Хроника одного похода (Дневник 2009)

Пишет Vikzhi, 20.10.2017 17:41

Это рассказ о простеньком горном походе из Теберды в Архыз в мае 2009 года,
который одна из его участниц аккуратно разложила по дням, часам и минутам. Автору осталось только подправить и дополнить эти записи, где нет упоминаний о дюльферах, скайхуках или жумарах, а просто показано, как обычные новички-горожане приобщались к туризму.

Персонажи хроники: капитан Леша – Алексей Берёза и храбрая его команда – Артур Кесян, Витя Жижин, Настя Пилипенко, Валя и Слава Золотарёвы.

1 мая

8.30 – выезд из Ставрополя на автобусе «Икарус». Артур поделился с Витей своими мыслями: «Когда я в первый раз надел рюкзак, то понял, что нужно было больше бегать». «Да, – подумал Витя, – горный туризм характеризуется умением перетаскивать мешки с лямками по пересечённой местности, причем очень даже пересечённой…»

9.30 – хлоп! Поломка автобуса. Что-то не выдержало нагрузки от трёх десятков «мешков с лямками» в комплекте с их владельцами.
Пока чинят автобус... новенькие - Леша, Настя, Артур, Слава и бывалая Валя

10.30 – путь продолжался, за окнами автобуса мелькали дома населенных пунктов. На очередной остановке Леша провел мероприятие по акклиматизации команды, предложив каждому полулитровый пузырёк жидкого снадобья. Этикетки на пузырьках гласили, что сие есть «Пиво карачаевское живое». Акклиматизировались до прибытия к месту назначения.

14.30 – автобусная остановка в Теберде, переодевание, подгонка рюкзаков, настройка по росту вспомогательных средств передвижения в виде трекинговых палок и…
Теберда осталась позади
14.50 – …выход на маршрут.

15.30–16.30 – перекус на высоте 1500 м под большой сосной. Количество неучтённых продуктов к перекусу превысило объём желудков. Сработал принцип «на себя и на того парня», несъеденное отложили на завтрак 2 мая. Забегая вперед, добавим, что хватило на завтрак и 3 мая.
Вале было кем командовать, она всячески опекала Славу, для которого это второй поход в горах и первый в межсезонье. Артур и Настя – новобранцы, у них вообще первое в жизни путешествие по местам с «повышенным коэффициентом выживаемости». Для Леши судьба также определила первое в туристской биографии капитанство.

17.00 – прошли два «тягуна». Подъём всего на сотню метров некоторым участникам команды дался тяжело из-за плотного перекуса. «Жрать меньше надо!» – мысленно прокомментировал ситуацию Витя, шедший в середине растянувшейся цепочки, притормаживая рвущихся вперед и подбадривая отстающих. Почти всех тянуло в сон. Вале, после жалоб на зевоту, выдали «Аэровит», который помог больше в моральном плане, но попытки улечься на обочине дороги и заснуть всё же прекратились. Когда присели отдохнуть, мимо в хорошем темпе прошли (хотелось сказать – проскакали) туристы, с которыми ехали вместе в Теберду. Они уверенно свернули с дороги на тропу в лес, едва не утянув за собой. Упасть на хвост прошедшей группе не дал Витя. Его палец указал направление к очередному «пыхтуну».

17.40 – на следующем привале нас догнала всё та же группа. В лесу она зашла в тупик, потеряв в результате время. Но её руководитель умел не только петь и играть на гитаре (о чём мы узнали в автобусе), но и исправлять ошибки.

18.10 – на привале Артур сообщил, что его тоже накрыла горняшка, и получил пару таблеток «Аэровита», а Валя тем временем успела уйти далеко вперёд. Витя поскрёб затылок и подумал, что много таблеток всем выдавать нельзя – иначе они уже завтра прибегут в Архыз!

18.20 – прошли мимо поляны рядом с ущельем Азгек, на которой стояли палатки туристов из Ставрополя. Но пообщаться с ними не удалось, надо было догонять Валю, которая где-то впереди набирала высоту как самолёт.

18.50 – привал, Слава выбился из сил. Рецепт от врача – две таблетки «Аэровита»! В это время вперёд стал уходить заметно оживший Артур. Надо же! «Аэровит» делал свое дело! Быстро уменьшающиеся фигуры Вали и Артура стали убедительным тому подтверждением!

19.20 – пришли к месту ночёвки, где у речки притулился тронутый временем пастуший кош. Разбитое окно закрыли найденной мешковиной, навели порядок в жилище. Борщ готовили долго и так же долго ели, ибо взамен забытого лаврового листа приправляли его походными историями. Настя предложила включить «трёп по делу и без оного» в раскладку по продуктам. Для аппетита приняли коньяк с шоколадкой, но борщ до конца не доели и оставили на утро. После борща еще дозаправились лимонным ликёром собственного приготовления.

Рецепт приготовления огненной воды по мотивам книги «О вкусной и здоровой пище».

1. Водка – настоянный на лимоне спирт наливается в маленькую ёмкость (рюмка, фужер, стакан, кружка) и разводится водой на одну треть. После приема внутрь занюхивается рукавом или носками.

2. Ликёр – готовится так же, но разводится наполовину и занюхивается шоколадной оберткой.

3. «Лосьон» – все то же, но разводится на две трети, применение – протирание тампоном укусов насекомых. Выжимка из тампона применяется внутрь.

4. Лимонад – оставшийся в большой ёмкости проспиртованный лимон разбодяживается водой до окончательного заполнения объема. Применение находит как жаждоутоляющее, а в подогретом виде выполняет функцию туалетной воды.

23.00 – наконец-таки улеглись спать. Валя, Слава и Настя разместились на железных кроватях с пружинной сеткой, остальные – на полу. Витя заснул раньше всех и сообщил об этом своим храпом, дав понять, что команде нужно не расслабляться, а «беречь время».

2 мая

6.00 – первым на ногах оказался Витя. Он спал как младенец. Тяжелее всего пришлось Леше и Артуру, они находились вблизи от эпицентра храпа, переживания первого дня не давали заснуть и Насте. Славу ночью беспокоил не то желудок, не то пузырь, который желчный. Завтрак прошёл быстро, затянулась только укладка рюкзаков. Новобранцы обстоятельно определялись с тем, что должно быть рядом, что сверху, а что только на ночёвке.

8.25 – вышли на маршрут. Некоторое оживление вызвал «бревноход» через Муху. Здесь встретили туриста из Москвы, вкруговую увешанного фототехникой. Он посетовал на обилие снега и плохую погоду. Мы же поделились с ним грустью по поводу веса рюкзаков.

9.30–9.50 – привал перед подъёмом на перевал Мухинский, натянули бахилы и намазались солнцезащитным кремом. Витя продемонстрировал мастер-класс по нанесению его толщиной в несколько миллиметров. Остальные постарались от него не отставать…

Путь на "новичковый" перевал Муху

10.50 – опять привал. Далее остановки для отдыха стали чаще и продолжительней. Второе и последующие за ним дыхания пропали неизвестно куда. В лидеры выбились Леша и Артур, сильно опередив всех.

12.40 – перевал и пронизывающий ветер. Здесь двое ребят из другой группы угостили нас курагой и шоколадом. Тур оказался значительно ниже седловины. В банке записка туристов из Арзгира, оказавшихся здесь первыми в этом сезоне. Ёжась от порывов холодного ветра, поспешили вниз, где в снегу проблескивал ручей Малой Марки. Вдали замаячил наш следующий перевал Гурпун. Ох, и далеко же до него!
Самая низкая седловина в гребне - это Гурпун

13.40 – Валя скатилась с перевала быстрей всех. Последней появилась Настя, еле дотащив к привалу свои трекинговые палки.
У Малой Марки

14.20–15.30 – для поднятия тонуса Настя постирала носки и приняла ножные ванны в ледяной воде. Затем все набросились на еду. После занимались личными делами. С наибольшей пользой время провел Слава, он спал под пригревающим солнышком.

15.50 – продолжение спуска. Для новобранцев он оказался сложным. Скользкая тропка по оледеневшему снегу в буреломе заставила проходить некоторые участки на пятой точке. А кто-то до нас этот участок прошёл в кошках! Эти следы даже вызвали ощущение зависти. Но кошки на тропе в майском лесу? Моветон!
Хроника одного похода (Дневник 2009, Горный туризм)
Вот где-то здесь и увидели следы от ботинок с кошками!

17.00 – конец спуску! На поляне у слияния Малой и Большой Марки – палатки москвичей. После непродолжительного общения с ними решили переночевать в небольшом бревенчатом коше на другом берегу Большой Марки.

18.20 – еще раз перешли ручей. Настя, поскользнувшись на камне, намочила обувь, штаны и рюкзак. Видимо водные процедуры ей нравились. Витя с Лешей нашли переправу через Большую Марку. Она оказалась двумя узкими длинными бревнами на высоте около метра над речкой. Идти по воде никто не захотел, выбрали бревноход. Артур на его середине даже сделал ручкой в сторону фотооператора. Остальные, крепко сжимая палки и зубы, ограничились ойканьем и повизгиванием. Десять минут страха и вот мы у коша, оказавшегося вполне приличным. Лишь широкие нары потребовали небольшого ремонта.
Бревноход через Большую Марку

За ужином Валя обмолвилась, что она упрямая и вредная, на что Витя заметил: «Так, если бы ты упала с бревна, то спасать тебя пришлось бы выше по течению?» Долго не могли уснуть. С чего именно, трудно вспомнить, но Артур, Леша и Настя с Валей всячески «берегли время», заливаясь хохотом.

3 мая

Ночёвка в коше из-за тесноты была жаркой. Утром Артур выдал: «Пока я не снял майку, горняшка не отпускала».

6.00 – подъём. Вокруг туман и дождь, перемежающийся с редким снежком. Выход на перевал под вопросом, ждём…

7.30–8.00 – дождь закончился, чуть-чуть распогодилось, ждём еще…

9.10 – выход. Поднимались вдоль русла жиденького ручейка по травянистому склону. Парочка уларов, приветственно помахав крыльями, улетела куда-то к югу.
Хроника одного похода (Дневник 2009, Горный туризм)
На подъёме к Гурпуну. Внизу чуть заметен "отель", в котором переночевали.

Наши девчата проходят карниз

11.30 – прокопавшись сквозь снежный карниз, вышли на седловину. Высота 2490 метров. Виднелась блестящая ленточка Аксаута, до неё было как до неба, но только вниз. Отдохнули и пошли… Долгий путь был разнообразен: крутой травянистый склон, рыхлый конус сошедшей лавины, заснеженный бурелом. До новобранцев дошло понимание физического смысла термина «обезьянить».
По лавинной дороге

14.40 – так и не добравшись до Аксаута, остановились на обед. Единогласным решением переименовали перевал Гурпун в Дурпун и присвоили ему статус «НК» – наивысшей категории!

15.50 – продолжили спуск по лавинному конусу.

16.40 – началась ровная долина!

17.10–17.20 – комичная переправа через Аксаут. Чтобы сильно не намокнуть, решили переходить босиком и без штанов, но в трусах.
Хроника одного похода (Дневник 2009, Горный туризм)
Сейчас, через пару метров будем сцепляться

Была разрешена нелитературная лексика. Истерическое веселье заразило участников еще до погружения в воду. Сцепившись локтями, мы шагнули по колено в ледяную воду. Витя назвал этот способ переправы таджикским. Скользя по камням, двинулись к другому берегу. За полметра до него Валя, не выдержав эмоционального напряжения, упала на четвереньки и залилась нескончаемым смехом.
Через четверть часа, отсмеявшись и отжав одежду, двинулись дальше, усталость куда-то исчезла.

Гурпун и гурпунёры

18.30 – встали лагерем на опушке соснового бора. Для души развели костер. На ужин была уха из сардин, а перед его началом Витя сообщил, что всем участникам присвоено почетное звание – «Гурпунёр».
Бивак в Аксаутской долине

4 мая

6.00 – подъём, погода великолепная. Далеко впереди виднелась чуть розоватая в лучах встающего солнца вершина Каракаи. Где-то около неё наш следующий перевал.
Каракая в майском макияже

8.15 – выход к верховьям Аксаута. Шли по хорошо накатанной грунтовке, делая короткие остановки и не переставая общаться и обмениваться впечатлениями. Леша, как известный персонаж из басни Крылова, открыл рот и со словами: «А у меня есть волшебная конфетка» выронил её на дорогу, где она и осталась лежать…

11.20 – на привале Артур философствовал о том, что такой поход станет ярким пятном на полотне жизни и предложил закрепить будущие воспоминания сухарями, оставшимися с завтрака. Калории прибавили сил и приподняли дух.

"Библейские" заповеди
Большой синий плакат на пути возвестил о начале погранзоны. Среди запрещённых действий на плакате упоминалась стрельба в сторону «забугорья». Заподозрив наличие рогатки у Насти, Леша тщательнейшим образом перетряхнул содержимое её рюкзака. Ни рогатки, ни пращи не обнаружилось, зато уложенный по-новому рюкзак стал удобнее, Настёна сразу прибавила в скорости.

13.20 – подошли к базе Карачаево-Черкесской МЧС. Благодаря старому знакомству Вити с хозяевами, мы обосновались в двухэтажном домике, похожем снаружи на избушку бабы-яги.
Хроника одного похода (Дневник 2009, Горный туризм)
Бабкиёжкиные апартаменты, только курьи ножки куда-то убежали...

От дежурных на базе узнали о двух группах из Краснодара, которые тоже собирались идти на Северную Каракаю, но ждут, когда другая команда пойдет первой. Наше руководство сходило к берегу Аксаута поглядеть на предстоящий путь – переправу и уходящий к небу склон на другом берегу. Чьих-либо следов на нём не оказалось. Родилось решение, что завтра выходим по-любому, ждать никого не будем.

Завтра будет только завтра… А пока – баня! Сладкая истома в бренных телах, сытный обед, плавно перетекший в ужин и сдобренный порцией «командирских». Свежевыстиранная одежда и пахнущая сосновым деревом комната, в которой прямо на полу расстелили карематы со спальными мешками. Какие там Сейшелы, Канары и Египет с его пирамидами! Здесь наше всё! Здесь!

Воспоминания о парилке и горячей воде еще долго бередили души на другой день, когда начался подход к ключевому перевалу – Северной Каракае.

5 мая

День оказался насыщенным экстримом и испытаниями. Артур с утра заявил: «Наконец начинается что-то действительно стоящее и интересное!» При этих словах у всех зашевелились бейсболки и банданы над приподнятыми торчком ушами.

5.00 – подъём и завтрак. За пределами «бабкиёжкиной» избушки – дождь пополам со снегом.

7.00 -7.30 – ожидание окончания снегопада. Потеплело, кончился снег, но дождь не переставал. Парадом сегодня командовал Витя. Без всякой жалости он выгнал всех на улицу и повёл к берегу Аксаута.

7.30 – переправа вброд через два рукава реки. Вода сверху, вода снизу. Повторно испытали прелести скользких камней и леденящего потока.
Где ты, вчерашняя сауна?

8.30 – подъём по снежному склону, где изредка проступали травянистые проталины, прорезанные тропой. Внизу виднелись палатки краснодарцев, наверху заснеженные склоны сливались с серым небом.

9.00 – подобие тропы потерялось под глубоким снегом. По описанию надо куда-то влево и вверх, но где проход? Везде клешнястые сучья березового криволесья да мрачные выходы скал, куда ни наступи – проваливаешься в снег выше колена. Остановка. Витя сбросил рюкзак и полез искать дорогу за перегиб, за ним рванулся Леша, но не догнал. Через полчаса разведчик вернулся и сказал, что встретил горную козу, которая показала нужное направление. Цепляясь ледорубами за склон, мы продрались к узкому заснеженному кулуару. Здесь пришлось выбивать ступени и лезть по крутой стеночке, передавая из рук в руки рюкзаки.
Хроника одного похода (Дневник 2009, Горный туризм)
Без тропы под ногами как-то не очень...

10.30 – только отдышались, как застряли на крутом оледеневшем склоне минут на сорок. Витя, ставший руководителем на этот день, проложил тропу-полку сквозь снежный надув под скальным выступом. Ввинтившись в рыхлый снег, он расширил и утрамбовал проход. Медленно и осторожно мы выбрались по нему к снежной стенке с медвежьим следом. Витя без остановки полез дальше, сказав, что мишка нас ждать не будет, его надо догонять, пока след не засыпало. Между тем дождь перешел в снегопад. Это было только началом «стоящего и интересного»! Новый подъём, карабканье через ветки, раздельная транспортировка рюкзаков, крутой спуск по снежным ступеням. Валя, когда-то побывавшая здесь, сказала, что дальше будет легче и проще – надо только идти. Кто знал, что там пришлось ещё и ползти!

14.00 – вышли на небольшую площадку с ручейком. Устроили перекус. Практически всё промокло до трусов, а те – до нитки. Витю трясло от холода, он предложил поставить лагерь и устроить полуднёвку, но группа настояла на дальнейшем пути, пока есть силы. Момент, близкий к критическому, заставил действовать быстро и сплоченно. Сначала приняли горячительного для «сугрева» и спрятались под накидки, образовав из них полиэтиленовый купол. Пока горелка раскочегаривалась, мы, держа одной рукой накидки, другой передавали по кругу ложку с энергетической смесью, оказавшейся как нельзя кстати. Съели всю, и Слава выразил благодарность за облегчение его рюкзака.

15.15 – продолжили подъём к перевалу. Сначала снег держал, но счастье было недолгим. Основную часть пути пришлось тропить. Впереди шли «легковесы» – Леша и Настя. Снег под ними проваливался не так глубоко. Шедшие следом укрепляли и расширяли ступени. Слева от нас сквозь хлопья снега и туман чернели скалы Каракаи, а впереди тянулся вверх беспроглядный белый склон.
Хроника одного похода (Дневник 2009, Горный туризм)
Витя сказал, что перевал будет "виден" во-о-он за теми скалками...

18.50 – Витя дал команду становиться на ночёвку перед перевалом. Воды для ужина не было, её натопили из снега. Последний отрезок тропёжки оказался особенно тяжёлым – проваливались по пояс, руки с ледорубом уходили в снег по локоть, а до перевала было совсем не близко. Больше всех промокли Валя и Витя. Лагерь ставили долго, ужинали в большой палатке уже после 22.00. После еды Леша терпеливо ждал, когда Артур освободит ему место, но тот ему выдал: «Я не хочу уходить отсюда, здесь тепло, а спать в другой палатке мне холоднее, чем тебе!» Однако вылезть с нагретого места ему всё-таки пришлось.

23.00 – Настя подумала вслух, что сегодня почувствовала вкус жизни. Как ни парадоксально, но преодоление трудностей наполняет смыслом наше существование! Будет о чем вспомнить и рассказать, Мюнхгаузен отдыхает!

6 мая

Прекрасное снежное утро...

6.00 – подъём, за ночь снегом засыпало палатки. Леша признался, что спал всего часа два. Попили чайку, заедая его вафлями и печеньем, собрали лагерь. Витя тормошил всех: давай – давай, быстрей – быстрей! И первым, по колено в снегу, ушёл к перевалу, едва угадывающемуся в белёсом тумане.

8.40 – выход на маршрут, снег не держал. Когда тропить стало невмоготу, то Слава по-пластунски пополз дальше на четвереньках, уминая и трамбуя рыхлый снег тяжестью тела. На последней сотне метров вперед опять вышел Витя. Он сбросил рюкзак, преодолел крутой взлёт и, пробив стенку карниза на самом верху, вылез на седловину.

11.20 – мы на Северной Каракае!
Хроника одного похода (Дневник 2009, Горный туризм)
Тур под снегом найти не удалось. Пришлось засунуть записку за мемориальную доску на стене перевала слева.
На пути к ней снег под Лешей злорадно проваливался, заставляя его интенсивно работать всеми конечностями.

11.40 – Витя шагнул с перевала и провалился в снег по грудь. Рюкзаки пришлось метров двести вниз тащить за собой, оставляя позади глубокую траншею. Дальнейший вид ужаснул – сплошной снежный коридор между хребтами! Однако ниже корка наста стала прочнее и позволила вновь надеть рюкзаки. Вскоре открывшуюся долину заволокло туманом. Правильность выбора пути определялась тем, что пока идём вниз, всё нормально.
Хроника одного похода (Дневник 2009, Горный туризм)
Вниз, вниз... То ясно, то туман...

На очередном склоне услышали возглас шедшего впереди Вити: «Эй! Ты кто?!» Все остановились, а тот быстро вернулся назад: «Там какой-то зверь в нашу сторону скачет», – и, как скачет, показал рукой. А потом добавил: «Он серый, возможно, медведь!» Все выдернули из рюкзаков ледорубы и собрались в кучу. Пока стояли, прикидывали, что делать – кричать, молчать или стучать ледорубами? Покричали, помолчали, постучали ледорубами – никого нет. Похоже, что в тумане Витю напугал грязный снежный ком, сорвавшийся с снежного надува.

14.00 – остановились на перекус. Артур, вытирая после него скатерть снегом, выпустил её из рук. Она медленно и плавно уплыла по снежному склону далеко вниз. Кто-то предложил забыть о ней и использовать большой полиэтиленовый пакет. Но Витя – человек с высокой степенью сознательности и ответственности. Он повел группу сначала к скатерти, а затем – дальше по маршруту.

15.15 – спуск продолжался. Складывалось впечатление, что мы идем не по снегу, а по горячим пескам Сахары. Солнце, проглядывая из-за плотных темно-серых туч, беспощадно жгло своими лучами не защищенные масками и одеждой участки кожи. Порывом ветра сорвало чехол с Лешиного рюкзака и понесло, как парусную лодочку, вверх по склону. Хозяин долго бежал за чехлом, проваливаясь в снег на каждом прыжке. Догнав беглеца, упал на него и лежал несколько минут, переводя дух. На Витин вопрос, почему за скатертью никто так не дёрнулся, последовало объяснение, что всё дело в цене: скатерть стоила 20 рублей, а чехол – 350! Было за что страдать…

17.45 – остановились у каньона под Марухским перевалом. Витя в торжественной обстановке передал бразды правления Леше. Решили рвать когти к кошу, который должен был быть где-то впереди. Артур, у которого открылось второе дыхание, так быстро бежал по снегу, что другие парни не могли за ним угнаться, а девчата так вообще сильно отстали.

20.00 – у Насти закончились все силы. Остановились, разгрузили полностью её рюкзак и, посовещавшись, решили идти дотемна. Уже в глубоких сумерках мы вышли на травянистый бугор с ручьем. Витя предложил тут остановиться, до коша было не близко, а с бугра предстоял неудобный спуск. Усталость, мокрые носки и ботинки заставили всех согласиться с ним.

22.30 – в большой палатке состоялся ужин, по традиции начавшийся с командирских в честь «Графов Северной Каракаи». Этим титулом наделил всех Витя. Ему-то что! Он там побывал уже в который раз! Ближе к полуночи «графьё» улеглось спать. Подъём был назначен на 7.00.

7 мая

Бивак над Медвежьей пастью

7.20 – Витя начал побудку рассказом о том, какие красивые шишки качает на молодой сосенке утренний ветерок, обдувая так и не просохшие носки и ботинки.

Утро обрадовало солнечными лучами. На юге открылась панорама Марухского перевала, с левой стороны которого тянулась цепочка наших следов. Завтракали и собирались не спеша – вчерашний путь всё ещё давал знать о себе.

10.55 – начало крутого спуска. Настя долго «тормозила» на снежном склоне, обучаясь правильно вбивать в него пятки.
Хроника одного похода (Дневник 2009, Горный туризм)
После трудного участка сделали привал. Сняли лишнюю одежду, отрегулировали палки и полакомились медвежьим луком – разновидностью черемши.
Щель Медвежьей пасти

Витя сходил обратно с фотоаппаратом – снять каньон, вдоль которого был спуск и вернулся с группой туристов – земляков, прошедших вчера Северную Каракаю по нашему следу. Приветствия, обмен впечатлениями, пожелания счастливого пути и в дорогу!
Вдоль Марухи

13.50 – возле пограничного поста на берегу Маруха увидели много туристов. Подойдя ближе, узнали, что совсем недавно, при переправе через реку одна девушка упала с бревна в воду, течением её вынесло под крутой обрыв берега, откуда выбраться было не просто. Но всё закончилось благополучно, а для наших новобранцев случившееся стало хорошим примером для осознания того, что не всё в походе трын-трава.

14.35 – перешли высокий мост через бушующую реку и устроили привал.
Хроника одного похода (Дневник 2009, Горный туризм)
Это место называлось Чертовой Мельницей.

Шум потока такой, что не было слышно друг друга. За сотни лет вода пропилила в скалах узкий и глубокий проход.
Ведь правда, красиво!

Пообедали картофельным пюре, консервами и шоколадом. Это место было самым красивым из тех, где мы останавливались на обед. Из чьих-то уст прозвучало желание ещё раз оказаться здесь. «Вот тебе на! Да вы в поход или жрать сюда пришли?» – мысленно отреагировал на слова эстетов Витя.
Немного лирики...

16.40 – двинулись к началу подъёма на перевал Озёрный. Разнообразный пейзаж поражал – деревья причудливой формы, водопады, постоянно меняющееся русло реки, спускающиеся к ней языки лавинных сбросов…

Вскоре после выхода мы встретили двух молодых людей, одним из них оказался Витин приятель Дима. Их коммерческая группа из Москвы вчера ночью спустилась с перевала Чигордали и встала днёвкой на Марухе. Димин товарищ несказанно обрадовался, когда на вопрос: «Сигаретки не найдется?» Слава подарил ему целую пачку! Никто уже не удивлялся, что с Витей знакомы все встречные и поперечные.

17.00 – начался неторопливый подъём к Озёрному.

19.15 – нечаянно свернув с тропы, наткнулись на нишу в склоне с удобной площадкой. Как раз для двух палаток, и рядом ручей! Ночуем здесь! Витя, ходивший просмотреть дальнейший путь, спугнул в лесу оленя, который пробежал рядом с палатками. Перед самым ужином Леша попросил у Насти корвалол и валидол. Выглядел он неважно, а солнцезащитный крем, выбелив виски и щетину на верхней губе, сразу добавил ему лет сорок…
Наш "поседевший" от переживаний капитан

8 мая

5.20 – подъём. Перед выходом для укрепления духа все почистили зубы, а Артур даже постирал носки.

7.40 – перед началом подъёма Валя нашла подкову. Хорошая примета, в Архыз сегодня мы должны обязательно попасть!
Это к удаче!

9.00 – склон под перевалом в снегу с травянистыми участками. Настя их не любила и норовила лишний раз долбануть своими палками.
До перевала Озёрный осталось чуть-чуть

10.40 – первым на седловину поднялся Леша. Он нашел разворошенный тур и пустую банку без записки. Видимо, сильный ветер выдул её оттуда или постарался шаловливый мишка, следы которого были рядом. Спуск с перевала вёл по огромному, плавно снижающемуся снежному плато. Шли быстро, без остановок, сознавая, что до Архыза еще ого-го!
Передышка на Озёрном

12.45 – обеденный перекус перед переправой через горную речку. Пока варился обед, Витя сходил на разведку – набить след и оценить степень проходимости дальнейшего пути. Вернувшись, он сообщил, что дальше без тропёжки не обойтись.

14.20 – подход к Архызскому седлу. Предположения Вити подтвердились частично. Снег проваливался, но не так глубоко и часто, как на Северной Каракае, ставшей для нас мерилом собственной крутизны.
К последнему перевалу похода

16.30 – выход на перевал. Радости не было предела – появилась мобильная связь! Все сразу стали звонить домой, чтобы сообщить, что пока ещё живые и всё в порядке!
На Архызском Седле

17.00 – Леша дал команду к спуску в Архыз. Несведущему наблюдателю могло показаться, что участники группы полны сил и энергии. Но это было не так. Весь секрет заключался в «таинственной силе гемоглобина», а точнее в пиве и хычинах, манивших нас в посёлок.

17.00–18.50 – мы неслись на всех парусах по лавинному сбросу, преодолевая снег, грязь и ветки, затем – по лесной тропе. И неважно, что ноги бежали отдельно от тела, а километры проносились, как фантомы мимо сознания. Цель манила своей близостью!

18.50 – на выходе из леса наш «слалом» притормозили егеря и проверили наличие пропуска. Еще десять минут – и мы возле магазина, еще полчаса и… Вау! Хычины! Пиво! Ци-ви-ли-за-ция! Вокруг женщины в туфлях на шпильках и мужчины в галстуках. Мы тоже прекрасно выглядим в грязных бахилах и с белыми кругами вокруг глаз – след не тронутой солнцем кожи под очками…

21.00 – после хычинов и пива никто никуда не хотел идти. Нужен был транспорт на Фестивальную поляну. Результат поисков оказался неожиданным – старенькая «таблетка» с водителем, хорошо принявшим на грудь и плохо понимавшим по-русски. С ним была подружка – женщина с пониженной социальной ответственностью. В пути мы испытали острейшие впечатления. Сочинский джиппинг, о котором рассказывал Артур, намного уступал нашей поездке. Водитель одновременно лихо управлял машиной на кочках и крутых поворотах вдоль обрывов над рекой, нажимал кнопки на магнитоле и домогался к своей подруге. Этот незабываемый экстрим обошелся нам в тысячу рублей. Водила не захотел везти нас до поляны и высадил немного раньше. Оставшиеся полтора километра с рюкзаками за спиной нас ни капельки не расстроили. Мысленно мы благодарили Бога за то, что в целости и сохранности на своих двоих вышли из «такси»...

22.00 – поляна, лагерь, дождь… Около получаса мы приводили в порядок свои ступни. Ноги в ботинках буквально «сварились», и кожа была похожа на апельсиновую корку. Рядом гремел фестиваль бардовской песни. Дабы сразу избавиться от бессонницы, перед сном приняли микстуру под названием «BagBeer» и забылись мёртвым сном.

9 мая

Спали до упора, но в 8.40 все проснулись. Душа пела от счастья, что не нужно никуда идти и что-то срочно делать. Завтрак затянулся, пришла с угощением семейная пара Светлана и Геннадий – Витины друзья, когда-то ходившие с ним. Мы долго и весело общались. Потом пели песни с другим приятелем Вити – Андреем из Краснодара.
Два старых товарища - Андрей из Краснодара и Витя из Ставрополя

Чуть позже Света принесла еще продуктов и завтрак сам по себе плавно перетёк в обед.

15.00 – Витя, Артур, Леша и Настя направились на поиски лагеря еще одного из зубров ставропольского туризма Саши Даржании, который ходил вместе с Витей.
Это раритет!
16.00 – «встреча на Эльбе» состоялась у большого самовара. Мы опять принялись за старое – выпивать и закусывать.

18.00 – к нашему возвращению Слава с Валей приготовили очень вкусный суп, чудесным образом поместившийся в наши уже далеко не голодные желудки. После ужина все разбрелись кто куда: Леша и Витя ушли к костру ставропольских туристов из «Ратибора», остальные – на бардовский фестиваль.

10 мая

7.00 – подъём. Около 8.00 повалил крупными хлопьями мокрый снег, все накрылось белым полотном. Картина – словно Новый год! В такую погоду лучше быть дома, чем где-нибудь наверху! Завтрак без излишеств – «Анаком», рыбные консервы и остатки сухарей с кружкой кофе. Продуктов хватило как раз. В последний день съели последнее.
Завтракаем остатками былой роскоши

9.30 – под снегопадом тронулись по дороге к Архызу.
В снежную сказку...

11.30 – пришли в посёлок. Здесь уже стоял наш автобус с шапкой снега на крыше. Отметились у местных спасателей. Прикупили в дорогу хычины и айран.

12.00 – отъезд в Ставрополь. Весь автобус спал, кому снился домашний уют, кому – прошедшие дни в горах…

А в долине сирень расцветает...
Мы в горах - к перевалу бредём.
Небо щедро на плечи бросает
Хлопья снега, мешая с дождём.

Чуть поменьше двух суток осталось
До контрольного срока – звонка.
Впереди ещё два перевала -
Два по снегу нелёгких броска.

Ветки бьют по лицу в криволесье,
Где пролезть с рюкзаками нельзя.
Продираемся мы к поднебесью,
На заснеженных камнях скользя.

Словно в старом кино чёрно-белом –
Просто цвета другого тут нет,
Острых скал гребешки чуть чернеют,
Белым пухом заносит наш след.

Нам чуть-чуть не хватило подняться,
На трех тысячах вечер застал.
Склон крутой оседлали палатки,
С небом слился вдали перевал…

С ног долой вдрызг промокшую обувь,
Поскорее бы в спальник залезть.
Кружкой с чаем помянем мы Бога,
Чтобы тело и душу согреть.

Утром снова туманы с ветрами,
Снег крупинками бил по лицу.
Вот и лёг перевал под ногами,
Мы телами пробили тропу.

Еле видны предгорий равнины,
Лес сосновый темнеет каймой.
Чуем, будто прибавилось силы,
Там, за лесом – дорога домой!

Вот и всё, возвратились мы в город,
Окунулись в объятья весны.
Но забыть суждено нам нескоро,
Как заносятся снегом следы…