Мезмай. В краю диких яблок...

Пишет Юлия Никифорова, 25.01.2018 19:52

Мезмай. В краю диких яблок... (Путешествия)
Самшитовые рощи, белоголовые сипы парящие над скалами, по ногами - урожаи диких яблок и груш, гуамское ущелье , чьи уходящие в пропасть отвесные стены помнят историю былых сражений…

Мезмай …Современное название Мезмай (адыг.Мэзмый), сложилось из двух адыгских слов — Мэз (лес) и Мые (яблоко дикое), таким образом Мезмай переводится с адыгейского как «лес диких яблок». Леса тут действительно впечатляют, не зря местные жители зовут Мезмай медвежьим углом, так как ходить по таким лесам удобно наверное больше медведям)).
А еще говорят тут есть места силы…А еще, но обо всем по порядку…
В направлении поселка Мезмай мы выехали традиционно после окончания рабочей пятницы 15 сентября. В прошлом году наконец-то сделали хорошую дорогу на участке трассы Нижегородская-Мезмай. Однако крутизна подьемов и спусков осталась. По краям дороги растет лещина. Так Мезмай встретил нас орешками, которые собирали дети и взрослые ранним утром субботы.
Климат здесь теплый, но очень влажный. Роса за ночь выпадает так, что кажется будто шли дожди.
Мезмай. В краю диких яблок... (Путешествия)
Наша гид и проводник гостеприимно встретила нас в своем доме, именуемом приют" Чобиток". На територии домики утопают в цветах, чистая горная питьевая вода подается прямо из реки Курджипс.
Выходим на маршрут. Сначала путь пролегает на знаменитую Орлинную полку скалы Ленина. Тропа начинается поворотом направо от железной дороги , ведущей в Гуамское ущелье. В лесу довольно крутой местами подьем. Затем тропа выводит на скальный пристенок и через 15-20 минут выход на саму Полочку. Однако в тот день мы не пошли по столь популярному маршруту. Именно по причине его популярности и посещаемости. Многочисленные группы туристов по пути на полку создают пробки. Мы вышли на потайную полку (тропа на которую уводит вправо вверх от основной ), где почти не было людей. Здесь потрясающая панорама на Лагонакское нагорье, долину реки Курджипс и сам поселок. А в небе парят орлы.Говорят раньше Полка была их жилищем и гнездовьем.
Возвращаемся назад по тропе и далее по малозаметной тропинке резко уходящей вправо наверх начинаем подьем путем простого лазанья по скалам. Тропа выводит в лес и местами напоминает лестницу , круто поднимаясь вверх. Выходим к крутым обрывам Орлинные скалы. Здесь еще круче чем на Полочке! Где внизу видны сама Полка,
Мезмай, а вдалеке Лагонакский хребет. На краю обрыва растет одинокая сосна. Продолжаем путь до самой пирамиды метров 500 по лесу. Фото, перекус, медитация, и просто наслаждение сидеть на краю обрыва. По хребту Гуама выходим на обзорную площадку Михайлов камень - небольшую поляну, которая выложена гладкими камнями, именумыми бараньи лбы.
С Михайлова камня Видны отроги Главного Кавказского хребта, Каменного моря, Тхач, Лагонакский хребет, гора Оштен, станица Темнолесская, поселок Мезмай и т. д. Горы прекрасны!
Быстро спускаемся по очень крутому склону через лес, затем выходим на старую дорогу - волок, которая ведет до самого поселка. Так закончился первый день нашего путешествия.
На следующий день перед отьездом программа не менее насыщенной - прогулка по Курджипскому и Гуамскому ущельям. Путь в верховья реки Куржипс проходит по необычайно живописным места вдоль реки. Первый на пути - водопад Шевстиметровка, т.к. его глубина 6 метров. От Шестиметровки тропа идет вверх, в заросли самшита, где возраст отдельных растений достигает 2000 лет. К сожалению прекрасная самшитовая роща (кстати все части растения и особенно листья ядовиты. Самшит содержит около 70 алкалоидов) оказалась почти полностью уничтожена завезенной в эти края бабочкой-белокрылкой. На отдельных деревьях даже кора повреждена необратимо. По словам нашего гида Елены, Курджипское ущелье прекрасно именно благодаря вечнозеленым бархатным самшитам.
Пройдя пеесохший водопад Сандиков, выходим к водопаду Исиченко, который вытекает из одноименной пещеры. Спелеологам - чтобы попасть в пещеру, надо проплыть 50 метров в ледяной воде.
Далее тропа приводит к скальному гроту, т.е. углублению в скале, в виде небольшой пещеры. Это «Стоянка древнего человека». Историками давно обнаружены стоянки древнего человека, возрастом около 230 тыс. лет, расположенные по прилегающим гротам и пещерам в верховьях реки Курджипс. Но чтобы узнать, была ли стоянка именно в этом гроте, необходимо снять грунт толщиной 1,5 - 2,5 м.
Мы возвращаемся в Мезмай и нам предстоит марш-бросок через Гуамское ущелье. В выходные дни курсирует экскурсионный поезд между Мезмаем и Гуамкой, по пути аудиогид поведал нам историю сражений черкесов и турок в ущелье. Текст Юлия Никифорова, фото Сергей Никифоров Мезмай. В краю диких яблок... (Путешествия)Мезмай. В краю диких яблок... (Путешествия)Мезмай. В краю диких яблок... (Путешествия)