Значит, и ходить сюда нельзя!

Пишет Chogori, 28.09.2018 17:15

Побережье Карского моря. Пурга. Двое шатаясь под ударами ветра, пробиваются к поселку, его очертания уже видны, прибор показывает полтора километра. Ветер с остервенением кидает в лицо колючие снежинки, но улыбка видна даже из-под маски закрывающей лицо от его, ветра, холодного дыхания. На душе спокойно и светло.
Позади семьсот километров пути по холодным пляжам Северных морей - Баренцева и Карского. Скалистые берега которых до конца дней останутся в памяти, будоражащими ночами душу своей
холодно-суровой красотой.  В голове крутятся стихи Калугина , очень так отчётливо звучат, а может это пурга поёт…

Вьюга над сердцем моим
Словно Дух, что носился над бездною, кружится ветер
В полярной сияющей мгле

Пробираться по пояс в снегу
Под чужими и страшными звёздами
Падать и вновь подниматься –
Вот всё, что могу.

Тьма и вьюга, и слёзы из глаз
Мы идём через ночь, не надеясь достигнуть рассвета
В этих льдах за пределом широт

Нет иного рассвета, чем в нас
В нашем сердце – огонь, озаряющий стороны света.
Поднимайся, мой ангел! Вперёд!

Да, так рождаются ангелы,
Так возникают миры,
Так из пламени наших сердец
В чёрном небе полярной зимы.
Загорается новое Солнце!

И великие земли
Поднимаются из пустоты
Замерзающий рыцарь шагает вперёд из упавшего тела,
Замерзающий рыцарь смеётся!

Путь во Льдах –
Пламя изнутри,
Это Путь во Льдах
Воинства Зари.
Путь сквозь льды –
В каждом сердце пламя бьётся!
Вечный путь от Сердца к Солнцу!

Оргия Праведников, © 2008

Вспоминая события последних трёх дней, ураганом поменявших размеренный ритм экспедиционной жизни на душещипательный триллер, с пальцами на пульсе жизни. Всего один миг, один вдох до предела, чаша жизни наполнена до краев, и ты, с замиранием в сердце, принимаешь ее, Всё в твоих руках.

На этапе подготовки и разработки маршрута было множество вариантов, благо наша Арктика велика и мест куда поехать много.
Почему же выбор пал на именно этот маршрут… Ответ прост – он объединил в себе два моря Баренцево и Карское, пролив Югорский шар и остров Вайгач, плюс мы проходили траверзом весь Югорский полуостров. Легендарные места, где творилась история освоения Арктики. Так же ещё одним несомненным плюсом был бюджетный заезд – выезд в район экспедиции.

И так, маршрут выбран, тысяча двести километров по генеральному курсу, «НО» тут, как и в любом деле появилось «НО», которое добавляло соли или драматизма маршруту, этим самым камнем преткновения стал пролив Югорский шар. Начиная с конца января мы с замиранием в сердце следили за ледовой обстановкой в проливе.
Там была вода и не единого намёка на лёд. Чуть позже лёд всё таки появился и даже встал (об этом мы позже узнали на полярной станции Белый нос) но, как встал, так и ушёл (последствия шторма), после эта карусель продолжалась всю зиму вплоть до нашего отъезда. Это заставило внести некоторые коррективы в снаряжение, мы берём с собой пакрафт «Иволга» чтобы уверенно провести ледовую разведку.
Воркута встретила нас бодрящим морозом в тридцать градусов, такая температура была на протяжении всего нашего маршрута в некоторые дни погода нас баловала сорокаградусными морозцами. Но всё это было впереди.
Благодаря Виктору Михайлову, отважному арктическому лётчику, нас встретили на вокзале и разместили на тёплой базе в посёлке Воргашор. Хозяин базы Женя, низкий поклон ему, разместил и обогрел, и помог чем смог. С окраины Воргашора мы стартовали спустя два дня, ибо ветра не было, от слова совсем.

Душа трепетала и рвалась в путь! Всё было прекрасно, как в стихах мороз и солнце. Ветер ласково обжигал наши лица и руки лёгкими прикосновениями.
Ну вот, последние приготовления позади, ПОГНАЛИ!
Первые десять километров были заманухой, дуло ровно, дорога под ногами отличная, я уж было засомневался, но буквально через какие то сорок минут все встало на свои места. Ветер опомнился и… больше так, никогда не делал, впрочем про дорогу можно было сказать тоже самое, она с каждым днём становилась всё веселее и веселее.
Ох и выпало на долю ног и лыж, скакали мы по этим, не побоюсь этого сравнения, «БЕТОННЫМ!» надувам да ухабам, аки козлы горные. И было так, все Семьсот километров пути!

Наша цель - конечно же остров Вайгач с последующим траверзом Югорского полуострова. Спортивных целей не преследовали –Путешествие, вот, что главное. Старались в меру сил и возможностей снимать и рассказывать историю о путешествии и людях, встретившихся на пути, Всё это переросло в небольшой документальный фильм. Над коим мы, последние три месяца, плотно работаем. Премьера состоится этой осенью. Анонс непременно сделаем, как станет понятно с местом и временем.

Наши средства – Кайты, лыжи, ветер, снег, камеры. Про матчасть немного расскажу:

Лыжи и ботинки. В предыдущих экспедициях я стремился ходить на жестких лыжах, в жестких ботинках, это сочетание несомненно имеет множество плюсов – курсовая устойчивость, лучший контроль лыж на скорости…
Но в этот раз, я решился проверить и другой вариант, взяв такой набор - Скитурные ботинки Scarpa, крепления Atomik Warden, жесткость затянута на максимальное усилие. Фрирайдные лыжи относительно небольшой длины и средней жесткости, от IMPERIALSKIS.Наша команда была обута в лыжи от Imperial, Использовали модель Wild Lands PRO. По нашей просьбе ребята из Imperial заточили их под специфику кайта.
Так вот, если выбирать между жесткими или мягкими, я без сомнений поеду на мягких. Мои ощущения были таковы, что я в домашних тапках. Ноги уставали значительно меньше по сравнению с жесткими лыжами. Ну и конструкция у лыж на которых ехал я, делала мой день, отлично отрабатывая на всех надувах, застругах и камнях.
Скитурные ботинки. Буду ли я их брать в следующие наши экспедиции, конечно ДА! Только за один момент с утра они одеваются с улыбкой, что нельзя сказать про жесткие ботинки.

Кайты. У нас на команду было шесть кайтов, большая часть ParaAvis GVX (разных моделей).
Тернистым путём мы пришли к набору из следующих размеров - 18м2-11м2-6(7)м2 таким образом перекрывается весь ветровой диапазон. А в очень сильный ветер мы, как правило, ходим вдвоём на одном кайте, что значительно безопаснее, поясню, разъехаться в условиях плохой видимости ничего не стоит, а вот последствия могут быть, так же при парковковании кайта в сильный ветер, мало приятное занятие на мой взгляд, если делать это в одиночку. Что касается набора строп то мы используем такие длины 18м – штормовые, 25м –стандарт, 35-40м –под слабый ветер и 100м – под очень слабый ветер.
Планки. Были карбоновые от KiteLAB у каждого кайта своя планка, чтобы не перецеплять. В прошлых наших экспедициях брали по две и перецепляли с кайта на кайт, экономя вес, в этот же раз три планки весили как две, что сделало наше существование более комфортным.
Сани. Бич многих кайтовых экспедиций. Так как не многие сани доезжают до конца, тем самым ставя под угрозу все мероприятие. В этот раз мы ходили с двумя типами саней – корыта и на лыжах.
Сразу скажу своё мнение про корыта, если хотите ни куда не уехать берите корыта, как пример живая история из нашей экспедиции.
Утром стартовав при ветре 12-15м/с ехали мы весьма и весьма по разному, Валера сливал и ни как не хотел ехать нужным курсом, это я так думал. Мне пришлось к нему слиться что бы узнать причину его не желания ехать нужным курсом. Подъехав узнал, что он просто не может ,в принципе, ехать ни каким курсом, только по ветру (слив).
Немного пред истории. Буквально минут на сорок раньше, я выезжал из каньона, место стрёмное и ехалось что то не очень, но выехал. Обернувшись назад понял причину почему ехалось плохо, сани перевернулись. Поставив их на ровный киль, всё пошло как надо.
Так вот взяв у Валеры сани я чётко понял почему он никуда, кроме как в слив, ехать не мог, сани стояли как вкопанные, в голове щелкнуло только что так же ехали перевёрнутые сани. Напомню ветер 12-15м/с кайт у меня 11м2 Итог таков - я поехал, только намахивая кайтом и галсами.
Про санки на лыжах, они хороши. Вывод один, не экономить на лыжах для саней, дешёвые ломаются быстро. Конструкция рамы у нас обкатана не одной экспедицией и вполне надёжна. Ну и самый главный плюс, они едут куда скажешь, в отличии от корыт.
Валера со мной не согласен и считает, что его корыта ехали хорошо.
Вот егомнение «Сани, это наш камень приткновения с Андреем) Я действительно тогда не ехал, но это сравнение совершенно не уместно по нескольким причинам:
1)У меня была 6-ти метровая «Nasca», у Андрея 11ти метровый GVX 3 от Параавис.
2)До этого случая, у нас была авария, в которой сани Андрея пострадали, и чтобы их не нагружать, мы переложили самый тяжелый груз из его саней ко мне. Таким образом вес моих саней значительно увеличился, при значительно меньшем размере кайта.
Мы шли против ветра, я усердно намахивал и мог, и шел курсом Галфвинд. Я не мог идти против ветра, никак, но галфидом я отлично шел, при всех отягащяющих обстаятельствах. Не сливался, а нормально шел в галфид, хотя сливаться было бы приятней) Конечно, когда Андрей подъехал ко мне и зацепил мои сани - он офигел, и любой бы офигел, но он смог плестись против ветра, в отличии от меня. Поэтому утверждать, что корыта не едут - в корне не верно, они отлично едут, как будто я один с ними хожу ) Они также, как и сани на лыжах едут туда, куда скажешь) Взять даже все экспедиции в Антарктиду на кайтах)
Наверняка Андрей сможет привести другие свои доводы, на которые я смогу также аргументированно ответить. При равных условиях, сани на лыжах едут лучше моих корыт, сравните площади их поверхностей)) Это чувствуется особенно когда ветер 2 - 3 м\с и ты въезжаешь в пухляк - это естественно. Для меня гораздо важнее другие плюсы корыт, чем их скорость, я в гонках не участвую. Тут очевидно только одно, что это бесконечный спор, между владельцами Mac OS и Windows - у каждого есть свои плюсы и минусы, и мы вибираем ту систему, котороя больше отвечает нашим требованиям.»

Кому с чем ехать решать конечно вам :)

Личное снаряжение
Верх - комбинезон Bask Griffin ходим в этом комбезе уже четвертый год. Лично я, больше тёплых вещей не беру, ибо комбеза хватает за глаза, очнь тёплый, а после экспедиции к Вайгачу, с полной уверенностью могу так говорить, так как самая высокая температура, что была, минус двадцать восемь.
Под комбезом поларовый изотермик (комбинезон) и термобельё.
Так же были запасная куртка и штаны, на случай, если провалюсь под лёд в море и основной комбез намокнет.
Сапльный мешок тоже был своего рода экспериментом, поясню, обычно ходим с мешками с синтетическим утеплителем, так как пух не терпит влажности, и однажды намокнув, греть перестаёт, таковы реалии. Вот и возникла идея в моей голове опробовать синтетику и пух вместе. Благо такой спальник у Baska есть. Называется модель «Sayan». Как это работает, имеем два мешка один пуховый другой синтетический, пуховый используется как вкладыш в синтетический, тем самым получается, что весь удар влажности принимает на себя синтетический мешок выступая в роли конденсатника. Эта связка отлично показала себя, в пуховом мешке даже намёка на влажность не было, а вот синтетическай исправно собирал весь конденсат. Сушка кондесатника осуществлялась каждое утро путём выбрасывания его на улицу, где солнце и ветер, ну или просто ветер, где вся влага вымерзала и выдувалась. Да, и ещё один не маловажный момент – вес. За счёт пуха эта модель значительно легче синтетических аналогов.
Значит, и ходить сюда нельзя! (Путешествия, вайгач, арктика, Кайт-экспедиция, документальный фильм, путешествие, зима, премьера, отчет)Значит, и ходить сюда нельзя! (Путешествия, вайгач, арктика, Кайт-экспедиция, документальный фильм, путешествие, зима, премьера, отчет)

Палатка
Использовали обычную двухслойную палатку от Баска WINDWALL 2
Несомненным плюсом является её конструкция, установка палатки возможна в любой ветер, ибо дуги ставятся снаружи тента, тем самым исключая лишние действия. Так же весомый плюс это наличие ветрозащитной юбки. В последнее время производители гонятся за уменьшением веса, и многие палатки идут без ветрозащитных юбок, я считаю это неверно, ветрозащитная юбка не тот элемент на котором нужно экономить.
Из минусов, немного тесновата, хотелось бы больше простора.

Кухня
Во все наши зимние экспедиции и походы берём бензиновые горелки, за годы нашей экспедиционной жизни были всякие – и «Шмели» и «Primusы» и «MSRы» скажу одно работает всё, если следить и бережно обращаться. Заправляем их бензином «Калоша» Калоша - это очищенный бензин, продающийся в хозяйственных и строительных магазинах.
Используя очищенный бензин вы значительно продлите жизнь вашей горелки и избавите себя от ремонтов ну и чисток на морозе, а это я вам скажу, мало приятное занятие! Так же используем конусную печь, которую изготавливаем сами, точно под размер котелка, работает эта печь на мусоре, что остаётся, так же, в особо длительных походах, с целью экономии веса, можно сжечь пластиковые сани, что освобождаются к концу похода. Да, кайтово-лыжный туризм суров и беспощаден!

В итоге: прошли семьсот километров пути, посетив самые знаковые места Югорского полуострова и пройдя его траверзом.
Такой далёкий и близкий Вайгач!