Трек под Хан-Тенгри 2018

Пишет Евгений Шваб, 24.10.2018 23:34

Трек под Хан-Тенгри 2018 (Горный туризм, трек под Хана, трек под Победу)

Очередной рассказ о том, как мне удалось пройти трек под Хан-Тенгри в 2018 году, пять лет спустя первого трека под Хана, или как я людей в трек под Хана водил.

В этот раз так получилось, что мне довелось вести группу из двух человек. Приходилось им помогать во всём и думать не только за себя, но и за остальных участников с учётом их способностей. Шли по лагерям Ак-Сай.
Участники:

Тимур

1. Тимур, мой друг из Томска. Первый выход в горы. Перед выходом 4 месяца бега. Из них 2 месяца по лесным тропинкам. Это укрепило ему ноги. Как он сам признался, без этой подготовки он свернул бы себе ноги уже в первый день пути. Все бы так готовились к трекам как Тимур, было бы гораздо меньше проблем.

Наталья

2. Наталья. Успешно взошла на пик Ленина в 2018 году. После спуска приняла решение присоединиться к нашей группе для того чтобы увидеть Хан-Тенгри. Готовится на эту вершину. Опыта движения по таким большим ледникам не имеет.

22.07. Прилетел Тимур. Рейс Нск-Тамчи, прибытие в 7:30.
Трек под Хан-Тенгри 2018 (Горный туризм, трек под Хана, трек под Победу)
Всех гостей в аэропорту угощают выпечкой из рук девушек в национальных костюмах.

Тимура встречают по всем правилам ;) Улан, местный житель, очень обязательный и добропорядочный молодой человек. Если кого встретить, разместить, отвезти - он на все руки мастер. Даже столярные и плотнические работы проводит.

Без промедлений с Уланом едем прямиком в Каракол. Там пересаживаемся из такси в транспорт до Ат-Джайлоо. В этот раз нас везут на комфортном Land Cruiser 105.

Трек под Хан-Тенгри 2018 (Горный туризм, трек под Хана, трек под Победу)
очень комфортно и быстро везёт.

Долетаем за 4 часа до речки Ат-Джайлоо. По дороге, на посту у пограничников, встретили троих трекеров из Бишкека. Они сказали, что читали мой отчёт о треке 2013 года. Понял, что это полезное дело и тогда ещё решил написать новый отчёт.
К 16 часам мы приехали на базу Ат-Джайлоо. Там стали запрягать лошадей для переправы через речку.

Трек под Хан-Тенгри 2018 (Горный туризм, трек под Хана, трек под Победу)
общаемся с местными жителями пока ждём лошадей

К 17 часам нас перевезли через речку Ат-Джайлоо и мы понеслись. По плану надо было достичь лагеря Ива. Переходили несколько речек. Сандали для перехода речек крепил снаружи рюкзака. Так быстрее. Камни в речках ещё не обточены водой, очень острые. Настоятельно рекомендую нести с собой тапки или сандали.
Солнце светит, кузнечики летают из под ног, тело радостно воспринимает каждый шаг после длинного путешествия в авто. И всё бы ничего, но мы упёрлись в прижим. Река Иныльчек своим основным руслом бьёт в отвесную скалу. В прошлый раз, в 2013ом, в том месте был рукав реки, и мне удалось её перейти. В этот раз все попытки перехода оказались безуспешными.

Трек под Хан-Тенгри 2018 (Горный туризм, трек под Хана, трек под Победу)

Наталья предложила заночевать под открытым небом, согласился, благо погода позволяла.

Неподалёку был водопад прозрачной воды, но путь к нему лежал через ледяной ручей белый от глины. Ёмкостей под воду было не много, поэтому пили мы мало. Еды с собой почти не было. Обнаружили три сникерса и шесть колбасок. Ими мы поужинали и легли спать в спальниках.

Рюкзак под спину, дождевую защиту рюкзака под ноги, единственный каримат под все три задницы. Звездное небо, звездопад, куча спутников, млечный путь, шум реки, лёгкий ветерок спускается с горы. Наталью испугала летучая мышь на фоне звездного неба. Пожалуй это единственное происшествие за всю ночь.
23.07. Подъём в 7. Попытка перейти реку в самом широком месте тоже безуспешна. Слишком много воды. Пройти скалу на прижиме без долгой обработки скалы с провешеванием перил и должного оборудования не представляется возможным (камни гуляют, много грязи). Принимаем решение искать обход по верху. Ищем место для подъёма и находим его прямо там где мы ночевали, с вечера мы не увидели тропу.

Трек под Хан-Тенгри 2018 (Горный туризм, трек под Хана, трек под Победу)
Вот тут её даже видно, уходит наверх по склону

Для тех кто будет идти следом опишу подробнее. После речки Ат-Джайлоо (там юрта на берегу стоит) тропа выходит на большой холм по гребню которого бежит ручей. С этого холма уже видна скала справа в которую бьёт река слева. После спуска с холма ищите турик, он стоит рядом с травяным склоном справа. В принципе это единственное место годное для подъёма. Оттуда тропа зигзагом поднимается наверх. Наверху имеется чистый ручей. Там мы напились вдоволь, переоделись и пошли вниз. Обход занимает около часа времени.

Вид с тропы на обходе прижима. Вдали виднеется отвал ледника

Лагерь Ива находится перед отрогами, я бы даже сказал, отвалами ледника Иныльчек. Эти отвалы хорошо просматриваются с обхода. К 11 часам мы были на Иве.

Лагерь Ива

Готовят в отдельной палатке.

Жилые палатки. Очень комфортные.

Нас напоили там чаем, и мы отправились на поиски лагеря Глина. Небольшой совет, от старой тропы осталось много туриков по верхней, правой стороне ущелья. Не обращайте на них внимание. Идите низом, между мореной и правой стороной ущелья. Верхом уже не пройти.

Трек под Хан-Тенгри 2018 (Горный туризм, трек под Хана, трек под Победу)
озеро на леднике по дороге к лагерю Глина

Небольшой дождь в пути

Нам куда то туда

Трек под Хан-Тенгри 2018 (Горный туризм, трек под Хана, трек под Победу)
по сторонам начинаются интересные виды

Конфигурация ледника подходящего справа от пика Броненосец существенно изменилась. Не старайтесь любой ценой залезть на полку ледника, это опасно. Тропа идёт низом между мореной и боковой частью ущелья вдоль ледника Иныльчек, маркировка цветными метками и туриками. Затем тропа зигзагом выходит наверх на полку, прямо на лагерь Глина.

Культурный центр любого лагеря - столовая. Глина не исключение.

Отлично обустроенный лагерь. Нас ждали, и даже встретили на подходах к лагерю. Разместили в палатках, приготовили ужин. Рядом с тропой мы видели чей то лагерь, две палатки РедФокс оранжевые трёхместки, шестеро человек. Вскоре пришли ребята, молодые москвичи, идут своим ходом в походе с целью взойти на Хан-Тенгри, очень сильно перегружены, несмотря на заброску 100кг снаряжения бортом в лагерь Ак-Сай, каждый тащит под 40кг. Интересовались маршрутом до базы. Что мог рассказал. С погодой нам повезло. После обеда на маршруте временами был дождь, потом выходило солнце и сушило нас. К вечеру после нашего прихода в лагерь дождь превратился в непрерывный ливень.

24.07. Подъём в 7. Завтрак в 8. Выход в 9. Тропа идёт по правой стороне ущелья, очень хорошо просматривается, широкая натоптанная. Мимо не пройти.

Вид на северный Иныльчек

Лагерь Поляна

В 11:30 пришли в лагерь Поляна. Попили чаю и пошли на ледник.

Выход на ледник

С этого места тропа идёт только по леднику. Тропа проходит между двумя моренами мраморной (белый мрамор) и гранитной, проходите гранитную морену и упираетесь в мраморную.

Привал. Высота начинает долбать участников. Привалы всё чаще. Стараюсь не сильно отставать от графика.

В этот день выяснилось, что Наталья в хорошем настроении и бодром здравии читающая стихи, начинает причитать когда сильно устаёт, а Тимур, обычно ведущий интересные беседы замолкает и молча переносит все тяготы и лишения.

Трек под Хан-Тенгри 2018 (Горный туризм, трек под Хана, трек под Победу)
Кто то камней набросал тут

Около 13 часов дня на грани видимости увидел жёлтые палатки, даже показал их ребятам, не увидели. Во время перехода Наталья вспомнила, что у неё есть значок альпиниста и даже решила сама прокладывать тропу. Довольно скоро она поняла, что безопаснее идти с нами рядом. К 17 часам мы пришли в лагерь Комсомолец. Он стоит всё там же, между моренами. Со старого места его перенесли из за сильного разрыва ледника.

По сторонам всё интереснее

Комсомолец

В лагере стояла группа британских трекеров, пенсионеры. С ними был гид и портеры. Попросил портеров показать на завтра дорогу на Дикий. Согласились. Тимур сразу же успокоился, а Наталья и не переживала вовсе. После ужина немного пообщались в столовой и завалились спать. Первая ночь на леднике. Скрип льда под палаткой, для новичков то ещё испытание. Никто из моих подопечных не жаловался на бессонницу – хороший знак.
25.07. Подъём в 6. Завтрак в 8. Выход в 9. Принципиального направления движения нет, все дороги ведут в одну сторону, на ледник Дикий.

Трек под Хан-Тенгри 2018 (Горный туризм, трек под Хана, трек под Победу)
угадайте что на заднем плане!

Привал

К 12 часам мы пришли к развилке тропы. На ледник/лагерь Дикий – направо с полчаса ходу, на базу Южный Иныльчек – налево. С этой стороны я не сразу нашёл тропу, портеры корректировали наше продвижение по рации, наблюдая за нами с Дикого. По другому там просто не пройти. Промоины, реки и глубокие овраги во льду. Когда мы вышли к турику, три камня размером с кулак стоящие друг на друге, Тимур издал возглас радости, сказав, что никогда раньше не думал, что три камня могут доставить ему столько счастья, беспокоился видать, но виду не подавал ;)

Трек под Хан-Тенгри 2018 (Горный туризм, трек под Хана, трек под Победу)

Камень центральной морены. Значит уже недалеко до базы.

Так, за бесконечными спусками и подъёмами, когда по камням, а когда и по льду, мы пересекли белую морену и вышли на камень центральной морены. Лёд ходится кроссовками, кошки не нужны.
Центральная морена изрезана свежими разрывами, видно много старых троп, но продвигаться вперёд после пройденного пути вполне посильно. Много и подолгу пьём талую воду, белая морена здорово подсушила и поджарила наши тела. Прошли место где базовый лагерь стоял раньше, там ледник разорвало весь, поэтому лагерь перенесли немного выше. На базу вышли к 17 часам. Дмитрий Михайлович Греков поприветствовал нас и распорядился разместить в палатке.

Трек под Хан-Тенгри 2018 (Горный туризм, трек под Хана, трек под Победу)

Погода стояла чудесная, остаток дня мы фотографировали окрестности.

К ужину нас с Тимуром пустили в баню. Счастье от ковшика тёплой воды вылитого сверху на голову не поддаётся словестному описанию. Налили горячей воды в тазики, сунули туда ноги и сидели в наслаждении. Мысли отрывистые. Сказывается длительная кардионагрузка, высота, море впечатлений. Наталья отказалась идти в баню в тот вечер, устала слишком. За ужином и после общался с персоналом. Кого то знаю с прошлой поездки на Южный, кого то с Ленина. Текучки кадров у Ак-Сай трэвэл не наблюдаю, это хороший знак.
26.07. Подъём в 7. Завтрак в 9. Ждём борт. В окно погоды прилетел один борт, нам там места не досталось. Окно закрылось обильным снегопадом. Ждём завтра. Весь день валит снег. Радуемся своему везению по погоде на маршруте. В столовой нашли гитару, поём песни, пьём чай. Обед и ужин в том же режиме. Куда то идти по такому снегопаду совсем нет желания. Газ в бане кончился. После обеда пришли британские трекеры. Усталые, снегопад на маршруте им достался хороший. Хорошо хоть без ветра.

Трек под Хан-Тенгри 2018 (Горный туризм, трек под Хана, трек под Победу)

27.07. Подъём в 7. Ждём борт.

Персонал приготовил торт на мой день рождения. Растрогали до глубины души. Порезал торт и оставил в столовой.

Дмитрий Михайлович Греков дал команду на взлёт, некогда принимать пищу. Пятачок для посадки весьма скромный.

Трек под Хан-Тенгри 2018 (Горный туризм, трек под Хана, трек под Победу)

Пилоты мастерски заходят на посадку и садятся точно по плану. Выгрузка людей, груза, загрузка груза и людей. 45 минут летим назад. Пролетели по над всеми лагерями, было интересно взглянуть на них ещё раз с высоты. Сели в Каркаре.

Там Ак-Сай построил отличную базу, отойдя от концепта временных юрт.

Шведский стол за завтраком, свежая выпечка, блинчики, мюсли, фрукты, сыр и колбаса, сладости и чай. Очень уютная обстановка. После завтрака отправились в душевую, помылись, обсохли на солнце и поступил сигнал на посадку в автобус. К вечеру нас привезли на Иссык-Куль. Пансионат Колумб. Вылет 29.07, значит у нас целый день на Иссык-Куле!

Трек под Хан-Тенгри 2018 (Горный туризм, трек под Хана, трек под Победу)

ЗЫ Судя по высказываниям Тимура и Натальи, их очень сильно зацепил этот трек. Тимур принял решение бегать дальше и принять участие в марафоне, настолько ему понравилось бегать во время подготовки к треку. Наталья продолжила свои скайранинговые тренировки на берегу Байкала.

С бесконечной благодарностью ко всем кто встретился на моём пути. До новых встреч!
Евгений Шваб.

ЗЫ Тимур сделал короткий клип о нашем маленьком путешествии.

ЗЗЫ Если будет интерес - выложу треки. В этот раз местами писал наш маршрут.