Арктика рядом (ода Ладожскому озеру)

Пишет AlexTrub, 01.04.2018 13:36

Арктика рядом (ода Ладожскому озеру, Туризм)

Небольшое печальное вступление. Сорвался планируемый поход на фэтбайке в полярную Норвегию, что поселило в душе заметную грусть. Хорошо, что в целом зима не прошла зря, и удалось провести два небольших, но интересных лыжных похода, но сорвавшийся был самым долгожданным. Однако финансовая ситуация сейчас не позволяет. Отмена же похода для меня автоматически означает закрытие сезона, и на душе чувства такие, какие у большинства людей бывают в конце лета. Только еще и пожаловаться некому, т.к. практически никто их не разделяет. А я прощаюсь со всяким аутдорным драйвом как минимум до ноября. С другой стороны совсем уходить в печаль тоже некогда, надо тренироваться и готовиться к следующему сезону.

Но чтобы немного развеяться, сочиню своего рода лирическую экскурсию по Ладоге (С использованием чужих фото, надеюсь авторы не обидятся, авторство укажу. Если авторство не указано, фото мои). Для иногородних на всякий случай поясню, что Ладожское озеро сравнительно недалеко от Питера. К его южной бухте Петрокрепость можно доехать на электричке за час с небольшим, но основная красота в северных шхерах, куда надо ехать больше трех часов. Ладожское озеро – крупнейшее по площади пресноводное озеро в Европе. В России по этому показателю оно находится на втором месте, уступая Байкалу и на 15 месте в мире (если не считать озером Каспийское море).

Зимой Ладога превращается в ледяное царство и напоминает маленькую Арктику. Конечно если зима настоящая, а это в последние годы случается не всегда. В Питере много любителей путешествовать по ладожским льдам, но для этого нужно постоянно следить за ледовой обстановкой. Контролировать ее можно по спутниковым снимкам. Но там что-то видно только в ясную погоду, и к тому же по снимку можно определить только наличие льда, но не его толщину. Дополняет картину прогноз ледовых условий. Еще я часто смотрю форум рыбаков, там как правило можно найти наиболее точную информацию по толщине льда и наличию трещин,
но только для ближайшей к Питеру части озера.
При планировании поездки надо учитывать и ветер. Особенно следить, чтобы не было сильного отрывного ветра (дующего от берега). Впрочем сильный ветер любых направлений может создавать внезапные трещины.
Если ледового опыта совсем нет, то для начала лучше не ездить в одиночку. И еще полезно прочитать эту статью Ильи Гуревича.

В хорошую зиму Ладога замерзает полностью, например здесь у меня отражена динамика процесса зимой 2011/2012.
Затем, насколько я помню, был перерыв вплоть до этого года, когда появлялся припай в бухтах, но центральная часть не замерзала совсем. И неожиданно в этом году, уже в самом конце зимы Ладога все же успела замерзнуть! Причем сложилась редкая ситуация, когда долгое время стояла морозная бесснежная погода и в результате лед получился чистым, не хуже байкальского

Арктика рядом (ода Ладожскому озеру, Туризм)

Все новостные ленты от питерских знакомых пестрели фотками "байкальского" льда. У меня в этот период к сожалению не получилось выбраться, но можно хотя бы полюбоваться чужими снимками.
Оба фото Алексея Медникова

Но это не единичное явление этого года. Вот снимки Эдуарда Солодниченко от 2012:

а это январь 2009
и снимок от 19.12.2009 (оба снимка также Эдуарда Солодниченко)

Фото Александра Кутищева (2012 год, бухта Петрокрепость):
Арктика рядом (ода Ладожскому озеру, Туризм)

Хорошо виден "байкальский" лед этого года на ролике Дмитрия Пашкова (советую посмотреть первые полторы минуты, дальше мне кажется затянуто, хотя кому-то возможно будет интересно)

Мое личное знакомство с зимней Ладогой состоялось пожалуй в 2010 году, и было столь ярким, что запомнится на всю жизнь. Вроде бы это было совсем недавно, но я тогда был полным чайником и даже не умел правильно одеваться. Ну и зимнего походного опыта тем более не было. Один мой приятель, Андрей Шпартько, круглый год организовывал однодневные походы по Ленобласти. И в тот день, 23-го февраля, задумал лыжный поход через бухту Петрокрепость. С юга дойти до Зеленецких островов, а затем уйти на восточный берег (с которого впрочем непонятно как эвакуироваться, но по слухам там был автобус)

С утра было тихо, и даже солнце пробивалось сквозь тучи
фото Андрея Шпартько

Благополучно дошли до Зеленецких островов, где был большой привал. Затем вышли в сторону Кобоны.

Впереди Кобона, до нее 11 км (фото Андрея Шпартько)

Внезапно погода начала портиться, горизонт исчез
Арктика рядом (ода Ладожскому озеру, Туризм)
Если очень присмотреться, то горизонт еще можно увидеть (фото Андрея Шпартько)

Поднялась настоящая пурга, и ветер был скорее встречным. Кроме нас шестерых и снега не было вообще ничего. До пурги мы видели рыбаков (и берег тоже всегда был виден), некоторые приехали на лед на машинах. Теперь мы пытались идти по какой-то автомобильной колее, но ее заносило на глазах. Мне еще доставляла неудобство неправильная одежда. Я шел в х/б футболке и куртке (про термобелье еще не знал), в рюкзаке была шерстяная кофта. Но одевать ее на привалах не хотелось, это же надо куртку снимать да и отсырела бы она, а без нее было холодно - футболка была сырая от пота. Поэтому было ощущение, что останавливаться нельзя. А усталость между тем накапливалась.
фото Андрея Шпартько (у меня тоже был фотоаппарат, но к тому моменту я забыл о его существовании)

Нет, теперь я конечно понимаю, что ничего особенного тогда не происходило, тем более что у Андрея был навигатор. Это самое важное, без навигатора и компаса можно было действительно очень здорово влипнуть. Но даже с навигатором впечатлений для новичка было выше крыши. Главное ведь эмоции, и я их отчетливо помню до сих пор. Сама эта белая мгла здорово действует на психику, даже если знаешь куда идешь и знаешь, что до берега осталось 5 км. Просто перестаешь верить, что существует что-то кроме снега. Тогда, с непривычки, у меня были серьезные сомнения, что я вообще когда-то доберусь до своего дома. Глупо наверно звучит, но тогда было так. Запомнилось отчетливое ощущение, что цивилизация где-то очень далеко, как будто она вообще не существует. Есть только эта метель, и она точно такая же, какой была тысячу или две тысячи лет назад.

Наверно после таких ощущений и можно пристраститься к аутдору. Точнее говоря, кого-то это навсегда отпугнет, а для кого-то станет незабываемым и притягательным. Я с тех пор хочу повторить ладожское ПВД в аналогичную погоду. Поскольку теперь я более подготовленный, интересно насколько изменится восприятие ситуации. Жду подходящего стечения обстоятельств. В целом передвижение в такой пурге мне кажется весьма полезной тренировкой перед более серьезными зимними походами и восхождениями.

Когда выходишь на берег, сразу становится теплее, от Ладоги действительно веет арктическим холодом. До берега мы дошли уже фактически в темноте. Никакого автобуса в Кобоне конечно не оказалось, он ходит только летом. И мы еще оттуда как-то сложно выбирались, но это уже не очень отчетливо помнится. На следующий день рыбаки на форуме активно обсуждали эту пургу. Помнится кто-то писал, что сели батарейки в навигаторе, они вышли на берег в неизвестном месте и коротали ночь в снежной яме.

Позже были другие мини-походы с приятелями по бухте Петрокрепость, а также сольные походы с ночевками на Кареджских и Зеленецких островах. К слову, на Кареджских островах нет деревьев, поэтому они имеют совсем арктический вид.
Арктика рядом (ода Ладожскому озеру, Туризм)

Было встречено множество рассветов и закатов.

Да и в целом Ладога кажется мне очень разнообразной. Вроде бы просто снежная равнина, но этот снег имеет миллионы оттенков. Иногда это холодная синяя пустыня

Иногда окрашена нежными рассветными цветами
Арктика рядом (ода Ладожскому озеру, Туризм)

А бывает, что снежные полутона почти сливаются с горизонтом

В сильный мороз на открытом льду распускаются снежные цветы

В бухте Петрокрепость лед как правило устойчив и неподвижен. Но даже там иногда образуются торосы
Арктика рядом (ода Ладожскому озеру, Туризм)

В других частях озера торошение еще больше
Фото Михаила Курицына

Фото Александра Кутищева (вдалеке виден маяк острова Сухо)

Северная часть Ладоги более труднодоступна (за один день из Питера можно съездить, но это больше шести часов в электричке), но и более живописна. Там есть множество островов, которые в морозы покрываются причудливыми ледяными узорами
Арктика рядом (ода Ладожскому озеру, Туризм)
Фото Вадима Шевцова (на фото я)

А деревья превращаются в снежные скульптуры
Фото Эдуарда Солодниченко

Это фото Эдуарда Солодниченко от 2012 года
Арктика рядом (ода Ладожскому озеру, Туризм)
а вот ролик об этой поездке на Верккосаари, рекомендую посмотреть, тем более что у этого велопохода еще и сюжет интересный - разошедшаяся трещина. Да и съемки красивые.

Поверхностно поискал полезные отчеты о походах по Ладоге (более длительных, чем ПВД), нашел немного. Наиболее полезным показался этот. Тут хорошо написано про пургу, а также упомянута радиация, которая к сожалению имеет место быть на некоторых островах.
Также есть небольшой отчет Костантина Бекетова. Если в сети есть еще материалы на эту тему, буду признателен за ссылки.

Надеюсь, что климат не потеплеет окончательно, и наша маленькая Арктика в будущем будет также радовать зимними чудесами.