Пишет Хожалый, 07.07.2018 13:41

Книга « Битва за перевалы. Другой взгляд.» https://www.risk.ru/blog/214682, которую анонсировал на сайте мой товарищ silver, вызвала неожиданно большой интерес у форумчан. Я отдаю себе отчет в том, что эта моя тема несколько не вписывается в философию сайта, но, может быть, она позволит кому-то несколько иначе взглянуть на горы, которые все мы очень любим.
Свои военно-археологические экспедиции по местам боев на Кавказе мы с товарищами проводили в течение восьми лет. Сначала я никак не фиксировал их ход и результаты, потом стал вести дневники, которые выкладывал на разных военно-археологических форумах. Мои отчеты встречали неизменный интерес, очевидно, ввиду специфичности наших поисков в горах. Рискну предложить форумчанам Риска один из таких отчетов - дневников. Всего один день в горах, который позволил (в результате последующей работы с документами и последующей экспедиции) обнаружить места действия сразу двух штурмовых групп красноармейцев – лейтенантов И.А.Саковского и С.Г.Бражника. Описание действий этих групп есть в книге. Учитывая то, что эти дневники выкладывались отнюдь не на горных сайтах, мне приходилось время от времени делать в них некие разъяснения, которые для «горного» народа могут показаться банальными, поэтому, надеюсь, такие места в тексте не вызовут у читателей Риска снобистских замечаний.
Возможно, кто-то и спросит: «А где же здесь альпинизм?». Да нет здесь никакого альпинизма. Да и относительно риска все очень относительно и субъективно. И тем не менее…

2012г. НОЯБРЬ.
Осень вошла уже в зрелую пору, а я все никак не мог стронуться с якоря. Дни проходили за днями, забирая текущей суетой все свободное время, и никак не покидало гнетущее ощущение, что жизнь проходит где-то мимо. Я ковырялся в мусоре повседневных дел, а перед глазами стояли горы и я почти физически ощущал, как по утрам туман собирается в ущельях и с тихим шорохом опадают с деревьев желтые листья, а днем дальние заснеженные вершины дрожат в мареве прогретого воздуха и летят куда- то по своим неведомым делам паутинки бабьего лета. Друзья из предгорий писали, что погода стоит чудесная, нет ни дождей, ни снегопадов, реки обмелели настолько, что даже через некогда самые бурные из них можно легко перейти вброд. Я представлял насколько обнажились ледники и сколько интересного они готовы показать рискнувшему в эту пору подняться на них, и мне становилось не по себе от совершенно упущенной для моих поисков осени.
Да, погода этой осени была невероятной не только для гор, но и, пожалуй, для половины страны и это природное благо бездарно растворялось и уходило в текучке дней.
И вдруг... Жизнь богата на сюрпризы, а может это какой- то неведомый закон диалектики вроде перехода количества в качество. Неожиданно вывалился из рейса мой давний напарник по поисковым делам Сергей. Мы встретились числа 18 ноября, когда не то, чтобы двигать в горы, а даже думать об этом в обычные годы было уже бессмысленно. Но эта осень была необычной и снеговая линия, по рассказам друзей, лежала в горах много выше 2500 метров, и это был шанс, который грех было не использовать. Я коротко объяснил Сергею ситуацию без всякой надежды на успех. Скорее даже поделился наболевшим и он сказал, что подумает. Сергей на пару лет старше меня и по обычным обывательским меркам в таком возрасте люди обычно думают о более приземленных вещах, а некоторые и о подземельных. Когда-то в студенчестве Сергей занимался водным туризмом. Жизнь сложилась так, что его водный туризм подзатянулся, только бороздить он стал на саянские реки, а все, что на глобусе закрашено синим. Ходит Сергей на танкере и его морская специальность звучит достаточно мудрено: штурман, вахтенный помощник капитана. За свою пожизненную навигацию, пройдя практически все моря и океаны и побывав почти во всех портах мира, Сергей не утратил интереса к красоте земной, и если его отпуска на берегу совпадали с моими поездками в горы, с удовольствием составлял мне компанию, когда к тому была возможность.
Если повернуть штурвал танкера, то нос его начнет поворачиваться ну очень не скоро. Сергей такой же неторопливый. Пароход и человек. К его флегматичности добавилась, очевидно, моряцкая неторопливость, воспитанная годами плавания, когда месяцами каждый день похож на другой и торопиться совершенно некуда.
Я уже начал забывать о нашем разговоре, когда дня через четыре объявился Сергей и спросил: "Ну что, едем? Я готов". День на сборы и через день старт. Дело оставалось за малым - как-то объяснить все жене.
Как и у любой, наверное, жены, у моей для меня припасен свой список дел по дому и по хозяйству. Был такой перечень и на эту осень. Что-то успелось, еще больше - нет. Вот и сейчас, когда объявил о предстоящей поездке, ожидал большего. Начала моя что-то про ремонт, который вот уже который год все откладывается, да и махнула рукой. Разная она у меня. Может чисто по-женски из-за какой-нибудь ерунды мозг вынести, бывает и такое. Но все тридцать уже с лишним лет нашей жизни она знает две вещи: за кого выходила замуж (горами я «заболел» задолго до женитьбы) и когда бесполезно.
Стартанули, как всегда, рано. Дорожные дела опускаю, скажу только, что в отличие от лета, к началу тропы мы попали только на третий день. По дороге обсуждали варианты предстоящих дел. Мне приходилось ходить сложные горные маршруты по межсезонью и участвовать в зимних восхождениях, хотя это было довольно давно. Но, несмотря на давность, я очень хорошо понимал все вероятные проблемы предстоящего мероприятия. В такую пору обстановка могла поменяться в любой момент. Я даже не про то, что любой снегопад свел бы на нет наши намерения, а, значит, и всю нашу поездку. Я про то, что в такой период очень уж много факторов, которые сказываются на выживании вообще, поэтому нашему снаряжению мы уделили особое внимание. В общем и целом мы были готовы к разным погодным неожиданностям. Понятно, что в такой период соваться на ледники занятие довольно рискованное.
У нас было два реальных варианта: более сложный - подняться к месту наших летних поисков и продолжить их и второй, более простой - подняться на один очень интересный перевал, который фигурирует, в основном, в немецких хрониках. Он не просто интересный - он знаковый для всей битвы на Кавказе. Но так уж получилось, что о боях на нем в наших источниках сведений практически нет, зато немцы событиям на этом перевале уделяли особое место в своих хрониках и мемуарах. При этом немецкое название перевала не найти ни на одной нашей карте. Давно хотел на нем побывать, да все как-то находились более перспективные места для поиска. Решили определиться на месте, исходя из обстановки.
Уже на месте выяснилось, что вся предварительная информация соответствовала действительности. Погода отличная, осадков нет, снеговая линия где-то на высоте 2800. Ночью в долине заморозки до 8 градусов, днем до такой же величины с плюсом, и с учетом этих обстоятельств мы в итоге решили подниматься в места наших летних поисков. Кроме того, все прогнозы сулили неделю хорошей погоды впереди, хотя прогнозы в горах штука неблагодарная. Там ведь своя кухня погоды с такими замесами, которые никакие синоптики не предскажут.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.Подъем.
Вышли рано. Поляны у реки покрыты толстым махровым слоем инея.
Линия фронта.
Та же тропа, тот же лес. Только деревья уже пустые и шуршит под ногами листва. Сквозь голые стволы деревьев с тропы открываются чудесные виды на соседние хребты, в летнее время скрытые за густой зеленью леса.
Идем тяжело. Пока что самая большая проблема нашего мероприятия - наша растренированность. Мы настолько внезапно оказались здесь, что у нас не было сколько-нибудь времени на то, чтобы привести наши отнюдь не юные организмы в соответствие предстоящим нагрузкам. Единственное, что я успел перед выездом - сбегать кросс. Сергей же вообще попал с корабля на «бал». Состоянию его организма можно позавидовать, но переход от полугодовой борьбы с койкой в кубрике и котлетами на камбузе к заносу тяжестей на высоту получился уж очень резким. Однако выбора у нас нет. Время играет против нас и ни одного дня на акклиматизационную притирку у нас нет. Нам предстояла борьба не только со склоном, но и с собственными организмами.
Мы, как могли, разгрузили наши рюкзаки, в продуктах много сублиматов, даже сухари успели насушить. Облегчились максимально. Идем без палатки. Ночевать мы будем в коше местного жителя, который он любезно предоставил в наше распоряжение. Этот бревенчатый домик на границе леса служит ему жильем, когда он выгоняет летом стадо на верхние пастбища. От коша будем делать радиалки в интересующие нас места.
Для того, чтобы попасть к домику, нам нужно выйти из леса, подняться на боковой отрог и, перевалив через него, вновь спуститься в лес. При хорошей погоде не проблема, но в случае экстренного свала, вариант очень неудачный.
К привычной поклаже в этот раз добавился спутниковый телефон. Это единственная связь с внешним миром, которая здесь возможна, и это наша надежда на случай непредвиденных ситуаций. Система страховки достаточно сложная. Мы держим связь с нашим товарищем в предгорье, у него такой же телефон. Он в случае экстренной ситуации свяжется со своим товарищем тоже по спутнику в горном поселке, тот на лошади доедет до верхнего хутора и оттуда к нам на помощь выйдут с лошадьми. Несмотря на сложность системы, она дееспособна, поскольку основана на каких-то давно забытых в современном обществе вещах, которые в здешних местах еще присутствуют между людьми. По-другому здесь не выжить. Ну, а для нас этот телефон, как запасной парашют. Может никогда и не пригодится, но душу греет. Кто в курсе насчет парашюта, тот знает о чем я. Ну и с домашними с горы пообщаться бывает очень даже...
На подъеме во время очередного привала собираем металлодетектор и решаем пробежаться вниз от тропы по небольшой ложбинке. Несколько мосинских гильз, какая- то алюминиевая пластинка вроде самодельной крышки от портсигара с двумя четырехугольными отверстиями явно от трешного штыка-четырехгранника. И в каких-то 30-40 метрах от тропы вылезли четыре наших мины - пятидесятки, все на небольшом пятачке. Очевидно, минометчики облюбовали промоину для своей позиции.
Линия фронта.
Основательную остановку делаем на том месте, где в июле с другим Сергеем нашли место боя. Тогда меня посетила запоздалая мысль обследовать склон ниже места боя, да и времени было в обрез. Сейчас самое время, которое пока терпит.
Нарезаем круги по склону. Звенит постоянно. Патроны, пустые гильзы с целыми капсюлями по нескольку штук в одном месте - верный признак того, что порох патронов использовали для разжигания костра. Консервные банки и прочий военный хлам. Еще ниже десятка полтора небольших ям, разбросанных по склону между деревьями. Здесь явно задержались на несколько дней. Да и могильных холмов куда больше тех шести, которые мы увидели летом. Не меньше дюжины. Просто они разбросаны на приличной территории и летом не просматривались в кустарнике. Чтобы не запутаться, определяем себе сектор поисков в границах между руслом промоины и лежащим стволом большого дерева. Общая зона поиска куда больше, но остальное «добъем» на обратном пути .
Выкапываем несколько наших противогазных фильтров разной степени тухлости, металлические обода очков от противогазных масок, какую-то неведомую запчасть из цветмета загогулистой формы .
Линия фронта.
Вылезли несколько гранат РГД 33 и рубашек к ним. Выброшенные противогазы и гранаты явно амуниция убитых. Кому охота таскать по горам чужое добро, когда свое к земле гнет?
Вырыли ножны от егерского штыка к К-98. Такие на этой тропе встретились впервые и эта находка порадовала, а, не успев порадовать, огорчила. Ржа проела их насквозь без всяких надежд на реставрацию. Кто-то из наших солдатиков за ненадобностью выбросил трофейные. Отыскать внутренне содержимое ножен, как ни старались, не смогли.
Время стремительно уходило. Копать приходилось все сигналы, за исключением маузеровских гильз, которые МД определяет очень точно и которых в здешних местах такое изобилие, что рыть можно сутками. Остались необследованными половина территории по стойбищу РККА и лес за егерскими позициями на гребне, куда хотелось бы заглянуть.
Уходим вверх и почти в сумерках, совершенно ушатанные, добираемся до нашего приюта. Аккуратно отбиваем булыжниками лесины, которыми хозяин перегородил вход. Двери нет, проем завешен пологом из прорезиненной ткани. Кош подготовлен к зиме - все вещи и крупа подвешены внутри под крышей на поперечных балках от прожорливых лесных обитателей. В крайний раз хозяин наведывался сюда пару недель назад как раз для всех этих приготовлений. Изуродованное ведро, служившее подойником, он отыскал на ручье в двухстах метрах от коша. Медведь, привлеченный запахом остатков молока на ведре, прихватил его с собой и уже на ручье неспешно пытался разобраться с железякой, очевидно, не понимая, почему вкусно пахнет, а съесть невозможно.
Остатков стремительно убывающего дня едва хватает на то, чтобы разобрать рюкзаки и сбегать на ручей за водой.
Линия фронта.
Ужин готовим уже в темноте на газовой горелке. Попытка запустить горелку огорчила до невозможности. Обнаружилось, что вылетел винт, служивший осью вращения для раскладывающихся лепестков, на которые ставится посуда. Хорошо хоть он отыскался в чехле от горелки. Видимо тряска на ухабах в здешних местах плохо сказывается не только на людях. Кое- как впотьмах с помощью ножа и какой-то матери удалось водрузить его на место и запустить аппарат. Титановая суперлегкая горелка фирмы Kovea, приобретенная к июньской экспедиции, отходила в общей сложности две недели и преподнесла такой неприятный сюрприз.
Ужинаем под дагестанский коньячок, фляжку которого мы затащили сюда вместе с нашим скарбом. Сеанс связи с домом под звездным небом с огромными мерцающими звездами и мы отбиваемся.
ДЕНЬ ВТОРОЙ. Хребет.
Ночь, вопреки ожиданиям, оказалась вполне теплой. Медведь тоже не наведывался, поэтому мы хорошо отоспались и усталость от вчерашнего перехода уже почти не ощущалась. Ночью почему-то снились женщины. "К чему бы это?", - спросил у Саныча поутру.
"Дак коньяк-то дагестанский", - ответствовал он.
За завтраком прикидываем планы на день. Решаем идти на хребет, у основания которого стоит кош. На хребте воевали, к нему я "пристреливался" еще летом, но тогда непогода отменила наши планы и вот сейчас я хочу наверстать упущенное. Горный моряк Сергей Саныч не возражает. Он знает, что мы приехали активно ходить и он к этому готов, а куда ходить - это он отдал на откуп мне.
Наш домик стоит в ущелье между двух хребтов. Оба их во время войны оседлали немцы. На одном из них мы нашли летом винтовки пленных и туда же, по всему раскладу, из нашего ущелья выходила пропавшая рота. Мы будем подниматься на другой - противоположный хребет прямиком через лес по боковому отрогу с перепадом высоты метров в 800-900. Погода не внушает опасений. Опасения внушает возможный приход в домик медведя в наше отсутствие и его расправа с нашими продуктами и вещами. Но вариантов у нас нет - не тащить же все с собой наверх, и мы выходим. На подъеме работаю металлоискателем. С набором высоты лес, как водится, переходит в непролазный кустарник, через который приходится буриться вверх, подтягиваясь за стебли и ветки на крутом склоне.
Линия фронта.
Сигналов нет. Только в криволесье у границы леса натыкаемся на полтора десятка небольших ямок - лежек непонятного происхождения при полном отсутствии металла в них и на прилегающей территории. Набираем высоту, иногда делаем привалы для отдыха. Хребет, на который мы поднимаемся, все ближе и ближе. Хорошая солнечная погода, стоявшая долгие дни до нашего приезда, не оставила снегу даже на этой высоте никаких шансов. И это очень облегчает нашу задачу. Обычно в это время года здесь уже многометровый слой снега.
И вот здесь, сидя на одном из привалов намного выше леса и глядя на простирающееся под нами ущелье, откуда мы поднялись, на заснеженные вершины, на противоположный хребет, на чернеющий под нами лес с голыми стволами деревьев и оттого хорошо видимый, мы вдруг увидели единственно возможный путь по которому могла подниматься на противоположный хребет «пропавшая рота». Это был небольшой крутой и лесистый гребень, идущий из ущелья и заканчивающийся вверху уже выше леса пологим, поросшим кустарником и рододендроном плато прямо под хребтом, на котором сидели в норах немецкие егери. Все другие соседние гребни, идущие вверх от реки, заканчивались вверху поясами скал и выход по ним наверх был невозможен.
Пропавшая рота.
Эту историю мне рассказал местный житель несколько лет назад. Дед местный. Во время войны наши попросили его родственника - юношу провести роту солдат по горам в обход немецких позиций, чтобы организовать атаку с тыла. Уже где-то вверху солдаты отправили проводника обратно, а через некоторое время парень услышал сильную стрельбу. Из роты обратно не вернулся никто. Очевидно, они попали в засаду егерей и были уничтожены, возможно кто-то попал в плен. Место, где все это происходило, неизвестно. Известна долина, где все это могло происходить, но долина эта немаленькая и очень глухая, к тому же, труднопроходимая. В ней мы сейчас и находились. По моим прикидкам все это произошло выше границы леса, скорее всего, на выходе из него. Если бы это происходило в лесу, то всех бы не перебили и из группы кто-то вернулся бы. В лесу больше шансов уцелеть, чем на открытом месте.
Мы уже пару лет периодически наворачивали круги вокруг предполагаемого места, но результатов пока не добились.
Я нашел эту роту пока только в документах - списках потерь части, которая здесь воевала. Правда, не роту, а взвод - 32 человека. Пофамильно. С двумя пулеметчиками. Все погибли в один день. Их даже не записали пропавшими без вести. В графе «место гибели»- прочерк. В графе «где похоронен» - прочерк. А народная молва, скорее всего, превратила взвод в роту. Тем более, что для гражданского человека разница невелика.

И теперь все сошлось. Вот так вот, оказаться в этом месте, в это время и, сидя как в гигантском театре, вдруг увидеть эту картину. Все предыдущие поиски, вся тяжелая и часто мучительная работа в этой долине, копание в документах и куски скупой отрывочной информации сложились, как цветные стеклышки в калейдоскопе, в одну целую и ясную картину. Производим съемку лежащего под нами на противоположном хребте плато. Размеры его примерно километр на триста метров. Искать надо там. Разбить на сектора и пройти весь, ничего не пропуская. Это работа для следующей экспедиции.
На снимке обозначены:
Стрелками сверху-немецкие позиции по гребню
1. Место, где летом были найдено оружие пленных
2. Предполагаемый путь подхода в тыл к немцам «пропавшей роты»
3. Плато, на котором мы решили искать следы «пропавшей роты» в следующей экспедиции.

Высота все больше, снег все ближе.
Линия фронта.
Мы уже почти на хребте, где были немецкие позиции. Ниже хребта на его скате большие поля зарослей рододендрона. Именно в них мы надеемся на находки, которые позволят восстановить картину происходивших здесь событий.
Продолжаем подъем. Вверху метров за сто от хребта среди травы названиваю "звездочку" от разорвавшейся немецкой гранаты М-24. Значит, здесь воевали и воевали на расстоянии броска гранаты. Но почему- то полное отсутствие стреляных гильз.
Продолжение следует.

Чуть выше, тоже в траве обнаруживаются две половинки нашего взрывателя ГВМЗ. Такие взрыватели могли устанавливаться на замедление подрыва и ими, среди прочих, комплектовались мины 120мм.минометов.

Откуда он здесь? Загадка разрешилась довольно быстро. На каменной сыпухе недалеко друг от друга нас ждут хвосты крупнокалиберных мин. Они лежат в камнях и прекрасно сохранились! Вот это да! С применением 120х мин в горах сталкиваюсь впервые. Снять размеры не удосужился, просто сделал фото и только уже вечером до меня дошло, что это вовсе не 120 мм. мины. У тех, во всяком случае, с которыми приходилось сталкиваться, на хвосте 12 перьев, а на этих по 8. Похоже, это 107 мм. горно - вьючный миномет, настоящая редкость.

Мины разорвались с большим недолетом от хребта, где сидели егеря - метрах в пятидесяти. Либо с корректировкой были проблемы, либо били с предельной дистанции, либо возвышения не хватило, а стреляли, скорее всего, из леса, откуда мы пришли. Вот и еще одна задача на следующий июнь - поискать позицию в лесу. Под такой агрегат площадку не слабую должны были оборудовать. Глядишь, и завалялись одна - две осечные для фотосессии. В этих местах сохран у летух чудный - даже краска на клеймах сохраняется и маркировка вполне читаема.
До хребта уже рукой подать, но я настырно обследую заросли рододендрона под ним.

Все интересное, что было наверху, уже давно собрано не охотниками, так туристами и найти что- то достойное можно только в скрытых от человеческого глаза местах. Достойного не обнаруживается. Находятся немецкая граната-колотуха без деревянной рукоятки и барабан от лебедки с шестерней и одной отломанной щекой. Клейма на железке искать не стал. Этой лебедкой, возможно, пользовались егери, чтобы поднимать в блиндажи грузы - по фронту у них травянисто - кустарниковый склон с отдельными участками скал на котором мы и находимся, а вот с тыла очень крутые скалы и осыпи. Такая вот замороченная позиция. Позже, после публикации дневников на одном из форумов, мне подсказали сведущие люди, что это катушка для намотки кабеля связи, такие использовали немецкие связисты.

На хребте, вопреки ожиданию, стрелковых ячеек нет, только несколько засыпанных снегом блиндажей на большом удалении друг от друга.

Результат прозвона - несколько консервных банок,- заранее известен. Вырываю их из-под снега просто для очистки совести. Зато есть настрел, очень негустой, говорящий, скорее, об отражении каких-то отдельных небольших атак.
Линия заоблачного фронта.

Идем вверх по хребту. Здесь граница снега совсем рядом и я даже какое- то расстояние прохожу по нему в направлении вершины, но интересных сигналов нет, а выковыривать гильзы из-под снега занятие бессмысленное.

Погода отличная. Легкие облака на синем небе и очень солнечно. Во все стороны открываются прекрасные виды и совершенно не холодно. Саныч работает фотоаппаратом. Это тот редкий случай, когда я не фотографирую вообще, поскольку в этот раз не взял фотоаппарат.
Здесь под скалами был блиндаж

С погодой пока везет

Горный моряк Сергей Саныч.

Пошли по хребту в другую сторону. Ничего интересного. Устраиваем привал с обедом прямо на траве в нескольких метрах от гребня. Когда еще доведется погонять чаи с такими видами? Воды с собой немного, поэтому наталкиваем снега в котелок и раскладываем горелку. И тут она преподносит новый сюрприз. Пьезорозжиг просто отваливается от нее, а спички я, разбалованный достижениями цивилизации, с собой не взял. Да, не доросла Kovea до таких прецизионных вещей. Ладно у нас тут почти курорт, можно и водичкой запить сухари с паштетом, а если бы такое в мороз и на горе?
Нормальных слов просто нет. Неслабая очередь русского мата уходит куда - то в сторону Кореи, но тут неторопливый и задумчивый Сергей Саныч шебуршится по своим нычкам в многочисленных карманах и выуживает в конце-концов из своего фотокофра спички. Как они там оказались ему, похоже, и самому невдомек, но через десять минут мы уже завариваем чай, а это уже совсем другой расклад. Я изрядно посрамлен из-за своей непредусмотрительности и делаю себе зарубки на будущее на всех возможных местах.

День намного перевалил за половину и мы в оставшееся время решаем подняться на господствующую узловую вершину, возвышающуюся над гребнем. Егери затащили туда минометы и с этой горы контролировали несколько близлежащих хребтов. Попытки отбить гору наши предпринимали, но они закончились неудачей. Это все, что я знал об этой горе. Подъем на нее довольно крут, но с нашей стороны просматриваются проходы между скал, которыми мы воспользовались, и уже через двадцать минут сидели на вершине.

На небольшом пятачке на вершине, настолько маленьком, что проблематично было даже сфотографироваться вдвоем, чтобы нормально попасть в кадр, обследование занимает несколько минут. Немного стреляных маузеровских гильз и все.
Если тут и был лишний хлам, то он где- то внизу под скалами, которые отвесно обрываются в тыл егерской позиции. Но нам туда не попасть. Обходы займут много времени, а день стремительно убывает. Ну что ж, судя по увиденному, особого накала боев на этом участке не было. Делаем съемку окрестных хребтов с вершины и начинаем спуск. У нас еще остается время, чтобы засветло добраться до лагеря.
Мы спускаемся вниз не напрямую по пути подъема, а траверсом, более полого. По пути прозваниваю поля рододендрона, но кроме нескольких стреляных маузеровских гильз ничего.

Сделав приличный круг, уже в сумерках с опаской приближаемся к нашему пристанищу. Медведь на наше жилище не покушался и это нас откровенно порадовало. После ужина на вечерней связи с домом пришла СМС от нашего товарища, подстраховывавшего нас. Он сообщал, что по новому прогнозу, начиная с завтрашнего дня, заходит циклон с большими дождями внизу и запрашивал наши планы насчет ухода вниз. Ему нужен резерв времени, чтобы добраться к месту нашего спуска и вывезти нас. Дожди внизу - это большие снегопады у нас. Решаем все откинуть на утреннюю связь о чем и отправляем СМС. Этот циклон так не вовремя, нам бы еще хоть пару дней погоды, но все будет ясно утром, может, обойдется. На ночном небе среди облаков просматриваются звезды и это внушает какую-то надежду. С тем и отбиваемся.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ. Свал.

Просыпаюсь еще затемно и, увидев необычно просветлевший проем двери, все сразу понимаю. Чуда не случилось. Снег уже прикрыл землю и продолжает сыпать, но черные стволы деревьев в лесу просматриваются метров на пятьдесят и это радует. Пока варится каша, мы очень быстро собираем рюкзаки. Еще темно и мы подсвечиваем себе фонарями. Самая большая проблема - это продукты. То, что может дожить до весны - консервы, крупы, концентраты, мы укладываем в хозяйский мешок и подвешиваем под потолок на поперечную балку. Но очень многое - сухари, овощи для борща и все то, что явно не перезимует, складываем на улице за ограждением загона. Какой- нибудь животине в радость.

Пока собираемся и едим, серый рассвет пробивается сквозь пелену падающего снега, который валит все гуще. Производим все действия по консервации домика на зиму, заколачиваем проход лесинами, которые еще позавчера отбивали, и выходим.
Наша задача как можно быстрее подняться на отрог, с которого мы пришли позавчера, и выйти на тропу на другой его стороне. Движение в снегопаде в горах - штука очень рискованная даже для бывалых людей. Падающий снег скрывает окружающий рельеф и лишает возможности ориентироваться, а снежный покров надежно скрывает и так малозаметные тропы. Местный охотник рассказывал мне, как он несколько раз в таких случаях полностью терял ориентировку и чуть не замерз, заблудившись. Но у местных в таких случаях есть проверенное средство - лошадь. Когда надеяться на себя уже не приходится, последняя надежда - идти за лошадью, взявшись за стремя или за хвост. Лошадь каким-то неведомым чутьем находит путь в сторону дома или хотя бы выводит на тропу. Не всякая лошадь и не всегда, но моему знакомому везло с лошадьми. Любой местный вспомнит людей, которым не повезло или у них просто не было лошади.
На пути сюда я "забил" в GPS несколько контрольных точек на такой случай, но на это мало надежды, потому что прибор показывает путь к точке по прямой без учета высоты или рельефа. В поле или в лесу это некритично, но здесь, «в молоке», по прямой идти очень чревато, если не сказать больше. Стрелка прибора запросто может привести к скалам, обрыву, крупной сыпухе или другому малоприятному месту, через которое лежит путь к искомой точке. В горах не бывает прямых троп и прямых направлений. Любая тропа и любое направление жестко обусловлены рельефом. Поэтому в нашем случае наименее проблемным вариантом был быстрый выход к тропе и спуск в зону леса. И только там можно было спокойно перевести дух. Отсутствие у нас палатки добавляло «перца» к испортившейся внезапно погоде. Мы просто не могли знать насколько мощным будет снегопад и на сколько он затянется.

Нам повезло. Снегопад еще не разогнался в полную силу, когда мы поднимались на отрог, а потом выходили на тропу и двигались по ней. Тропа кое-где еще просматривалась.

Снег на рододендронах. На ветках еще остались паутинки щедрого бабьего лета.

До зоны леса чесали мы без передыху и привалов, как молодые, и только среди криволесья позволили себе присесть и отдохнуть, а заодно вышли на связь с нашим "спасателем" и сообщили ему, что спускаемся.

Так уж устроен человек, что как только спало напряжение, можно расслабиться. Вот и мы решили на спуске притормозить и дообследовать то место, которое не закончили на подъеме. Не пропадать же дню. По мере сброса высоты падающий снег перешел сначала в очень мокрый, а потом в дождь. Неизвестно где было больше воды - сверху или на наших взмокших от бесконечного бега вниз спинах.
Одна из лесных могил на 2-3 человек.

Как только мы спустились до места, накрыв пленкой рюкзаки под деревом, тут же стали бороздить лес. На этот раз торопиться нам было уже некуда. Среди находок те же противогазные фильтры, консервные банки, несколько РГД 33, рубашки от них и прочий хлам. Вылезло стремя в отличном состоянии, пару к нему отыскать не удалось. Невесть откуда в одной из лежек назвонилась гильза от самолетной пушки ШВАК. Наверное, солдатик подобрал где-то, да так и оставил в яме, где ночевал.

После того, как сделали завершающий снимок, назвонили ножны от штыка - иранца в отличном состоянии, а недалеко от него обнаружилась голова от немецкой гранаты-колотухи в краске и даже с орлом. Рукоятка сгнила. Но интересно было другое. Колотуха «вылезла» среди наших окопов на расстоянии раза в два превышающем дальность гранатного броска от места, с которого вели огонь егеря. А при наличии деревьев закинуть ее сюда от их позиции они ну никак не могли. Ну, а если учесть, что недалеко от колотушки мы два дня назад вырыли ножны от маузеровского штыка, очень велика вероятность того, что осталось это добро от убиенного тут же егеря и выброшено оно было за ненадобностью нашими солдатами. А у нас все никак не получается посмотреть противоположный скат хребта за позицией егерей. Вот и приспела еще работа на следующий год.
Вконец вымокнув под непрекращающимся дождем, кипятим чай, перекусываем и уходим вниз.

Все. Сезон закончен. Вроде ничего особенного. Вполне обычная рабочая экспедиция без особых результатов. Надеюсь, результаты будут в июне.
На следующий день нас забрала машина. Обратно проскочили благополучно, хотя и на мизерах по уже легшему на отрогах снегу. Зима надолго заходила в горы.

Летняя экспедиция 2013 года полностью подтвердила предположения, сделанные в ходе этой ноябрьской поездки.

Спасибо за пост. Разрешите пояснить- этот пост о том, как писалась книга по ссылке книга

Спасибо за интересный репортаж о поиске, читал не отрываясь.
Небольшое замечание по маркировке на фото: красные стрелки на фоне неба отлично видны, а там, где лес и кусты - с большим трудом. Желательно было бы нанести их белым или другим более контрастным цветом.

"... какую-то неведомую запчасть из цветмета загогулистой формы."

На фотографиях где-нибудь эта штуковина присутствует?
Может, отдельное фото есть?

Спасибо за пост.
"Пьезорозжиг просто отваливается от нее, а спички я, разбалованный достижениями цивилизации, с собой не взял. Да, не доросла Kovea до таких прецизионных вещей" - а он (пьезоподжиг), по-моему опыту, почти всегда отказывает спустя пару месяцев использования. Во всяком случае, у Ковей (другие горелки почти не использовал). Так что спички и зажигалка всегда нужны.

Попробую ответить на вопросы.
Цитата: "Очень увлекательно. Как вы угадываете на рельефе блиндали, гнезда? Ржавые мины, что на фото вначале статьи, не опасны?"
Глаз уже наметан. Блиндажи и стрелковые ячейки- это все же сооружения, которые зачастую выкладывались с помощью камней. За много лет с ними почти ничего не случилось, разве каменные стены блиндажей осыпались. Сложнее с лежками- окопами для стрельбы лежа. Еще сложнее в лесу отличить могилу от холма, образованного вывороченными корнями упавшего дерева. Упавшие деревья уже сгнили, а холмы остались.
Насчет мин все относительно. Это как когда на гору идешь. Надеешься, что все будет хорошо. Но иногда бывает живой камень, плохо забитый крюк или закрытая трещина на леднике.
Цитата: "На фотографиях где-нибудь эта штуковина присутствует?"
На фото с минами справа.
А насчет Kovea- на моей старой горелке этой фирмы пьезорозжиг до сих пор живой. А вот с титановыми микрогорелками беда. Следующую горелку купил уже без пьезорозжига.

И да, поскольку с особенностями сайта пока знаком плохо, выбрал самый маленький отчет для пробы. К сожалению, не смог найти информацию о том, какой объем может быть закачан в тему и каков должен быть вес фотоснимка. Обычно в отчетах по экспедициям немало текста и десятки фотоснимков.

Пишите. Это очень важно. Для всех. И не важно как разбито на части. Кому надо - прочтут обязательно.
Спасибо!

Согласен с Игорем. Пишите непременно, и по-поводу формата слишком не заморачивайтесь. Язык отличный, а тема-святая.

Дочитываю книгу, очень интересно. Автор проделал колоссальную работу. Интересно побывать в тех местах.

А вот это здорово. И как впечатление? Меня тоже поразили объем и, так сказать, серьезность работы. И еще жалко наших.

По делу, к сожалению, сказать нечего, ибо в тех местах не бывал. С нетерпением жду отзывов экспертов.

Дочитал, очень интересная книга. Читать надо с картами, иначе бесполезно. Почти все описанные места находятся в Абхазии или по границе с ней. Помимо труднодоступности, вырисовывается картина с разрешением от пограничников. Рекомендую к прочтению. Эх, если бы так осветить Туапсинское направление ....
Хожалый, продолжайте писать, Ваши дневники очень интересны.

Один мой знакомый и очень компетентный товарищ из Туапсе готовит к печати подробнейшую книгу по событиям на Туапсинском направлении. Я ему подогнал некоторые материалы из немецких архивов, которые попались мне при работе над моей книгой. Надеюсь, скоро порадует.

А с границей, да, есть такая проблема. Поэтому я никогда не пишу никаких топонимических названий в своих дневниках. Если бы я каждый раз испрашивал официальные разрешения на посещение тех мест, то книги бы точно не было.

Если можно, сообщите как выйдет книга по Туапсинскому направлению.Заранее спасибо.