КОРОТКИЙ ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ РАССКАЗ-3.

Пишет balabanoff, 22.07.2018 10:45

КОРОТКИЙ ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ РАССКАЗ-3. (Горный туризм)
Продолжение "КОРОТКОГО ЮМОРИСТИЧЕСКОГО РАССКАЗА-2".

ПОЕЗД ПРИКЛЮЧЕНИЙ

В студенческие годы лететь в горы на самолете было накладно. Вот и в очередную поездку в Среднюю Азию берем билеты на поезд. Сейчас провести в вагоне более трех суток – сродни подвигу, а тогда поездка до Ферганы – была романтикой.
Любопытным, в плане эмоций, было возвращение в Москву. Запомнилась нестерпимая жара в вагоне, полная антисанитария, постоянное движение людей по проходу взад-вперед, как на оживленной улице. Проводник - жирный бай – ни разу за все три дня не убрался в вагоне, не говоря, про туалеты. А убирать было что, но об этом позже. Он, как разъевшийся хомяк, с красной мордой, сидел у себя в закутке, все время чего-то жевал и выходил, лишь по нужде и, с неохотой, открывать двери вагона.
А жара в вагоне не шуточная, за окном палит солнце, что же - все по погоде. Пассажиры потихоньку стали раздеваться, мужчинам легче – оголили торс и сидят помахивают газеткой, словно опахалом. Не помогает. Решаем открыть окна, вот черти… заколочены намертво. Бай командует – выставляйте окна с рамой. Это как? Он приносит специальный ключ с характерной для железной дороги треугольной формой. Все отворачивают винты и снимают рамы. Ура, немного полегчало. Вагон без окон выглядит прошедшим фронтовую зону, впечатление, что едет какой-то каркас. Сквозняк гоняет по вагону пыль, бумагу, перья из подушек и всякий мелкий мусор.
Вдруг кто-то дергает стоп-кран. Караул, горим! Поезд останавливается, пассажиры выскакивают в голую степь. Картина необычная - горит открытым пламенем крыша вагона. Вот почему в вагоне была нестерпимая жара. Кто-то залезает наверх с огнетушителем и борется с огнем. Потушили. Поезд продолжает свой путь к Москве. Следующий час уходит на то, чтобы снятые рамы запихнуть на место, баня закончилась – стало задувать.
В нашем «купе» сидит тетка и тарахтит с одесским акцентом, ей до всего есть дело: чего люди ходят туда-сюда, а там громко смеются, те в карты играют всю дорогу, парни выпивают на такой жаре, вон птица пролетела, откуда она в степи, а вон верблюд – давно не видела. Затем она взялась за нас: кто мы, куда, зачем и откуда, что в мешках, почему такие большие, что так мало едим, почему худые, чего не бреемся, почему дырка на майке и так до бесконечности. Понятное дело – тетка одурела от безделья, но мы тут причем?
Желания помогать ей коротать время совершенно не было, кто отвернулся, кто залез на верхнюю полку. Тогда она перекинулась на соседа. Мужичок в предпенсионном возрасте, как на грех, все время читал книжку и чего-то выписывал в блокнот. Ясное дело – странное поведение.
Тетка начала:
- Чего вы всю дорогу читаете, чего бормочите про себя, чего пишите?
Мужичек терпел, терпел и выдал:
- А чего вы постоянно говорите, говорите и говорите, с ума сойти можно. Дайте спокойно учить язык. Как выяснилось, тот учил язык эсперанто. Это был первый и последний случай когда я встречал эсперантиста. Зато, как сейчас помню, долго улыбался когда узнал, что на этом искусственном языке половник звучит как «супчерпило»…
...Ночью все были разбужены грохотом, что-то упало с третьей полки аккурат на стол. Я спал на нижней и принял на себя все, что стояло на нем – кружки, миски и харч недоеденный. В потемках разглядел - с полки свалилась дыня Славика, которую он, как и мы все, везли с азиатского базара. Толкаю Славика:
- Вставай твоя дыня грохнулась и развалилась на части.
Он в ответ:
- Да нет, это я днем купил связку рыбы, это она упала.
На том вес успокоились и продолжили спать.
Утром «картина маслом»: на полу части дыни, сок от нее, ясное дело потек по полу, дынные семечки залепили все от обуви до постельных принадлежностей. Надо сказать, что дыньки те весели килограмм по пятнадцать. Тетка утром, разобравшись, что к чему, завопила: «А если бы я ночью встала в туалет, а ваша дыня упала бы мне на голову?»
Но ведь не упала, сиди и радуйся. А и упала бы – тише б ехали. Все утро она причитала, пока ее внимание не переключилось на подвыпившего парня, который, черт бы его побрал, не смог дойти до туалета и его стошнило в проходе у нашего «купе». Тут не только она запричитала, но и все пассажиры соседних купе. А бай-засранец и не шелохнулся, когда его попросили убрать. На жаре стало невыносимо вонять. Не поездка, а сущая каторга. Если бы это было все!
Ближе к обеденному времени из ресторана понесли готовые обеды в судках. Сейчас такие не носят, это несколько глубоких мисок, стоят одна на одной, все скреплены одной ручкой. Как правило, официант носил два-три комплекта таких обедов. На жаре торговля видно шла не очень, официант возвращался назад с судками в руках. В середине вагона он с кем-то повздорил – послушался шум, ругань. Некто стал его толкать из прохода в тамбур вагона, тот сопротивляется, отталкивается локтями, в руках ведь судки. Кульминация потасовки проходит у нашего «купе» - обидчик сильно пихает официанта, тот наступает на зловонное пятно, поскальзывается, машет руками и со своей посудой падает в проходе. Содержимое судков оказывается частью на полу – котлеты и картошка-пюре, а частью на нижних полках – кажется борщ украинский.
Тетка заорала не своим голосом: «Бандиты! Убивают! Котлеты упали... белый халат... кастрюли... не дали поесть... видела ножик...» - и далее в том же духе. Разобрать было трудно, кого убивают, и что упало. Однако ее визги подействовали, вскоре появились милиционеры, стали всех опрашивать: кто и что видел. Мы ответили, что столько всякого повидали - на год вперед хватит. К концу дня в проходе собралось такое число мух, я столько летающих насекомых не видел даже на пасеке, и мы старались больше время проводить в тамбуре.
...Поезд приближается к вокзалу. Начинаем снимать рюкзаки с третьей полки, Саша неловко берет свой, и он чуть не падает в проход.
И тут тетка снова завопила: «Ой, я думала опять дыня падает».

август 1981 г.

Из книги "Чудак на Эльбрусе" (М.: 2013).
КОРОТКИЙ ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ РАССКАЗ-3. (Горный туризм)

...перестройка уже у всех на устах, но тут она объявилась уже в не непонятных пограничниках и таможенниках.
Очередная "студенческая" группа каким то макаром решилась в это нелегкое время сходить поход по Памиру, и проехаться по железке обратно. На обратном пути посетив восточный рынок затоварилась фруктами, которые в Москве стоили раз десять дороже. В пути на подъезде к Росиии таможенники в штатском проверяя вагоны что то бубнили, что запрещено к перевозке, "травка, патроны, гранаты". Девчонки из всего этого уловили слово "гранаты" и сознались в их перевозке. Таможня запросила десять баксов за штуку, что вызвало неподдельное возмущение перевозящих, которые не могли понять за что, ведь за них уже было уплачено на рынке, и не более цента за штуку. При конфискации товара уже настала очередь "таможенников" удивляться и возмущаться что им за фрукты подсовывают.
Сейчас это уже юмор

еще в Советское время на Севере при посадке в самолет были заданы вопросы про оружие и промелькнуло слово "вкладыши". Приняв "вкладыши" за постельные простыни-мешки для спальников, они были предъявлены к досмотру. После чего милицией была прочитана лекция про оружие и его доработку частными умельцами

Начало лихих 90тых. Поезд Ашхабад-Ташкент, возвращаемся с командировки.Жара, окна сняли, но эффект незначительный, т.к. окна снаружи забраны мелкой металлической сеткой (во избежание...как только переезжаешь мост через Аму-дарью, по вагону начинали бросать камни и стар и млад, была тогда такая национальная забава!). В вагон, после отправки из Ашхабада заходят туркменские таможенники.Первый же вопрос-"Змеи есть?". Недоуменно переглядываемся - "У всех есть-по одной!" ."Где?","Дома!", Как дома? Давай, открывай сумки, всё вынимай!...Хипеш, угрозы!Оказалось, что из Туркмении массово вывозили ядовитых змей, был тогда такой бизнес. Ну, а я сразу вспомнил подзабытый походный принцип нахождения в погранзоне-никогда не шутить с погранцами!

Поезд Самарканд-Москва, трое суток. В начале пути поезд останавливается на каждом полустанке, даже на совсем пустых. На каждой остановке из нашего вагона выскакивает на улицу мужичонка, с мешком в руках, какой-то палкой, и ныряет в чахлые кустики. Потом мне объяснили: змей ловил. Я змей боюсь, что-то генетическое. Ежели б тогда знал, что с мешком змей в одном вагоне еду...

Этого змеелова да на весенний склон ведущий из Марухского ущелья к перевалу Озёрный - вот бы обрадовался! Мы там островки можжевельника и рододендрона, через которые шла тропа, по снежной целине обходили из-за гадюк, повыползавших на солнышко погреться после зимовки. Почти на каждом островке по нескольку штук сразу видно было, а на первом хотели присесть на отдых... Пока одну фотографировал, чуть на двух других не наступил! Такие "милые" твари, брр...

"Восьмёрка" на тропе.

Конец перестройки-начало "перестрелки". Поезд на Кавказ.
Сонный пограничник - "Что в рюкзаках?"
Инициативная девушка - "Карабины..."
Пограничник - "КАРАБИНЫ!!"(сон слетает мгновенно).
Девушка(продолжая тараторить) - "Веревки, ледорубы, пала..."
Пограничник(врубившись) -"Аааа!"(и не дослушав девушку идет дальше по вагону).
Остальная часть купе облегченно вздохнула - класть на пол лицом вниз никого не будут.
Мораль - "Правильно формулируйте ответы!"

- карабин
- кустанай

После немалого количества лет поездок в поездах с альпсборами, во многом похожих на изложенные выше, еду в командировку по работе, в костюмчике, при галстучке, с чемоданчиком.
Пересадка, захожу в новый вагон, поезд дергает, отправляясь, и сверху на меня падает тяжеленный РЮКЗАК! К счастью как-то вскользь по плечам и спине.
Мужик, который оказался геологом, извиняется. У него оказывается там пробы камней, пород разных (кроме обычных рюкзачных вещей). Потом объясняет мне, несведущему, как это тяжело, ходить под рюкзаком, а тем более поднимать его на верхнюю полку и устойчиво укладывать. Согласно киваю в ответ, чувствуя, как ноет шея.
Рюкзак то знал, на кого упасть, не просто так все случается...

Ну, это уже не юмор, а чёрный юмор.
В принципе, встречалось почти всё, кроме пожара, но по отдельности и не обязательно в азиатских поездах.
А экономическая целесообразность достаточно условна.
Скажем, Москва-МинВоды. Самолётом около 30, поездом около 20. Если учесть истраченное за сутки дороги, получается почти баш на баш.
Но это если везёшь только личные вещи. С экспедиционным обозом отвертеться от железной дороги тяжело.

Поездки в походы на Кавказ на товарных поездах я застал уже на излёте их популярности, самому ни разу не довелось. А на поезде без билета - очень часто. Купить в советские времена билет на поезд было то ещё приключение. Любимый поезд Ростов-Баку отправлялся вечером и прибывал в Мин-Воды под утро, очень удобно. Еду один, с рюкзаком. Сначала в плацкартный вагон запустили всех пассажиров с билетами - по числу мест. Потом, всех безбилетников, которые платили проводнику. В их числе и я. Уже на тот момент опытный путешественник, замечаю первую свободную третью полку, забрасываю туда рюкзак, потом впрыгиваю и как-то втискиваюсь сам. Лёжа. комфортно! После того, как под ворчание обладателей билетов, уместились все безбилетники, а было их примерно столько же, в вагон загнали ещё роту новобранцев-узбеков. И мы поехали. До Мин-Вод я с полки не слазил - было просто некуда, все проходы были плотно уставлены коленками и прочими частями тел жаждущих ехать.

Было у меня замечательное возвращение из Фрунзе (имя города по тем временам) после похода на Ц. Тянь-Шань и смены (за полный расчет) в Ала-Арче. Денег, соответственно, ноль. Проскользнул в вагон с помощью одноинститутников, возвращавшихся с практики на Иссык-куле (они занесли мой рюкзак). Первую ночь прятался на третьей полке за рюкзаками, очень понравилось просыпаться и ловить в последний момент спихиваемый мною рюк. На вторую ночь лег открыто, был вычислен, схвачен и препровожден на сход проводников. Спасло отсутствие единомыслия и единоначалия - один предлагал спихнуть с поезда на ходу, другой еще чего-то, третий свое... Послушал я их, тихонько утянул "своего" проводника и до утра развлекал его всякими байками. Утром мы с ним разъели его же арбуз и больше он меня не трогал, только хитро подмигивал, проходя мимо. Хороший дядька оказался, его не сломила с доброты даже проводница, которая требовала чтобы бесплатный бездельник хотя бы пол помыл в вагоне)) Так и доехал до Москвы ))

А нас,в этом поезде но по пути во Фрунзе проводник развел. Какой то шуганый попался,денег не брал и все хотел нес ссадить. Ночью будит,говорит выходите,сейчас на станции пересядите на другой поезд в котором места есть. Вышли, степь,метель, декабрь. Порядка 100 км до Актюбинска, другие поезда не останавливаются. Восток есть восток.

Совсем безбилетная была такая поездка: ватагой в 10 человек выезжали в поход на автобусе. А билетов удалось купить только 9. При посадке забились в конец автобуса, навалили рюкзаки, устроили этакое кубло. Когда водитель пришёл считать пассажиров по головам - самую маленькую девочку завалили пуховками. Когда тронулись - девочку раскопали и дальше ехали себе спокойно.