Полуостров Варангер (велопоход)

Пишет AlexTrub, 07.11.2017 14:34

Сольный велопоход по полярной Норвегии
Нитка маршрута: Tanabru – Berlevåg – Tanabru – Neiden – Inari (610 км)
Даты: 8 – 20 сентября 2017 г.

Первые 10 дней поход полностью автономный.

Вступление

Есть такие места на карте, при одном взгляде на которые хочется там побывать. Обычно это удаленные малопосещаемые районы, не похожие на наши средние широты. Для меня прежде всего полярные, т.к. почему-то меня всегда привлекали наиболее безжизненные места. К таким районам относится и полуостров Варангер. Самая северо-восточная часть Норвегии, со всех сторон омываемая Баренцевым морем. Настоящая тундра с суровым ветреным климатом, как становилось ясно при изучении архивов погоды и фотографий.
Отчетов по району я практически не нашел. Пожалуй видел всего один – очень интересный поход Константина Шемяка, частично вне дорог.
При планировании похода была мысль по возможности отклониться от асфальтового шоссе. На некоторых картах кроме шоссе были обозначены какие-то пунктиры. Что это такое, я понятия не имел, и было интересно это исследовать. Вот одна из таких карт.

Заброска

6-го сентября утром я выехал автобусом до Хельсинки. Затем пересадка 7 часов, ночной поезд до Рованиеми, еще одна пересадка 6 часов, и вот наконец еду в автобусе до Танабру. В Рованиеми немного докупил еды. Хотя в целях экономии почти всю еду везу из Питера, но финского сыра надо было купить обязательно. Около часа ночи автобус привывает в поселок Танабру, который уже находится за 70-м градусом с.ш. (то есть севернее, чем самая северная точка Кольского п-ова). Этой ночью были легкие заморозки, около -2 градусов, а заморозки часто сопровождаются северным сиянием. И действительно я полюбовался на сияние из окна автобуса, хотя оно было не особенно ярким. В предыдущих походах много раз попадались более интересные сияния. Но после большого перерыва всегда смотришь как зачарованный.

1-ый день, 8-ое сентября

50,7 км, набор высоты 224 м
Погода: солнечно, ветрено, около +10 градусов
Проснулся поздновато, около 10 часов, выехал в 13:20, в первый день сборы всегда долгие. Из Танабру поехал на север вдоль берега реки Таны. В начале берега были пологими, но примерно через 10-15 км начал появляться рельеф, а затем и вовсе рядом с дорогой выросли высокие отвесные скалы.
Полуостров Варангер (велопоход, )

Ветер был в основном попутный. То есть на самом деле он был восточный, а я ехал с юга на север, но поскольку русло реки находится в низине, ветру удобно дуть вдоль него. И из-за местных аэродинамических условий ветер чаще превращался в южный, что было мне на руку. Однако вскоре мне предстоял поворот на восток, и там конечно ветер без вариантов становился встречным. Забегая вперед, скажу, что первая половина похода вообще была на редкость ветреной. Причем в этом районе восточный ветер достаточно редко встречается, и при планировании маршрута я не очень на него рассчитывал. Обычно здесь дует Ю, ЮЗ, З, СЗ. Но вот меня угораздило попасть в какую-то затяжную волну штормового восточного ветра, дувшего много дней подряд.
Ехал весь день в продуваемой бандане, т.к. в целом было тепло. Но это была ошибка. Думаю, что именно в этот день меня продуло, и скоро появились признаки простуды.

Дельта Таны очень красива.
Полуостров Варангер (велопоход, )

После поворота на восток скорость конечно снизилась. Было уже 19 часов, когда подвернулось удобное место для лагеря. Это была просторная ровная поляна рядом с мостом через небольшую речку. Хотя поляна находилась в пределах небольшого населенного пункта, она не была видна из окрестных домов.
Вдоль русла реки также дул сильный ветер, поэтому палатку ставил минут 40. Хорошо, что рядом было много больших камней, которыми можно было хорошо укрепить оттяжки. Из этих же камней сделал ветрозащитную стенку для горелки.
Координаты лагеря 70°26.188', 028°37.484'

2-й день, 9-ое сентября

36,6 км, набор высоты 501 м
Погода: малооблачно, сильный восточный ветер
Проснулся в 8, вышел в 11:15. Насыщенный выдался день, несмотря на малый километраж. Было солнечно и красиво, часто останавливался фотографировать. Тем более что началась моя любимая тундра.
Полуостров Варангер (велопоход, )

Затем посреди тундры внезапно выросла серая стена. Неожиданно и красиво.

Все это время приходилось бороться со встречным ветром. У меня была с собой карманная метеостанция, так что могу точно сказать, что скорость ветра была в среднем 10-13 м/с, с порывами до 17. Для велосипедиста довольно чувствительно.

По прогнозу ветер был восточный, но по факту скорее юго-восточный, поэтому я с нетерпением ждал, когда мой трек свернет на север. И наконец после поворота ветер стал ощущаться как попутный! Непередаваемый контраст ощущений от езды по ветру и против ветра. И звуковое сопровождение тоже резко меняется. До поворота ветер с шумом бился о виндстопперную шапку, а после поворота мгновенно наступила почти полная тишина. Казалось, что начался штиль, и только придорожная трава продолжала полоскаться по ветру. Это было единственным признаком, указывающим на то, что он задувает с прежней силой.
Езда конечно пошла живее, и удалось набрать еще километров. Но вечер был уже близко, поэтому в целом пробег остался чрезвычайно скромным.

Лагерь поставил около красивого каньона с речкой.
Полуостров Варангер (велопоход, )
Попалась удобная полянка, с одной стороны хорошо защищенная от ветра каменной стенкой.

Вечером было +8 градусов. Да и в целом за поход температура изменялась мало. Днем от +8 до +10, ночью от +4 до +6. Так что в дальнейшем не буду ее указывать каждый день.

Вид из лагеря ночью
Координаты лагеря 70°37.177', 029°08.136'

3-й день, 10 сентября

62,5 км, набор высоты 501 м
Погода: по-прежнему солнечно и ветрено

Встал в 9:20, вышел в 11:15. Около лагеря было много черники, что несколько замедлило мои сборы. И вообще за поход наелся ее предостаточно.
Ветер сильный, как и вчера, но теперь боковой или попутный. Похоже, он стал совсем юго-восточным.

Красивый день. Сначала тундровые пейзажи, затем показался залив Баренцева моря. Затем само море.
Полуостров Варангер (велопоход, )

Дорога долго идет вдоль берега, и это очень интересные места. Скалы на берегу очень красивые и необычные. Я изъездил уже почти весь норвежский север, и даже предполагал, что ничего особо нового не увижу. Но вот эти скалы были совсем не похожи на все, что я видел раньше. Огромные плоские плиты, сложенные в каменные книги. Иногда они стоят вертикально рядом с дорогой, как сказочные ворота. Иногда это просто стопки каменных пластов, поражающие необычным видом и размерами.

В этот день опять много времени ушло на фото и видео, поэтому пробег опять небольшой (при попутном ветре, да со слабым рельефом должно быть гораздо больше).
Доехал до Берлевога. Маленький и очень симпатичный городок. С удовольствием бы жил тут.
Полуостров Варангер (велопоход, )
Нашел вай-фай, посмотрел погоду, обещают ухудшение.
За Берлевогом асфальт закончился, но грунтовка была хорошего качества. Время от времени проезжали машины, но конечно редко.

Вечереет
Полуостров Варангер (велопоход, )

Был уже восьмой час, поэтому решил не ехать до бухты, остановился у попавшегося ручья. Хотя возможно это было не самое удачное место. Здесь сходились два ущелья. Одно шло с востока на запад, другое – с юга. Я остановился во втором и по нему с юга сильно сифонил ветер. Палатку опять ставил долго, еще и камни пришлось поискать, чтобы ее укрепить.
Фото сделано на следующее утро. Надеюсь, что оно немного передает силу ветра.
Координаты лагеря 70°48.865', 028°48.781'

4-й день, 11 сентября

Радиалка 12,8 км
Погода: ветер, пасмурно, временами морось

Ночью плохо спал из-за сильного ветра. Да еще и простуда держится, поэтому решил сегодня отдохнуть.
Утром заметил, что рядом есть небольшой холм, который создает некоторую ветровую тень. Не ахти какую, но все же там дует поменьше. С 8 до 10 переносил туда лагерь, потом еще немного поспал.
Полуостров Варангер (велопоход, )
За мной удивленно наблюдают: «И чего ему не сидится? Подумаешь ветерок»

Побаливает горло, есть насморк, и еще болит правый челюстной сустав, который был у меня с наветренной стороны. Временами даже жевать больно. Лечусь повышенными дозами витамина С, еще ем на ночь таблетку аспирина. В целом жить можно.

Прогулялся на верх по склону ближайшего холма

Краски осенней тундры

Затем налегке поехал до бухты на западном берегу. Хорошо все-таки в северной Норвегии, где можно бросить палатку с вещами и не беспокоиться, что в нее кто-то залезет.
В бухте особых красот конечно не было, тем более в такую погоду. При хорошей видимости должен быть хорошо виден соседний п-ов Нордкин, но сейчас он едва угадывался во мгле.
Полуостров Варангер (велопоход, )

Однако мне это место было интересно с психологической точки зрения. Именно про такие места хочется сказать «край земли». Хотя в бухте есть несколько домов, и там, по-видимому, кто-то живет, но туристов в этих местах скорее всего очень немного. Несколько раз в день по дороге проезжали машины, и их водители как-то очень удивленно на меня смотрели.
В общем, постоял я в бухте минут 15, просто так, воспроизводя в голове карту, чтобы напомнить себе, куда я забрался. Затем вернулся к палатке.

Здесь пожалуй скажу о предпоходных планах и почему не все получилось. Изначально я собирался проехать некоторые участки вне дорог. В частности после этой бухты добраться до следующей, которая расположена на западном берегу, но южнее. Затем попытаться срезать дорогу на юг до шоссе. Но план был предварительный, мне не столь важно было реализовать задуманное, сколько просто хотелось побывать в этих местах и увидеть их своими глазами. Одним словом, поход был прежде всего исследовательский. И некоторые моменты были неожиданными. Я прокладывал трек по каким-то пунктирам на карте, не зная заранее что это. Может быть это тропы, а может там и вовсе ничего нет. Оказалось, что в основном пунктиры – это неплохие грунтовки, по которым местные ездят на квадроциклах. Однако эти грунтовки постоянно пересекают ручьи разной величины, и эти ручьи надо переходить вброд, никаких мостов там нет. Поскольку в первой половине похода у меня была заметная простуда, эти броды меня не очень привлекали. Кроме того, выйти южнее на шоссе помешал бы забор. Я его видел, когда проезжал по шоссе в том месте, где предполагалось на него выходить. Такие заборы от оленей часто встречаются в северной Норвегии и Финляндии. При планировании маршрута я как-то о них не подумал. И хуже того, раньше я видел эти заборы только вдоль шоссе, а на Варангере они ветвятся и уходят вглубь тундры. То есть неизвестно сколько раз пришлось бы преодолевать эти заборы. Выглядят они примерно так (фото сделано около Танабру)
Полуостров Варангер (велопоход, )

В общем на этот раз я отказался от бездорожной части, но мне и без нее впечатлений было более чем достаточно.

5-й день, 12 сентября

63 км, набор высоты 390 м
Погода: утром пасмурно, днем переменная облачность

Встал в 7:30, чувствовал себя отдохнувшим, хотя простуда все еще не прошла.
Ветра утром почти не было, но оказалось, что это тоже не очень хорошо. Сразу появилось много мошек. На севере они закаленные и при температуре +7 очень активны. Тем более что за моим холмом было самое тихое место, и похоже все окрестные мошки собрались у меня. Это заставило меня собираться побыстрее и в 10 я уже вышел.
Возвращался тем же путем, но было совсем не скучно. К середине дня распогодилось, вокруг опять было красиво. То и дело попадались скальные пейзажи, которые я не заметил по пути туда.
Полуостров Варангер (велопоход, )
Вот только ветер теперь чаще был встречным. Дорога петляла, и на некоторых отрезках ветер помогал, но чаще все-таки мешал. Как и раньше, ветер был довольно приличный.

Доехал до своего лагеря на берегу каньона, тут некстати ветер стих. И в этом месте оказалось адское количество мошек. Я не стал пока ставить палатку, бросил вещи и пошел гулять вдоль шоссе. Все-таки на открытом месте мошек меньше, чем рядом с кустами и рекой. С наступлением легких сумерек мошки исчезают. Тогда остается около часа на хозяйственные работы – мошек уже нет, но еще достаточно светло.

6-й день, 13 сентября

39,6 км, набор высоты 355 м
Погода: пасмурно, временами моросящий дождь, сильный ветер

Проснулся в 7:30, шел дождь. Поспал еще час, вроде бы дождь закончился. Пока собирался было сухо и умеренный ветер.
Выехал в 11:15. Ветер усилился и по большей части мешал, хотя и не был строго встречным. Еще и дорога шла в гору, в общем ехалось так себе.
Под моросящим дождем нашел начало грунтовки, по которой планировал попробовать проехать.
Доехал до первого брода
Ручей был не такой уж большой, но карта показывала, что далее броды будут через каждые один-два километра, и я решил пока оставить эту затею. В это время было +7 с сильным ветром и моросью. Все же для осенних походов с бродами хорошо бы иметь болотные сапоги. Сейчас бывают совсем легкие, из ЭВА, весят около килограмма.

Весь день любовался на осеннюю тундру. Она красива и красочна даже в пасмурную погоду! Потрясающая смесь зеленого, желтого, оранжевого и красного.
Полуостров Варангер (велопоход, )

Доехал до своего предыдущего лагеря рядом с мостом. Палатку поставил на старом месте, хотя возможно стоило поставить прямо под мостом. В прошлый раз дождя не было, а теперь имело смысл от него спрятаться.

7-й день, 14 сентября

Радиалка 21,3 км
Погода: пасмурно, временами дождь

С утра шел дождь, поэтому решил пока остаться здесь. Переждать дождь и заодно долечить простуду. Днем съездил в небольшую радиалку. У меня на карте была нарисована местная дорога, по которой якобы можно подняться на большой холм. Но оказалось, что там как раз идет строительство дороги. Видимо раньше там была грунтовка, а теперь прокладывают асфальт. А я как раз не вовремя туда приехал.

8-й день, 15 сентября

Пешая радиалка на холм, набор высоты 803 м
Погода: пасмурно, временами моросящий дождь, сильный ветер

Уже можно было ехать дальше, но у меня еще с предыдущих походов была идея залезть куда-нибудь повыше. В идеале на 600 – 700 метров, но по близости ничего такого не оказалось. Зато по карте нашел совсем рядом с лагерем холм 386 метров. Тоже неплохо с учетом того, что какие-то 300 метров на севере очень заметно меняют климат. Решил все-таки осуществить давние мечты и ради этого остаться еще на день.
После завтрака пошел покорять вершину. Внизу рядом с лагерем росли деревья фактически такие же, как в средних широтах. Я был уже недалеко от устья реки Таны, и растительность здесь уже была не тундровая. Так что прогулка на холм была еще и шансом попрощаться с тундрой до будущих походов, ибо там наверху должны быть настоящие тундровые пейзажи.
Поднимался по ущелью, заросшему деревьями. Здесь был практически штиль. А вот наверху задувало здорово. Там мой анемометр показывал 14-17 с порывами до 21 м/с. Как я и ожидал, уже на высоте 300м не растет ничего, кроме мха.
Дошел до вершины, на которой даже был внушительный тур. Вот только записки там не нашлось :)
Полуостров Варангер (велопоход, )
По дороге обратно прошел еще через соседнюю вершину 325 метров, где тоже был тур, но поменьше.
Холмы очень пологие, и вид сверху напоминает просто ровную тундру. Хотя между этими вершинами находятся заросшие деревьями низины.
Вся радиалка заняла у меня около 5 часов.

9-й день, 16 сентября

76,9 км, набор высоты 315 м
Погода: утром штиль и переменная облачность, днем пасмурно

Проснулся в 6:45, видимо хорошо отдохнул за прошедшие два дня. Вышел в 9:40.
Пришла пора покидать Варангер. Вновь проехал вдоль Таны. Здесь уже в разгаре золотая осень
Полуостров Варангер (велопоход, )
К 14 часам был в Танабру. Пообедал, посмотрел прогноз погоды. Затем поехал на восток в сторону Киркенеса. После поворота начались мрачные болотистые места, которые тянулись до залива. Хорошо, что не надо было здесь ночевать. Место под палатку было бы найти очень сложно.

Трафик на Е6 был весьма умеренный. Фур за сегодняшний вечер совсем не было.
Когда дорога шла вдоль залива, пейзажи стали лучше, но не намного. По-прежнему было много болот и почти не было источников хорошей воды. Однако благодаря подробной карте в навигаторе удалось найти прекрасное место для лагеря. Пришлось проехать по грунтовке пару километров в сторону, где были хорошие поляны на берегу реки.
Полуостров Варангер (велопоход, )
Вечер был тихий, но никаких насекомых не было, до сих пор не понимаю почему. Сравнительно недалеко были болота, вроде бы для летающей живности это самые подходящие места. И тем не менее мне повезло. К тому же после многих дней штормового ветра мне казалось, что в штиль уже жарко. Хотя температура была около +7, как и раньше. Но простуда уже отступила, так что я даже решился сегодня помыться. Зашел по щиколотку в реку и помылся, поливая себя водой. Частично даже с мылом. И голову помыл ледяной водой из реки. Никаких последствий на следующий день не было.
Координаты лагеря 70°06.990', 028°31.674'

10-й день, 17 сентября

56,8 км, набор высоты 387 м
Погода: пасмурно, сухо, штиль

Проснулся в 6:20, вышел в 9:20. Пока собирался рядом прошмыгнули два лося, но, увидев меня, быстро перебежали через реку и скрылись. Не успел сфотографировать.

Появился рельеф. Горки были хоть и небольшие, но одна за другой.
Пейзажи чем-то напоминали берега Ладоги. И вокруг разгар золотой осени, абсолютно все желтое. В средних широтах такое не каждый год бывает, если вообще бывает. У нас чаще деревья желтеют в разное время. Какие-то еще почти зеленые, а какие-то уже облетать начали. На севере же осень вообще короткая, и в первой половине сентября все вокруг покрывается золотом. Это было очень красиво, и фотоаппарат не может передать это в полной мере, т.к. основное впечатление было от обилия осенних красок на протяжении всего дня.
Полуостров Варангер (велопоход, )

Были небольшие фрагменты и тундровых красот

А здесь из-за ярко-зеленого мха создается какое-то летнее впечатление.
Трафик днем меня не напрягал. За весь день я насчитал около пяти фур. Но когда я вечером ставил лагерь, машин почему-то стало больше. Мне это было хорошо слышно, т.к. лагерь в этот раз пришлось поставить недалеко от дороги. Здесь вновь были болотистые места и проблемы с водой. Поэтому я был рад месту на заброшенной дороге, которая шла параллельно Е6 (видимо раньше она и была Е6). Главное, что дорога была ровная, а рядом нашелся чистый ручей. Что еще надо для ночевки?
Координаты лагеря 69°50.377', 029°22.389'

11-й день, 18 сентября

68,7 км, набор высоты 353 м
Погода: утром почти ясно, но к моменту выхода небо затянулось, пошел небольшой дождь; во второй половине дня пасмурно и сухо, иногда слабый попутный ветер

Рельеф в этот день был слабый.
Доехал 20 км до Нейдена и повернул в сторону Финляндии. Здесь на дороге был очень оживленный участок, но оказалось, что это только до ближайшего магазина, куда норвежцы похоже ездят закупаться. После магазина машин стало мало, но все равно ездят, даже фуры встречаются. От этой второстепенной дороги я ожидал большей тишины. Но это конечно не такой трафик, который мог бы помешать.

В этот приграничный магазин я тоже зашел. Таким образом, закончилась автономная часть похода, в Норвегии я в магазины даже не заглядываю. В принципе я и здесь мог бы обойтись, еду я рассчитывал на весь поход, а про этот магазин вообще не знал, есть ли он тут. Но захотелось чего-то нового, все же меню в походе довольно однообразное. Вот только выпить литр йогурта оказалось неудачной идеей, от него стало холодно, пришлось согреваться интенсивной ездой.

По дороге много озер разной величины. Иногда в лесу видно оленей. Они не такие пугливые, как их норвежские собратья. Один крупный олененок даже как будто собрался ко мне подойти, но по дороге все же передумал и убежал.
Полуостров Варангер (велопоход, )

Место ночевки попалось очень удачное, на берегу озера
Ветер то слабый, то отсутствует. Когда его нет, мошка опять мешает.
Координаты лагеря 69°28.348', 028°32.214'

12-й день, 19 сентября

73,1 км, набор высоты 251 м
Погода: утром ясно, но к моменту выхода уже стало пасмурно и так весь день

Магазины все-таки расслабляют. Ужасно лень было заниматься завтраком, и я просто поел купленного вчера печенья, не вылезая из палатки, благо оставалась еще вода в термосе.
Стало немного холоднее, днем примерно +7 вместо +10, поэтому насекомых уже меньше, но все равно имеются.
Пейзажи теперь более лесные и не так необычны, чем-то напоминают карельские. Но красиво – золотая осень продолжается.
Полуостров Варангер (велопоход, )

Попробовал часть дороги срезать по грунтовке, но уперся в речку, пришлось возвращаться. Таким образом, прибавил к пути лишние 8 км.
Ночевать собирался в лааву, которая была обозначена на карте. Но оказалось, что она давно сгорела, да и само место какое-то непривлекательное. Но уже темнело и пришлось остаться. Дело было на берегу огромного озера Инариярви, но сам берег был весь в кочках. С трудом нашел хотя бы более-менее ровное место под палатку. Да еще и неподалеку был причал, где возились люди с какими-то яхтами. Но я вообще к местам ночевок не очень придирчив, так что спал нормально.
Координаты лагеря 69°04.983', 027°39.095'

13-й день, 20 сентября

50,8 км, набор высоты 199 м
Погода: пасмурно, сухо

Вот и финиш похода! В этот день я доехал до Инари. Зашел еще раз в магазин, а затем нашел за городом очень удобное место у ручья, где переночевал две ночи. У меня был заранее куплен билет на поезд, и в Рованиеми мне надо было быть 22-го сентября.
Координаты лагеря 68°53.919', 026°59.134'

Заключение

Поход получился красивый и интересный. Наконец-то удалось изучить давно меня интересовавший п-ов Варангер. В то же время думаю это мой последний сентябрьский поход. Все же моя извращенная психика предпочитает снег теплу и мошкаре. В дальнейшем планирую провести аналогичный поход в конце октября – начале ноября, должно быть гораздо интереснее. В начале ноября на высоте 300м уже стабильно лежит снег, а световой день еще довольно большой – около 6 часов, хотя и в темноте придется поездить. Но в ноябре это не сложно – еще нет могучей корки каменного льда, которую не берут никакие шипы и с которой я познакомился в начале апреля (правда повторный апрельский поход тоже планируется, или даже скорее мартовский)

Ну а желающим увидеть тундру в ее наиболее красивом состоянии рекомендуется именно первая половина сентября. Самый пик золотой осени в полярных широтах приходится примерно на 7 – 15 сентября.

Заметки о снаряжении

Палатка Redfox Hermit Fox по-прежнему производит двойственное впечатление. В этом походе удалось хорошо испытать ее на ветроустойчивость. И ветер она держит прилично. Я бы сказал, держит его лучше, чем Ferrino Blow Lite, с которой я тоже ездил в полярные походы. Во-первых, Ferrino просто сильнее треплет на аналогичном ветру, поэтому хуже спится. Во-вторых, у Ferrino в безобидной ситуации сломалась дуга каркаса, который там вообще неизвестного происхождения. У Hermit Fox каркас DAC и выглядит надежнее. Но все портят пластиковые крепления дуг и тента по углам палатки. Непонятно, зачем мудрить и почему нельзя было использовать традиционные, проверенные веками кольца в стропе. Да, пока пластик не подвел. Но все равно нет к нему доверия, да и просто пользоваться такими застежками менее удобно.

Под палатку как обычно стелил велочехол и кусок тайвека (Tyvek). Тайвек легкий, не промокает и с трудом прокалывается.

Спальник и коврик описывать в этот раз не буду, с такими теплыми ночами можно брать любые.

Горелка газовая Optimus Vega – очень удобная и экономная, предусмотрено использование газового баллона и в обычном состоянии, и в перевернутом, что позволяет выжигать его почти без остатка. Был один начатый баллон Primus и два целых. Кроме того, взял на пробу один баллон Fire Maple из Спортмастера (купленный когда-то с приличной скидкой). Так вот, люди, не экономьте на газе. Купив дешевый газ, вы истратите в походе больше баллонов. Таким образом, в деньгах ничего не сэкономите, но количество багажа увеличите. Этот начатый Primus (кажется там было около половины) я дожигал 3 дня. Причем Примусы я никогда не могу дожечь до конца. Даже в режиме с перевернутым баллоном, они продолжают гореть потихоньку, но мне надоедает слишком долго ждать, пока вскипит вода, и я выбрасываю баллон. Затем начал Fire Maple, и этот полный баллон умер ровно за 3 дня, умер совсем, погас и больше не подавал признаков жизни. Начатый затем полный Примус продержался до конца похода, т.е. почти 8 дней. И только вечером 21-го числа, когда у меня уже была дневка рядом с Инари в ожидании автобуса, я немного потратил из последнего баллона. На количество дней ориентироваться не стоит, потребности у каждого свои. Мне обычно достаточно вскипятить 3 литра утром и 2 литра вечером. Но то, что Примус держался более чем в 2 раза дольше – это факт.

Радиаторный котелок Fire Maple на 1 литр – был у меня для кипячения воды, но если я варил лапшу с приправами, то тоже в нем. Готовил всегда на улице.

Термос Tiger на 1 литр тепло держит достаточно хорошо. Кроме него был полулитровый китайский термос, который выпивался первым. Был еще широкий суповой термос «Сплав», в нем удобно замачивать хлопья на обед.

Кое-что про одежду: штормовка Сивера Аз Торок, куртка с синтетическим пухом от Снаряжения (район все-таки влажный), зимнее термобелье Сивера, штормовые штаны-самосбросы Vaude Steam Pants. Ботинки Satila слегка разочаровали. Заявлялись как непромокаемые, но после трех асфальтовых велопоходов у них потрескались носы и стали пропускать воду. Все же качественные ботинки должны быть более долговечными.

Велосипед Cube Acid 2015 с покрышками Schwalbe Big Ben RaceGuard (хороший накат, никаких проколов) и багажником Massload CL-540-1.
Велорюкзак Aldica-90 (превосходно, очень удобный рюкзак, особенно удобно крепление багажа снаружи)

Навигатор Garmin Oregon 450 работал на аккумуляторах Ladda 2450 (куплены в Икее). Очень живучие, при положительной температуре для навигатора хватает на несколько дней (не подсчитал точно, но примерно дня на три – четыре). Навигатор был всегда включен во время движения, но выключался на больших привалах.

Питание:
Разнообразные хлопья (овсяные, рисовые, гречневые, пшенные, кукурузные)
Детское питание – мультизлаковая каша Малютка (разводится теплой водой, содержит много калорий и витаминов, и вообще вкусно))
Протеин в порошке (также разводится теплой водой) и BCAA в таблетках
Смесь изюма и арахиса, сушеные бананы и ананасы
Шоколад, козинаки, гематоген, мармелад
Сыр и сало (финские)
Сухое молоко
Разное печенье (финское)
Разные сухие приправы (перец, базилик, сушеный лук и чеснок и т.д.)
Для питья: цикорий, каркаде и сушеная облепиха (но часто обходился и просто кипятком)

Здесь есть небольшое видео про поход, некоторые моменты там видны нагляднее, ветер например :)

А здесь более полная версия отчета, там немного больше текста и фото, но все самое интересное и красивое я перенес сюда. Отчет пригодится только особо интересующимся