Неудачная попытка строительства иглу на вершине Эльбруса. Октябрь 2016

Пишет Алексей Б, 28.01.2018 18:46

Речь пойдёт о походике, который я устроил себе после многолетней разлуки с серьёзными горами. Главной его целью было испытание собственного организма в его нынешнем состоянии на предмет хоть какой-то пригодности к горной жизни, а также возвращение навыков строительства иглу в условиях высокогорья. Отчётик написан сугубо для друзей, ещё тогда, по горячим следам. Основу текста составляют дневниковые записи, сделанные непосредственно в горах, что наложило на них забавный стилистический отпечаток. Просьба воспринимать написанное только как развлекательное чтиво – без претензий на какой-либо спортивный результат. Сама по себе идея построить иглу прямо на вершине была вздорной и выпендрёжной – теперь я это хорошо понимаю и даже рад, что она не удалась. Вершина – общее достояние, и не было у меня морального права загромождать её какими-то дурацкими сооружениями. В прошлом году там даже свадьбу играли – и пришлось бы им спотыкаться о руины моих редутов. К счастью, Эльбрус и сам способен в какой-то мере позаботиться о чистоте своей вершины. Но об этом – в самом конце...

16 октября 2016, воскресенье. Приехал в Нальчик. Мерзкая морось. Решил не выпендриваться и взял до Азау такси.

В Азау первым бросился в глаза КАМАЗ, из которого торчат две высокие мачты: одна с прямоугольными финтифлюшками, каких полно и у нас в Москве, а другая – с чем-то вроде закрытого непрозрачного параболического отражателя, направленного на Эльбрус. Похоже, здесь-то и делается эльбрусский интернет.

Кинул рюкзак в приёмной отеля Alpina, который стоит сейчас пустой.

Налегке отправился погулять вверх по ручью Гарабаши. Настолько налегке, что забыл даже палки. Добрёл до снега (2777 по GPS) – и назад. Дороги там нет. Полностью размыло...

Полюбовался монументальными противолавинными сооружениями на правом борту долины.

Потом отлично подхарчился в «Трёх сёстрах», уже знакомых по прошлым выездам, поговорил с Центром Управления Полётом по телефону – при том, что означенный Центр видел меня в веб-камеру и нашёл сие забавным.

Потом вселился, перебрал шмотки... и сильно прободал себе большой палец левой руки. Чистил, понимаешь, колбаску новым ножом – тот сорвался, и колбаса мгновенно сделалась кровяной. Поступок недальновидный: могут быть последствия...

17 октября 2016, понедельник. Начинаем трёхдневный акклиматизационный тур. С 25 кг отправился в Терскол, потом по дороге к обсерватории. Везде снег – напа́дал прошлой ночью.

Сначала по следам грузовика, потом по плохим спусковым следам человека, которого там и встретил. Недалеко от водопада меня обогнал паренёк, который шёл раза в полтора быстрее – у водопада повернул назад.

Белая мгла – ничего не видно. Постепенно появляется тропёжка. Путь от полуразрушенной хижины к лагерной полянке 3050 уже утомил: с тропёжкой и без видимости. На месте нашей ночёвки 2007 г. полностью очистил небольшую полянку от снега и поставил палатку на траве.

Пошёл разведать дорогу к обсерватории и прошёл её всю. Встретил спускающегося мужика, который ходил до 105 пикета и сказал, что тропёжка там приемлемая. Я обрадовался и решил планов не менять: идти до ледовой базы вместо того чтоб возвращаться в Азау и ломиться на подъёмник, убоявшись снегов. К палатке вернулся в сумерках. Готовил на улице, воду брал из ручья. Система примус–кастрюльки–шторки более-менее работает. Схарчил убойную дозу супокаши, выпил полтора литра чая и чуть-чуть спирта. Температура упала до –13° и продолжала падать. Туман наконец растянуло, и выглянула луна, осветив окрестные хребтики. Всё белым-бело. Тихо и красиво. Следы микролавинок. Лёг около 20-00 и спал очень плохо: сердцебиение и трудности с дыханием в новом спальнике. Правда, я был к этому готов и особо не дёргался...

18 октября 2016, вторник. Решил вставать, когда солнышко погладило скат палатки. Был изумлён практическим отсутствием конденсата – в однослойной-то душегубке с двумя микроскопическими вентиляционными сеточками у конька. Видать, работают...

Погода – супер: солнце, несмотря на –10°, как взошло повыше – начало жечь. Готовил опять на улице, защитившись от несильного ветерка ковриками. Собирался долго и расслабленно – вышел около 11. Пошёл всё же не по своим вчерашним следам через обсерваторию. Теперь, при полной видимости, решил резануть по крутячку, о чём не жалею. Следы давешнего мужика скоро кончились, довольно сильно не доходя 105 пикета.
Неудачная попытка строительства иглу на вершине Эльбруса. Октябрь 2016 (Альпинизм, осень)Неудачная попытка строительства иглу на вершине Эльбруса. Октябрь 2016 (Альпинизм, осень)Неудачная попытка строительства иглу на вершине Эльбруса. Октябрь 2016 (Альпинизм, осень)Неудачная попытка строительства иглу на вершине Эльбруса. Октябрь 2016 (Альпинизм, осень)Неудачная попытка строительства иглу на вершине Эльбруса. Октябрь 2016 (Альпинизм, осень)Неудачная попытка строительства иглу на вершине Эльбруса. Октябрь 2016 (Альпинизм, осень)

И тут началась форменная засада. Тропёжка. Всё глубже. И всё меньше возможностей как-то смягчать её на осыпных грядках. Апофеоз начался на серпантине выше 105 пикета. Дороги там, можно сказать, нет. А где есть – толку ноль: на ней тропёжка в норме глубиной 20 см, часто по колено, иногда проваливаешься и по пояс. Следов нет – только иногда попадаются собачьи (или шакала какого) – довольно грамотные, но не всегда подходящие мне из-за разницы в весовых категориях. В основном мы с шакалом пытались идти по осыпному «гребешку» на внешней стороне дороги – там снега поменьше. С него-то я разок и сверзился башкой вниз на крупные камни. Сам не пострадал, но чуть побил навигатор, который, к счастью, решил мне это простить. Витки серпантина я нещадно резал, уходя даже на скалы с каким-то подобием лазания – лишь бы не «идти» по этой, с позволения сказать, дороге.

В общем, до запланированного места ночёвки я дошёл. Но очень устал... Хижина на 3650 за последние 10 лет пострадала не сильно и осталась вполне жилой. Только куда-то делась внешняя дверь, и тамбур оказался забит снегом, который я выгнал оттуда при помощи специально обученной лопаты, в оном тамбуре и проживающей.

Больше меня не хватило ни на что. Только сгонял харч, которого сожрал явно слишком много, натрескался также и нурофена и – вот – сижу строчу сей мемуар. Одышка. Сердце долбит, аки пьяный кузнец. Голова готовится заболеть вторично. 10 часов вечера. Температура в хижине –7°, на улице не мерил, но намного ниже. Спать побаиваюсь, но как бы надо...

От хижины, как известно, открывается великолепный вид на Эльбрус. В этот раз он меня поразил. Неприятно. Снега много. И на нём много следов. Классическая тропа крепко набита. Ниже неё, как ходили когда-то мы, ещё одна... тропа?.. Да скорее, дорога! Есть подозрение (впоследствии, к счастью, не оправдавшееся), что свежий снег позволил ратракам добираться до самого Седла. Склоны Восточной вершины выше Седла изборождены зигзагами лыжных следов. Зарождается ужасное предчувствие, что в тех краях я буду, как бы сказать, не один... Хотя собственно людей на склонах не видно. И только выше «зеркала» над скалами Пастухова вызывающе торчит довольно крупная красноватая точка, природа которой не ясна. Раньше её вроде не было...

19 октября 2016, среда. Боялся зря: спал более-менее сносно, даже лучше, чем вчера. Всё-таки комфорт хижины даёт себя знать. Встал в 8 часов. Температура –13°. Памятуя о последствиях вчерашнего чревоугодного грехопадения, сготовил только кофе и литр жидкого говяжьего бульончика с сублиматами. Получилось неожиданно позитивно. Собирался не торопясь и вышел около 11 ч.

Шлось легко. Серпантины все посреза́л по примеченному ещё вчера крутому (лавинному) как-бы-кулуару. Тропёжка там ого-го, но на спуске она не печалит. Главное не поломать ногу, провалившись в щель между камнями. Я раз провалился. Только щель та была рассчитана не на ногу, а на меня всего. Но ничего. Упал на рюкзак. Снял его, встал и долго отряхивался...

Наверно, маршрут моего спуска достоин почётного наименования «безбашенный». У обсерватории я срезал опять, тупо спрямляя путь и не особо заботясь о рельефе. На спуске снег позволяет почти любые вольности... Но очень страдают палки. В результате столь жёсткого использования обе они потеряли кольца. Как и предупреждали меня мудрые друзья, да я, дурак, не поверил...

Ниже 2700 снег сохранился только в тени. На дороге мокрые ноги начало тереть. Перешнуриваюсь. Новомодный пластырь в этих условиях не держит. Вижу путь срезки прямо в Азау, но не решаюсь туда идти – не из-за крутоватой сыпухи, ведущей в Волчьи Ворота, а из-за предстоящей внизу переправы через Гарабаши, которая сейчас как раз несёт весь свежевыпавший и свежерастаявший снег. Серпантины над Терсколом тоже режу по бараньим тропам. На одной из них какой-то баран обронил небольшой термос, каковой я и присвоил. Был в нём апельсиновый сок, почти свежий. Были и следы взаимодействий с камнями – может, с дороги он сюда прилетел...

До Азау – пешком – поселился в прежнем номере – помылся горячей водой – неслыханное удовольствие! Результаты такие. Половину хлеба насущного своего приволок назад. На 4 готовки – 2 из которых из воды, а 2 другие из снега – ушло 350 мл бензина. При этом вскипячено примерно 10 л воды. Решил, что бензина взято адекватно, а еду для высотной части сократил примерно на треть. Хоть и несколько страшновато.

Но самое пугающее – это слегка заболевшее после бани горло. Сожрал пригоршню таблеток, запил чуточкой спирта. Спать буду в термобелье. Болезнь на этом этапе поставит крест на всех дальнейших планах, но что ещё могу я теперь поделать?..

20 октября 2016, четверг. Не уберёгся. Встав ночью, почувствовал страшную слабость. Или то от спирта? С утра всё вроде бы и ничего, но слабость. Идёшь по дороге вверх – одышка. Горло не болит – только слегка чувствуется. Ещё до кучи на обожжённых губах таки выскочил герпес. Решил пересидеть этот день в гостинице. Единственный явный запасной день – остался только один неявный. Решение спорное. Если, скажем, завтра не будет работать канатка – вот и неявный день в минусе. Как бы то ни было, теперь лежу и продолжаю глотать таблетки.

21 октября 2016, пятница. Чувствую себя лучше, но не намного. Ходить вверх всё равно гораздо тяжелее, чем должно бы быть. Плюнул на всё и купил карточку на подъёмник. Жребий брошен... А дальше всё было хорошо.

Подъёмник теперь другой – маятниковый – все три очереди. Довозит не до старых бочек, а до верхних, на 3850. Оттуда – вверх по наезженной дороге, периодически обгоняемый вонючими развлекушными снегоходами. Довольно легко добрался до Приюта и решил напроситься туда на ночлег.

Куча хижин – большинство выглядит необитаемыми, на многих – крупные номера телефонов. По одному из них я позвонил, и мужик отправил меня в вагончик №5 за 500 р. Ладно. Внешняя дверь вагончика прилегает неплотно, и в тамбуре я опять имел удовольствие лицезреть кубометр снега. Начинаю уже привыкать. Всё остальное – на отлично. Нары с матрасами – и никого нет. И тепло. +10°. Ночью, конечно, вымерзнет, но пока – хорошо!

Бросив рюкзак, отправился на прогулку вверх. Дошёл до конца скальной грядки, примерно до 4400. Выше без кошек не хочется. Да и сюда-то зря я, честно говоря, их не взял... Попадался навстречу и восходительский люд, в том числе с вершины. Все они здоровались и заговаривали со мной – принимали за своего. Конечно, в первую очередь из-за моих дорогущих и ужасно «профессиональных» ботинок, но, я надеюсь, не только. Мне кажется, я ПРАВИЛЬНО шёл. Я чувствовал, что вспомнил, как это делается.

Ботинки, кстати, показали себя хорошо. В них довольно-таки удобно. На спуске левую ногу начало подминать, но перешнуровка очень даже помогла, да и делается она неожиданно легко. Они, конечно, подмокли - иначе не могло и быть. Как с этим жить – ещё предстоит выяснить. Кажется, ходьба в одних только внутренних помаленьку подсушивает их, а внешние и так мокнут не особенно...

Вернувшись в хижину, получил порцию высоты. Одышка, слабость, головная боль. Первые два симптома почти прошли через час, после горячего кофе. Опять-таки, я знал, помнил, что так будет – и потому не трепыхался совершенно. Нормальный процесс акклиматизации. Но вот голова... Две таблетки нурофена я бы не сказал, что решили проблему полностью. Поел-попил. Лёг около 22-00...

Ага, как же. В 22-05 был разбужен мощным шур-шур-шур из пакета с продуктами. Пришлось все харчи отправить в рюкзак, а рюкзак подвесить. Покуситель пойман так и не был...

Резюме. Вчерашний день бесславно потерян, а решение просидеть его внизу было опасным перегибом на местах. Остаётся надеяться, что всё же не фатальным. (Но нет, оказалось – фатальным: этого-то дня как раз и не хватило...)

22 октября 2016, суббота. С вещами на скалы Пастухова. Тяжело – как в 2007-ом. Выше скал откуда-то взялся поперечный снежно-ледовый вал с горизонтальной площадкой больше 2 м ширины. Следы перекусов и даже, кажется, одной палатки. Вот это место я и решил раскопать.

Прошли сверху МЧСники – с вершины. Угостил их клюквенной болтушкой – они были очень благодарны.

Твёрдый фирн с прожилками льда. Пила справилась отлично! Выкопал канаву и огородил стенками из снежных блоков. Думал перекрыть сводом, соорудив нечто вроде иглу, но заленился: материал собирать было не так просто, а объём работы велик. Решил заложиться на хорошую погоду, которая до сих пор баловала, и просто поставил палатку. Это была ошибка. Палатка дала очень мало комфорта: мощный конденсат от готовки, а через вентиляционные сеточки надувает снег. Хотя в принципе, жить можно. Главная, и очень неожиданная трудность установки палатки, отнявшая часа три(!), была в точках закрепления. Коньки – на ледовых проушинах, а всё остальное – труха. Закапывал ледышки и консервные банки. Тоска. Зелёная...

23 октября 2016, воскресенье. Спал плоховато. Ночью ледник подо мной вздыхал и хрустел суставами. Немного не по себе. Проснулся от солнца на коньке палатки, от которого сразу всё потекло. Собирался медленно, жилище своё наполовину завалил (вынул один кол и натянул конёк) и налегке пошёл наверх. Погода всё ещё очень хорошая, но начало поддувать. Прошли вниз двое полузнакомых ребят. С вершины. Довольные. Молодцы! Прошёл вниз ещё один слегка знакомый инструктор с приюта Мария, где я ночевал в №5 – вёл в связке двух смертельно сосредоточенных клиентов.

Наконец дополз до красной точки выше «зеркала», что не давала мне покоя ещё с ледовой базы. Добрые люди уже просветили относительно её природы: это ратрак. Развёрнутый наперекосяк и забитый снегом – гусеница отдельно. Уже затянутый и ледком – получилась отличная площадка для отдыха.

Выше тропа раздваивается на классическую современную Косую полку, которая чиркает скалки Восточной вершины, и нижнюю, почти ту, по которой ходили когда-то мы. Обе мощно набиты. Я пошёл по нижней.

Всё-таки Эльбрус – огромный тягун. Идёшь-идёшь – всё одно и то же. Утомляет. Сил оказалось меньше, чем в прошлый раз. Считать шаги начал ещё не доходя до Седла – соответственно, на Седле осталось мало возможностей для манёвра: всё его обнюхать не хватило ни сил, ни времени – уже смеркалось. С тропы я увидел только одно место, потенциально пригодное для рытья пещеры, но туда не пошёл. Вместо этого решил разведать хижину. Она нашлась там, где ей и положено. Совсем маленькая, трёхместная, мощная, с тамбуром. Сразу ясно, что очень дискомфортная – только для спасения. На том я, впервые не выполнив дневной план, и пошёл вниз в свою убогую палатку.

Вид её оказался плачевен: мало того, что основательно привалило углы, так ещё и через незастёгнутые вентиляционные сетки всю нутренность забило снегом, и выгнать его оттуда оказалось трудно, потому что через раскрытую дверь туда тут же заносило новые клубы снежной пыли: погодка постепенно портилась. Чтобы перенаправить потоки, пришлось занавесить вход обрывком старого просоветского флага, припасённого в качестве первого попавшегося куска лёгкого капрона, что произвело неожиданный эстетический эффект. Тут ещё сломался фиксатор лыжной палки, и я зафиксировал её навсегда на 125 см ударами ледоруба.

Кажется, именно в этот вечер я наконец перестал насиловать себя едой – и ограничился питьём с какими-то перекусными крохами, чем с тех пор и пробавлялся до самого финиша. К этой шоковой системе питания настойчиво толкал меня собственный организм: с того момента я не ел никаких каш, и вообще почти ничего не ел. Чай или кофе с двумя-тремя сухариками и кусочком халвы или шоколада – больше не хотелось. Еды не извёл даже трети от своей 600-граммовой раскладки. Пил 3–4 л в сутки. Выводов делать не смею, но факт тот, что у меня есть, оказывается, такой вот экономичный – голодный, но безболезненный режим жизни – надо только его включить.

24 октября 2016, понедельник. Переход с вещами на Седло, на неподготовленный плацдарм. Опять проблемы с конденсатом и поздний выход, но шёл малость пободрее, чем вчера, хоть и с грузом – ура акклиматизации! Однако склон Западной вершины, когда я к нему подошёл, был уже в тени. Место действительно оказалось пригодным для сооружения чего-нибудь этакого снежного, но... навигатор уверенно показал, что это и есть пресловутая фумарола – со своей непредсказуемой опасностью отравления. Где ж он раньше-то был?.. Осталось только идти халявить в хижину, к чему я, оказывается, был уже морально готов, интриган ленивый – иначе разве ж допустил бы столь убогую тактику поиска ночлега?.. В хижине мороз за –20°, тесно, конденсат. Но, конечно, сверхнадёжно – и не дует. Ладно. Будем считать, что мы не восходители, но строители, и нам можно...

Фотография хижины взята отсюда, где о ней можно и почитать. В жизни она сейчас выглядит несколько более потрёпанной, чем на фото.

25 октября 2016, вторник. Хижина преподнесла сюрприз: задушила. С утра жутко болела голова, не горели спички. Вспомнил всё про углекислотные отравления – открыл дверь, окончательно замёрз и приступил к жизни.

Ходил на вершину. Налегке. Для всех нормальных людей называется, восхождение, для меня – первый выход на работу.

Малооблачно. Термометр, вытащенный из рюкзака уже в сумерках, показал –27°, ветер во время восхождения в порывах зафиксирован 44 м/с, а был и сильнее. Такие порывы воспринимаются как толчок, который обязательно роняет на пол, если к нему заранее не подготовиться, а предупреждений обычно не бывает. Тактика передвижения – в выжидании затишья в среднем уровне ветра. Сделаешь сколько-то шагов – тебя сшибает, и хорошо, если устоишь на ногах, но точно потратишь на противоборство много сил. Тратишь их и на пассивное сопротивление при выжидании «просвета» – просто переминаясь с ноги на ногу под переменчивым ветром. В этом, видимо, и суть: в зависимости от силы ветра и его порывов, приходится выбирать тактики ходьбы, требующие от тебя всё больше и больше сил (вплоть до переползания на передних зубьях) – до тех пор, пока сил этих вообще хватает. Можно говорить об особой технике хождения под ветром. Надо поискать – наверняка это кто-то исследовал. Обтекаемая одежда и рюкзак, какие-нибудь крючочки на палочках, что-нибудь ещё более хитрое... Одна из моих задач была – хоть немного вспомнить, что такое ветер. Вот – что-то понял...

Есть ещё проблемы, связанные с рельефом: альпинисты мы или кто? Порывом может сбросить, скажем, с гребня, и надо будет «самозадерживаться». Я шёл с ледорубом и палкой. Когда грохнулся раз головой вниз – рефлексы сработали: палку проигнорировал, а ледоруб задействовал мгновенно, причём левой рукой. Приятно. Но рельеф был, конечно, совсем простой.

В районе скального выхода на крутячке стоят знаки «всё плохо». Там, говорят, открылась трещина, куда кто-то упал со смертельным исходом. На верхнем плато замело, и пропала видимость. Ветер усилился. Здесь я не совладал с навигатором (надо ещё тренироваться!) и полез не на тот пупырёк метров 5–10 высотой, стоящий на самом перегибе над Седлом (на панораме он виден на фоне Восточной вершины). Так вот, я НЕ СМОГ на него залезть – ветер не дал. Минут за 15 ни одного «окна» – дует и дует. Мог бы, конечно, лечь и поползти на передних зубьях, да тут уже разобрался, что мне не туда, и побрёл куда следует. Именно здесь, на перегибе, дует сильнее всего. Сильнее даже, чем на вершине...

Вершина сама по себе моего интереса не удостоилась. Там я сразу ринулся разведывать угодья с точки зрения потенциального строительства. Всё оказалось вполне оптимистично: прямо в 10 м от вершинного тура есть место на склоне, где можно выкопать двухъярусную площадку, тестовый карьерчик показал твёрдость фирна, вполне подходящую для моей пилы. Вот уже первый пробный снежный блок украшает собою склон... Стало смеркаться, и я отправился мёрзнуть обратно в хижину.

26 октября 2016, среда. Холодно спать. Встал около 3 ч. Температура в хижине –23°. Спать можно, но на грани. Второй раз чуть не угорел: хижина слишком герметична. Примус поднимает температуру очень слабо, но если поставить на полу под ногами – определённое удовольствие доставляет. Вышел налегке на вершину примерно в 5-30 заниматься своим странным строительством.

До вершины дошёл раньше и быстрее. Заложил раскоп. Никого нет, солнце, но ветер – хоть и послабее, чем вчера. Первые два часа дуло в среднем около 25 м/с – не так много, но минимальный уровень был к этому среднему близок, что тоже довольно неприятно. Вторая половина дня прошла поспокойнее, хотя ветер всё равно очень мешал.

Вырубил в склоне двухуровневую яму трёхметрового диаметра. Блоков из неё вынулось столько, что, может, и хватит на всё, но выложить успел только половину первого яруса.

В любом случае завтра иду туда с вещами: времени больше нет. GPS уже дважды приходил на этих спусках в такое состояние, что становился практически бесполезен. Уныние... (Половина проблем всё же в батареях: литиевые тоже не вечны, и к тому же для прибора непривычны, и степень их разряженности он отражает неправильно.)

27 октября 2016, четверг. Хижина, ещё темно, температура –23°, ветер 10–15 м/с, в порывах 35 (и наверняка больше). Кажется, хижина сейчас развалится, как у того волка с поросёнками. Много звуков, издаваемых крупными железками: удары, визг, лязг – похоже на пребывание в вагоне, который на каком-то недобром вокзале настойчиво перецепляют от одних поездов к другим, всё больше при этом стервенея.

Опять ветер добавил к восхождению много трудностей, тем более с рюкзаком. Поначалу видимость более-менее была, но была и очень высокая влажность, когда на всех поверхностях мгновенно высаживается прочная «сахарная пудра».

Хуже всего, что и на дисплее навигатора. И ещё на крыльчатке анемометра – из-за чего он начал, скрипя, регистрировать лёгкий бриз, и объективных данных о силе ветра с тех пор нет – а по ощущениям, максимальные порывы доходили до полусотни метров в секунду и очень, очень мешали жить. После второго яруса стало ясно, что напиленных блоков на такое огромное сооружение не хватит. Решил переделать его в маленькое – одноуровневое и овальное. Пытался перестраивать часа три. Блоки не держались. Ветер ещё усилился и валил с ног каждые несколько минут. Пошла снежная крупа, режущая лицо. Начало смеркаться...

Нет, я не испугался. Ну честное слово! У меня же были очевидные варианты спасения, вполне доступные, пока есть силы, коих было вдоволь, ибо акклиматизация... Но за последний час дело не продвинулось вперёд СОВСЕМ, и я вынужден был признать, что в сложившихся условиях выполнить главную задачу экспедиции – переночевать в иглу на вершине Эльбруса – у меня шансов больше нет. Мягко говоря, немного обидно – ведь не хватило совсем чуть-чуть: или чуть лучшей погоды, или чуть лучшего умения строить, или одного лишнего дня – как раз того, что я продрых в гостинице... Однако сделанного не воротишь... И я очень устал... Я собрался и пошёл вниз. Даже забыл сделать фото своего творения в его финальном варианте...

Совсем вниз. Мысль о ещё одной ночёвке на Седле вызывала отвращение. Скалы Пастухова – вообще рвотный рефлекс. И я побрёл на Приют 11. Погода так и не отпустила: ураганный ветер без видимости и со снежной пескоструйкой. Очки и шапку я потерял и прикрывался, как мог, капюшонами. На отросших уже усах наросли огромные сосульки. Тропы были видны, но их было слишком много, и ориентироваться в них без навигатора было бы проблематично.

На уровне падшего ратрака я понял, что очень утомил и поуродовал ноги, но помимо спуска вариантов теперь уже всё равно не было, и я помаленьку топал вниз. Пошли участки льда...

Дальше было – нет, не то чтоб страх и ужас – а просто долгое, нудное и противное действо, которое не хочется вспоминать. Тысячи шагов акцентированно вдалбливать усталые и болящие ноги в склон, не принимая даже слегка неустойчивых поз, чтоб не повалило ветром, и прикрывая уже кровоточащую физиономию от неутомимой снежной пилы...

Лёд. Интересненькая тема. На высотах ~4300–4900 он сейчас постоянно перемежается с фирном. Идёшь – удобная фирновая дорога – вдруг бац – всё то же самое, только лёд. Идти по нему не сложно. (Хотя кошечки бы и не мешало подточить.) Но «зарубиться» в случае падения – то ли можно, то ли нет. А нет – поедешь далёко. Проверять не хочется. Все ходят просто так. Инструкторы клиентов связывают, но буров, конечно, не крутят – считают, что в любом случае единолично «зарубят» всю связку своей нездешней харизмой. ОптимизЬм... У меня ночью вниз получилось малость стремновато: без видимости мог бы вылететь на большие участки открытого льда. Там споткнёшься – худо. Техника самозадержания у меня не ушла – это как бы уже проверено, но всё равно опасность улетания вдаль – хоть и небольшая – объективно присутствует...

Приют Мария я нашёл исключительно по GPS – даже дорогу замело так, что не видать вообще ничего. Подёргав дверь «своего» №5, услышал внутри гав-гав и насторожённую нечленораздельную возню. Другие номера были закрыты и безмолвны. И я пошёл в столовую, куда меня, помнится, инструктор приглашал... Интересно, что бы я делал, если б было закрыто и там? Не знаю. Что-нибудь придумал бы: сколько-то сил на это ещё оставалось... Но столовая была вполне себе отперта...

Внутри был уютный ряд столов и скамей, на стене много хороших карандашных портретов, на одном из которых я с умилением признал Николая Чёрного (Николай Дмитриевич, если вдруг Вы это читаете – огромный Вам привет!). Темнота и дубарь... Сколько-то времени я просто оторопело сидел на скамейке, ошеломлённый безветрием, потом нашёл кухню и сгонял себе кипяточку на чужом газу, потом посидел снова. А за окном – темень и буран. И никого нет. Спать в ходовой одежде слишком холодно, а доставать спальник со дна рюкзака не хочется. На одежде и вещах так и остаётся высотный «сахарный» снег. Я сижу и периодически задрёмываю...

Тут, может, с наибольшей отчётливостью проявился мой малость анекдотичный, но вполне таинственный «невидимый партнёр» (образ навеян одноимённым романом Э.Ф. Рассела. Не слишком взыскательному читателю, готовому лишний раз посмеяться – рекомендую ;) Гнездясь в полуобморочном состоянии в своих одежонках, я слушал из ниоткуда заунывные поучения такого сорта: «Капюшон анорака сними – мокрый. А пуховки – надень – тёплый. Перчатки мокрые – руки лучше в рукава убери. И руки на стол – а голову на руки. Вот та-а-ак!..» Моим замутнённым сознанием происходящее воспринималось как голос со стороны. Без ясной идентификации. Второй случай – это несколькими часами раньше принятое решение свернуть программу и идти вниз. Мне тогда показалось, что ОН давно уже хочет официально заявить мне, что я занимаюсь ерундой, да только почему-то себя сдерживает, хотя со всё бо́льшим трудом, но вот-вот взорвётся и тогда будет вообще караул. Так что это не я виноват в невыполнении – мне приказали...) Шизофрения, называется. Но так ведь даже веселей...

28 октября 2016, пятница. Людей не дождался, пурга не утихла. Но постепенно просветлело. Я собрался и пошёл вниз на канатку. Ноги – хвала ботинкам! – новыми издевательствами особо не возмущались. Станцию в белой мгле без навигатора не нашёл бы ни в жисть. Однако она, как ни странно, работала – возила лыжников на свежий снег. Я сел да уехал. И через полчаса был в гостинице. Вот, собственно, и всё...

А заключение?..

Две новости – хорошая и плохая. Первая – я всё ещё могу жить и ходить в больших и холодных горах в непогоду – нетривиальная весть после четверти века курения, питья и рыбалки. Вторая – с поставленной задачей я не справился, хотя не так она была и сложна. Почему ж?..

Техника строительства иглу. Это глупость, что я отправился туда без неё. Правда, глупость вынужденная: мне негде было потренироваться. Но ясно одно: если б я это как следует умел, то в тех условиях легко мог бы сделать себе именно иглу – не загончик и не пещерку – и на скалах Пастухова, и на Седле, и на вершине – для этого было всё – кроме умения совершать определённые технические действия. В тяжёлых условиях недостаточно способности строить иглу «в принципе». Необходимо делать это на автомате, не задумываясь, в час когда строитель имеет столь нерадостный вид...

Послесловие

С тех пор я не раз пытался искать в сети чужие фотографии вершины Эльбруса, сделанные вскоре после моей эпопеи – чтобы посмотреть, как умирал мой недострой под действием неслабых эльбрусских ветров или чего другого. Нашёл очень мало. В конце декабря 2016 г. на месте моих блоков остались уже лишь лёгкие снежные заструги.

9 января 2017 г. они были всё ещё видны.

5 мая 2017 г. – уже никаких следов (кадры фильма примерно 7:13).

Если у кого-то из читателей есть другие снимки этой площадки, сделанные в ноябре–декабре 2016 г., был бы благодарен за возможность их посмотреть. Или здесь – в комментариях, или в почте. Мой адрес: AlBr33@ya.ru. Спасибо за внимание!..

Неклассические у вас снежные блоки для иглу. Мы пилили блоки в форме трапеции, и иглу строилась по спирали, каждый блок с упором на 3 точки: 2 внизу и одна боковая.

Хорошо!

Прочитала. Восхищаюсь! И завидую сильным людям!)

Вы свою необыкновенную удачу(силищу, способности) попусту растрачиваете, ИМХО)))
Вы классный, просто пока почему-то не нашли своё предназначение.

ЕдренЫть! Чегой-то давно не брал я в руки шашек!.... "после четверти века курения, питья и рыбалки". Напроситься в ученики чтоль? На эти самые курения, питие и рыбалку! А потом вот так, на "испытание собственного организма в его нынешнем состоянии на предмет хоть какой-то пригодности к горной жизни". Зимой в одиночку, через четверть века.
Не помню я на "Риске" таких забродов даже у эльбрусских завсегдатаев.

Напрасно удивляетесь. Я, когда завязал и ушел бизнес, через 15 лет, после очередного перестроения схемы, почувствовал, что закисаю. И пошел. Соло. Не скажу куда. Получил результат, осмыслил... Навыки вбитые в подкорку остались. Физику подогнать, вернуть на прежний уровень- дело 6 месяцев. Главное: если ты ВСЕГДА там,- нормально. А обратно в ту же реку... Или дергаться туда-сюда... Сложно все... Идеал - Филлип (phle). Он поздновато начал, способности от природы уникальные, нашел "лезвие бритвы" и правильно живет. Впрочем, готовых рецептов нет, и быть не может.

Вот "ВСЕГДА там" сложно в первую очередь. С нынешними, якобы, отпусками по 14 дней. Приходится опускать планку....

Вторая ваша история, и снова далеко за границами здешней повседневности. А текст местами пробирает до мурашек.
А что было в 2007-м?

"Очки и шапку потерял"

Это значит вы были уже на грани.
Здоровье и зашитый в спинной мозг опыт выручили.Для менее опытных людей такие потери катастрофа.Да и просто знак что контроля уже нет, не хватает ресурсов.
Имхо.

Сами как считаете?

ЗЫ Рассказ замечательный и мне очень близкий и понятный ...Спасибо!

Не похоже на грань.

Отлично. И никаких глупостей с выходами в час ночи, как сейчас принято. ;-)

Спасибо вам за все комментарии! Надо же, как активно тут у вас жизнь бурлит. Непривычно мне это.)

alext, всё именно так, как Вы говорите. Просто на снимке - не иглу и даже не его заготовка, а просто напиленные блоки, которым только предстояло найти своё место в строящемся куполе. Задел купола там только в середине - половина первого витка. Фотографий на более поздних стадиях строительства я, к сожалению, не сделал. Вот здесь можно посмотреть на мою тренировочную подмосковную "иголочку". Там и трапеции, и спираль...

juditt, не стану спорить: затеи не самые осмысленные. Но каждый исходит из соотношения желаемого и возможного. Возьмите меня на восьмитысячник - и я с удовольствием порастрачиваю себя какое-то время вот на это...)

Undol, всё было не так резко, как я, может быть, чересчур лаконично изложил. Многое осталось за кадром. Мечта о возвращении в горы появилась у меня ещё на полтора года раньше. Первое, что сделал - бросил курить. Эффект превзошёл все ожидания. Потом, зимой 15/16 г., устроил себе две подмосковные безжалостные тренировки, больше похожие на краш-тест организма. Выйдя из них живым,) построил тренировочное иглу (ссылка выше). И по результатам всего этого получил некое первое приближение к уверенности в своих силах. А дальше, как верно заметил 00, выяснилось, что тот давний опыт не пропьёшь, и он очень помогает даже через четверть века. Ну и так далее...

Kerti, в 2007 ничего особенного не было. Состоялся один из тех походиков, которым я отказал в праве называться "серьёзными горами". Мы вдвоём с женой просто-напросто зашли на Эльбрус летом по классике со скал Пастухова на 6-й день. Самое обычное мероприятие, но для меня тоже довольно-таки волнительное, поскольку я вёл на вершину человека с очень слабым горным опытом. Всё прошло вполне штатно...

xron, а я думал, что выводы об угасании сознания будут сделаны на основе моих рассказов о "шизофрении".) Вот там - да - однозначное ослабление контроля ЦНС. Но и в этой непростой ситуации нам на помощь приходит тренированный автопилот.) А с шапкой и очками всё было проще. Очки забились снегом, и я сдвинул их на лоб. Шапка была надета на балаклаву/маску/подшлемник - не знаю, как лучше назвать, надетую на голову и оставляющую открытыми только глаза, нос и рот. То есть была на этом фоне незаметна и не нужна. Капюшоны анорака и пуховки всё время двигал туда-сюда в попытках закрыться от снежной картечи, режущей лицо. Ими в какой-то момент и сбил шапку вместе с очками - и не заметил этого. Потеря снаряжения - 10 штрафных баллов. Ошибку осознал и в дальнейшем немного всё переиначил, чтоб не допустить повторения. Однако причиной тому не было угасающее сознание - в это время я был вполне огурцом.

И снова не мог оторваться от чтения. Очень, очень интересно! Спасибо!

"Возьмите меня на восьмитысячник - и я с удовольствием порастрачиваю себя какое-то время вот на это...)"

Не советую, оттуда Вы точно не вернетесь, очень уж бедовый

Камаз - это скорее всего Мобильная Базовая Станция. Круглая антенна - релейка. Две прямоугольных - антенны для мобильной сети, похоже 2 сектора(2 азимута)

А вообще-то, эффектно, заползаешь на вершину, а там кто-то в кубики игрался, раскидал игрушки.
Наверное в те дни никто не залезал, а то бы непременно обратили внимание)))

По поводу GPS: у меня в гармине есть выбор типа батареи, когда выбираешь литиевый, он начинает подругому алгоритму оценивать остаток заряда

Чего только не увидишь теперь на Эльбрусе!!))
Автору: +5 за юмор в тексте!=))

отметку фумаролы на седловине в опенстритмап ставил я.
вот по этой фотке http://vk.com/photo-48194395_295269686 , иных источников информации я не нашел, хотя поковырялся в интернете.
если есть более тоные координаты, а также другие пользительные точки и треки - то скидывайте мне или напрямую в опенстритмап.

Спасибо!

pfg21rus, я подходил к фумароле. На ОСМ она отмечена чуть южнее того места.

Если быть совсем точным, то она довольно широко "ползает" по склону: проталины образуются то здесь, то там - так что очень уж высокой точности привязки быть не может. В ареал этого "ползания" ОСМ-овская точка, я думаю, попадает. Мои слова о том, что навигатор её не показал - это сетования на самого себя. В первый день я не подходил к ней близко, а с расстояния в несколько сот метров не понял, что точка и видимые снежные каверны на склоне соответствуют друг другу. Зрение уже подседает... Помочь проекту ОСМ сочту за честь. Если это с Вами мы общаемся по этому поводу почтой, то давайте там и продолжим...

Может не фумарола ползает,а навигатор лагает?

Хорошо читается, слог хороший!
Давайте про тренировку №2 с северной стороны теперь (обещали).
Я думаю, меня поддержат в просьбе рисковчане...

Алексей, а что за анемометр Вы с собой носите и сколько он весит?

4ELOVEK, да и это тоже. Я посмотрел - там расстояние между точками всего около 30 м. На дне корыта навигатор большей точности и не даёт. И всё-таки она ползает.) Дырка в снегу была не одна, а несколько, расположенных вдоль некой прихотливо изогнутой линии. А внутри там явно система полостей, выходящих наружу только кое-где. Но полости те слишком мелкие, чтобы по ним ходить. К сожалению, я это всё не исследовал: не было ни времени, ни сил...

PapaPiratov, спасибо! Заявку принял. Но пока возможность публикации под вопросом: как ни странно,) ходил я туда не один...

Yury, анемометр Skywatch Xplorer, самый простой из линейки:
Он показался мне оптимальным вариантом. Весит 52 г. Максимальная декларированная измеряемая скорость ветра 42 м/с, но показывает он и бо́льшие значения - другое дело, насколько точно...

В книге "Горы и здоровье" рассказано как монтировали домик на Восточной вершине Эльбруса.Трое суток при невероятной усталости и -10.А домик-двухкомнатное сооружение с плекиглассовой верандой и общей площадью 22 м2.Также отмечается что через полгода домик разрушили ураганные ветра.Я это к тому что нужен невероятный расход энергии.Алексей,замечательно все описано.

Спасибо! Не слышал об этой эпопее. Вот и у меня на снежное строительство всякий раз уходит жуткое количество времени и сил. Неправильно это. Прежде мы могли себе позволить строить снежные хижины на одну ночь. Втроём-вчетвером пещеру копали часа за два, иглу строили за три. Иной раз палатку приходится ставить соизмеримое время. Были лыжные группы, которые вообще не брали палаток - настолько верили в свою способность сложить иглу в любых условиях. В одиночку, конечно, не может не получаться медленнее. Но пишут же о северных охотниках, для которых всякие одноместные снежные закопушки на ночлег были обыденностью. Просто надо уметь. А у меня эти навыки, мягко говоря, посредственные...

Ночевки в пещерах и снежных хижинах психологически сложны.Все время чувство " так заровняет,что не надо хоронить".Не сон.а забытье.ИМХО.

Это по-началу, потом люди привыкают. Перекрытия очень твердые. Даже в насыпных убежищах снег смерзается так что сверху можно ходить и даже слегка попрыгать.

ИМХО, для таких условий - вершины, жесткого снега и сильного ветра иглу не самый удачный тип снежного убежища. Лучше для 1-2 человек подходит т.н. "кабанья лежка" (не помню как по правильному называется). Выкапывается траншея (если на склоне то вдоль склона), при этом из верхнего слоя выбираемого снега выпиливаются плиты перекрытия, которые затем ставятся сверху "домиком". Щели засыпаются. Убежище строится достаточно быстро и можно его обустроить даже если снега по колено (что зачастую бывает на продуваемых местах).
P.S. А лучше всего вообще найти снежный нанос под вершиной и по-быстрому вырыть пещерку на необходимое количество человек.

Lik, согласен с Вами! К снежным хижинам быстро возникает полное доверие, а комфорт ночёвки в них даже трудно себе вообразить, если не испытал сам. Построенное иглу довольно быстро упрочняется от мороза, а пуще всего от жизни внутри него. Где-то было написано, что хорошо построенное иглу должно выдерживать белого медведя. Медведей у нас не случалось, но сами мы пробовали его заменить:

Готовясь к этим мероприятиям, я пытался найти сведения о разрушении иглу погодой. Нашёл два упоминания о такой беде. Одно - в книге Роберта Пири (не вспомню навскидку, в какой именно). Там речь шла о гренландском фёне, который разрушил все иглу в большом лагере. Но тот ветер был очень тёплым, и иглу скорее растопило, чем раздуло. Вторая ссылка серьёзнее:
Но и там было тепло, и разрушен был снег, имеющий плюсовую температуру. Так что пока я считаю, что в нормальных - холодных - условиях иглу защищает от любой погоды. Любой! Ветер может разрушить его только постепенно, не за одну ночь, и этому можно противодействовать всяким "тюнингом" вроде второго слоя плит в критических местах.

Очень интересная норка! Я о таких тоже думал - по сути, придумал сам чисто теоретически очень похожую конструкцию, но воплотить в жизнь не пытался. А надо бы... Я исхожу из того, что внутренняя высота хижины должна быть не менее 120 см - иначе трудно сидеть и заниматься готовкой. А такую штуку одним рядом плит уже не сделать. Ну, или яма должна быть глубокой, что тоже достигается не так просто. Я прикинул формальные трудозатраты на такую траншею и на маленькое иглу, и иглу оказалось выгоднее. Собственно, так и говорят: не пытайтесь спорить с эскимосами - они думали над своей теоретической позицией десять тысяч лет. Траншеи экономичнее только для того, кто испытывает трудности в строительстве иглу. Как раз как я.) Лучше сразу учиться строить как положено, нежели изобретать велосипеды. Это не моё мнение - так говорят те, кто действительно умеет. А я бы с удовольствием попробовал и так, и сяк, и ещё как-то. Только для этого нужны условия, а в Подмосковье с ними тяжело...

Пещеры - да - это отличный вариант. Но очень часто так бывает, что копать их негде, а иглу построить можно. Ещё вариант - забраться поглубже в трещину и там поставить палатку, разровняв площадку в снежных наносах. Годится только для зимы: летом трещины сами по себе небезопасны...

Надо отметить у эскимосов немного другие требования к зимнему жилью. Конечно, как долговременный дом иглу вне конкуренции. Но в качестве убежища на одну ночевку оно не окупается по трудозатратам. Причем иглу мы уже много строили и проблем с их постройкой уже не имеем. Но "кабанья лежка" реально быстрее. И неприхотливее при постройке на склоне. Сидеть и готовить в лежке конечно же можно, а как же иначе когда на улице сдувает со страшной силой. Лежка строится так чтобы можно было сидеть посередине по смычке плит. Горелка располагается в тамбуре входа. Если не хватает высоты то в голове они ставятся под более большим углом. В ногах же по возможности вообще плиты не ставятся - там выкапывается пещерка чтобы можно было засунуть ноги где-то чуть меньше чем по колено, т.к. там высота не требуется.

Я понимаю в группе- но одному вот так всякий раз выкладываться на пещере или иглу по многу часов- имхо, как то не очень хорошо.

Не проще ли иметь мощную полуторку-двушку из правильной тряпки и на правильных дугах?
И ничего ей такой ветер не сделает.

Спасибо за мнения! Они мне очень интересны.

Lik, поделюсь своими сомнениями. Я исхожу из того, что снежное жилище обязано быть просторным. Более просторным, чем палатка. Всё из-за того, что маленькое, оно теряет одно из главных своих преимуществ - сухость. На внутренней поверхности иглу образуется конденсат, как и на палатке. Разница в том, что его поменьше, а стенки иглу не колышатся от ветра, и иней не падает нам на голову сам по себе. Но если об них тереться - тогда одежда мокнет. Значит, тереться о них не стоит. Палатка в смысле инея во всём хуже иглу - за исключением одного момента. После ночи можно накрыться тряпкой и с силой её обтрясти, а кучу обвалившегося конденсата собрать и выкинуть. С иглу так не поступишь...

Мне показалось, что описанное Вами "логово" сделать достаточно большим очень трудно. Я говорю об одноместном - двухместное вообще не укладывается у меня в голове. В длину оно должно быть не меньше чем 270 - 300 см, чтобы вытянуться во весь рост и ещё осталось место для рюкзака. В ширину, я думаю, 120 см - иначе будем спальником возюкать по стенкам. В высоту в самой высокой части 120 см - чтоб сидеть, а в самой низкой - 80 см, чтобы можно было при необходимости залезть туда руками и что-то поправить. 120 см ширины тяжело перекрыть двумя плитами: они получатся очень тяжёлыми для одиночки. 120 см высоты означают, что яма должна быть около 80 см глубины, что не везде возможно и всегда довольно трудоёмко.

Хижина меньших габаритов, по-моему, не может считаться штатным местом ночёвки, а только спасательным. Это уже будет похоже на мои холодные палаточные ночёвки из зимнего отчёта https://www.risk.ru/blog/213580. Переночевать раз-два так можно, но за это приходится платить неизбежным намоканием снаряжения, а значит, снижением дальнейшей жизнеспособности. Долго так не протянешь... Скажите, каковы габариты Вашей хижины? И каковы впечатления от жизни в ней в этом аспекте? Мне очень интересно, нельзя ли как-то сэкономить силы и время - и при этом получать достаточный комфорт.

xron, я согласен, так выкладываться на ровном месте - это плохой вариант, и сам сейчас думаю над альтернативами. Но с палатками у меня пока одни непонятки. Я, может, не слишком хорошо представляю всё разнообразие предлагаемых конструкций, но, конечно, вопросом интересовался. И не нашёл ничего, что мне понравилось бы в плане ветроустойчивости. Я исхожу из того, что палаток, имеющих разумный вес и способных гарантированно выдержать любой ветер, который может предложить хотя бы тот же самый Эльбрус, - не существует. Порваться может любая. Драных палаток я видел немало своими глазами, а уж историй слышал и читал - без счёта. Последствия всегда бывают тяжёлыми: как минимум люди лишаются горы, а максимум... Даже упоминать лишний раз не хочется - все мы эти истории знаем. Риск очень велик.

Поэтому палаткам я не верю, хотя и хотел бы. Мне кажется, я понимаю, какими свойствами должна обладать "идеальная палатка", которой можно было бы доверять на любом ветру. Но я таких не видел и ничего о них не слышал. Буду рад, если кто-то меня аргументированно опровергнет: заполучить такую палатку я был бы просто счастлив.

Алексей, осмелюсь влезть со своим опытом. Когда ходили с "серебрянками", у них на скатах даже без мороза конденсат садился.
Для борьбы с дождем или инеем внутри, ниже конька на 5-10 см, натягивали шнурок, а на него вешали легонькую пеленку. Крылья пеленки крепили под скатами. Получался подвесной потолок. Конденсат и иней большей частью оставался на (или в) пеленке.

Спасибо, Андрей! С инеем в палатке каждый борется по-своему, а панацеи нет. О Вашем способе не слыхал - а это тоже вариант, наверно. Мы поутру накрывались большой лёгкой тряпкой, а дежурный высовывал из-под неё руку и со страшной силой лупил по стенкам. Основная масса снега обтрясалась, мы заворачивали его в ту же тряпку и вытряхивали на улицу - после чего уже вылезали из спальников. В принципе, когда холодно, конденсат не очень и страшен, поскольку большинство поверхностей в палатке имеет отрицательную температуру, и он на них не тает. Промокнуть рискуют только тёплые поверхности, а у спальника их почти нет - разве что кое-где на капюшоне. Но вот бивачной одежде в случае чего достаётся крепко...

Да, снег сыпется если об неподготовленные стенки тереться. Но если пенку на стену завернуть, то при ворочивании спальник снег не ссыпает. Если есть время, то внутри любого запертого снежного убежища нужно оставить свечку или горелку работающую (это быстрее), и стенки не будут сыпаться даже если об них тереться.
Кабаньи лежки еще роются с отрицательным углом стенок, чтобы сбоку было больше пространства. Размеры не помню, детали обустройства таких лёжек выкладывал как-то на видео.На февральские по Уралу в режиме "снежных гнезд"

Хороший фильмец получился! Теперь понятнее, спасибо! Будет возможность - попробую...