Как выгулять годовалого ребенка. Инструкция для начинающих.

Пишет Роман Кирюхин, 21.01.2018 00:15

Так получается, что уже много недель подряд мы с моим мелким каждые выходные минимум один день полностью проводим в лесу втроем: я, он и наша собака. За крайние три месяца мы пропустили лишь одни выходные – когда они совпали с Новым Годом, до сих пор жалею что не пошли. Написать какой-нибудь постик по этому поводу я порываюсь уже давно, но каждый раз откладываю. Ну а когда появляется время, эйфория от микропохода уже ослабевает, и я начинаю ждать вдохновения, а точнее следующего выхода. И вот сейчас, после обалденной 7-часовой вылазки в лес, слегка ушатавшись и надышавшись кислородом по самое не балуй, а также открыв бутылку красного полусладкого под аккомпанемент мандаринов, я понял – момент настал!
Кто не знает, знакомьтесь: Димон – вредненький обаятельный мальчуган, а по совместительству мой отпрыск. На момент написания этой статьи моему мурзику исполнился год и пять месяцев.
Грена – собака породы Кане Корсо, за свои неполные 8 лет имеет в архиве несколько неслабых походов – пеших и водных, в т.ч. по необитаемым островам Белого моря и небольшой траверс Эльбруса, а также огромная куча небольших походов, соревнований по туризму и фестивалей.
Как выгулять годовалого ребенка. Инструкция для начинающих. (Путешествия, дети, туризм, зима, прогулки, собака)Как выгулять годовалого ребенка. Инструкция для начинающих. (Путешествия, дети, туризм, зима, прогулки, собака)
Про себя писать много не буду. Зовут Рома, люблю природу, кальян, разбрасывать носки по квартире и поваляться в кровати с утреца. Крайняя черта появилась после рождения Димона, ибо спать я стал гораздо меньше.
Данную статью решил написать прежде всего потому, что непрерывно наблюдаю, какого огромного удовольствия в виде общения друг с другом на природе большинство родителей лишают себя и своих чад. Сколько ни уговариваю своих друзей с детьми, нам до сих пор так ни разу никто компанию и не составил. Возможно, некоторые вещи, описанные далее, родителям покажутся несколько дикими, кто-то назовет меня мучителем, а кто-то потребует лишить меня родительских прав, но я все-таки очень хочу поделиться своим опытом, в искренней надежде что кому то это будет полезно.
Итак, наш стандартный выход в лес обычно занимает от 5 до 7 часов. Сегодняшний выход, впрочем, как и всегда, заставил нас с Димоном просто фонтанировать от удовольствия, поэтому буду рассказывать на примере сегодняшнего дня.
Начнем с самого главного – с цели. Целью наших крайних 10 или 15 выходов я обязан своего другу Максу. В мае этого года мы решили поставить соревнования по туризму в Брянских лесах. Соревнования эти будут проводиться уже в десятый раз, поэтому хочется подойти к этому делу максимально серьезно. Огромную, на мой взгляд, проблему российским туристам доставляет качество доступных карт. Карты из открытого доступа по большей части очень древние, многие из дорог, отмеченных на картах, уже даже не читаются на местности, и одновременно появилось много новых. Проблему решили кардинально – нарисовать свою карту района соревнований с нуля. Идея Макса показалась мне сначала безумной, но у нас в запасе целых пол года, а за это время нам всего-то нужно обойти все тропинки, просеки и дороги на площади порядка 250 квадратных километров с трекером, а потом перенести все на карту в специальной программе.
Если вы хотите регулярно гулять интересные маршрутики с ребенком, а не просто один разочек выбраться и забыть об этом, у вас должна быть сторонняя цель. Это как в фитнесе, если нет четкого расписания, по которому ты ходишь, а есть хождение по мере возможности, возможности не будет никогда. Исследуйте новые дороги, ходите проверять непонятные объекты на карте, посещайте памятники Великой Отечественной. Как говорил один американский президент во времена великой депрессии – делайте хоть что-нибудь, придумайте себе занятие!
Далее, помимо цели нам понадобится средство для переноски любимого чада. Сегодня на дворе январь, снега немного, 20-30 см, но годовалое дите само далеко не убежит, на руках 12 кг живого веса + одежка вы долго не проносите. Забудьте о колясках – там, где с ней можно проехать, нет леса. Так же выкидываем из головы слинги, эргорюкзаки, кенгурятники и прочую хрень, это все не для нас, пожалейте себя и дитенка. Нам нужен станковый рюкзак для переноски детей Deuter Kid Comfort или аналоги, коих немного.Как выгулять годовалого ребенка. Инструкция для начинающих. (Путешествия, дети, туризм, зима, прогулки, собака)
Это полноценный рамный рюкзак с очень удобной системой фиксации дитенка и подвеской. Есть откидная нога, поэтому рюкзак с ребенком можно просто поставить. Есть грузовое отделение, в котором у нас едет все необходимое, о чем я расскажу позже. Могу сказать, что этот рюкзак – самый полезный аксессуар из всех, что мы приобретали, когда стали родителями. Оля (так зовут мою жену) его тоже оценила сразу. Можно зайти в магазин, и при этом руки свободны. Димону рюкзак понравился сразу.Как выгулять годовалого ребенка. Инструкция для начинающих. (Путешествия, дети, туризм, зима, прогулки, собака)
После коляски, где он едет на уровне плинтуса, он обретает безграничную власть и смотрит на всех свысока. Рюкзак имеет кучу регулировок, таким образом, что ездить в нем ребенок может начиная с 6 месяцев (когда начинает уверенно сидеть) и пока не станет весить 22 кг. Дитенок фиксируюется очень хорошо – я пробовал его переворачивать вверх ногами, пока Оля не видит, ребенок не вываливается. Новый рюкзак стоит кучу денег, однако на авито постоянно проскакивают нормальные предложения. Наш рюкзак был куплен за 2 тысячи рублей по объявлению и был привезен моим другом из Подольска. Транспортные компании тоже никто не отменял. Штука эта настолько классная, что с тех пор как появился у нас этот рюкзак, я ни разу не гулял с Димоном с коляской. Димон ездит в нем с 7 месяцев.
Погода. Мы гуляем почти в любую погоду, но есть ограничения. Для нас это либо дождь, либо мороз ниже минус 12, на ветер внимания особо не обращаем, ибо в лесу он резко гасится. На той неделе было минус 11, мы катались и гуляли 5.5 часов. Кто-то может сказать, что такие экстремальные выходы возможны только благодаря покладистому характеру ребенка, но это не так. Все дети разные. Кто-то спит по ночам 11 часов не просыпаясь. Кого-то можно оставить на два часа в манеже с игрушкой и уйти заниматься своими далами. Но наш Димочка не такой. Сон по ночам для слабаков, а вы же у меня не слабаки, родители, правда? Почему это мама уже 30 секунд готовит, а не играет со мной? Что это папа крутит руль в машине, а я уже пять минут ничего не нажимаю и не откручиваю?Как выгулять годовалого ребенка. Инструкция для начинающих. (Путешествия, дети, туризм, зима, прогулки, собака) Надо признать, что Димон довольно вредненький, и при этом очень требовательный мальчуган, но от этого не менее любимый и очаровательный. Все окружающие нас дети гораздо проще в обращении, и от этого мне еще более удивительно, почему мы до сих пор одни в своих забегах.
Брать ли с собой жену? Для меня ответ очевиден – НЕТ! Когда мы гуляем с Димоном, мы с ним работаем один на один, и мы команда. Со мной он никогда не ноет просто потому, что ему хочется поныть. Он выказывает свое недовольство конструктивно. Например, если ему неудобно, или пальчик застрял в манжете куртки, либо ему хочется погулять ногами, или по мордасам веткой получил.
В остальное время он либо болтает и поет песни, либо спит, либо едет в рюкзаке с серьезным видом, созерцая окрестности с высоты моего затылка. В добавок, у Оли появляется целый свободный день, который она может посвятить домашним делам, В ТИШИНЕ пройтись по магазинам, когда ее никто не торопит, либо просто отдохнуть и успеть по нам соскучиться. Да и вообще, зачем ей знать, где мы лазаем? Меньше знает, крепче спит!Как выгулять годовалого ребенка. Инструкция для начинающих. (Путешествия, дети, туризм, зима, прогулки, собака)
Еда и сон. Наше расписание сегодня выглядит примерно так. Стартовали мы в 11, чтобы по максимум использовать и световой день, и температуру (с утра было прохладно). В 11.15 он вырубился в машине и проспал 50 минут. Я по опыту уже заранее знаю, когда он будет спать и бодрствовать, и, исходя из этого, планирую маршрут. Сначала мы покатались по дорогам там, где могли проехать на машине и сделали описание карты. Когда мурзик проснулся, я дал ему яблочно-банановый пауч, и он его благополучно всосал. После чего мы оставили машину перед бродом сомнительного вида и пошли пешком. По пути я иногда выпускал его походить по пояс в снегу, что приводило Димона в неописуемый восторг.Как выгулять годовалого ребенка. Инструкция для начинающих. (Путешествия, дети, туризм, зима, прогулки, собака) Я стараюсь не допускать непрерывного сидения в рюкзаке свыше двух часов. Около 2 часов дня мы нашли красивое место, я достал Димона из рюкзака и покормил обедом.
Пока были весна и лето, проблем с едой не возникало, ибо бери, что больше нравится.Как выгулять годовалого ребенка. Инструкция для начинающих. (Путешествия, дети, туризм, зима, прогулки, собака) Но сейчас зима, и все замерзает. Можно было бы брать термос и мешать смесь, но молочная смесь у Димона вызывает все меньше восторга, а голодный ребенок в лесу это проблема. Горячий кефир в термос тоже не зальешь, он прокиснет. Поэтому мы выработали следующую тактику. Во внутренний карман куртки я кладу бутылку с йогуртом Агуша, и трубочку. Питье из трубочки – важнейший навык ребенка-туриста (моя школа). Димону нравится йогурт, он теплый, и это явно вызывает в нем прилив свежих сил.
После еды минут через сорок мурзик отрубился второй раз на полчаса.Как выгулять годовалого ребенка. Инструкция для начинающих. (Путешествия, дети, туризм, зима, прогулки, собака) В это время я преодолел самые сложные участки пути через завалы, мы вышли на нормальную дорогу и вернулись к машине. В машине я даю ему банан, включаю обогрев, и жизнь слегка подмерзшего и уже вымотанного ребенка резко налаживается. Статистика за сегодня: проехали по лесу 20 км, прошли 10 км, пешком 4 часа, вся поездка 6.5 часов. Обычно мы проходим больше, но сегодня свежий снег не давал разогнаться, все 10 км я тропил, неся рюкзак около 18 кг. За эту прогулку я сбросил около полутора килограмм своей массы и потолстел на 20 тонн впечатлений. Когда я встаю на весы после наших прогулок, жена тихо скулит, у нее не получается худеть так быстро.

Одежда. Любимая теща, честь ей и хвала, отхватила в сэкондхенде классный костюм с хорошей мембраной для мелкого – штаны на подтяжках и куртку с капюшоном и манжетами всего за один килорубль.
Сейчас, зимой, одеваемся мы тепло. Если я постоянно хреначу с рюкзаком по колено в снегу и мне не холодно даже в майке, то Димон большую часть времени сидит в рюкзаке, и его надо утеплять. На прошлой неделе на нем было: двое колгот, меховые ботинки, штаны, майка, две кофты, куртка и теплая шапка. На той неделе было довольно холодно, и он подмерз. В этот раз было теплее, всего -4, но я решил одеть его также. Справедливости ради стоит сказать, что неплохо греет и сам рюкзак.
В плане терморегуляции могу дать несколько советов. Первое – если на улице мороз, не забываем намазать щеки мелкого каким-нибудь кремом. Хотя можете забить на это, в любом случае они будут цвета сицилийского апельсина, и это неплохо. Как выгулять годовалого ребенка. Инструкция для начинающих. (Путешествия, дети, туризм, зима, прогулки, собака) Второе – надо постоянно следить за голосом и настроением дитенка, а также за его соплями. Если пошли прозрачные сопли, это еще не значит, что он замерз, но это сигнал к пристальному наблюдению. Если ребенок начинает замерзать, его голос начнет подрагивать и подхрипывать, его может начать передергивать, как будто легкая судорога. Можно засунуть ему руку под куртку и проверить, не холодно ли там. В любом случае состояние мелкого на холоде нужно мониторить, но с опытом это придет. Если вы идете «в тайгу» первый раз, не стоит лупить сразу на целый день. И вам нужно научиться отслеживать состояние ребенка, а ему – акклиматизироваться и привыкнуть. Лучше, конечно начинать летом. Еще одно наблюдение – если ребенок долго сидит в рюкзаке на холоде и его резко выпустить на волю, то он начинает подмерзать визуально, это нормально. Так происходит потому, что кровь из подмерзших ног переходит к телу, и он начинает чувствовать холод, а теплая кровь переходит обратно в ноги. Ему при этом некомфортно, но это не есть очень плохо. На самом деле, дети по своей сути довольно выносливы. Они от природы рассчитаны на то, чтобы падать с верхней полки пещеры, у них быстрый метаболизм и они способны быстро вырабатывать тепло, подобно собакам. Димон при весе 12 кг лупит за обедом порцию ненамного меньше моей. Куда, вы думаете, девается такое количество энергии?
Переохлаждения, сопли и болезни. Как я уже говорил, ребенка нужно постоянно мониторить и поддерживать с ним контакт, слушать его голос, и, тем не менее, не стоит разводить панику при первом чихе. Многие родители, если ребенок приболел, сей факт сразу связывают с недавним пребыванием на холоде накануне. На мой взгляд, и по моим наблюдениям, это в общем случае бред. Разумный температурный стресс укрепляет иммунитет и психику ребенка, заболевают дети чаще от контакта с другими больными, чем от того, что гуляют на свежем воздухе. Так что, если дитенок нормально себя чувствует, не парьтесь, гуляйте спокойно.
Какой следуюет вывод? С одной стороны, это тяжело. И рюкзак тяжелый, и ходим мы не по идеальным дорогам, и нужно постоянно следить за состоянием отпрыска, я ведь сознательный родитель. Но такие прогулки настолько заряжают позитивом, что это нельзя передать текстом. Я гуляю с Димоном не только по выходным. После работы я легко в одиночку могу собрать его в гости, погулять в парк, или просто по городу с собакой при свете фонарей. Был случай, когда в день летнего солцестояния он проснулся ночью и спать наотрез отказался. Мы сели вдвоем в машину и поехали встречать рассвет на берег реки. Через два часа я привез спокойного спящего ребенка, который целый день был в отличном настроении (хотя наша мама была в легком шоке от нашего внезапного исчезновения посереди ночи). Отдельно стоит отметить аппетит моего чада. После наших похождений для нас нормальная ситуация заталкивать в себя с двух ложек пюре с мясом, заедая запеканкой в прикуску с бананами, на зависть многим родителям.
Ему нелегко. Он устает, действительно устает. Спрашиваю, пойдем с папой в лес? Мотает головой – неее! Однако, как только я начинаю собирать рюкзак, он бегает за мной по квартире с моими ботинками наперевес. Как одеваться, так у нас всегда истерика. Просто так. Но она прекращается, как только я беру одетый и обутый его на руки – машет рукой маме: пока-пока! Батя, валим отсюда, скорее! После походов счастливы все. Грена, потому что она бегает на природе с самыми любимым ей существами на свете.Как выгулять годовалого ребенка. Инструкция для начинающих. (Путешествия, дети, туризм, зима, прогулки, собака) Димон, потому что каждый раз он видит что-то новое. Сегодня, например, он ел падающие снежинки, Как выгулять годовалого ребенка. Инструкция для начинающих. (Путешествия, дети, туризм, зима, прогулки, собака)лазал по пояс в снегу
и рисовал на нем веточкой. Да и просто ему нравится то, что происходит вокруг - в лесу после города невероятно красиво. Как выгулять годовалого ребенка. Инструкция для начинающих. (Путешествия, дети, туризм, зима, прогулки, собака)Сегодня мы гуляли под еле слышное падение огромных снежных хлопьев, а в городе в это время - противная морось и грязная слякоть. Ну и в принципе, с батей же так круто проводить время!
Оля прыгает от счастья, потому что целый день ее не дергают, и она успевает по нам соскучиться. Ну а я… Я просто с нетерпением жду нашего следующего походика через неделю!

P.S. Дописываю утром - Димон проспал 11 часов без перерыва.

Рома, какой вы молодец! Отличная статья.

Восхищаюсь таким папой!

Отличный рассказ! Потрясающий папа! Ребёнку очень сильно повезло!)

И собаке тоже.

Класс!

Отлично! Всем пример. Два года назад я водил супружескую пару из Польши на 3400м (пик Панорамный). За спиной у отца спал восьмимесячный ребёнок (заснул на 3200). Он размещался в станковом рюкзаке, но с козырьком от солнца и дождя. Больше всего я тревожился за самочувствие ребёнка, всё-таки высота, невысокое парциальное давление кислорода.У меня такого инструкторского опыта ещё не было. Мне кажется, что воздействие этих факторов на развивающийся мозг ребёнка равносильно воздействию алкоголя: вымирают тысячи нейронов. Но родители успокоили: они уже были в Киргизии на такой высоте. И ничего. Действительно, спустились вниз, ребёнок проснулся и затопал ножками самостоятельно.
В 2017 году они уже побывали в горах Ирана. На снимке жена, зовут Карина, закутанная по иранским обычаям, муж, зовут Марчин, в спортивной форме. Рядом стоит уже трёхгодовалый сынишка, а на маме висит в люльке очередной ребёнок.

В плане высоты я думаю до 3500 ничего страшного быть не должно, если делать это плавно, с небольшой но акклиматизацией. Парциальное давление кислорода еще не падает так сильно, чтобы организм это воспринимал серьезно, если активно не двигаться. Тем более в детях изначально от природы заложен огромный запас прочности, иначе бы человечество не выжило бы как вид. Небольшая гипоксия будет только на пользу, увеличивается количество клеток, переносящих кислород. Конечно все это актуально, если в целом ребенок себя нормально чувствует.
По поводу заснул на 3200. Мой за прогулку по лесу успевает поспать два раза, это же не значит что у него гипоксия)))

Не, ребят, высота и маленький организм - это серьезное испытание, которое ему может оказаться не под силу или на пределе. И то что малыш заснул на 3200 - очень тревожный сигнал для родителей, если это сон в неестественное время (действие гипоксии). В 8 месяцев он не может сообщить вам о своем состоянии, и как на него в этот момент действует высота - вы не знаете. И недостаток кислорода, действующий на его мозг (а такое воздействие может сказаться не сразу), - не единственный фактор. Здесь уже была мега-дискуссия после похождения родителей с 11-месячным через 5800 в Гималаях 5 лет назад. Мнения, как тут обычно бывает, были диаметральными. У меня до сотни восхождений в разных горных системах, из них десяток - 7 и 8К. Старшую сводил на в.3800 в 8 лет. Полно знакомых которые водят и выше и раньше. Лично мой вывод - до 8 лет не надо тащить ребенка выше 2500. После 8 лет можно пробовать до 4000, если есть правильное понимание об акклиматизации. Младших детей (6 и 1,5) раньше 10 лет в Гималаи не повезу.
Вот прогулки автора, на мой взгляд - это то, что нужно в 1,5 года.

Батя (Виктор Иванович Воропаев) брал меня на соревнования и в походы выходного дня с двух лет.

Здорово, какие вы молодцы с сыном! Я детей брала в походы выходного дня с ночевкой с одного месяца и с девяти месяцев. Дочка подросла, познакомилась с горняшкой на Кавказе, и ходить в походы и горы теперь наотрез отказывается) А сын всегда радостно ездит в лес, в поход и в Безенги)

Дай Бог не останавливаться на этом этапе! Пусть сопутствуют погода, вдохновение и успех!

Настоящий отец!
Если б таких родителей у нас было больше, то и общество было бы другим. Уж извините за пафос.

Здорово!!! Наступила зима наконец, надо так же попробвать

Меня больше удивляет возможность выгулять собаку на Эльбрусе. Как?!
У меня есть собака. Она замечательно ходит по лесу (в том числе по завалам, суточные марафоны, болота по пояс - по мой пояс, и прочие прелести жизни). Со скрипом я ее научила сидеть на парусном катамаране и не дергаться, когда я при повороте прыгаю с баллона на баллон.
По скалам она лазает явно лучше меня: пока я истерически зову ее, чтобы подсадить там, где лезу сама - она оказывается наверху своими путями и с удивлением смотрит на меня сверху вниз: что это я ору.
В горы - ну, не очень горы, Лавозерские тундры - я ее взяла один раз. Проворонив тропу, мы часа четыре шли по осыпи. Нам - ничего особенного, только развлеклись. Собака сбила ноги в кровь. И потом весь оставшийся поход они так себе заживали: только подживет - снова чуть по камням, и снова кровит. Как вы эту проблему решаете? Понятно, что у собак живущих в горах - просто подошвы привычные. Но невозможно же натренировать собаку в лесу на хождение по камням? А тапочки - я боюсь, что в них она сильно менее ловко будет передвигаться.

У нас с вами схожая история, мы тоже фигачим марафоны, бегаем на соревнованиях по 50-70 км. И ситуация с лапами для нас такая же проблема.
В плане поведения тут проблем нет, собака приучена и в байдарке сидеть, и лишь когда не видит берега, начинает слегка нервничать. Когда ходим в водные походы, половина грузового отсека Тайменя отводится вещам, половина - Грене. Я всегда плыву сзади, поэтому Грена тоже сидит смирно. Песа моя весит 45 кг, поэтому куда она посмотрит, туда у нас и крен)) Когда мы ходим по рекам в жару, для нее нормально выпрыгнуть из лодки и доплыть до соседней. Там ее посылают лесом и она плывет обратно. Самое сложное - втащить ее обратно. Но мы приноровились с Греной делать это вместе - она подгребает лапами, я тяну ее за ошейник, перевалившись на другой борт для равновесия.

В плане лап с вами соглашусь - все печально. По скалам когтятся они здорово, но недолго - пока не сотрут когти. Затем умирают подушечки. Грена - опытная собака, она старается находить путь максимально ей комфортный и лапы бережет. На Эльбрусе все было хорошо, пока Грена не полезла с нами на ледник, покрытый острыми мелкими камнями, лапы она стесала так, что при ходьбе по коврику оставляла кровавые следы. Сапоги собачьи сколько мы не мерили, ни одни нам не подошли, да и не доверяю я им, собака сама знает как ей лучше ступить. Каждый вечер в палатке я ей тщательно вытираю лапы перед сном дочиста, намазываю разными кремами, в зависимости от того, в каком состоянии лапы. Лапы на ночь должны быть идеально чистыми, они тогда отдыхают и быстро выздоравливают.
Когда она сбила лапы, я забрал у нее ее рюкзак, она делала вид, что ей очень неприятно идти, пока сусликов не увидела. После поимки первого суслика судя по ее виду, лапы не доставляли особого дискофорта)) Кстати, суслика принесла живым, отпустили))

Большое спасибо! ЗдОрово, что поделились, хороший опыт чрезвычайно заразителен :)