Подарок на новый год. Зимний поход с Белухой

Пишет Antonnsk, 22.01.2018 06:05

Подарок на новый год. Зимний поход с Белухой (Горный туризм, алтай, катунский хребет, зима, белуха)
Спокойным зимним вечером хочется вспомнить о походе на Катунский хребет. Дело было в районе нового 2012го года, но так и осталось практически не опубликованным, а отчёт тот даже и не думал появляться.

Ниже представлен дневник одного из участников. Руководил походом Роман Абилдаев. Поход вышел отличный, глядишь кому-нибудь и пригодится.

Осенью 2011го в одной новосибирской квартире собрались мы -- желающие зимнего активного отдыха. Цель ясна -- поход на Алтай с восхождением на высшую точку Сибири, т.е. Белуху.

Маршрут:
пос. Тюнгур -- р. Чох-Чох -- пер. Каратюрек(1А) -- бочки Аккем -- пер. Караоюк(2Б) -- перелазы Менсу (они же перевал Бийчанка, 2А) -- гора Белуха(3Б альп., радиально) -- пер.Делоне(2Б) -- бочки Аккем -- пер. Урусвати (2Б) -- д. Кучерла -- пос. Тюнгур.

Участники мероприятия:

Роман Абилдаев, руководитель, на момент этой публикации штурмует пик Е.Кроженевской (тоже зимой)

Семён, реммастер

Павел. Участник имеющий уже 2 неудачных зимних попытки Белухи.

Дима, завхоз

Антон (т.е. я), завснар. Также за два года до того пытавшийся взойти на Белуху зимой, тоже неудачно

До похода мы умудрились съездить на водопад Храпова в Акташе. Ещё раз вспомнили как работать на технических участках, научились делать ледосброс из обычного ледобура.

Вот на этом видео представлен принцип работы этого самовыверта:

Кстати, с тех пор, я только таким способом сброса и пользуюсь.

23 декабря. Буквально после работы выезжаем на личном авто в Тюнгур, рулим попеременно. Ночью заезжаем в Горно-Алтайское ПСО, оставляем им копию маршрутной книжки. Это было бы не так важно, если бы не очень смешная собака, охранявшая подсобку. Собака бегала юлой по парковке и гавкала на свой собственный хвост.

К 8 утра следующего дня докатываемся наконец до Тюнгура. Там нас уже поджидает Дима с нашими друзьями, которые пообещали отогнать авто назад в Новосибирск. На Тойота Прадо с лёгкостью доезжаем до конца урочища Елань и встаём под рюкзаки. Вес которых был всего 27кг. Никакой магии, просто руководитель лично выкинул всё ненужное у участников.

К 12 подходим к ручью Чох-Чох, где перекусываем. Тут рождается идея дойти сегодня до метеостанции Каратюрек.

По всей видимости наши невыспавшиеся после дороги мозги работали в треть силы, к метеостанции мы решили срезать и пошли траверсом долины. Но путь этот оказался очень неровным.

После этого желание топать до ГМС быстро угасло и мы разместились на ночлег на тёплой засохшей траве.

25 декабря. Первые пару ходок в полной темноте. Зато к рассвету мы уже были на гребне. Ещё пара переходов по гребню и уже показалась Белуха. С погодой повезло. Пару лет назад нашей группе серьёзно пришлось бороться за выживание на этом гребне.

К вечеру подходим на футбольное поле под перевалом Каратюрек.

26 декабря. Рассвет встречаем на подъёме на перевал.

Группа на Каратюреке

К 11 утра приходим на бочки. Сушимся и греемся на солнышке. Через пару часов приходит Володя, хозяин бочек. После прошлого похода к себе не приглашает, зато даёт отдельную бочку. Мы готовим дрова, сушимся, считаем сколько необходимо взять газа и еды.

27 декабря По доброй традиции выходим в полной темноте, световой день очень короткий и лучше ходить в темноте утром и по плоскому озеру, чем вечером и где-нибудь в камнях. Чуть выше часовни поворачиваем в долину Караоюк.Огромный курумник -- жуть! После обеда встаём на ночлег под перевалом.

Озеро Горных Духов (или просто замёрзшая речушка?)

Чей след?

Перевал Караоюк

28 декабря Ещё в палатке нацепили всю сбрую на себя. Дальше инструменты, буры, верёвки. Повесили 7 верёвок и ещё метров 150 прошли траверсом к седловине. Тут и обед. Долго сидеть холодно, поэтому бежим к перелазам.

Верёвка №7

Перелазы Менсу, пики Томских Студентов и Титова

Перевалы Делоне и Титова, пик Делоне

Первый перелаз с виду небольшой, но из-за обилия снега штурмовали мы его часа 2.

Перелаз №1

Вечерний ледник Менсу

29 декабря Сверху приходит непогода, поддувает. Лезем на второй перелаз. Очень много снега, приходится рыть траншеи глубиной по 2 метра, вешаем перила.

Подъём на Бийчанку (он же перелаз №2)

К обеду, наконец, удаётся вылезти выше ледопада Менсу. Перекусываем минут 15, больше холодно. Дальше бегом не Берельское седло.

На верху перелаза №2, на фоне пик 3825

Берельское седло

На седло выходим к 16.00. Очень уж хочется продвинуться дальше, до Нового Года не так много осталось. Но погода совсем испортилась: ветер, туман, снег в лицо.

30 декабря Ночью из-за снегопада приходится откапывать палатку. Утром ничего не видно, идёт снег, сидим, на верх не суёмся. Удивительно, но почти весь день мы проспали, изредка вылезая раскидать снег.

31 декабря Проверка погоды методом высовывания морду наружу не приносит какого-либо результата, всё белым бело. После обеда появляются какие-то урывки видимости, быстро собираемся и бежим вверх.

Рома проходит эпического размера трещину

С таким количеством снега конечно идти Верхне-Белухинский перевал не хотелось. Поэтому поворачиваем направо и топаем под пик Берельский.

Ходка

Вечером того же дня успеваем повесить 3 имеющиеся у нас верёвки по гребню.

Т.к. на дворе 31 декабря, празднуем Новый Год, к тому же на Дальнем Востоке он уже наступил. Оливье нету, но кой-чего вкусненького всёж припасено.

1 января Холодно, ветер, но видимость есть. Собираем всё и выходим наверх налегке.

Рассвет на гребне

На гребне понадобилось ещё 4 верёвки в добавок к вчерашним трём. Причём на нём висят косы старых клиентских перил и Паша даже умудрился поднести одну из них выдрав её изо льда. Чем довёл руководителя до истерического смеха.

Верёвка №N

Дальше оставалось пройти снежно-ледовый склон, на котором мы использовали попеременную страховку через ледобур.

Последний подъём к Белухе

В 12.00 1 января 2012го года мы стояли на высшей точке своего края.

Последние метры

Группа на вершине

Немаловажная часть восхождения -- спуск. Холодно, хочется бежать вниз, а приходится то крутить буры, то сдёргивать перила. В 16.00 я сдёрнул последнюю верёвку и побрёл к рюкзакам. Народ был очень уставший, день действительно был непростой. Но задача была скинуть ещё метров 500 сегодня. Взяв волю в кулак, мы побежали вниз. И к 18.00, уже по темноте спустились на верхнее плато ледника Менсу, ниже Берельского седла. Ветра, впервые за весь день, не было, и даже на секунду показалось, что мы спустились к зелёнке.

Берельское седло

Перевал Верхне-Белухинский

2 января Тут конечно хорошо, но в бочке явно теплее. Идём на перевал Делоне. На удивление солнечно и безветрено так, что аж жарко. Ну, то есть не сильно холодно.

Подходим к пер. Делоне

Дюльфер с перевала занимает ровно 50 минут, т.е. 10 минут на верёвку. На Томских Стоянках обедаем. Дальше бегом по леднику вниз.

Групповое фото под вершиной и Аккемским ледопадом

К вечеру спускаемся в балки.

Напрямки по озеру

Радуемся успеху и даже возникает мысль, что "а может ну его нафиг, пошли Кузуяком?!". Но чувство незавершённости...

Помню огромный прилив сил тем вечером. Весьма кстати Володя попросил отдолбить прорубь на озере. Ломали мы её часа полтора, под конец длины руки уже не хватало чтобы лёд выковыривать из лунки. Но до воды добили.

3 января Хорошо отсыпаемся, выходим вверх в 10 утра. Снова озеро, снова часовня, Аккемский ледник. Потом направо. Долгий некрутой снежный склон, снегоступы проваливаются сантиметров на 20, тропим по очереди.

Вид на Белуху с подъёма на пер. Урусвати

Выходим на ледник Урусвати, тут и ночуем.

4 января Погода балует, но по ощущениям сильно за -30. Снега много, он смёрзшийся, копаем аккуратную траншею. Как появляется лёд, страхуемся.

Тропёжка c копанием

Трудный глубокий снег замедляет темп группы, подходим к туру к 10 утра. Спуск представляет собой прямой осыпной кулуар на 5 верёвок. Нам не впервой, сваливаем за час.

Группа после Урусвати

Потом был рваный ледник и дырявый курумник.

Зимняя особенность состоит в том, что дыры не видно, они припорошены снегом. Поэтому функция тропящего сводится к хождению до первого застревания ноги, дальше по циклу, т.к. вытаскивание этой самой ноги может занимать до нескольких минут.

Уже к сумеркам подходим к Бирюзовому озеру. Оно конечно сейчас белое. Ночуем на травке (которая где-то под снегом), тепло.

Озеро Бирюзовое

5 января Кажется у руководителя возникло сильное желание успеть домой к рождеству. За пару переходов спускаемся по неприятному заснеженному курумнику к Кучерлинскому озеру.

Кучерлинское озеро периодично звенит, видимо так течёт лёд.

Исток р. Кучерла

На обед мы встали уже на тропе, отойдя ходку от озера.

Беседка на Текелюшке

В долине Кучерлы стало значительно холоднее, не было никакого желания останавливаться на ходки. Так и шли полубегом. Ночевали у Петроглифов.

6 января Утром, кажется, было за -40. Первый раз под рюкзак захотелось поддеть пуховку. Впрочем рюкзак был уже совсем не тяжёлый. К 11 утра мы дошли до базы Высотник. Куда, глядя на наш заиндевевший вид, нас пустили без проблем погреться. Через пару часов нас забрала заказанная ГАЗель, а ещё через 15 часов мы были уже в Новосибирске.

Мы это сделали, ура!

Классно, отличный поход!

Антон, как-то мне показалось, что вы там легко и с удовольствием все это прошли )). А мы зимой 80-го года там "намотали соплей". Мороз местами был, как вчера вечером в Новосибе - под сороковник, а одежда - самошитая и обувь - вибрамы из свиной кожи, но обшитые и с бахилами ). А это фото (слайд Сипайлова А. ) в районе перевала ТКТ

Я бы сказал, что это из-за давности ) Но, с такой позиции, ваш поход 80го должен вспоминаться как лесная прогулка =)

Трудно конечно было, но знание зимних нюансов конкретно этого района и хорошая погода помогли мероприятию случиться. Хорошая погода в данном случае, это отсутствие бурана, мороз-то был.

А снаряжение у нас практически всё было буржуйское, кроме пары самошитых снегоступов. Ходили на газу, поэтому каждый вечер подсушивались в палатке. Больше я на улице горын кочегарить не буду.

А мы ходили на бензине с примусами «Шмель», но для дежурных была отдельная палатка типа «перкальки».
На слайде А. Сипайлов и А. Лукин стоят рядом с этой палаткой. Алтай 5 к.с. Зима 80

Отличный поход! Сам не раз задумывался о зимнем траверсе массива Белухи. "Руководитель выложил все не нужное", но костюм Деда Мороза оставил ;) или использовали в качестве утеплителя?

Для куража не бывает тяжело :)

Мы тоже хотели траверс, но, зная как можно застрять наверху, не хотелось рисковать.

Мне понравилось, отличный отчет!
Интересно читать такого рода статьи - это не просто поход или стандартное восхождение.
Конечно зимняя Белуха - это что-то с чем-то. За фотографии респект!
На счет следов - нам говорили что там вроде тигры водятся.

интересно? а газ почему не замерзал.
Мы на газу не смогли зимой пройти. В костре грели балоны, не помогало

Газ Primus, вроде бы самый правильный для зимы. На ночь клали в спальник, вечером тратили несколько минут на отогревание одного баллона, дальше грели надо огнём и в палатке создавался локальный Ташкент. Сейчас все так делают.

повезло с погодой - считай без ветра. либо кто-то фартовый,либо гора решила-таки пустить))
а на Урусвати тур уже разбомбили? или не до того было?

Про "повезло с погодой" соглашусь. Но про "считай без ветра" нет.

Тур на Урусвати был и даже записка была не то 2009го, не то 2010го. По какой-то причине фотографий с перевала нет. Ещё Семён за пол года до того ходил Урусвати (т.е. летом 2011го), но другую седловину, т.е. там как минимум пара вариаций.

Я почему про тур на Урусвати акцент сделал - раньше (с Пивоваровской легкой руки) там для сэлфи примечательный бонус был (по крайней мере на конец 80х)

В марте 1973 года участвовал в лыжной пятёрке с подъёмом на Белуху... Попытка осталась пыткой :((( Повернули с Аккемского ледопада. Двое имели снежную слепоту. Пренебрегали очками. Один из них, в добавок ко всему, получил травму колена (надрыв мениска). Не подготовленные оказались ребята...
А погода была хорошая. Солнышко, безветрие, и свежего снега в меру. Реально могли подняться...

Судя по этой публикации первое зимнее восхождение состоялось как раз тогда -- в феврале 1973го.

Спасибо! Интересно читать! Через пару недель как раз туда собираемся.

Внизу на фото снега мало. Интересно, так всегда или только в декабре. Боюсь, при такой обстановке на лыжах не покатаемся :)

Удачи, Сергей!

Думаю и в декабре, как правило, там снега больше.

Да, меня тоже поразило, как мало снега. Кара-Тюрек совсем не закрыт, 30 лет назад его там в августе было намного больше. :)
Но тут, наверно, все-таки зима очень малоснежная.

Мы уже с Сергеем как-то это обсуждали. Возможно, нам в 97-м ОЧЕНЬ не повезло с погодой, но у нас внизу снега было полно. На всяких перевалах типа Крепость, Цирк, 50 лет, Титова. Троновых мы вообще не решились идти из-за лавиноопасности. А вверху его не было совсем - сдуло. От седловины пика Берельского до вершины и дальше до Западной вершины - голый лед. А у нас были ледобуры "Ирбис"! Снег только на верхнем плато - даже пещеру выкопали. Правда, это был уже февраль. А основное воспоминание об ощущениях - как в известном анекдоте про БАМ: "Блин, ну и холодно же тут!" Один баллон весь день на брюхе таскали. Ночью их в спальник клали.

Правильная Белуха == зимняя Белуха!

На лыжах покатаетесь. Но лучше, наверное, на окантованных. Как повезет, но может оказаться много жесткого наста. Когда-то давно, до изобретения правильных мягких снегоступов, мы ходили зимой на Катунский вообще без лыж и без ступов, и проваливались мало. Попадались даже такие участки, где зубья кошек входили в снег не до самой ступни, а вибрам вообще не оставлял следа на поверхности.

Как-то, помнится, постановлением свыше запретили вообще проводить зимой горные походы. Пришлось тогда выпуститься на Алтай в лыжную 3ку, маршрут прошли, но лыжи с собой вообще не брали. А кто, впрочем, сказал, что в лыжном походе непременно должны быть лыжи...?

По долинам зимой с большой вероятностью будут тропы: местные ездят за дровами, ходят на охоту. По Аккему ходят ГМСники. По боковым притокам Кучерлы или Аккема по-разному бывает: некоторые завалены снегом, другие малоснежные, и там зимой баранов пасут.

Вверху типичная ситуация: скалы сильно заснеженные, гребни, наоборот, выдутые. Осыпные кулуары простых перевалов забиты снегом и лавиноопасны (особенно восточной и северной ориентации). На ледниках и на ледовых склонах перевалов, наоборот, снега намного меньше, чем летом, а то и вовсе сплошной голый лед.

Практически везде можно легко найти нужное количество идеального снежного материала для строительства стенки, пещеры, иглу.

Вообще в районе Белухи зимой погода в среднем более устойчивая, чем летом. Но последние годы, похоже, появилась тенденция глобального изменения климата. Стали частыми сильные ветра в тех местах, где раньше это было не так характерно.

Не-не-не! Как же без лыж? Мы вот когда-то специально изобрели особый вид туризма - слыжный. Это когда ходишь не на лыжах, а с лыжами. Изобрели после того, как в 6-ке по Восточному Саяну из 24 дней ходили на лыжах всего 3 дня. Но вот на Катунском мы на этом поймались. Оставили лыжи на ГМС Аккем и пошли наверх. А тут рраз! и выпал снег. И весь кусок до верхней части массива Белухи - 6 перевалов мы шли с "тактикой лидирующего лыжника". Одна-то пара лыж у нас была для установки палатки. Вот человек на них и шел первым, а остальные тропили за ним. Ох, мы наелись...

Жора, если по снегу на Белухе зимой хоть какая-то закономерность прослеживается (юг - не меньше чем по брюхо, с севера - в кошаках), то по погоде и ветрам тут год от года сильная разница бывает, как повезет. Причем успех восхождения тут обычно не температура за бортом определяет, а именно скорость ветра и продолжительность непогоды. Повезет - то непогода по 2-3 дня за 2 недели отнимает, а порой голубое небо только в Тюнгуре увидишь. Когда в свитерочке-штормовочке проскачешь, а когда и со штормовкой поверх пуховки насквозь все выдувало.

Да и вообще на Алтае может все быстро меняться: однажды летом пер.Делоне поднялись в фанерках-снегоступах, на след. день, пока ходили на гору, на ББС дождь прошел. на третий день морозяка, и спуск с пер.Делоне - по зеленому бутылочному зимнему льду до самого берга. и вверх по склону хороший ветродуй с крупой по физии.
так что как повезет.

А снимок, снимок то каков? Просто блеск!

Крутые мужики! Зимой и не по классике на Белуху - очень достойное мероприятие! Кто ходит или думает в не сезон топать на Белуху, то есть неплохой лайфхак (как модно это называть ныне), чтобы уверено выжить в случае долгой непогоды наверху. Это такая фишка, когда вместо ожидания погоды в палатке - рыть снежную пещеру. Вроде "пустяк", но шансы на успешное прохождение маршрута и на само восхождение - увеличиваются. В этом кино про пещеры на Белухе есть фрагменты: