«Косичка» Саратовкина
В рамках подготовки промышленных амортизаторов от ТМ «КРОК», попала мне на глаза статья о косичке Саратовкина. Ну и решил я провести определённые исследования по применению этого артефакта на предмет его действительной безопасности. Выводом могу поделиться сразу: вещь стоящая!
Правда, после появления многоразового фрикционного амортизатора от ТМ «КРОК» — явно рудиментарная. Хотя при отсутствии оного — вполне годящаяся для обеспечения безопасности. Главное, что вяжется полностью из подручных средств, хоть и одноразового использования.
Косичку я решил плести не из 10-й верёвки, а из 8-ми миллиметровой, как более компактной. Но первый блин оказался «комом» — использовал слишком толстый и прочный фиксирующий шнур, фиксируя петли косички не в тех местах, что нужно.
Эмпирическим путём установили места фиксации петель косички. А в качестве маркерного (фиксирующего) шнура использовали сердцевину из основной 10-й статической верёвки производства Коломна.
Испытывались косички сбрасыванием груза массой 100 кг с фактором «2» с высоты максимального подъёма груза над точкой закрепления косички. Косичка присоединялась к грузу и анкеру посредством соединительных карабинов с каждой стороны.
Результаты испытаний наглядно показаны на этих двух фото. Слева — пять последовательных испытаний с косичками, скреплёнными одним, двумя, тремя, четырьмя и пятью оборотами фиксирующего шнура. Справа — две косички с удлинителем до метровой длины с четырьмя (слева) и с пятью оборотами фиксатора. Правый — порван, т. к. превысил нагрузку в 8 кН.
Вот графики рывков косичек Саратовкина с разными способами изготовления.
Выводы
Вяжите косичку с не менее 10-ю узлами, фиксируя каждый тремя-четырьмя петлями фиксирующего шнура от сердцевины основной верёвки.
При использовании в качестве самостраховочного уса, вяжите на всю длину требуемого по длине уса.
А при использовании в цепочке с основной верёвкой — не используйте верёвку меньшего диаметра, чем ваша основная: при полном срабатывании амортизатора его прочность не должна быть меньшей чем прочность основной верёвки!
В заключение темы «Косички Саратовкина» предлагаю небольшое руководство по изготовлению косички:
Сейчас наверное уже немногие вспомнят что такое амортизатор Саратовкина, однако же его гигантский плюс в том что делается он практически в любых условиях и работает вполне достойно. А потому достоин находиться в арсенале, хотя бы в качестве "оружия последнего шанса".
Может, придумать какой-то менее трудоемкий способ вязки маркеров.
Я было подумал про кабельные стяжки, но у них, в отличие от веревочных жил, сильно разное качество.
Вот вроде очень важная информация, особенно с ростом популярности виаферрат на которые " сложно и немодно" брать амортизаторы. Да конечно промальпы и водители феррат зарабатывают этим и должны) платить за готовое и сертифицированное, но... Но вот что-то не много информации по тестам, сравнениям, вариантам, в т.ч. самодельным, находится на просторах интернета. И почти все что толковое нашлось- от Крока. Спасибо. Но все равно мало. Хотелось бы больше информации на эту тему.
Есть доступные и многоразовые амортизаторы, конг киса(ну или хоть слайд, он же регулировка) например, у Вертикали и Крока чо-то подобное, решетки/лесенки всякие, в тч как понимаю и так любимую спелеологами решетку можно использовать, косичка Саратовкина( а кстати ничего не увидел про то как будет действовать без фиксирующего шнура, мартышкина цепочка с продетыми концами?), парсел-прусик и схват на усе, и тд. Конечно всё со своими нюансами, но это в любом случае лучше чем ничего. Как и все остальное в альпинизме, не панацея, но дополнительный шанс. Да и узел бабочка можно наверно интересно применить. Опять же многие ищут варианты бюджетнее. Но вот как разобраться в нюансах, как все сравнить? Не все варианты наверно вспомнил. Жду что поправят, дополнят, поделятся ссылками.