Часть 2. Торпедо-79. Записки третьеразрядника.
Часть 1 здесь: https://www.risk.ru/blog/215038
Одобрение коллектива и просьба Валерия Васильевича сподвигли на продолжение.
Кстати, только-только поступил очередной шедевр от внука: «я там завтра был».
Как-то так оно и есть.
И ещё замечу, что жена вторую серию раскритиковала. Может и права.
Но традиционно, выслушав женщину...
Часть 2. Торпедо-79. Записки третьеразрядника.
Диспозиция.
В 79-ом первый раз выехал в горы вместе с родной калужской секцией. Не сборы. Но, каким-то образом, очень много народу получили путёвки в «Торпедо» на одну смену.
В лагере жили в стационарных палатках на четверых.
Поближе познакомился с Лёней, которого до этого знал лишь по тренировкам. (Потом он пропустит год, и мы будем ходить лучшие горы в одной связке.)
Именно в этой палатке мы, вместе с Лёней, запихнули кирпич в собранный перед выходом рюкзак Сани Безлепкина, когда он пошёл вечером по девочкам. Нам это казалось кощунством (святые были люди), ну и… Четвёртым в палатке был Валера, идейно поддержавший акцию, и прославившийся приготовлением манной каши с сушёной морковкой на утренний выход (чуть не побили на Сказских).
Состав отделения.
Традиционно попал не в цвет. И хотя жил в «калужской» палатке в лагере, а командиром отряда был высокочтимый и почти обожествлённый мой тренер Леонид Борисович Альтшулер, отделение сложилось почти чужое «по географии» и достаточно специфическое. Главная особенность – две тётки на двух мужиков, что в советском альпинизме допускалось крайне редко.
Командир отделения – научный сотрудник (преподаватель?) Одинцов, из Москвы; Зоя – девушка пролетарского происхождения, из Перми; Женя Куликов – представитель технической интеллигенции, из Воронежа; и «восторженная, почти девушка» Тищенко «дама из отдела» и из Калуги. Как её имя точно не помню (кажется, Таня), но почему-то всегда упоминали по фамилии.
Мне, двадцатиоднолетнему отроку, показалась уже далеко не новой (лет примерно тридцати с хвостиком), но деваться было некуда, и образовали мы «калужскую» связку.
Сейчас понимаю, что это была рафинированная «восторженная девушка». Альтшулер это тоже хорошо понимал и поэтому прицепил её к молодому «бугаю», имеющему, в его представлении, далеко не худшие человеческие качества (по крайней мере, так мне сейчас хочется думать). Списывать её, конечно, нужно было немедленно. Но авторитет «шефа» (так тогда не говорили), пассивность инструктора и угроза развала отделения сделали своё дело - Тищенко отходила со мной до конца смены (потом говорили, что она была для неё последней в альплагерях).
Лирическое отступление.
Альтшулеру тогда было 41, и мне он казался аксакалом, патриархом и гуру в одном лице. Выше авторитета не было, каждое слово было истиной в последней инстанции. Единственно, что удивляло – почему он не ЗМС или хотя бы просто МС, и что у него могут быть проблемы в семье и на работе, да и вообще, что у него что-то может быть неидеальным.
«Шулер» был потрясающим человеком. Многое цитируется по сей день («настоящая женщина всегда должна следовать на три шага отстав от своего мужчины» - это мы с женой идём к нему в гости, после тренировки на церкви). Многостенная и многоязычная (с антикварными томами) библиотека. Личная комната, с огромной кучей снаряжения в центре.
Наконец, улыбка, которую невозможно забыть, и горькое недоумение после общения с его женой – «ну почему такие замечательные люди никак не могут найти общий язык».
Рафинированная интеллигентность. Как писал (совсем по другому поводу) Стеценко: «Таких теперь не делают». (В коментах к посту Стеценка ещё был пример: «Когда на горе прижимало, обращался к партнерам исключительно по имени-отчеству, как-то: "Валентин Владимирович, пристегните веревку, а то мы улетим отсюда на хрен..."». Ну, почти о нём.)
Сейчас живёт в Израиле, есть в «Одноклассниках». Даже (как мне кажется, по некоторым «специфическим» высказываниям и логину altschuler) бывает на «Риске». Но отвечать на обращение в «личке» не захотел. Где-то могу понять – таких как я... Судя по «Одноклассникам», основное общение ушло в совсем глубокое прошлое и по «национальному признаку». Это и не плохо и не хорошо - «так печально устроен мир».
Но, не взирая на всё, как жаль, и как не хватает…
Шулер на связи.
Состав отделения. Продолжение.
С Женей мы были антиподами – внешне, по темпераменту и по отношению к очень многим вещам.
Женя.
Но, как ни странно, вместе нам было хорошо – по ключевым вопросам разногласий не случалось абсолютно. Я очень благодарен ему за привитую на всю жизнь, систему минимизации веса рюкзаков. Оказалось, что из граммов складываются килограммы. И если есть из крышки коробки от примуса, пить из пластиковой чашки термоса, а спать под спальником-одеялом на двоих и максимально использовать титановые карабины, то под рюкзаком можно ходить как на прогулке, даже при наличии двух «тёток». (Грузили их естественно щадяще – Тищенко, дай бог, чтоб сама дошла.) При этом, в очень прагматичном человеке, считающем каждый грамм, скрывалось святое отношение к горам. (Мой любимый снимок «Человек смотрит на горы» чуть ниже - это Женя.)
Мы потом переписывались, и достаточно долго. (Один из «Шмелей», присланных из Воронежа, до сих пор работает – тогда это был жуткий дефицит.) Как закончилась переписка, не помню, знаю лишь, что на Даларе у него улетела «девушка» и его раздели.
Второе лирическое отступление.
О «восторженной почти девушке» Тищенко. (В принципе, о «девушках» есть и отдельный текст.)
Сегодня хорошо понимаю человеколюбивую позицию Альтшулера, но тогда мой юношеский максимализм сдерживался лишь его величайшим авторитетом. Иии.…
Бедной была Тищенко – что она слышала, съезжая на пятой точке в неглубокую мульду, с воплями «держите меня»…
Этого «цензура» не пропустит. А ведь у неё ничего в жизни (как теперь понимаю), кроме гор, больше не было. Ещё один грех на мою душу…
Ну, молодой был … Единственное утешение – но ведь таскал же, пусть и с …
Где-то зачтётся.
И о «предмете».
Нет, цикл занятий, традиционный Николаева и не совсем традиционная Малая Сонгути (3А-3Б) в двух видах (справа налево и наоборот), конечно, заслуживают внимания.
Николаева 2А.
Начало маршрута.
Николаева. Вершина.
Малая Сонгути (3А-3Б).
Подходы через 1Б. Зоя, инструктор, Тищенко (слева - направо)
На биваке. Зоя и Женя. Хозяйственные хлопоты.
Там же. Расслабились.
Малая Сонгути. Вершина. Я, ещё с "причёской".
Вид с вершины.
Спуск. Зоя. Железный скрежет...
Но апофеоз смены - первый самостоятельный выход на две «двойки» сразу (Арцишевского – Ониани) - наши с Женей руководства.
Без инструктора мы с ним уже так прижали вес, что рюкзак я, по молодости, почти не чувствовал. Волновали две подотчётные дамы, вернее одна (см. выше). С Зоей проблем не предвиделось.
Почему-то мне всегда везло на ломовые подходы. Так было и в эту смену. Сначала на Сонгути через 1Б, а затем, самостоятельно, на Волгинские ночёвки. Не исключаю, что блуданули, но уж больно не хотелось приближаться к краю ледника под чемоданы. Вот и рубились через ледопад по центру. Погода была хорошая, но очень жарко. А вокруг ручьи – какой соблазн. Наглотался, и поимел проблему на всю жизнь (но это было уже «потом»).
Перед началом подъёма.
А на ночёвках были сделаны высокоценимые по сегодняшний день снимки.
Женя смотрит на горы.
Я на связи, на фоне Уилпаты.
Сами горы были в какой-то мере «халявными», так как добравшись до перемычки, мы сходили сначала традиционно налево, а затем направо, убив в один день двух зайцев (очень погода располагала). Но на обеих вершинах были, так что…
А потом «сэкономленный» день отдыхали.
Арцишевского (которая налево).
Эпилог.
Завершилась смена совсем феерически. После всего, чуть ниже лагеря, в зоне злачных заведений, в одном месте и в одно время (совершенно случайно, что чистая правда) собрались четыре (ну, очень достойных) мужа … Женя, Лёня, я и ещё один Женя (из категории «никогда не портящих хорошую компанию»). И возникла у них весьма экзотическая для такого состава и того времени мысль: «А не сходить ли нам в ресторан?»
Идея была незамедлительно реализована (благо, инфраструктура позволяла), и результат превзошёл все ожидания.
Освещение не работало, официанты ходили с «летучими мышами», а на столах, на белоснежных скатертях, стояли свечи. Кто-то из местной джаз-банды на фортепиано наигрывал «Beatles». Холодное «Цинандали», огромная сковорода шипящего мяса и бадья салата из помидоров (всё помню в деталях), ну и так далее…
Нет, ничего особого не было, но было так хорошо…
А в 83-м, пытаясь смягчить итог неудачной смены, мы с Лёней решили повторить.
Освещение работало, скатерти заменила плёнка, вино было тёплым, мясо холодным, ну и остальное …
И ещё …
Уж не помню, на каком из выходов, и поздно вечером или рано утром (но темно было точно).
Начспас «Торпедо» Рэм Белов (явно не совсем трезвый), помурыжив основательно кого-то из «девушек» на тему «как пройти к рыжему камню», рассказал анекдот.
Святые идут по воде.
- Крики: «Иисусе, Святой Петр тонет!»
- «Скажите ему, чтобы не выйогивался (в оригинале чуть по другому) и шёл как все – по камешкам».
Всю жизнь пытаюсь руководствоваться.
Но у нас вообще-то «пакт о ненападении». Если начнём вспоминать друг другу связки…
Одна моя ночёвка в одном спальнике на вершине с другой «восторженной девушкой», когда ходили в двойке, чего стоит – вся секция на ушах полгода стояла и устраивала допрос с пристрастием.
Тогда надо было сразу разводиться, но…. Сегодня, кстати, ровно 37 лет, как вместе.
Вот-вот приедет от внуков (невестку подстраховывает).
Индейка томится, шардоне поддерживается в нужном температурном режиме...
Только чуть неоднозначно "тортик 17 тоже поюбилеили"
Не совсем понятно, кто к кому подтягиваться должен.
Нутром чувствую, что мы к вам, но понимать можно по разному.
Реальный, как помнится, находится где-то в дальнем углу Адыр-Су (судя по описаниям). Но я его ни разу не видел, хотя и бывал там неоднократно.
Синонимами могут быть «большой камень», «чёрный камень», «третий кулуар после второго» и т.д.
А начспаса манил не камень, а "девушки" и возможность поиметь их хоть таким образом.
"Торпедо" - в Цейском.
Реальный "рыжий камень" - вроде в Адыр-Су. (Но, не 100%.)
Образный - в тексте.
А вот чем их конкретно мурыжил Белов не помню.
Бороду его помню, интонацию помню, анекдот помню.
Но чего он дословно хотел у них выпытать.... Увы....
Эх, молодость-молодость. Если б молодость знала, если б старость могла...
Я на Тютю 2-Зап тащил по-бурлацки вдвое бОльшую, из ленинградской "Светланы". И ничего ведь, затащил.
Правда у нас Лёша Илющенко был инструктором. Он кого хошь замотивирует, что тётку что дядьку.
Спасибо, понастальгировал...
А как всё хорошо - горы, молодость и товарищи!
А там этих граммов, при правильном подходе…
Нет, понятно, «Экономь, но не дури»… Но…
На другом полюсе - таскание трёхлитровых стеклянных банок с соком, что как-то тоже имело место.
Честно говоря, из-за одного этого уже стоило написать пост.
Где-то на днях (26-27) у него день рождения и круглая дата.
Надеюсь, здравствует.
А вот от м. Сонгути вы может и зря отвертелись.
Подход там конечно ломовой, через единичку, но ночёвки у озера....
Да и гора очень даже ничего.
После Кальпера у нас намечался Мамисон комбинированный с севера. Тогда это был еще экзотический вариант. Но не сложилось.
Папа, который Шулер, у меня в гостях, здесь на риске он бывает редко, не зарегистрирован.
Басова, да и многих других, кого ты знал из нашей калужской секции, видели в прошлом году.
Вообщем, пойдем в личку ...
Очень рад тебя слышать, и главное, что "папа у меня в гостях".
Остальное, и вправду лучше в личку. Только соберусь с мыслями.
Честно говоря, казалось, что "из Калуги", кроме Довженка, здесь давно никого нет.
Но как выяснилось, надо просто произнести волшебное слово.
Меня до сих пор как мешком по голове приложили.
Есть такой побочный эффект у машины времени.
Раньше, как помнится, и в украинском и русском было общее правило: женские на "-о и -й" не склоняются, а мужские склоняются.
Или нормы изменились, или память подвела.
Сейчас проверил: в украинском так и есть, а в русском действительно на -о все не склоняются, а на -й как в украинском.
Век живи, век учись.
Меня на -й, кстати, непосредственно касается.
Хотел "как лучше" (даже запнулся, когда писал), а получилось "как всегда".
Я вот о том, что не перебрался в горный туризм, как Женя Тимофеев, которого сильно тяготила обязаловка альплагерей и с которым были достаточно дружны.
А тётки в альпинизме у нас и вправду были суровые. Небось Гущина отказала?
А Казбек (если это был тот) чуть боком не вышел - блуданули, спускались два дня с ночёвками в трещинах. Но это по рассказам, сам не участвовал.
И как было, так уже и будет.
А кто ж таки зарубил Казбек? Авдеева?
Бычкова не могла - душевнейший был человек. А у Шинкарёвой "власти" бы не хватило.
Других знаменитых тёток на тот момент не припомню.
И нескромный вопрос. Вы в погранвойсках не служили?
А то мне один молодой человек вспоминается и очень хорошо.
Чем чёрт не шутит. И день сегодня такой, что может пошутить.
Черти шутить перестали. Может и к лучшему.
План на сегодня они уже точно выполнили.
Никогда б не подумал, что Бычкова.
Но тогда "правильность" часто ставилась во главу угла, а Лена была очень правильным человеком. Из всей их четвёрки, именно с ней у меня были лучшие отношения.
Вообще, "Торпедо" - очень ностальгический лагерь В 74-м ходили на верхнее плато прямо по ледопаду. Правда, вторая смена была. Выход на 3А оформляли на 5 дней, брали продукты и варили 2 дня в лагере борщи, затем бегом программу выполняли.
Да и на шестерках частенько чего-нибудь неожиданного, приятного для друзей в рюкзаке заныкивал. Одна такая нычка сильно нас, когда на 6Б, непогодой поджало, выручила. В моральном плане. И забороли мы тогда эту клятую погоду)
Бессменный директор - Кабисов Заур Аршакович...
Жаль, что нет этой альпбазы теперь, хотя горы те же, но ... позаросли тропинки.
- а что за проблема? что случилось после того, как "наглотался"?
Уже в обратном самолёте возникли проблемы - уши закладывало весьма серьёзно и с болью.
Так дальше и было, то закладывало, то отпускало.
Серьёзно лечится было вроде несерьёзно - всего лишь хронический насморк. На работе посмеивались, когда отпрашивался в амбулаторию.
А на спасах в 82-ом, когда долго был насквозь мокрым, правое заложило и больше не отпустило. Не на 100%, но тем не менее. Неврит, однако.