Флюра Жирнова. Золотая страница скалолазания СССР . Записки скалолаза.

Пишет Nikolai is Taсhkenta, 18.10.2017 18:16

Флюра Жирнова. Золотая страница скалолазания СССР . Записки скалолаза. (Скалолазание, Для всех.)

Флюра Жирнова. МСМК. Трёхкратная Абсолютная Чемпионка СССР. Абсолютная Чемпионка Кубка СССР 1989г. Всего завоевала 12 золотых медалей Чемпионатов СССР. Три золота на кубке СССР. Выиграла множество Всесоюзных скалолазных турниров.
Фото А. Киршина.

Я очень долго готовил эту статью. Брался, откладывал, находил какие-то отговорки для себя. Почти всё, что я хочу Вам рассказать и расскажу, казалось, уже есть. Я ведь немного писал и печатал о скалолазании ещё в те годы, когда мы лазили и соревновались. Казалось, всё есть, а начала статьи всё нет и нет! И я рылся в памяти, в своих папках, в записях и просто бездумно не брался и всё! Но вот, «почти случайно», я наткнулся на журнал. Его подарила мне Флюра. Этот журнал уже тогда была бесценная реликвия и я не хотел его у неё брать. Но она нашла слова. Сказала просто:- возьми, у меня сейчас так много переездов, может потеряться.
Чёрно-белый, информационный выпуск журнала с Международного горного Саммита 1989г., проходившего в Национальном парке Маунт – Рейнир, США.
Пятнадцать фотографий, Большинство из них с автографами, участники подписывали фотографии друг другу. Я внимательно вглядываюсь в лица и росчерки пера. Читаю небольшие анонсы.
....Райнхольд Месснер-первый человек Планеты покоривший все 14 восмитысячников, Юсито Миуро- первым в мире спустился на лыжах с Эвереста, Ричард Дик Басс-первый человек в мире решивший задачу «Семь вершин» . Среди них две женщины - знаменитейшая скалолазка Линн Хилл проходившая свободным скалолазанием сложнейшие маршруты и Флюра Жирнова – Чемпионка СССР, Республика Узбекистан г.Чирчик.
…Кто же ты Флюра…!? Как ты оказалась здесь, рядом с выдающимися людьми планеты, определяющими своими свершениями и направления, и стили в горных видах спорта. Нет, даже не спорта, а образа жизни, когда всё устремлено целям познания себя, своих возможностей и сил. Своих сил и сил природы. Совершенствования себя в покорении каких-то пределов и границ установленных, а может и не установленных природой.
Так я и решил напечатать о Флюре просто свой калейдоскоп записей и некоторых воспоминаний.

Чимган.
Конец или середина апреля 1977 года, Чимган. Весеннее солнце уже припекает. Рядом с тающим снежником, из-под которого бурно вырывается на волю ручей Аксай, цветут яркие подснежники, пробиваются тюльпаны...
Тренер скалолазной сборной скалолазания Анатолий Васильевич Шабанов, проводит прикидку, отбирая в команду на Всесоюзный турнир Приз памяти Евгения Абалакова в Красноярске. Мужской состав уже определён. Меня сменили на страховке, и я едва не дремлю под укрытием небольшой скалки, прямо напротив трассы девушек. Я хорошо знаю их маршрут. Здесь, чуть ранее, прошли мужские связки Матча сильнейших команд Средней Азии, Урала и Сибири. Это, не очень сложная, но довольно крутая скалка, ближе к середине всё круче и с нависающей немного плитой. Вот на старте начинает движение незнакомая девушка в синей футболке. Не высокая, хрупкая, движения легки и быстры. Она, кажется, бежит в нижней части, пару десятков секунд и она уже в середине маршрута. Значит, мне не кажется.. она так лезет, словно бежит по скале. Ого, посмотрим, что же дальше. Вот сложное место, и мне становится просто интересно, здесь нужен рост и сила рук, да и ноги как-то хорошо поставить и вытянуться на нависающей плите что-бы достать до следующих зацепок… Да минуту она уже на скале, наверное, сейчас скажется какая-то усталость от скорости… Высота всё-таки примерно 2000м. над уровнем моря… Она вроде невысокого роста, как же она сможет..
…Пока я размышлял, она проскочила это место, словно и не заметила. Плавно, вписываясь всем телом вдоль изгибов скалки, используя все законы инерции и предолевая все законы притяжения. Опередила всех на пару минут.. Спускалась она уже членом сборной Узбекистана. С того первого увиденного мной её старта и лазания, на протяжении всех лет в спорте, я никогда не сомневался в ней. Она - это Флюра Жирнова.
Слайд автора.
Дерзость новичка. Краснояские Столбы.
Май 1977г. Самолёт пробил облачность и спускался над тайгой. Вдали мерцал огнями Красноярск. Флюра прильнула к стеклу иллюминатора и пыталась рассмотреть знаменитые Столбы.
Семь лег спустя она мне признается, что ехала тогда в Красноярск выполнить норму мастера спорта. О, для этого нужно было всего лишь занять первое место.
Первое место, когда участвуют сильнейшие скалолазки СССР: Нина Новикова - Ленинградская школа скалолазания, Алиса Грачёва, Вера Ферапонтова, Юлия Крупенина,-Красноярская, столбистская школа скалолазания, Тамара Самойлина - яркая представительница Свердловской школы и ещё и ещё имена - лидеры женского скалолазания огромной страны... А дебютантка хочет выиграть!
Десятидневный сбор пролетел удивительно быстро. Но пальцы были стерты.
Чем мы их только не мазали, пытаясь найти способ нарастить кожу на фалангах за одну ночь, что - бы утром снова на эти прекрасные, трудныено великолепные Красноярские Столбы. Вне конкурса нас допустили на первенство Красноярска.
«Я решила, что нужно выиграть. Тогда можно думать о победе на призе Абалакова и о заветном звании. Волновалась очень. Трассу выучила так, как никогда и нигде не запоминала ни до, ни после этого. Когда шла Вера Ферапонтова, (она, кстати, выиграла), мысленно повторяла ее действия и движения... Это была ошибка, я поняла это позже...».
…А тогда, заняв 9-е место, она вдруг успокоилась. Решила, что на этих Всесоюзных может рассчитывать на место только в конце второй десятки, и успокоилась. И решила никого не копировать.
С тем и вышла она на свой первый Всесоюзный старт Памяти Е.М.Абалакова, на знаметых Красноярских Столбах и заняла пятое место.
Янги-Абад.Матчевая скала.
Фото А.Киршина. Юля Крупенина слева.Готовится. Флюра только что спустилась.

Крымские уроки.
....Сентябрь 1977 года. Мы летим в Крым на VIII чемпионат СССР. Мысленно, уже в самолете, настраиваемся на рабочий лад.
Много лазаем на Ласпи - массивной отвесной стене у дороги на Севастополь,
Мы работаем. Иногда с завистью думаем: ну почему мьг например, не легкоатлеты... Отбегал, переоделся — и домой. А у нас отработал на стене 20 -30-40 минут - садись, страхуй товарища. Затем снова на стену. Шея болит (ведь голову приходится задирать, откидывать назад), ладони к концу тренировки горят, кажется,, что нет уже никаких сил удержать веревку, но мы лазаем и лазаем...
На море попали только на седьмой день сбора, когда шел проливной дождь и мы не выехали на скалы.
Флюра, наверное, работала больше всех. Полазив с девчёнками, она подходила к нашим «мужским» маршрутам и просила: пострахуйте ребята. Да и не просила она, всё было ясно –лазить-, благо, держать ее на веревке было очень легко. Я порой удивлялся тогда: неужели она не устала? У меня скрипят все мышцы из-за этих отвесов, а она прошла и вновь начинает нелегкий маршрут.
…Мы, наверное, перестарались. Школы или системы, пожалуй, не было. Просто каждый день работали до изнеможения.
«Я уже перед стартом думала: скорей бы все это кончилось. Ноги были как деревянные. Как прошла тогда трассу Чемпионата, не могу вспомнить. Наверно, на самолюбии, на ответственности перед командой... Заняла 15-е место в парной гонке и восьмое в индивидуальном лазании». Это была ещё одна ступень понимания подготовки к важнейшим стартам. К любым серьёзным стартам.
А выиграла тогда знаменитая Нина Новикова – неоднократная Чемпионка СССР из Ленинграда.

Чирчик.
…. Маленький «пазик» шустро бежит в сторону горного поселения Азат-баша. Там самые ближние скалки к Чирчику. Езди хоть каждый день. Ребята примостились кто как. Седой аксакал подвинулся и усадил рядом Флюру с маленьким сыном Женькой на руках.
«Зачем едешь туда?».
«На тренировку».
«Зачем?».
«Хочу стать чемпионкой СССР» - неожиданно для себя ответила Флюра. Все весело засмеялись.
Но, Флюре показалось , что умудрённый жизнью старик улыбнулся с уважением. Он не стал больше ничего распрашивать, задумался о своём.
Зимы 1978 и1979 годов были заполнены тренировками.
Флюра занималась с каким- то упоением. На гимнастической лестнице и канатах в зале срывала «кожу с пальцев, бинтовала их изолентой и вновь на лестницу. Хорошо, что Виктор муж и тренер, был рядом. Иногда они не успевали зайти вечером в магазин за хлебом.

Мастерами становятся в борьбе. Крым 1978г.
Под скалой «Крестовой», что находится близ города Ялты, негде упасть яблоку. Проходит чемпионат ВЦСПС 1978 года. Флюра, «мехнатовка» из Чирчика идет в паре с Томарой Стекольщиковой, чемпионкой СССР. Выбравшись к флажку на три секунды позже соперницы, Флюра попыталась догнать ее на спуске, ринулась вниз на дюльфере. Маленькую и легкую, ее развернуло и ударило о скалу. Шестнадцать штрафных баллов...
Однако на следующий день, на трассе индивидуального лазания она пошла раскованно и уверенно.
-«Самое сложное место было в метре от верхней площадки. Здесь «сыпались» многие из тех, у кого хватило сил сюда забраться. Подошла туда — а зацепки мизерные. Назад нельзя и стоять нельзя... надо сделать шаг, иначе сорвусь, если не рискну»- Размышления длились мили-секунды.
Этот шаг, на грани, она сделала. Он оказался «бронзовым». На следующий день вновь «бронза» и звание «Мастер спорта СССР» Это и был третий, может самый важный урок на пути становления.
«Сделай шаг, стань сильнее себя, поднимись на ступеньку выше.»

Первое золото. Крым. Скала Ласпи, 1979г.
И вот снова Крым, 1Х Чемпионат СССР 1979г. Первый вид программы; у женщин — парная гонка. Очень ветренный день. Флюра стартует последней в группе сильнейших. Почти сорокаметровый маршрут она изучила хорошо, но как трудно сохранить стартовый настрой, не перегореть. Ведь спорить вновь предстоит со всеми сильнейшими скалолазками страны.
В первой группе много срывов, однако, очень хорошее время показывает опытнейшая Алевтина Пахомова из Ленинграда -6 мин. 18 сек.
Стартует Чемпионка СССР Тамара Стеколыцикова из Красноярска -6 мин. 12 сек.
Отлично проходит трассу неоднократная Чемпионка ВЦСПС Вера Ферапонтова - 5 мин. 37 сек., и великолепного результата добивается Светлана Недосекова из Киева — 5 мин. 21 сек.
Объявляется старт последней пары участниц. Зрители, участники, судьи, все притихли, когда на правой трассе участница в белой форме легко, непринужденно и самое главное — без остановок прошла трассу. И все-таки — на 21 секунду хуже лучшего результата показанного неоднократной Чемпионкой СССР из Ленинграда Ниной Новиковой . Теперь все решала левая трасса. Левая - более сложная. Казалось уже невозможно попасть даже в призёры или выиграть. Спортсмены и зрители потихоньку потянулись вниз, к автобусам .
…Стартер пристегнул страховку и взмахнул флажком. После первых же метров «трибуны» затаили дыхание. Хрупкая , почти никому не известная спортсменка невероятно напористо, красиво, и без единой погрешности двигалась по трассе. Для неё не было здесь ни крутизны в начале маршрута, ни косой нависающей щели в середине, ни плиты перед флажком. Секундомеры судей и тренеров, казалось, замедлили движение. Похоже, рождалась сенсация. Все кто уже направлялся к автобусам остановились и сбросив рюкзачки повернулись к трассам.
Эту более сложную трассу Флюра прошла с невероятной скоростью. Она отыграла все секунды и победила. Она сделала невозможное! И стало ясно, что в скалолазании, именно на этом Чемпионате, родилось новое имя. Общее время на двух трассах- 5 мин. 00 сек.! Золотая медаль у Флюры Жирновой! Но мало кто подумал или предположил тогда, что такое повторится ешё и ещё. Ведь нередко в спорт приходят таланты, и уходят быстро !
Но долгие годы, шесть лет, Флюра просто не сумеет никому проиграть спринт - парную гонку на Чемпионатах СССР!
На следующий день, на сложнейшей, примерно 80-ти метровой трассе на скале «Кошка» в Симеизе Флюра оказалась сильнейшей и в индивидуальном лазании. Только семь участниц смогли покорить этот маршрут.
Флюру поздравляли, брали первое интервью, а она еще не до конца осознавала, что исполнилась ее самая заветная мечта. Впервые в истории скалолазания СССР Чемпионкой стала представительница Узбекистана -Флюра Жирнова.
Слайд автора.
Чирчик.
Когда Флюра во второй раз стала Абсолютной Чемпионкой СССР, я начал готовить статейку о ней. И поехал к её родителям. Мне хотелось понять. Можно ли понять как рождается Чемпионы!? Небольшой, уютный, чистый городок в 40 км от столицы Ташкента, прямо у отрогов Западного Тянь-Шаня. Восточная, более промышленная часть, кажется, даже немного взбирается в горы. Флюра выросла на тихой, заросшей садами западной окраине Чирчика. Небольшой кирпичный дом, яблоневый сад, немного места под привычную на Востоке зелень, помидоры и несколько виноградных кустов. Родители конечно очень любили детей. И привыкли, а затем и уважали занятия Флюры спортом. Они не очень понимали, особенно вначале, что такое скалолазание, но никогда не препятствовали. Поддерживали её.
…-Если это нужно Флюре, значит так будет лучше!- сказала мне тогда её мама. Правда, переживали очень за неё. В семье три девочки и Флюра старшая. Мама занималась надомной работой, что-то шила. Её отец постоянно работал, мне кажется, он был механиком, и приехал поздно . Мы перекинулись всего парой слов. Всё в семье обыкновенно, но чувствовалась какая-то атмосфера доброты и уважения к друг- другу.
… Флюра была заводилой в кругу мальчишек и очень любила лазить по деревьям. Первые спортивные дипломы получила в пионерском лагере «Искра», когда закончила четвертый класс. Интересно, что тогда победила в соревнованиях по плаванию и заняла третье место в шахматном турнире. Увлекалась Флюра ещё и гимнастикой, и легкой атлетикой.
В школе мечтала о космонавтике. Но она не просто мечтала. Когда училась в девятом классе, ходила с подружкой Линкой в спорткомитет г.Чирчика. Просила открыть секцию по прыжкам с парашютом. После 10-го класса собиралась поступать в Куйбышевское летное училище. Такое было время. Она даже не догадывалась и не знала, что совсем рядом в 20-ти км., в посёлке Искандер только чуть раньше рос, учился и так-же мечтал о космосе будущий лётчик- космонавт , дважы Герой СССР Владимир Александрович Джанибеков. Так бывает! Это было просто веяние тех времён. Космонавтами мечтали стать те, кто наверное был обречён на постоянное изучение нового, неизведанного. И Флюра была в поиске нового, наверное , уже тогда.
В 1973 году, в 10-м классе, чисто случайно попала в клуб туристов. В Ходжакенте поднялась и еле спустилась со скалы - страшно. Решила - пока суть, да дело, для развития бесстрашия, выносливости и привыкания к высоте, походить в горы. А путь туристов прямиком и в первую очередь ведёт в близлежашие горы. Это красивейшие и живописные отроги Западного Тянь-Шаня. Горы остались на всю жизнь.

Абсолютная Чемпионка.
1981 год. Армения. Скалы Ехегнадзора. Флюра выиграла парную гонку. Завоевала серебро в индивидуальном лазании. В связках в паре с Татьяной Малышевой так-же – серебро. И здесь она впервые становится абсолютной Чемпионкой СССР в многоборье.
Армения. Команда Узбекистана 1981г К сожалению в кадре нет Григория Писаренко. Он снимает.
Слайд автора. Зрители в Ехегнадзоре .Армения.

Но далее всё было очень не просто. Два последующих года, 1982-83г. были невероятно трудными и сложными в жизни Флюры.
Всё очень личное, но в эти два года разошлись пути её с тренером и мужем Виктором Жирновым. Не поехала на чемпионат ВЦСПС, пропустила и другие старты. Всё было трудно, слишком больно и невероятно сложно для Флюры. Она устроилась работать маляром на «Чирчик-сельмаше». Пишу просто для сведения. Не платили в то время, в не Олимпийских видах спорта денег. Не было ни грандов ни окладов , ни премий. Но к чести Чирчикских властей, думается по ходатайству Спорткомитета Узбекистана, скажу, что примерно к 1988-89г, помогли Флюре с сыном. Выдали небольшую квартирку в Чирчике.
Антикорозийное покрытие и краска никак не хотели ложиться ровным и тонким слоем, а она привыкла любое дело делать основательно. Задерживалась в обеденный перерыв, оставалась после смены, присматривалась, расспрашивала опытных работниц... и отрабатывала даже мысленно плавный ход кисти руки с краскопультом. И очень быстро настало время, когда мастер стал принимать ее работу только с хорошей оценкой.
Тренировалась она тогда конечно, меньше обычного. А вернее почти не тренировалась. Уставала на смене. Но было у неё в характере или в мировозрении , что-то помогающее найти оптимальный балланс и умение не потерять веру в свои силы.
….Как-то летом незадолго до Чемпионата 83г, назначились мы с ней полазить в Чимгане. Договорились о встрече примерно в 9-30 в Центральном ущелье у скалки с табличками. Там развилка, что-бы не разминуться. Телефонов не было, я из Ташкента, Флюра из Чирчика, время и место встречи изменить нельзя. Приехал, сижу, жду, -нет Флюры. Думаю, может всё-таки опередила меня, сгонял на Чёрный водопад, - никого, оттуда через гребень почти бегом к ручью у Берёзок - нет Флюры. Спускаюсь вновь к Табличкам и вижу конечно её! Она сидит на солнышке спокойная , отдыхающая . Время уже за 12! Полуденное яркое солнце, спокойная, улыбчивая, щедрая. Пьёт кефир с булочкой. Хочешь?- протягивает и мне кефир…Слова возмущения пропадают. А нужно ли всегда бежать на скалу… может полезнее иногда обрести душевное единение с собой и природой, получить энергию солнца и позитив от этого!? Мы долго сидели и просто разговаривали.
Разговаривали о том, о чём и пишу сейчас…
Перед тем, Х1 Чемпионатом страны 1983 г . настроение у Флюры было очень сложным . И всё-таки на скалах Иссыка в Казастане, она выиграла парную гонку и индивидуальное лазание. Два самых весомых «золота». И дались они ей колосальнейшим напряжением. И я вспоминаю, как вырвалось у нее накануне соревнований одно признание: «Без медали стыдно будет вернуться в бригаду».

Золотой дождь . Крым, Симеиз.
Очень памятным для Флюры был 1984г. В Крыму, на скалах Симеиза состоялся открытый, Х11 чемпионат СССР. Приехали команды Франции, ФРГ, Болгарии. Швейцарии, Японии. ГДР и других стран. Это был прекрасный, дружелюбный Чемпионат. Очень много зрителей. Но борьба была невероятно острой. И ещё в борьбу вмешался сильный ветер. Он значительно осложнил работу на скалах. Временами казалось, что той или иной спотрсменке не удержаться на скале. Дюльферяя вниз ей, лёгкой и хрупкой, приходилось буквально лететь головой вниз, что-бы преодолеть ещё и вес страховочной верёвки. Вот в таких условиях Флюра выигрывает все индивидуальные виды программы. Четыре золотые медали. И только в Домбайских связках - бронза. Во второй раз становится Абсолютной Чемпионкой СССР.

Третья вершина Флюры.
…1985г. Пять лет на верхних строчках всех соревнований. Серевнований становится всё больше! И так трудно втискивать себя в жёсткие рамки тренировочного процесса. К усталости физической и психологической , наверное добавилась и некоторая пресыщенность скалами, пресыщенность сверхнапряжением и всем что называется спорт. Флюра начинает подумывать: а не перейти ли в альпинизм. Она начинает немного ходить на восхождения. Характер нагрузок и психология отношений к горам там другие.
… Закралась мысль, - может хватит, и пора оставить спорт? Сил, времени да, чего там, души, ему отдано немало.
И Флюра проигрывает Чемпионат СССР-85 в Крыму. Впервые за шесть лет уступает в своем коронном виде парной гонке - завоёвывает серебро. В многоборье становится третьей - «бронза».
…Флюра казнилась и переживала,- неужели я утратила всё и физическую форму и интуицию и самое главное азарт..!? Всегдашняя жажда борьбы стала немного размываться. Серебро и две бронзы с Чемпионата СССР –это был для неё проигрыш!!! Так думала она.
,,,,Сезон 1986 года Флюра также начала весьма неровно. Неудача в Кубке России, бронза на первенстве Москвы. Едва зацепилась за первую десятку на Столбах в Красноярске. И только в этих, таких «Домбайских связках», на Всесоюзном турнире в Ленинграде победила. На первые роли тем временем выходили Надежда Вершинина из Красноярска, Ирина Смирнова из Алма-Аты, Наталья Космачёва из Москвы. Тренеры сборной страны, очевидно, засомневались в возможностях спортсменки из далёкого Чирчика. И в сборной СССР, которая готовилась к первому Кубку Европы, ей нашлось место только в резерве. И был и ещё момент, когда Флюре не «успели» подготовить документы на выезд за границу на соревнования. «Не успели!». Тогда автор написал письмо в Спорткомитет СССР. Флюра конечно не знала об этом. Она никогда в жизни, никогда ни на что не сетовала и тем более не жаловалась! Меня пригласили в Спорткомитет Узбекистана. И мы вправду очень здорово и душевно обьяснились с одним из Заместителей Председателя Спорткомитета. Правда я так и не понял тогда, где произошел сбой, в Москве в Ташкенте ли. Но с тех пор с документами стало всё прекрасно!
….Возможно всё это психологически зацепило Флюру. Возможно она немного отдохнула. Но произошло и самое главное. Она не захотела уходить так!
…Перед началом подготовки к Чемпионату-86г. ей пришлось решить немало проблем в подготовке.
- Еще весной я поняла, чтобы вновь побеждать, нужно не просто вернуть - форму, а стать на ступеньку выше.-
И хотя в такое верила с трудом, она страстно желала победить. Балансируя на грани возможностей она тренировалась продумывая, взвешивая, выверяя.
И снова ей помогал Чимган. Помню как взбежали мы, Флюра, Гриша Писаренко и автор на вершину Чимгана 3309 м. от бивака у берёзок-примерно-2000м. Один час 18 мин. Перепад высоты - более тысячи метров.
Фото Е. Балько. Район Чимгана. Скальная вершинка пик Охотничий.
А однажды с Флюрой встретились на коротких скалках Ходжикента и рассказала она как легко лазится и хорошо работают мозги на третий день голодания на одной воде. Так было.
…На Чемпионате страны 1986 года, на скалах Абхазии претенденткой на победу ее уже практически не считали. Однако Флюра внесла свои коррективы в распределение мест на пьедестале.
… На 50 метровой скале живописного ущелья близ озера Рица был дан старт первому виду программы – парной гонке. С жеребьёвкой Флюре очень повезло. Она стартовала в последней паре. Расклад по времени к её старту был такой-3мин51сек.- у Зины Чкадуя, молодой спортсменки из Грузии. У Тамары Самойлиной- опытнейшей, находящейся в прекрасной форме спортсменке из Свердловска - 4мин-19 сек . У остальных результаты близкие, и кажется уже невозможным изменить этот расклад.
… Весь свой опыт и мастерство вложила Флюра в прохождение двух трасс. Она пыталась опередить и соперниц, и время, и победить себя. От старта до финиша ровно 4мин-00! Серебро. Но это было фантастическое «серебро». Это серебро навсегда останется для неё покрытым золотом победы над собой. К ней вернулась раскованность и уверенность в себе. В индивидуальном лазании, на скалах обрамляющих «Черкесскую поляну», на невероятно сложном маршруте, на 92-градусной отвесной скале, Флюра продемонстрировала блестящую технику и выиграла. Это была яркая и уверенная победа. На 16 сек. Флюра опередила Абсолютную Чемпионку страны 1985 года из Алма-Аты Ирину Смирнову.
Заняв второе место в Домбайских связках, в паре с Таней Малышевой, Флюра, в третий раз стала Абсолютной чемпионкой СССР в многоборье.

Скалы и спортзалы.
В конце 90-х годов, на рубеже ХХ -ХХ1 века, наступает обилие различных соревнований. Появляются больше возможностей ездить на Международные старты на искусственных скалодромы за рубеж. Много нового, и новых соревнований в СССР. И приближается семимильными шагами развал СССР на отдельные самостоятельные государства. И это неизбежно влияет на спортсменов.
…Ещё один очень интересный старт Флюры. Она до этого старта ни разу не лазила на соревнованиях по стене с искусственными зацепками. Ни разу!
...Ниже практически без сокращений привожу копию своей-же статьи в газете «Правда Востока» , от вторника, 5 января 1988г.
...«-Ноябрь 1987г. Олимпийский Гренобль вновь был в центре внимания спортивного мира. Здесь проходили первые международные соревнования скалолазов в закрытых помещениях. Его называли неофициальным Чемпионатом Мира. Более 130 спортсменов из 17 стран Европы, Америки, Японии и даже Тайваня приняли участие в этом представительном турнире.
Впервые на искусственном скалодроме, на таком представительном турнире, соревновались и спортсмены СССР. В составе делегации была и наша землячка, наверное самая титулованная скалолазка, двенадцатикратная Чемпионка СССР -Флюра Жирнова. Ей единственной удалось войти в десятку сильнейших в одном виде программы - парных гонках.
Мы беседуем, как говорится, по горячим следам.
-Флюра, к твоим победам привыкли и мы, и, очевидно, ты сама. И вот скромное, «7» место, в парной гонке. Неужели были настолько сильны соперницы? - Прим. автора – возможна ошибка о занятом месте! Неразбериха!
-К победам трудно привыкнуть, потому что они даются с трудом. А радость удачных стартов неповторима. И для победы на любых крупных соревнованиях, необходимо прежде всего победить себя. А на вторую половину вопроса отвечу коротко: результатом не удовлетворена, но поездку считаю очень полезной. Не думаю, что соперницы были значительно сильнее, но они в полной мере использовали и реализовали специфику соревнований на искусственных трассах. Нам же пришлось выступать не только в необычных условиях и по неожиданной программе, но и практически не зная правил. Учиться пришлось по ходу. Это не могло не сказаться на результате.
— Расскажите подробней о самих соревнованиях. Что же такое - эти искусственные тренажеры и, вообще, интересно ли это?
— Прежде всего, скажу, что техническое оснащение тренажера великолепно. Представьте стену пятиэтажного здания, метров 15 в ширину. Вся она— из разноцветных, ярких метровых квадратов. От их расположения зависит сложность трассы. Электронное табло фиксирует время. Все это под яркими прожекторами в крытом велотреке Гренобля. Зал был заполнен. Соревнования транслировались по 5 телеканалам. В зале были установлены два огромных экрана, и зрители видели спортсмена или исполнение отдельных элементов крупным планом. В общем, все броско, современно. Мечтаю о том, чтобы в Чирчике или Ташкенте появилось нечто подобное. Правда, стоит такой тренажер 20 тысяч рублей золотом.
— Есть ли разница между правилами Советского скалолазания, которое в этом году отмечает 40-летие, и теми, что приняты во Франции, Англии, Италии? Можно ли сказать, что наступает эра скалолазания нового типа?
-Основные отличия: - там, во-первых — нижняя страховка. Во – вторых, трассы невысокие, но сложные и предельно сложные. Они требуют и новой техники лазания и, конечно, снаряжения, отличного от того, каким сейчас пользуемся мы,
—- Флюра, помнится, на чемпионате СССР 1984 года в Ялте серебряным призером на сложной, короткой трассе стал Жак Годофф из Франции...
— Дома и стены помогают. На сей раз — в буквальном смысле слова. Жак Годофф победил в 2-х видах программы. У женщин в сложном лазании первенствовала спортсменка из США Хил Лин. Довольно сильно выглядели австрийские, польские и французские скалолазы.»
Заметьте как она трезво оценивает и соперников и скалодром и перспективы.

Сентябрь 1989г.
…На скалах, в Чимгане проводится 3-й Кубок СССР. Абсолютной Чемпионкой и обладателем Кубка СССР стала Флюра Жи,рнова. Она завоевала «золото» во всех трёх видах программы.
Возможно я не знаю о некоторых стартах Мастера Спорта Международного Класса Флюры Жирной (Туйчиевой- девичья) в те далёкие уже 90-е годы. Но может быть, о самом ярком и весомом периоде в спорте талантливой, выдающейся спортсменки Советского периода скалолазания мне удалось рассказать.
Результаты Чемпионатов СССР в которых участвовала Флюра.
Чемпионат СССР 1979г. Крым. Парная гонка – золото.
Индивидуальное лазание – золото.
1981гАрмения. Скалы Ехегнадзора. Многоборье - золото.
Парная гонка - золото.
Индивидуальное лазание-серебро.
Домбайские связки - серебро.
1983г. Казахстан. Скалы Иссыка
Парная гонка-золото.
Индивидуальное лазание-золото.
1984г.Крым. Скалы Симеиза.
Многоборье-золото.
Парная гонка-золото.
Индивидуальная трасса короткая - золото.
Индивидуальная трасса длинная - золото.
Домбайские связки - бронза.
1985г. Крым. Скалы близ Ялты. Многоборье-бронза.
Парная гонка-Серебро.
Связки Домбайские - бронза.
1986г.Кавказ скалы близ Гагр.
Многоборье-золото.
Индивидуальное лазание-золото.
Парная гонка-серебро.
Связки Домбайские - серебро.

Кубок СССР 1989г. Скалы Чимгана - Многоборье-золото. Индивидуальное лазание-золото. Парная гонка – золото.
Фото из журнала о Международном Горном Саммите 1989г .
…Сила воли, упорство, мужество и умение анализировать и трудиться над собой, а ещё интерес к тому, чем занимаешься, может это и есть талант!? Без этих качеств не взять спортивных высот. Именно ими наделены те, кто поднимается на ступеньки пьедестала почета. Поэтому, наверное, и привлекают к себе внимание, восхищают.
За лаконичной строкой отчета соревнований не видно той движущей «пружины», которая выносит спортсмена к пьедесталу. Миг победы заслоняет собой кропотливый и а бывает и изнурительный труд на тренировках и сложные перипетии внутренней борьбы. Но со временем, когда победы уже не столь вдохновляют, но зато приходит внутреннее стремление познать свои возможности, понять пределы. Тогда и покоряются новые спортивные вершины.

Вместо эпилога.

Сегодня, 18 октября 2017г.
Позвонил Флюре .
Мы давно не общались, то некогда, то немного лень, ну сами знаете. А Восьмого Марта дозвониться не смог. Она работает, всё у неё хлопотно, но хорошо. Поговорили о жизни , что да как.
Я ещё не сказал ей , что написал и о чём.
… Задал ей вопрос - Скажи Флюра, а ты вспоминаешь скалолазание, старты и то время?- Мне было очень интересно спросить неожиданно.
-О, ты знаешь, в последнее время мне стало очень часто сниться. Какие-то скалы, тренировки . Что-то как-то немного беспокоит, как тогда. Снятся старты, иногда даже пальцы как-то потеют.Вот совсем недавно приснился сон.. -лезла как наяву , боюсь проиграть и говорю себе, -нужно было больше тренироваться и напряжение психологическое аж проснулась.-
-А как давно тебе начали сниться такие сны..?
-Ну может с весны.-
И тут я рассказал ей о том , что написал эту небольшую статью. Сказал, что начал думать о статье ещё ранней весной. Тогда я узнал о сроках ветеранских соревнованиях в Крыму.
Признаюсь. Я был невероятно и гораздо больше удивлён этим «совпадением», чем Флюра.
Она более вдумчиво относится к таким «совпадениям».
………………………………………
Передаю её приветы всем друзьям. А это значить всем, с кем доводилось участвовать и лазить на соревнованиях, или просто ходить в горы.
Осмелюсь высказать и своё пожелание современным скалолазам. И от имени Флюры.
Всем кто борется за участие в Олимпийских Играх.
В пылу борьбы за попадание в команду, среди огромного количества нынешних бесконечных стартов сумейте распланировать всё и подойти к первому Олимпийскому старту и сильными, и заряженными на победу и выиграть невиданную по силе психологическую борьбу за Олимпийское золото. Ведь это будет первое Олимпийское золото в нашем виде спорта. И пусть победит сильнейший. Пора готовиться ребята.
Может чем-то поможет вам и этот материал. А может вдохновит.
18.10.2017г.

Источник: Собственные архивы и статьи. Доступные материалы. Ссылка обязательна.

Удивительная женщина! Удивительная СКАЛОЛАЗКА! Спасибо Николай за рассказ о ней.

Удивительная !!! Хорошее слово. Да вы правы Никита.

очень интересно было читать,спасибо!

Nikolaev Igor, рад был вас познакомить!

Спасибо Николай за такой рассказ о нашей славе!

Коля огромное тебе спасибо за твой рассказ, за воспоминание о нашем виде спорте, о нашей юности, о людях которые делали историю и славу нашего скалолазания.

balezin, Здравствуй Валера, передаю приветы всем скалолазам Столбистам Красноярцам. Рад тебе и спасибо за добрый отзыв.

Коля жду тебя на ветеранских соревнованиях в Судаке, и желательно не одного, а с друзьями ветеранами с Узбекистана. Там ты встретишься со многими своими старыми друзьями-соперниками и знаменитыми скалолазами советского прошлого. Хорошо было бы и Флюру туда пригласить.

Спасибо большое автору за статью! Вот таким материалом нужно наполнять РИСК!

malunin, спасибо Дмитрий за добрый отзыв.

Благодарю читательницу lorinson из Северска за обработку слайда-Зрители в Армении. Хороших дорог тебе Лора.

Даа, скалолазная легенда! Доводилось видеть её на скалах...удивительная пластичность и лёгкость, мне, вообще казалось, что она лазила ногами, а руками только придерживалась... Потом уже, читая книгу о Мише Хергиани, я почему-то вспомнил её - тот же стиль. Жаль, что в Узбекистане порвалась связь времён, поколений...и что гораздо хуже, утрачены школы скалолазанья, альпинизма и горного туризма. Ведь говорят, чтобы фрак хорошо сидел на внуке, его должен был носить ещё дедушка...

prussik, Владимир ,да уж- Флюра !!!!!!!!!!!
А насчёт горных видов в республике Узбекистам, думаю всё налаживается будет. Просто многое видоизменятся и принимает насколько другие,самостоятельные формы, не столь организованные как при социализме! Помнишь сколько людей ходили и бродили в горах?.Ну внизу правда!Просто не спортсменов. Так они и сейчас ходят. Красота гор всегда ведь привлекает.

Потрясающе интересная, глубокая, ярко выбивающаяся даже из скалолазной семьи более широким взглядом на мир!
Повезло знать ее как скалолазку, а когда она "пощупывала" альпинизм (и, кстати, достигла I разряда), даже обучал ее преодолевать ледовые стенки.
Николай, доброе дело сделал, дав такой материал о Флюре! Хотя в Америках сейчас много наших, тем не менее, передавай ей привет от альпинистов-узбеков, которые "рассредоточились" по другим краям и помнят ее яркость!
Раз ей стали снится сны, пусть приезжает каждую осень в Крым на соревнования ветеранов (хотя не могу представить ее в статусе "ветерана" ) ), многих увидит из своего победного прошлого!

У Райян, Приветы обязательно передам и напомню про "ледок!". Был разговор и о возможностях приезда.
И спасибо за отзыв. Пусть станет больше понимания, а может и доброты среди разных поколений.

Скалы и спортзалы.
В конце 90-х

80х

babur. Исправил, спасибо Сергей.

Хорошая статья Николай! Я хорошо знал Флюру. У меня от знакомства с ней остались только добрые и приятные воспоминания. И сейчас эта статья их всколыхнула и усилила. Действительно яркая была девушка, с очень доброжелательным и отзывчивым характером! Спасибо!

Satvaldы, спасибо Сергей. Горнолыжной Шории процветания!!!!!!!!!!!!!! Аж завидки берут, когда вспоминаю про горнолыжные катания.

В чём же дело! Приезжай! Покатаем! В ноябре у нас уже начинается сезон! ))

Да! Спасибо Сергей! Снега Вам, но без лавин!

В 1984 году она была у нас в Фанах на сборах, Вадим никуда не хотел её пускать, говорил - не дай Бог покалечится, будет для неё трагедия на всю оставшуюся. А когда я ушёл на спасработы, Флюра взяла моего сына к себе и он был всегда обстиран, пострижен и сыт.
И потом я сказал ей, "Ну мы друзья" Она обаятельно улыбнулась и ответила - до гроба

Здравствуй Борис. Хочу сказать спасибо. Я знаю ты недавно здорово помог Флюре. Она мне рассказала!
Ты обратил-ли внимание на местечко в эпилоге, про сны!?
Это не придумано мной для красоты. Мы с ней выяснили , - совпадает примерно по срокам!-
Что думаешь ты доктор Борис? Правда-ли есть они, эти космические бури наших человеческих мыслей на расстоянии?

Насчёт снов отвечать затрудняюсь, и сочинять не хочется. А Флюра мой друг, как она и сказала - до гроба.
А помочь стараюсь всем - и великим чемпионам, и дворникам, разницы нет. Очень счастлив был, что помочь ей смог

За что тебя и любим и уважаем доктор Борис!

Америка многих собрала, правда с разной степенью удачи.
В прочим как и у нас.

Марат, да уж точно! Нюансов у каждого "переселенца" столько!!!!!!!!!!! Однако пожелаем немного и удачи каждому!!!

Интереснейшая статья. А комментарии к ней -тоже замечательные. Интересно до жути. Каждую фразу как золото прочитывал.

lomiga, Валерий Васильевич, да, время хорошее было! Спасибо за ваш добрый отзыв. Привет всем "горным людям" и только хороших событий всем нам.

В Коле умер отличный журналист

Aibolitу,-Борис!!! Ты что, ха-ха! Только родился и ползает во мне "журналист"!!!

Aibolit, Да Борис, до сих пор умиляютт твои слова про "шоу борьба".Как ты сказал - Я их побью маленько , а потом в раздевалке сам же и лечу..!"
Будь здоров всегда Борис.

Коля молодец, очень здорово написал о Флюре! Многое вспомнилось - в том числе наше с ней восхождение на Калькуш по 5А в Дугобе в 1985 году, когда она решила попробовать альпинизм. Передай - пусть приезжает в Узбекистан,сходим вместе куда-нибудь.

i010351.Узбекистан, Ташкент. Да 85г-это как раз тот период!!! Передам обязательно! Но она как нибудь зайдёт на сайт с определённого "Ника" и надеюсь всё прочтёт. Не знаю конечно когда но зайдёт! Привет Ташкенту славному и Чимгану Великому!

Так, с днём рождения , дорогой. Если талантлив в чём-то, значит талантлив в чём-то ещё

Хорошо, интересно. Спасибо автору, спасибо комментатарам. При случае привет Флюре из зимнего Алибека

abarbar, хорошо . И зимний Алибек "припомним"!!!... Пора мне в блокнот переписать имена, ники и явки!!!

Коля, Юра, я с Флюрой уже переговорил. Статью читала. Понравилось

Aibolit, Спасибо Боря.
Ну да , что написано пером то уже не вырубишь топором.
Нисколько не торопясь жду твою книгу. Надеюсь потихоньку готовишь.!
Будте здоровы.

Николай, статья интересная и воспоминающаяся,я тогда работал спасателем в Чимгане КСС ,Флюра для нас тогда была легендой,действительно ее можно сравнить с Хергиани,хорошо,что вспомнил.

Георгий Рахимов, привет "Спартаковцам"! Привет Великому и добрейшему Чимгану. Ездишь туда? Как там автобусы ходят рейсовые..?

Николай!
Гарик давно уже как и все мы в России, он на сколько я знаю, работает спасателем где-то в р-не Байкала. г. Слюдянка у Байкала. В фейсбуке он есть.

Say, привет Сергей. Понятно. Да вот так пишем Ташкент, подразумеваем весь Мир!

Николай, большой слёт вашей Эльчибековской команды: Абрамов, Тишков, Букреев, Соня Путинцева, Бойцов, Рефик, Вакуло. Может и ты подорвёшься?

Никита Степанов. спасибо Никита большое. Боре написал в личку. У меня уважаемый внук Тимурчик по полдня ! С ним беседуем, ему 2,7 месяцев. Классный такой. Никита всем привет. Всем!

Николай! спасибо огромное за пост о нашей Флюре! Рассказ замечательный, прочитал несколько раз с удовольствием, вспомнил былое. Познакомился с Флюрой летом 74года, когда мы (Ангрен и Чирчик) на области разделили 1-2 места по спортивному ориентированию.На республику мы готовились уже вместе в одной команде и тренировал нас Виктор Жирнов, жили мы на Шалкан-Су (Бельдерсай, там Флюра впервые попробовала скалы), тренировки были очень насыщенные и продуктивные, результат-на республике мы взяли золото в жесткой борьбе.Потом были отборочные и подготовка на Союз, Флюра все это прошла но на чемпионат не поехала, поступала в ВУЗ. Позднее мы пересеклись в альпинизме через несколько лет в 83г. в Аксу. ходили вместе. было у нас одно потешное восхождение на Малый Актюбек 4Б к.т. маршрут однодневный, но мы схватили холодную прямо на вершине, вот там было чему поучиться у Флюры, её самообладанию. Позднее сборы у Эльчибекова в 84г. поездка в Штаты в 88г. а сейчас регулярно на проводе, созваниваемся каждую неделю, а иногда и чаще. Удивительная женщина, всегда поражала своей скромностью и умением избегать конфликтные ситуации.

Привет Рустам. Конечно это здорово , столько лет и не потеряться в круговерти жизни и забот. Да жаль , что как-то мало, или почти не зацепил я в материале этот пласт характера Флюры.
Она на самом деле была в спорте очень тактичным , дружелюбным и умным товарищем. И по жизни очень добрая и очень стойкая. В общем здорово, что был спорт и горы в нашей жизни.
Но какие наши годы! До встреч и привет всем нашим.

Огромное спасибо Николаю за эту статью. Очень жаль, что прочитал ее только после встречи.
Фильм о Флюре, который был на вечере в Спорт-марафоне, можно где-то найти?

SergeyDyatkov, ценю ваш отзыв.
И я смотрел фильм на встрече впервые!
Да фильм просто откровенный и потрясающий. Великолепный. Мне очень понравился.
Если удастся получить от Флюры копию, то наверное смогу переписать.
Но наверное это будет очень нескоро.

Сергей, а на сайте Спорт-Марафона не смотрел? Он там должен быть, но уже переснятый. А может быть и закачанный в их компьютер. В понедельник вернусь в Москву, позвони, напомни - попробую достать у админа Клуба путешественников.