Сергей Кофанов: "Делаю горы ближе и безопаснее по всему миру"
Сергей Кофанов на Жанну, 2007
Обладатель международных альпинистских наград, мастер спорта по альпинизму и горный гид Сергей Кофанов вернулся в Москву после трех лет жизни в Австралии для того, чтобы представить российской аудитории свой новый проект, который также связан с горами, как и вся его жизнь. MountainPlanet.com – это бесплатная энциклопедия о горах и маршрутах, а также площадка, где международное онлайн-сообщество альпинистов, спортсменов, горных гидов и просто любителей может общаться и обмениваться информацией, делая горы ближе и безопаснее по всему миру.
Сергей Кофанов: На самом деле проект хотя и считается стартапом, но работает и тестируется уже полтора года, собрав и объединив за это время приличную аудиторию из самых разных стран. В числе пользователей также несколько сотен россиян, но я намеренно не делал особой рекламы на родине, понимая, что здесь у меня могут быть более строгие рецензенты. Сейчас мне не стыдно рассказать о том, чего мы добились за эти полтора года и пригласить Россию стать частью международного проекта.
— Во многих странах есть свои альпинистские сообщества, клубы, ассоциации, у которых есть сайты со всей необходимой информацией. Зачем им объединяться?
— Затем, что несмотря на существование международных организаций вроде UIAA или IFMGA, в международном горном сообществе есть проблема внутреннего взаимодействия между всеми игроками этого рынка. На каком-то уровне выстроена коммуникация гидов между собой, альпинистов-спортсменов, вендоров, но при этом нет площадки для общего взаимодействия между этими группами. Более того, никак не структурировано их взаимодействие с теми, кого мы называем любителями и кто является потенциальными потребителями их услуг.
— Расскажи подробнее о том, что это за группы и как им помогает Mountain Planet?
— Сперва я разделил горное сообщество на несколько сегментов и создал для каждого из них свой функционал на сайте, согласно их потребностям и интересам.
Сегментов получилось пять:
1. Любители, которые ищут информацию, чтобы безопасно открывать для себя новые горы и новых людей. Им для этого нужна помощь горных гидов, магазинов, производителей снаряжения, турагентств.
2. Профессионалы – к ним относятся не только горные гиды, но и спортсмены.
3. Вендоры, производители снаряжения — все те, кто обеспечивает индустрию экипировкой.
4. Агентства – это и туристические агентства, и страховые компании, и поставщики прочих услуг.
5. Медиа – веб-сайты, книги, журналы, то есть та структура, которая поддерживает освещение в медийном пространстве все события, происходящие в рамках горного сообщества.
Сейчас между этими составляющими нет прозрачного и главное, доверительного, если так можно выразиться, взаимодействия. Информации в интернете вроде много, но достоверность ее часто под сомнением. Клиенты не понимают где найти гидов, посмотреть отзывы, какое снаряжение взять, какое агентство выбрать – вопросов на стыках возникает очень много. И задача нашей платформы – это предоставление единого информационного пространства для всех этих участников индустрии, где хранилась бы только самая достоверная, подтвержденная экспертами информация.
— Значит речь именно о коммуникации?
— Не только. Помимо того, что эти пять сегментов индустрии взаимодействуют между собой, они еще много взаимодействуют с горами и маршрутами. По сути, горы и маршруты – это основа индустрии, и другие сегменты вращаются вокруг нее как электроны вокруг ядра. Сейчас наша энциклопедия содержит сотни тысяч страниц с описаниями горных систем, массивов, гор и маршрутов, причем все страницы взаимоувязаны в иерархически организованную структуру, где более высокие уровни (например, горные системы) наследуют данные из своих составляющих подуровней (массивов, гор и маршрутов). Поэтому у нас на сайте можно всегда посмотреть сколько экспедиций, к примеру, сейчас в Альпах.
Страница с описанием маршрута "Марангу Гейт", Килиманджаро
— Мне очень знакома эта формулировка еще по сайту ФАР, где также есть электронный классификатор.
— Наши базы данных существенно отличаются, прежде всего тем, что на сайте спортивной организации размещены описания маршрутов, адаптированные для спортсменов. Ими сложно пользоваться, например, любителям, которые хотят определиться куда же им по силам взойти. В нашей же энциклопедии описания сделаны простым доступным языком: как добраться, какой уровень подготовки нужен, какое снаряжение необходимо, какая самая оптимальная программа акклиматизации и многое другое. Кроме того, в нашей энциклопедии присутствуют не только альпинистские маршруты, но и скалолазные, хайкинговые, маршруты для ски-тура и ледолазания.
— На сайте представлены все виды горных активностей?
— Сейчас их настолько широкий спектр, что не хватит всех пальцев на руках, чтобы пересчитать. Наш веб-сайт по сути представляет из себя платформу, которую можно адаптировать под любые типы активностей, даже под гольф и рыбалку. Но в данный момент времени мы сосредоточены на том, что мне близко и понятно: на горах и маршрутах, так что и я остановился на пяти основных направлениях: альпинизм, скалолазание, ледолазание, ски-тур и треккинг. Список будет пополняться.
— И кто создает контент по всем этим направлениям?
— Я привлек экспертов из числа своих проверенных друзей, в том числе, я сам многое заполнил в этой энциклопедии. Кроме того, у всех зарегистрированных пользователей есть возможность добавлять в нашу энциклопедию новые горы и маршруты, либо дополнить существующие описания, делясь с остальными участниками сообщества самой свежей и актуальной информацией. Те маршруты и горы, которые человек сходил, он может добавить в свой профайл, организуя таким образом все свои походы в едином информационном пространстве. У нас есть пользователи, которые добавили в свой профайл историю своих восхождений аж с восьмидесятых годов, причем каждый маршрут и гора из этого списка – это полноценная страница с детальным описанием.
Помимо наполнения контентом, пользователи могут создавать события, например, экспедиции или коммерческие туры. Опять же все это преследовало цель, чтобы у сообщества был единый реестр всех экспедиций и коммерческих туров, которые происходят в горах, ведь миссия моего проекта, это сделать горы ближе и безопаснее для людей, а знания о соседних экспедициях напрямую связаны с безопасностью.
Страница с описанием тура вокруг Аннапурны
— В чем польза такого реестра помимо того, что люди могут найти подходящий для себя тур или спортивную экспедицию? По-прежнему многие для этого используют поисковые системы...
— Я как гид много раз сталкивался с ситуацией, когда я еду с группой, например, на Ама-Даблам и мне очень хочется понимать какие еще группы будут вокруг меня: у кого можно помощь попросить, у кого будет врач, у кого палаткой можно разжиться, или поделиться. Таких данных мне не хватало для организации безопасной поездки. Все мои попытки связаться с Министерством туризма Непала, с агентствами, заканчивались провалом. Такой платформы, где регистрировались бы эти экспедиции и коммерческие туры не было. У министерства по туризму Непала покупаются пермиты и они могли бы выдать информацию об экспедициях на Ама-Даблам, но даже они не могли помочь. Поэтому на нашей площадке каждый пользователь может создать страницу тура или спортивной экспедиции с самой полной информацией, а остальные пользователи могут добавить их в свою новостную ленту. Кстати, подписываться можно не только на обновления от других людей и экспедиций, но и на горы и маршруты, ежедневно получая новости не только о том, какие экспедиции вскоре стартуют и кто только что успешно поднялся на гору, но и о том, что кто-то добавил информацию в существующее описание маршрута или создал новый. Получилась большая платформа, которая действительно объединяет в себе не только контент, но и несет функцию социализации.
— Чем еще может быть полезен Мountain Рlanet альпинистам и туристам на сегодняшний день?
— На сайте все время появляются новые функции. Из недавнего – прокат личного снаряжения. Очень актуальная опция, когда ты едешь туда, где нет пунктов проката или хочешь сэкономить. У многих альпинистов есть снаряжение, которое редко используется и им можно за приемлемую цену с кем-то поделиться, лишь бы не пылилось.
И второе – это продажа коммерческих туров. Не у каждого гида, к примеру, есть сайт. А на MountainPlanet.com любой после прохождения строгой процедуры верификации может создать коммерческий тур, сделать описание, программу, списки снаряжения и начать продавать. Сайт в этом случае выполняет функцию брокера, некой третьей стороны, которая принимает и удерживает платеж, не отдавая его тому, кто оказывает услугу до того, как она была предоставлена. Таким образом решается проблема, когда ты договариваешься с кем-то в Танзании, что тебя сводят на гору, тащишь с собой наличные и гадаешь встретят ли, что там за люди, нервничаешь…
Пользователи сайта могут сдавать друг другу своё снаряжение в прокат
— А как мне проверить правдивость информации в профиле гида на Mountain Planet?
— В профиле видна история всех его восхождений, причем прежде чем эта информация станет доступна в публичном пространстве, она должна быть подтверждена несколькими свидетелями. У клиентов есть возможность оставить отзыв о работе гида, который также повлияет на его рейтинг. Сертифицированные гиды могут существенно повысить свой репутационный капитал, разместив копию своей лицензии или сертификата о прошедшем обучении. При этом интерфейс сайта позволяет естественным образом отсеивать неопытных, низкоквалифицированных гидов, которые просто не смогут выдержать конкуренцию.
Таким образом, Mountain Planet дает возможность найти гидов по многим странам, отсортировать их по навыкам, почитать отзывы, посмотреть достижения и после этого совершить сделку, оплатив ее через сайт. Клиент всегда может вернуть деньги обратно в случае неоказания услуг, а горный гид понимает, что деньги уже в системе и они точно будут у него после предоставления услуги.
Страница профиля горного гида Максима Фойгеля
— Коммуникация любителей и профессионалов понятна. Но в какой роли в нее вступят производители экипировки и снаряжения?
— На сайте есть база данных из 15000 элементов различного снаряжения. Когда я создаю список снаряжения, например, описывая стандартный маршрут на Эльбрус с юга, у меня есть возможность указать конкретную модель производителя – то, что я рекомендую. Кроме того, на каждый элемент снаряжения пользователи могут оставлять свои отзывы, помогая тем самым вендорам вовремя реагировать и вносить изменения в свою продукцию. Таким образом и вовлекаются производители снаряжения. Мы ищем варианты взаимодействия с вендорами, с медийными проектами, которые им нужны и интересны. Мы гибкие в этом смысле, и готовы к диалогу.
— Планы у тебя наполеоновские, задачи не простые и для их реализации требуется немало времени. Почему ты думаешь, что у тебя получится?
— Я попробовал себя, пожалуй, во всех ролях в альпинизме. Был профессиональным спортсменом и тренером, был клиентом и платил деньги агентству и гиду, чтобы взойти на вершину. Был разработчиком туристических программ и продавал их клиентам. Участвовал в разработке новых моделей снаряжения, организовывал и возглавлял коммерческие экспедиции. Могу с уверенностью сказать, что я знаю индустрию как свои пять пальцев. А когда ты любишь что-то и знаешь это настолько хорошо, тебе хочется помогать другим узнавать это. И я нашел свой способ делать это глобально. При этом мы не стоим на месте, мы все время тестируем новые функции и продукты, уже вовсю идет работа над созданием мобильного приложения.
— Чего ты ждешь от читателей этого интервью?
— Что они зайдут на сайт Mountain Planet, зарегистрируются там и оценят существующий функционал. Сейчас сайт англоязычный, но добавлять информацию можно на любом языке и мы работаем над решениями, которые помогут нам сделать так, чтобы чужой язык не был проблемой для коммуникации.
— И в заключении, про тебя писали международные СМИ сначала как о герое, в одиночку спасшем человека на Эвересте, когда ты 9 часов тащил на себе вниз итальянца с высоты 8300 метров. Потом они же писали о тебе и о Валерии Бабанове после сложнейшего восхождения на Жанну. Помогает ли тебе международная известность в работе с Mountain Planet?
— Для меня горы всегда были и остаются неким “калибром”, который не пропускает через себя плохих людей, так что можно так сказать, что я хожу в горы не для того, чтобы коллекционировать вершины, а для того, чтобы приобретать новых друзей и партнеров. И за те 20 лет, которые я провел в горах, я обогатился таким количеством замечательных людей, которым я бесконечно благодарен и которые поддерживают меня сейчас и помогают мне делать горы ближе и безопаснее с помощью Mountain Planet.
Сергей Кофанов:
Родился 6 мая 1978 года в Екатеринбурге.
МС по альпинизму, КМС по скалолазанию.
Обладатель международной премии Grolla d'Or (аналог Piolet d’Or в 2008 году) и американской премии Golden Piton за прохождение нового маршрута на вершину Жанну в Непале в 2007 году в двойке с Валерием Бабановым.
Чемпион и неоднократный призер чемпионатов России по альпинизму.
Дважды восходитель на Эверест, дважды выполнил программу “7 вершин”.
Беседовала Марина Сивоконь
Точно также для других категорий пользователей нет ограничений по заполнению данных о себе на родном языке.
На данном этапе основным языком выбран английский потому, что он является интернациональным, очень многие им владеют. Для тех, кто владеет плохо, современные браузеры позволяют быстро переводить страницы на любой язык.