Бено Кашакашвили. Горы и вино. Страсти высот Эвереста.
Бено, у тебя недавно был день рождения. Поздравляем от всей души и желаем тебе успехов во всех твоих многочисленных занятиях.
Давно мы с тобой серьезно не общались. Так, что бы и читателям портала было интересно. Надеюсь...
По профессии ты инженер-металлург, плюс еще и кандидат наук. Но это, пожалуй, не самое главное. Ты ходил разноплановые маршруты. И высотные и технические, по сути, был универсалом. Помню, на Московском международном фестивале экстремальных документальных фильмов тебя награждали Владимир Шатаев и Юрий Синкевич как лучшего экстремального оператора. Потом ты вдруг исчез с радаров... что же изменилось?
Да, ты права. Моя профессия доставляла очень много удовольствия и честно признаться, очень много хлопот. Большой бизнес, управление компанией, без политики у нас все это не шло в прошлые годы. А интриги и хамство политиков в ближайшем прошлом, к сожалению, забрало у меня и время и нервы. После, начал и достроил маленькую дедовскую винодельню в родном селе Багдати, начал проект VINOTEL в столице, сейчас планирую продвинуться в производстве эксклюзивных вин в Кахетии, и там же хочу запустить маленькую гостиницу. Все это тоже нервы, время, бессонныне ночи и много энергии. А до этого была полная свобода: стенные восхождения на Ушбу, Шхару, Чатын, Джигит, Огузбаши, Ама-Даблам, Су-Альто, Эль-Капитан, первая грузинская экспедиция на Эверест. помнишь, я организовывал совместную грузинско-русскую экспедицию “GRUZ-2000” на Лхотзе. В те годы я в горах, в тренировках проводил 4-5 месяцев и делал множество восхождений по всему миру: Памир, Тьян-Шань, Кавказ, Аляска. Все это тоже много времени и энергии забирало. Бизнес и горы трудносовместимые оказались для меня. Но самые хорошие воспоминания у меня остались от гор и от тех друзей.
Бено, а горы в сегодняшнем успехе Вашего дела помогли? Производство вина тоже творчество, по-моему.
Ну, конечно. Если бы не горы, если бы не опыт общения с природой и друзьями, наверное, нас не признали бы ни в Швейцарии, ни в России, и даже в Грузии. Я счастлив, что мои друзья – это достойные альпинисты. У них я многому научился. Когда была русско-грузинская экспедиция, ты поймешь по составу, четыре мастера спорта международного класса, традиционное грузинское гостеприимство. Так вот, все экспедиции желали попасть к нам в гости, хотя у них всего было в достатке. Помню даже, мои сибиряки организовали сауну, ниже базового лагеря, почти на 5000 м. Самые знаменитые альпинисты аплодировали, просили допуска. У нас в базовом лагере всегда была чача, вино, различные маринады, и нам и любому гостю было удивительно приятно посетить нашу кухню. Мы прекрасно все совмещали. Командный профессионализм тогда выдержал и лавину и непогоду. Смотрю на фотографии, и мне очень жаль тех друзей, которых не стало. А последняя трагедия Валерия Розова – для меня международная трагедия. В Грузии мои друзья были в печали.
Про творчество. Виноделье, конечно творческая деятельность, как и восхождения в горы. Профессионально этим заниматься - это как пройти сложное стенное восхождение. Ты должен готовиться и жить этим – это образ жизни. Всегда есть дилемма – обойти сложное, в виноделье тоже таким приемом многие пользуются. Но удача и успех за теми альпинистами и виноделами, которые полностью выкладываются, имея знания, соответствующую подготовку и сохранив принципы.
А как восхождение на Эверест повлияло на твою жизнь или бизнес? Эверест, как стремление многих быть на вершине мира)
Эверест принес популярность, а горы научили ответственности и преданности. До сих пор сохраняю уважение и любовь к друзьям. У них многому научился. Особенно признателен российским альпинистам. Еще в период бывшего советского союза мы начинали дружить, и я был молодым кандидатом в сборную. Я рад, что россияне сохранили мировое лидерство и в командном и в индивидуальном стиле. Мне очень жаль моих грузинских и российских друзей, которые погибли в горах. Смотрю на фотографии, иногда страшно. Мы вместе жили, ели, обнимались, согревая друг друга. Я думал, что нам ничего не грозит, мы сильные. Жаль Сашу Фойгта, Хабази, Кикодзе, Мальяни, Тамаза, Гоги. Кстати, с последними я начинал свое первое восхождения на вершину Вахушти в Сванетии, потом Казбек и потом без гор и без них я не представлял свою жизнь. Осенью прошлого года был на похоронах Валерия Розова в Зеленограде. Так я болел за него. Человек мира! Для меня он был Юрий Гагарин 21 века. Я бы объявил национальный траур, да хоть и международный. Он был гений, который совмещал современные технологии с классическим альпинизмом. Его прыжок с Ушбы я отмечал в Винотеле. Он обещал привести всю семью к следующему проекту в Грузии, но жизнь развернулась иначе. Я надеюсь обнять его семью у меня дома. Я рад, что все годы в любой точке мира с ним работал достойный грузинский альпинист, фрирайдер и парапланист – Ника Лебанидзе. Ника очень крутой. Спасибо Валерию, что он взял его в пару.
А как ты относишься к бейс прыжкам?
Ой, когда-то я летал на параплане, потом переключился на лыжи. такой возрастной переход был. Вроде не трус, но как представлял себя, что надо прыгать с этой стены... не знаю, не смог бы… боялся даже пробовать. Вперые в моей жизни бейс джампера я видел на стене Эль Капитан на сидячей ночевке слышу необычный звук, поднимаю голову. Только подумал, что-то на меня сейчас упадет, и раскрывается парашют в 50 метрах надо мной. Я его ругал, а он был счастливым, кричал от счастья, что остался в живых. Кажется, это пик адреналина, какое-то наркотическое желание. К сожалению или к счастью, я не испытывал…
Как выглядит грузинский альпинизм сегодня?
Мы шагаем вперед. Надеемся на лучшее. Стараемся догнать упущенное. К сожалению, мы давно отстали от международного признания, не смогли сохранить и альп-лагеря. Они развивали и строили и альпинизм и отношния. Из моего поколения Гигани, Гуджабидзе, Отарашвили сохраняют форму. Из последних новостей отметим первопрохождение в Гималаях вершины Ларкия 6400м: Бадриашвили, Гелашвили, Тефнадзе. ещё, пожалуй, зимнее восхождение двойки на Шхару: Бадриашвили, Тефнадзе. Это была моя неосуществившаяся мечта)) Кстати, с мастером спорта международного класса, с Алексеем Козловым, мы занимаемся скалодромом в Тбилиси.
У меня в гостях был Райнхольд Месснер, который признал, что Ушба самая красивая гора в мире. А в первый раз мы с ним пересекались на Памире, когда проводился чемпионат бывшего Советского Союза по альпинизму. Он консультировал правительство в области развитии горного туризма. В одном из интервью Месснер сказал, что в мире ему просто очень повезло, хотя были более сильные альпинисты. И я еще раз его зауважал за эти слова. Где Месснер, там всегда и сплетни и вопроы, и в прошлом, и сейчас. Большие люди – большие проблемы)). Надеюсь, что он к нам вернется, и удача, и праздник обязательно будут нашим горам и жителям…
Бено, дежурно должна спросить про ближайшие планы. Горы или вино?)
Сама знаешь, сейчас не легкие времена везде, но надеюсь, что вместе с моим вином, погребом, гостиницей и с верными друзьями можно и устроить себе личный праздник и сходить на хорошую гору. Надеюсь, силы найдутся и для этого – в этом вижу я смысл моей жизни. Часто с женой бываем в горах. Она даже спускалась почти с вершины Казбеги на лыжах. Но мы работаем во всю, она занята, я занят, стараюсь догнать упущенное, хотя приобрел гораздо больше.
А жена не нервничает? и, кстати, как ты относишься к женскому альпинизму?
Она наоборот, рада, когда я отдыхаю и готова со мной в горы ходить. Мой аргумент серьезный, на Ама-Даблам мы вместе с Афи и Гелой брали Софию, она молодец, сходила на вершину Ама-Даблам, что для женщины прекрасный результат Такое восхождения для меня гораздо интереснее и привлекательнее. Она усложняет и украшает вершину.