Есть много парков, где можно их кормить. Есть парки, где вы гуляете и сможете увидеть их только на деревьях. В парке Анджа лемуры выходят утром посидеть на камнях и погреться на солнышке - это тоже стоит увидеть.
Еще на Мадагаскаре очень много хамелеонов. Мы встречали их как на дорогах, так и специально ходили в парк, где собрано огромное разнообразие. Там так же их можно взять и подержать на руках.
Еще было интересное место - мыс Сент-Мари.
На мысе огромное количество черепах и именно здесь у местных считается табу их есть, поэтому тут их огромное количество.
Все это прекрасно пока не начинаешь ехать на машине - регулярно приходится останавливаться и убирать с дороги ползущих черепах. А в целом, живности в дикой природе не очень много. Во-первых тут активно вырубают леса под поля, а во-вторых эту самую живность они едят: лемуры, черепахи, красивые рыбки - все идет в ход.
Эта черепаха недавно подкрепилась красным плодом опунции.
Малагасийцы
Местные очень приветливые и общительные. Проблема только в том, что по английски тут говорят очень мало, все-таки это бывшая французская колония. А в глухих деревнях и французского никто не знает. На Мадагаскаре живет очень много разных народностей и все они имеют свои традиции и особенности, а так же у каждого племени есть какие-то свои запреты (табу). Большую часть поездки мы ночевали в палатках, находя укромные места съезжая с дороги. Но утром часто оказывается, что мы поставили лагерь на тропе, по которой ходят работать на поля, и тогда утренние сборы выглядят вот так:
Но вообще в таких местах надо стараться, чтобы вечером никто тебя не увидел. Мы один раз так устали ехать, что поставили палатки недалеко от дороги естественно вызвав интерес у местных, которые потом пришли к нам знакомиться. Пьяные и с автоматами наперевес. Хоть они и выглядели вполне миролюбиво, и пытались с нами общаться насколько могли, но желания остаться не возникло и мы быстро собрались и уехали оттуда, а то кто знает насколько у пьяного человека миролюбия хватит.
Еще у малагасийцев очень интересные гробницы. Это целые произведения искусства. И у всех народностей свои особенности и обычаи.
Нам удалось посмотреть кусочек местных похорон. Мы ехали на машине и увидели большое скопление людей и решили остановиться. Сначала казалось, что у людей праздник: стоит машина под деревом с колонками из которых орет веселая музыка, народ ходит такой в красивых цветастых платьях, все довольные, юноши с ружьями быков гоняют. Ну кто подумает, что тут похороны?
Мы вышли посмотреть. Нам на плохом английском объяснили, что здесь они хоронят человека. Гроб был красиво украшен и с ним по их обычаю бегали вокруг дерева.
Потом должны были зарезать местных коров и начаться пир.
Но потом что-то пошло не так, началось какое-то столкновение, люди кинулись врассыпную, полетели камни и нам очень рекомендовали делать ноги как можно скорее, что мы и сделали. Судя по всему у них всегда так ярко проходят похороны, наверное обычное дело.
У женщин есть традиция делать на лице маски из глины с добавлением сока каких-то растений, это позволяет сохранить кожу лица от палящего солнца.
Важной частью жизни малагасийцев является корова Зебу. Ее запрягают в повозки, пашут землю, а так же она дает молоко и мясо.
Ее вырезанные фигурки есть на многих гробницах.
А еще какой у них язык. Столица страны - город Антананариву выговаривать мы научились быстро, а вот прочитать фамилию их президента с первого раза очень трудно - Радзаунаримампианина, зато как звучит!
Для многих символом Мадагаскара является знаменитая аллея баобабов. Там даже можно купить росточек баобаба и увезти с собой и посадить дома. Растет он правда очень медленно.
Меня же больше впечатлил каменный лес (цинги).
Камни сами по себе очень острые, запросто можно поранится.
Гладкие они только в местах, где постоянно ходят люди - там все отполировано.
В южной части острова добывают опалы, вот таким ручным способом.
Это намного дешевле, чем покупать технику. Люди вот так копают котлован глубиной 20 метров, а дальше начинается слой земли с опалами, тут уже кого попало не пускают.
Поселок Илакака, где и добывают опалы считается опасным местом. Ночью тут ездить не стоит. Да и на других мелких дорогах тоже.
В целом, страна считается безопасной, но на некоторые дороги нас не хотели пускать без охраны. То ли денег таким образом хотели выманить, то ли правда не все гладко - мы так и не поняли. Но в одном месте очень долго нас отказывались пропускать дальше мотивируя тем, что тут опасно, нападают на машины, грабят и убивают. Мы долго спорили, а потом человек на посту посмотрел на наши паспорта, увидел, что мы русские и пропустил. Выглядело это примерно так "А, вы русские, Ну ладно проезжайте, вам можно".
В конце поездки случилась самая неприятная история за всю поездку - одному из участников стало плохо. Причем плохо конкретно, с сильной лихорадкой и рвотой. А мы ночуем в поле, в малонаселенном районе. До столицы ехать три дня, спасателей тут никаких нет, скорой помощи тоже. Вообще, в путеводителе прямым текстом написано, что если у вас случились какие-то серьезные проблемы со здоровьем, то не стоит полагаться на местную медицину (даже в столице), а лучше сразу эвакуируйтесь на остров Ренюон - это французская территория, благо она рядом. Мы конечно, напугались, и не знали на что-то думать. То ли инфекция какая-то, то ли малярия. Что думать непонятно, а человеку очень плохо. Поэтому лечили его сразу от всего. И дали пропить курс таблеток Коартема (от малярии) и еще антибиотики. Пока доехали до столицы, полегчало, Возможно причиной стали плохо вымытые руки или овощи, которые мы ели.
Еще немного фотографий:
Фабрика по производству чая:
На голове носят все:
и кирпичи в том числе:
Ничего необычного, просто мы рубим кактусы лопатой, чтобы они не поцарапали машину:
Мать баобабов - очень старый баобаб:
Подводная пещера и корни большого баньяна:
Да что вы знаете о тесноте в общественном транспорте:
Мангуст:
Очередная "дорога":
Таблички времен французской колонии, из бетона, чтобы не утащили. За все время встречали указатели на дорогах всего несколько раз.
Мадагаскар является крупнейшим в мире производителем ванили:
А это глобальная прачечная. Сушат вещи тут же на камнях:
Жук-жираф:
Термиты:
И лемуры:
Не смотря на все трудности и приключения поездка на Мадагаскар запомнилась только с кучей положительных эмоций. Очень разнообразный и интересный остров. Осталось огромное желание туда вернуться еще раз и съездить на север и восток острова, куда в этой поездке мы не успели.
Более подробный фотоотчет и описание поездки, а так же наш трек и карты, которыми мы пользовались можно найти здесь.
Позволю себе одно замечание по тексту:
мягко говоря, странной показалась фраза "Нам посчастливилось даже посмотреть кусочек местных похорон.". Возможно, уместнее было бы написать "мы смогли посмотреть.." или какую ниб. другую нейтральную фразу?
Результат налицо - те, кому удалось освободиться, ездят за медицинской помощью к тем, кому не удалось. :)
По какой-то аналогии вспомнилось путешествие двух чехословаков Иржи Ганзелки и Мирослава Зикмунда по Африке. Ваше описание уступает их известной книге только по объёму, а в остальном такое же красочное и захватывающее, особенно эпизоды, связанные с преодолением дорожных препон!
Спасибо за доставленное удовольствие!