64 года со дня первого восхождения на К2: архивные фото
Неприступная, манящая и опасная: эту вершину в течение долгого времени не могли покорить. Но 31 июля 1954 года впервые итальянские альпинисты поднялись на вторую по высоте гору планеты. Вместе с итальянским брендом Dolomite, который спонсировал эту экспедицию, вспоминаем, как это было.
Справа налево: Серджио Виотто, Лино Лачеделли, Убальдо Рей и неизвестный мужчина, 1 августа 1954 года. Фото: Mondadori Portfolio/Getty Images
Первая успешная экспедиция на К2 прошла под руководством профессора Миланского университета, геолога, исследователя и альпиниста Ардито Дезио. Он долго мечтал о Каракоруме и хотел туда отправиться. После многих лет ожидания экспедицию утвердили, и в 1953 году Дезио отправился на разведку.
Ардито Дезио
В 1954 году для Дезио отобрали спутников среди 23 итальянских альпинистов, прошедших изнурительные испытания на зимних тренировочных лагерях на альпийских вершинах. Для Италии покорение К2 стало практически делом национальной чести: незадолго до этого британцы совершили удачное первовосхождение на Эверест, и итальянцы хотели покорить вторую вершину. На это были брошены и финансы, и силы: на экспедицию выделили бюджет в 70 млн лир и 13 тонн снаряжения как для альпинистов, так и для ученых; среди спонсоров выступили итальянские бренды, один из них — производитель аутдор-обуви Dolomite. Кстати, именно в ботинках Dolomite человек впервые ступил на вершину К2.
Экспедиция на К2, 1954 год. Фото: Granger/REX/Shutterstock
31 мая 1954 года команда достигла подножия Чогори, в июне начала устанавливать высотные лагеря на ребре Абруццкого. Первые попытки покорить вершину в июне и июле оказались неудачными: из-за погодных условий приходилось отступать. В одной из этих попыток команда потеряла одного из сильнейших альпинистов Марио Пучоза, который умер от пневмонии 20 июня.
Как только погода позволила, альпинисты продолжили работу и установили девять лагерей. Около 6 вечера 31 июля 1954 года двое из них, Лино Лачеделли и Акиле Компаньони впервые в истории совершили успешное восхождение на К2.
Лино Лачеделли на вершине К2
Акилле Компаньони (слева) и Лино Лачеделли (справа) после успешного покорения К2
Газета The Guardian, 1954 год
Второе восхождение на К2 удалось совершить только в 1977 году: удачливыми оказались японские альпинисты под руководством Ичиро Йошизава. На секунду: на маршруте участникам экспедиции помогали 1500 (!) высотных носильщиков.
К концу 1985 года только десять экспедиций на вершину К2 были удачно завершены. Процент успеха тогда составлял примерно 33%.
31 июля 2004 года альпинистское сообщество отпраздновало полувековой юбилей первого восхождения на К2, а Dolomite выпустила в честь этого линию обуви для города Cinquantaquattro, в переводе с итальянского «пятьдесят четыре» — год первого восхождения на второй восьмитысячник мира.
Сейчас К2 — это покоренная, но не прирученная гора. Она продолжает оставаться опасной и непредсказуемой: только пару недель назад при спуске с Чогори погиб канадский альпинист Серж Дессуре. Еще легендарный Райнхольд Месснер говорил: «Впервые я сталкиваюсь с горой, на которую нельзя взойти с любой стороны. Эверест был прогулкой по сравнению с К2».
Фото:Stefanos Nikologianis
Однако постепенно альпинисты со всего мира делают небольшие шаги по покорению горы. За несколько дней до годовщины польский альпинист Анджей Баргель первым в мире спустился с вершины на горных лыжах. Интересно, каким будет следующий шаг в покорении неприступной К2?
Кое-что из коллекции:
Карточка, выпущенная в 1954 г. с отпечатанными автографами:
Настоящий автограф Ачилле Компаньони:
Настоящий автограф Лино Лачеделли:
Настоящие автографы всех (!) участников экспедиции на карточке, к сожалению, не прошедшей почту:
Вот такой ролик, восхваляющий Лачеделли и Компаньоне, я нашел. Почитайте комментарии.
"Lacedelli and Compagnoni have conquered a well deserved top position, through their infamous acting, in the history of the Infamy. I hope they are both burning in hell in the circle of liars where they belong." - лучше не скажешь.
Compagnoni & Lacedelli tribute - K2 first ascent
Однако, "они были первыми", что почти всегда для широкой общественности является индульгенцией.
А уж что там думают, копающиеся в деталях, последователи Льва Толстого, согласно которого "истина важна подробностями" - это мелочи жизни.
А Вы про эти мелочи, к-е alext знаете?
Если с известностью Вальтера Бонатти спорить не буду, то с отсутствием таковой у Лачеделли и Компаньоне позволю себе не согласится.
Они по сегодняшний день числятся "покорителями" Чогори, и как-то не заметны тенденции к изменению этого положения.
P.S. И на всякий случай.
Мои "истина важна подробностями" - это мелочи жизни" - это стёб, а Льва Николаевича в этом плане очень даже поддерживаю и "плюс" ставил ему неоднократно.
Последние четыре слова тоже шутка. Ну, не позволяет моё вероисповедание ставить смайлики (и это тоже почти шутка).
Так вот, в этом плане.
Видится, что понятия «слава» и «уважение» трудно поддаются количественному анализу, и кто более, а кто менее – сложный вопрос. Плюс, с какой точки зрения – широкой или узко-специализированной общественности.
И, концы концов, каждый сам для себя решает, как к кому относится.
Молодые альпинисты хотят стать "Бонати", а не Лачеделли или Компаньони.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Луиджи_Амедео_(принц_Савойский_и_герцог_Абруццкий)
https://sevich.livejournal.com/214266.html
Был такой неординарный принц.
P.S. Первая ссылка почему-то напрямую не открывается. Надо скопировать и "вставить".
Попытайтесь сосредоточиться и определиться, что Вас интересует.
"... название у этого ребра устоявшееся общепринятое Abruzzi Spur". Вы сами ответили на вопрос. Ребро же "Абруц(ц)кого" в русском языке звучит как фамилия в родительном падеже. То, что эта ошибка кочует из публикации в публикацию, не делает это наименование правильным.
Герцог Абруцци - не имя, а титул с топонимом. А вот Альберт Маммери - имя. Простите, не вижу связи.
Большинство авторов РИСКа, включая редколегию, должны немедленно застрелиться.