Jambo, Africa!
Ссылка на видео на ютубе
https://www.youtube.com/playlist?list=PL2qp1KqIA5Py_oO6uZANSY1g9fhLL4aJs
Что чувствуешь, когда дорогу перебегает черная кошка? Суеверные люди плюют через левое плечо.
Я не суеверна (это касается исключительно кошек) и плевать через левое плечо было бы верхом неприличия – слева от меня сидит Вадим.
Мы едем в джипе спасателей, только что спустились с вершины наивысшей точки Африки, вулкана Килиманджаро. Нас в джипе столько, что сложно даже голову повернуть, смотрим только вперед. Вот как раз после очередного поворота грунтовой дороги перед глазами черной стрелой в свете фар мелькнуло грациозное, чарующе красивое тело и длинный хвост. Черная пума, пантера? Не важно, главное, что моя мечта сбылась – я увидела это чудо в живой природе. Если бы я одна увидела, то подумала бы, что это галлюцинация, связанная с резким сбросом высоты, усталостью, длинным, бесконечным восхождением и переходом в базовый лагерь. Но я видела ее, мой тотем, не одна. Это было, только ради этих секунд стоило поехать в Африку!
Что щелкнуло в моей голове, чтобы принять такое не очень стандартное решение - перенести отпуск на зиму и поехать вместо Памира или Гималаев туда, где, по моим представлениям, пальмы, баобабы и жена французского посла? Шило, исключительно шило в одном месте, и моя собака, ради которой я решилась на зимний отпуск. Ну, про собаку - отдельная история.
Купив за три месяца до поездки билет, договорившись с руководителем фирмы Makalu Extreme, моей подругой, Оксаной Морневой, об участии в восхождении, положилась на удачу и занималась своими делами, которых столько, что голова кругом. Единственное, что я сделала вовремя – прививку от желтой лихорадки (тот ещё квест на Украине) и стала пить таблетки от малярии.
За день до выезда начинаю соображать, что пора собирать рюкзак. Времени на мониторинг поездки нет. В день отъезда прилетела с работы, скинула вещи в баул и умчалась навстречу приключениям, не очень понимая, что меня ожидает на незнакомом континенте.
Поездка в поезде, переезд в аэропорт Жуляны в Киеве, прилет в Дубай, пересадка на самолет компании Kenia Airways, посадка в Найроби, столицу Кении, и вот, наконец, Африка!
Рот я открыла сразу по выходу в терминал и так и не закрывала до конца поездки. Чего я ждала? Пальмы, аборигены на них и море диких обезьян. Стыдно? Ага, стыдно! Нужно ломать стереотипы.
Современный аэропорт, англоязычное население, красивые, приветливые люди, готовые прийти на помощь при первом же обращении, приятный климат, буйство красок, зажигательная, ласкающая слух, африканская музыка, отличные дороги, можно часами перечислять всё, что поразило, обескуражило, заворожило и покорило с первых же минут пребывания на этом, таком чарующем и немного непонятным для европейца, континенте.
Встреча в аэропорту ещё раз поразила. Оксана представила мне одного из членов нашей команды, Макса, назвав его белым шерпой. Этой характеристики для меня вполне достаточно. Опять я в сильной команде, опять я самая слабая. Ну почему в группах, где я хожу, одни монстры-спортсмены, сильные парни и девушки, а не солидные дяди и тети, темп которых такой же медленный и печальный, как мой? Придется терпеть. Ага, а ещё Макс сходил летом на Манаслу. Это так, штрих к портрету
Ждем остальных участников. Прилетел Дима. Оксана представила его, как друга Максима, с которым мы ходили пару лет назад на пик Яла в Гималаях. Ух ты! Друзья друзей – мои друзья. Про Диму ничего не знаю, но первое впечатление – очень приятный молодой человек, спортивного типа. И этот спортсмен!
Осталось дождаться ещё какого-то Вадима и мы будем готовы к выезду в Танзанию. Несколько кружек латте, неспешные разговоры и дождались прилета Вадима. Сказать, что я удивилась – это ничего не сказать. Мы с Вадиком ходили на пик Яла! Этот он! Вот это сюрприз! Дежавю, как будто не прошло несколько лет, а всего пару дней как расстались.
Должен быть ещё один товарищ, но он опоздал на самолет и там проблема с визой. Оказалось, что мужчина – друг Кайрата из Казахстана, с которым мы тоже ходили на пик Яла!!! Это был контрольный в голову. Мистика, фантастика! К сожалению, проблему с визой не удалось решить, и мы так и остались в неполном составе. Шестым был Саша из Ростова, но он уже в Моше, городе под горой Килиманджаро, в Танзании, ждет нас.
Поездка в Танзанию на автобусе, по прекраснейшей дороге, саванна, переезд через границу, суровый и беспощадный, первая встреча с масаями, поздний приезд в отель в Мошу, поздний ужин, заселение в номера, душ, кондиционер, всё очень красиво, оперативно, душевно и как то по домашнему.
Не знаю откуда, но у меня страсть к ярким, горячим цветам. В Африке это буйство красок обволакивает тебя с первой минуты и не отпускает ни на секунду. Красивейшие девушки, с очень женственными фигурами, невероятными прическами из африканских косичек, белейшими зубами, очаровательными улыбками и живыми, любопытными глазами.
Очень люблю Азию, но то, что я увидела в Африке, потрясло до глубины души. Мне там было безумно КРАСИВО! Неужели это оно, то, что всегда манило и звало из дома? А музыка, какая там музыка! Зажигательная, ритмичная, зовущая в танец.
Разговаривают в Танзании на суахили и английском. Моих знаний языка не хватает, да к тому же, меня не очень понимают из-за моего акцента (как-то сама собой стала «глотать» звуки, как это делают носители языка) Пришлось выключить акцент и дело пошло на лад, потихоньку стала ловить себя на том, что иногда в голову приходят не украинские или русские слова, а английские идиомы. Ого! Это уже совсем другой уровень, ассимиляция с местной средой.
Итак, наше путешествие на крышу Африки, после решения всех формальностей, регистрации при входе в Национальный Парк, выходим на тропу, ведущую к приюту Мандару Хат (2743м), через влажные тропические леса. По пути встречаем обезьян. Они подходят совсем близко, не боятся, даже удалось видео снять
Идти не далеко, всего часа четыре. В приюте нас заселяют в домики. Высота не чувствуется, голова не болит, аппетит отличный. Приют очень красивый, чистый, уютный. Чистота, если честно, не в пример родным Карпатам, просто поражает. Нам до Африки ещё далеко, ох, как далеко. Тут люди берегут свою природу, заботятся о ней, поддерживают экосистему. Эх! Нам бы так! Ну, не буду о грустном…
Утром ранний подъем и выход в следующий лагерь, расположенный на высоте 3700 метров, приют Хоромбо. Уже чуть суровей природа, круче тропа, прохладней. После обеда выходим на прогулку к скале с названием Зебра. Очень интересные скалы, с окраской, соответствующей названию. Выходила вместе с Сашей, но ему становится не очень хорошо, прошу Мгету остаться с Сашей и иду наверх одна. Как я люблю эти минуты одиночества, когда ты один на один с горами, небом, солнцем, высотой. Момент истины, ради которого я готова ползти из последних сил выше и выше.
Встречаю Диму, он уже возвращается на приют. Желаем друг другу удачи и расходимся. Через несколько минут меня догоняет вездесущий Мгета. Он делает фото моим телефоном. Хм, а что, это не селфи уродские, очень даже приятно. Побыв некоторое время возле скал Зебра, возвращаемся в приют.
Такие выходы нужны для того, чтобы привыкнуть к высоте и спать ночью без головной боли.
Чувствую себя хорошо, но сон уже не такой крепкий, как в предыдущую ночь. Не пью адаптогенов, кроме витаминов, вообще ничего. Интересно, надолго меня хватит? Ребята все сильные, идут быстро. Стараюсь не отставать, но прекрасно понимаю, что идти чужим, более быстрым темпом на высоте – не очень хорошая идея. Со мной рядом всегда один из наших гидов, Мгета. Тут вообще не принято оставлять туристов одних на тропе. С одной стороны, это приятно, а с другой – напрягает не по-детски. Я до сих пор, проведя столько лет в горах, стесняюсь чужих людей. Со своими все просто – хочешь пописать, просишь отвернуться и всё, нет проблем. А вот как объяснить чужому, молодому парню, да ещё на английском, чтобы он отстал хоть на минуту? Терплю, но понимаю, что это глупость и могу сорвать почки.
На следующий день опять ранний подъем. Выходы ранние, чтобы, если пойдет дождь, который здесь обычно ближе к обеду, успеть прийти в приют и не намочить вещи. Сушить их просто негде, да и не особо хочется.
Переход к седловине Килиманджаро, расположенной между вершинами Кибо и Мавензи, дается уже намного сложнее, высота приюта – 4703 метра над уровнем моря. Для третьего дня пребывания в горах – довольно приличная нагрузка.
Переход проходит по местности, напоминающей другую планету. Нет, я не астронавт, на других планетах не была (пока), но фантазия рисует именно такие картины. Началась альпийская зона, приземистые хвойные кусты, всё покрыто вулканическим пеплом, цвет почвы – красновато-бурый, иногда встречаются очень красивые цветы, названий не знаю, но любуюсь и фотографирую с удовольствием. По пути встречаются места отдыха с настоящими, простенькими, но чистыми туалетами. Да, за вход в нацпарк берут деньги, но отрабатывают по полной. Везде чисто, нет пластиковых бутылок вдоль тропы. Проносить пластиковые бутылки в национальный парк запрещено!!! Ещё раз делаю вывод – когда жители страны настоящие, а не псевдопатриоты, то порядок есть и будет.
Приходим в лагерь Кибо, над уровнем моря 4703 метра. Тут уже высота дает себя знать. Есть не хочется, тем более, что жареное (в огромном количестве масла) тесто не вызывает аппетита. И мне почему-то всё очень острое. А вот пью много, как никогда. Несу воду в питьевой системе, которую утром заправляют наши китченбои. Обедаем и ложимся спать. Ночью, вернее, поздним вечером, предстоит выход к вершине. Момент истины наступил.
Оксана принимает решение разделить группу по темпу ходьбы. Мне, Саше, Оксане выход назначен на 23-00. Вечером чувствую, что у меня начинает подозрительно бурчать в животе. Приплыли! Молчу, пью таблетки и молюсь, чтобы обошлось. Отравилась таки. А я-то думала, что у меня от высоты нет аппетита, что для меня абсолютно не типично, обычно, горняшка для меня – нездоровый аппетит. Хотя, кто его знает, как оно в этой Африке?
Сон очень тревожный, проваливаюсь в забытье, потом яркие, цветные сновидения, просыпаюсь. И так по кругу. Но все закончилось в 21-30. Нас будит местный гид, пора собираться. С трудом впихиваю в себя печенье и чай. Время ещё есть, ложимся опять покемарить. Но вот время Ч настало. Выходим на штурм
Идти тяжело, медленно и жарко. Останавливаемся – мерзну, идем – истекаю потом. Если бы шла одна – давно бы отрегулировала тепловой режим, кое-что сняла, кое-что одела, но я не одна и морозить людей, пока буду наводить порядок в своем туалете, просто не имею права.
Мы вышли первыми, через некоторое время замечаю внизу фонари. Наши парни вышли на восхождение и катастрофически быстро нас догоняют. Как же я медленно хожу! А тут ещё тошнит, бурлит, мутит. Ничего, если что, - вернусь, не буду портить людям восхождение.
И мысли у меня в голове совсем не такие, как обычно. Нет радости, нет куража. Мне откровенно плохо. Горняшка? А мне все равно, просто решаю, что это мой предел, что пора прекратить мучить себя и людей, ездить в горы, что это последний раз, что пора остепениться. Много чего ещё подумала, пока не дошли до скального взлета. Как только дотронулась до скалы, как будто Гора дала сил. Нет, скорость не стала быстрее, но все глупые мысли сами собой вылетели из головы. Сосредотачиваюсь на том чтобы не заснуть на ходу, не потерять равновесие на скалках, стараюсь контролировать каждый шаг. Сложно, но напряжение придает сил.
А край кратера где-то там, высоко, далеко и каждый раз как будто отодвигается все дальше и дальше. Оксана, Саша и гид уходят вперед. Со мной остается мой вездесущий Мгета. Он давно уже догнал нас, забрал мой рюкзак и всячески старается облегчить моё состояние, идет впереди и пробует показывать, куда наступать. Не парюсь, не рассказываю, что на скалах чувствую себя уверенно, просто стараюсь равномерно дышать, переставлять ватные ноги и молить чтобы хоть капельку перестало тошнить. Отравилась или все-таки горняшка? Дожилась, на 5 тысячах мутит. Ну какая из меня высотница, тьфу, пакость какая.
Вот так, занимаясь самокопанием и мазохизмом, выхожу на край кратера. А там уже наши ребята, отдыхают, пьют чай, готовятся идти дальше. Делаем несколько фото с Оксаной. Какая же она сильная! С её травмой то!
Чувствую, как ветер начинает продувать мои вязаные рукавички. Ого! Мороз сильный, и пальцы начинает «прихватывать». Срочно меняю варежки на высотные рукавицы. Руки теряют чувствительность, оттираю, стараюсь разогнать кровь. И упорно иду вперед по краю кратера туда, где на горизонте видны три вершины Килиманджаро.
И я уже уверена, что буду стоять там, на высоте 5895 метров над уровнем моря, на самой высокой точке Африки. Идти тяжело, каждый шаг – два вдоха и выдоха, как на большой высоте. Но я дойду, время ранее, на горизонте начинается феерия красок - восходит солнце. К сожалению, я не смогла сфотографировать восходящее солнце – руки мерзнут очень и очень. Просто стою и любуюсь.
Мгета все время рядом, уже привыкла к нему, вместе пьем из одной кружки, угощаем друг друга вкусняшками. И я иду, медленно, очень медленно, но иду вверх. Моя вершина – самая крайняя по ходу. К ней обычно идут часа два. Я шла три. Встретила всех наших, кроме Макса. Он как-то незаметно прошел вниз. Саша меня не узнал, но и немудрено: высотные очки, баф, капюшон, пуховка – полный боевой комплект. Солнце светит вовсю, но холод собачий.
Встречаю Оксану. Она узнает меня и искренне радуется. И знаю, что дойду, доползу, потому что в меня верят.
-Тамариус, борись, немного осталось! – с этими словами Оксанчик уходит вниз.
А я, я дошла!
И распоакалась. Первый раз в жизни мне так тяжело морально далась вершина. Я уходила два раза из-под вершины пика Ленина и таких эмоций не было, просто работала, хладнокровно принимая решение. Тут же нахлынули эмоции – стояла, глотала слезы и радовалась, как ребенок.
Много-много фото, с Мгетой, с флагом моей фирмы, одна, на фоне ледника, на фоне табличек. И чувство полного удовлетворения. 6 февраля 2018 года, 8:00 утра, через 9 часов после выхода, стою на крыше Африки, а через день я стану на год старше, вот такой подарок себе сделала. Говорят, что в эти дни человек особенно чувствителен, уязвим, открыт и раним. И я очень рада, что в эти дни меня окружали хорошие люди, друзья.
Потом, когда мы спустились в Мошу и праздновали мой день рождения, Вадим, говоря очередной тост, признался, что не ожидал, что я дойду, что смогу побороть себя, потому что было видно, как мне плохо. Я не нашлась, что ответить…
Но плохо было не мне одной. Как оказалось, мы ВСЕ отравились, всем было очень плохо с животами! Вот тебе и Кили… Но на вершину зашли все! Спасибо тебе, Гора, ты пустила и отпустила нас
Спуск – это очень-очень быстро перебирать ногами. Это я умею. Уже через 2 часа 20 минут, после начала спуска с вершины, мы с Мгетой были в приюте, уставшие, грязные, как черти от вулканической пыли, но довольные, с чувством выполненного долга.
Есть не могу, тошнит, да ещё от быстрого спуска начинает болеть голова. Пришлось даже таблетку выпить. И вниз! Ещё больше 10 км спуска и мы в приюте, ужинаем, даем чаевые старшему гиду, я – отдельно Мгете, ждем джип. Решили, что лучше заплатить пару американских рублей спасателям и уехать в Моши, в тепло, в цивилизацию, к теплому душу, пиву, вкусной еде, чем ночевать в холодном прите.
Ждем долго, потому что Африка живет по принципу poly-poly. Никто никуда не спешит. И вот мы в джипе, вот она, черная пантера, перебегающая дорогу, вот он, конец восхождения.
Следующий день был свободным и мы, взяв водителя с машиной, едем за сувенирами, посещаем кофейную ферму в племени чага, участвуем в церемонии приготовления настоящего танзанийского кофе, покупаем прекрасные картины, которые пишут ребята этого племени. Парни необычайно красивы и талантливы, очень открыты к общению, любопытны, доброжелательны, зовут в гости, знакомят с родными, берут координаты в фейсбуке.
Комплимент из уст нашего водителя, когда я сказала, что у них безумно красивые девушки, о том, что мы с Оксаной ещё красивее, потому что у нас африканские фигуры, но европейские лица – просто потряс меня. Все было сказано очень просто, естественно и от чистого сердца, даже в голову не пришло обидеться на то, что у нас , по мнению африканских парней, большие «бубы». Улыбнуло!
А Мгете пришлось показывать паспорт, потому что он не поверил, что моему сыну 26 лет. Ну вот что может сделать женщину женщиной? Ненавязчивый, искренний комплимент.
И вообще, Африка, такая искренняя, открытая, яркая, красивая, сделала меня немного счастливей. И день рождения, который пришелся на не очень удачный перелет из-за задержки рейса, прошел не так тоскливо, как обычно. Была связь с друзьями, море поздравлений, хороших и добрых слов, всё это на фоне черных сияющих африканских глаз и белозубых улыбок. Африка, спасибо тебе!
Я вернусь, когда – не знаю, куда – придумаю, но вернусь обязательно!
11 февраля 2018 г.
А потом уже выяснилось, что отравились ВСЕ. Думаю, что в том, что у Оксаны была не горняшка, а банальное отравление, сомневаться никто не будет. Грешим мы на воду, потому что видели, как наша кухня набирала воду из ручья в последнем лагере. бутилированную воду мы, как оказалось, выпили еще раньше.
Рад за тебя!
Надеюсь все-же где-то свидимся )))) Давай на Эльбрус в мае? Будет 10-й РедФокс )))) и много-много своих!