Фестиваль ледолазания в Эрзуруме: комфортный лед и турецкое гостеприимство

Пишет Roman Khudyakov, 22.02.2018 08:12

Расскажу о международном фестивале ледолазания в Турции Erzurum International Ice Climbing Festival, который 25-29 января. Это история не только о комфортном лазании при -5 градусах, которое кажется невероятным после Акташа на Алтае или Ала-Арчи в Киргизии, но и о талантливой организации фестиваля: турки показали, что такое настоящее гостеприимство и как можно продумать трехдневное пребывание 150 человек из нескольких стран до мелочей.
Фестиваль ледолазания в Эрзуруме: комфортный лед и турецкое гостеприимство (Ледолазание/drytoolling, турция, ледолазание, альпинизм, горы, фото)
Ночная прогулка по Стамбулу

Фестиваль проводится с 2015 года для привлечения в регион ледолазов – профессионалов и любителей. Проходит он в деревне Узундере в 60 км от города Эрзурум, она находится на 1 тыс. метров над уровнем моря.

Добирались мы из Москвы: 3,5 часа до Стамбула самолетом, потом еще 2,5 часа до Эрзурума, а там нас встретили организаторы и повезли в Узудере.
Пересадка в Стамбуле была ночью. Нашими спутниками были только бездомные собаки

Нам рассказывали, что эта деревня входит в топ самых спокойных мест проживания то ли в Турции, то ли в мире, и это похоже на правду. Там спокойно, но не скучно. Жители Узундере – приветливые, веселые, и главное, не воспринимают тебя как мешок с деньгами. Они знакомятся, искренне интересуются откуда ты и что делаешь, при этом по-английски мало кто говорит. Но ты с ними говоришь по-английски, они – по-турецки, и диалог все равно состоялся.
Еще одна достопримечательность - Водопад

Район в целом ориентирован на туристов, это главная отрасль. Зимой там пока проходит только фестиваль. Но летом становится людно: есть скалы с пробитыми трассами, мы, правда, не были на них, есть небольшое озеро, где будут строить лодочную станцию для прогулок на катамаранах.
Вид на долину, дорога ведет в Узундере

В этом году из-за теплой погоды не все водопады подходили для лазания, поэтому организаторы возили нас на дальние каскады, которые лучше замерзли. Добирались до них примерно час – сначала на машине, потом пешком. Всего водопадов в районе больше двадцати, разной протяженности и сложности. Мы успели полазать на двух – Люцифере и Нокауте. Люцифер протяженностью 40 метров имеет форму буквы V. Там много стенок, каждый участник нашел себе трассу по силам: есть простые и безопасные, есть "шторки" с хрупким льдом. Протяженность Нокаута – 300 метров. В этом году там было три вертикальных каскада по 15 метров каждый, между ними участки под углом 45 градусов. В общем, было похоже на восхождение.
Подход к водопаду Нокаут

Мягкий лед Узундере очень отличается от Горного Алтая или Киргизии - он прощает заточку твоих буров и кошек. Молоток забивается с первого раза, буры крутятся моментально, лезешь уверенно. В Ала-Арче же иногда на закручивание буров тратишь все силы. А самое главное, в Турции можно лазать без кучи курток, налегке, температура была не ниже -5 градусов. В общем, этот лед идеально подходит для новичков.
Турсунали работает первым на водопаде Нокаут

Всего в фестивале участвовали 150 человек – из Германии, Испании, Италии, Греции, Казахстана, России. По вечерам мы собирались и общались, делились впечатлениями, некоторые даже показывали презентации о своих восхождениях.

Идеолог и менеджер фестиваля - Четин Байрам. Я ездил туда в 2017 году, и с тех пор мы дружим. Он очень душевный парень, и гости фестиваля – его личные гости, команду из России он везде возил сам.
Четин, Георгий, Ферхан - наш переводчик

Организаторы возили нас в древний грузинский монастырь X века. Мы были на местах боевых действий, разрушенных крепостях, где даже сохранилась пушка пермского оружейного завода, изготовленная в 1898 году.

Ездили в Университет Эрзурума. Там есть два крутых ледодрома, но они почему-то не используются – видно, что зацепы накручены неграмотно. Были на приеме у губернатора и мэра, которые подчеркивали, что хоть у России и Турции были разногласия (ну да, русско-турецкие войны, например), сейчас они друзья. Наконец, мы даже выступали на радио – поблагодарили за классный фестиваль.

Быт был тоже продуман от и до: проживание в гостинице, питание, трансфер – все как по часам и за счет принимающей стороны. В общем, о нас заботились, как могли.
Горнолыжный курорт Паландокен

Как добраться туда самостоятельно или попасть на фестиваль в следующем году, напишу позже – пока программа прорабатывается.