Пишет Дмитрлл, 14.10.2017 18:16

Роман с Ханом. История (не)удачного восхождения на пик Хан-Тенгри с предисловием. (Альпинизм, горы, отчет, сезон 2017)

Много букв и некоторое количество фотокарточек.

Предисловие.

Август 2013, южный Казахстан, где-то вдали заснеженные вершины Заилийского Алатау, впервые в жизни увидел горы. Тогда искренне позавидовал людям, которые ходят в эти самые горы и имеют возможность видеть всю эту красоту. Тогда, в августе 2013 года от гор был бесконечно далек и альпинизм казался чем-то совершенно фантастическим.
Прошло совсем немного времени, и в апреле 2014 года поезд уносил нас с друзьями в Нальчик, откуда стартовало наше восхождение на Эльбрус. В том же 2014 году в руки попала книга Яна Рыбака о большой и красивой горе Хан-Тенгри.
С этого момента мысли о Хане посещали с завидной регулярностью. Одновременно посещали мысли о том, как организм поведет себя на высоте и о том, сколько нужно готовиться к Хану. Дабы проверить свое состояние на высоте, в 2015 году отбыл на пик Ленина. Все было хорошо, даже замечательно, только на штурмовом выходе, после ночевки под Раздельной, резко обострился артроз, правое колено болело адской болью и категорически протестовало против продолжения подъема, пришлось собирать манатки и валить вниз. Но зато узнал, что на 6 км чувствую себя отлично.
Дальше походы по больницам, кипы бумаг, новейшие препараты. Лекарства давали облегчение, но не такое значительное, как хотелось бы. Лето 2016 выпало, и очень не хотелось также пропустить сезон 2017 года, на который наметил выезд на Хан. В итоге в ноябре 2016 собрал деньги, нашел клинику и сделал эндопротезирование правого коленного сустава. Только начал восстанавливаться, и новая беда - сломал ключицу, опять операция. Как назло все шло криво-косо, и не так, как надо. Уже серьезно начал сомневаться в том, что успею подготовиться к горе.
Только в конце января 2017 начал постепенно приходить в себя, тренить. До планируемого отъезда оставалось чуть больше полугода. Восстанавливался быстро, параллельно прикидывал возможный план, расходы, примеривался к датам выезда, подбирал билеты, рисовал график. Может под влиянием творчества господина Рыбака, может просто в целях безопасности, может еще почему, но подниматься планировал с севера. В коммерческую группу не тянуло вообще от слова совсем, друзей-единомышленников не было, да и не искал особо. Зато одиночное восхождение очень способствовало полноценной проверке своих физических возможностей и моральной устойчивости. На том и порешил.
В марте определился с датами и начал переписку с Казбеком Шакимовичем Валиевым, руководителем компании «Khan-Tengri expedition», предоставляющей услуги базового лагеря на Северном Иныльчеке. В ходе долгих раздумий, подсчетов остановился на так называемом, малом пакете, т. е. с самостоятельной заброской в Каркару, своей палаткой в базовом лагере, самостоятельной готовкой, и т. п. Вопрос с заброской в Каркару решился перепиской с компанией Аксай тревел. За сходный прайс они были готовы доставить из Бишкека в назначенное место. Наконец-то все орг. вопросы решены, билеты куплены, осталось только дождаться дня вылета.

Погнали.

15 июля, накануне вылета в Бишкек простудился - насморк, чихаю, голова не соображает. Но не отказываться же от экспедиции, пути назад нет, билеты и паспорт в кармане, манатки собраны, лечиться буду в пути. Взвесил рюкзаки, получилось 48 кг. Многовато конечно, но окончательный вес вообще был 52 кг.
16 июля, вылет Уральских авиалиний из Домодедово как всегда задержали, в Бишкек прилетели позднее, но это даже хорошо. 17 июля утроночь, аэропорт Манас. Смутно припоминаю, как 2 года назад после поездки на Иссык-Куль улетали отсюда утренним рейсом в Ош. Таксисты разрывают, а мне бы отдышаться немного, попить воды и поменять деньги. Состояние откровенно паршивое, постоянно чихаю и мотаю сопли на кулак. Минут 30 скитаний по аэропорту и уже катим с таксистом дядей Мишей в офис Аксай. Дядя Миша почему-то хочет меня здесь женить и оставить жить. В офисе встречает охранник, показывает куда положить вещи, рассказывает где магазины, аптеки и прочие стратегически важные объекты. Времени вагон, гуляю по городу, перекусываю, закупаюсь арбидолом, газом на гору. В 9 утра в Аксае уже суета, ближе к 10 с группой чехов грузимся в потрепанный дорогами, но еще вполне живой и бойкий Спринтер и едем в Каркару. Прибываем туда уже ближе к вечеру. Каркара прекрасна, кругом зелень, разнотравье, пахнет цветами и свежей водой. Рядом с лагерем «припаркован» заслуженный Ми-8, который завтра отвезет на ледник.
В скорости темнеет и холодает, поужинав с блаженством забираюсь в спальник и мгновенно отключаюсь. Ночью на пару минут просыпаюсь от ветра и дождя, барабанящего по палатке.
Утром от непогоды не осталось и следа, небо почти очистилось, солнце слепит - первое утро нового путешествия, нового приключения.

Около 6 утра первый борт улетает на Южный Иныльчек, наш - третий.

К вылету на площадку прибывает Казбек Валиев. Казбек Шакимович альпинист легендарный и познакомиться лично большая честь. Перекидываемся парой фраз, оговариваем все детали и начинаем грузиться.
В вертушку закидываются рюкзаки/баулы, разновсяческий скарб для лагеря, несчетное количество провианта, и вот уже Каркара далеко позади. А прямо под нами чудесный Тянь-Шань, горы покрытые мягкой темно-зеленой елью и можжевельником, реки, альпийские луга, которые постепенно сменяются камнем, снегом и льдом. Трудно поверить в реальность всего, что видишь, сюр, да и только.

Облачность низкая, пилоты долго ищут проход в перевалах, летим совсем рядом со склонами.

Внезапно уходим вниз и садимся на ледник Северный Иныльчек, быстрая разгрузка и вертолет улетает обратно в Каркару. Сразу за ледником возвышается стена пика Чапаева, Хан в облаках. Но мне пока и Чапаева хватает. Первый взгляд на маршрут, ужасаюсь крутизне склонов и скальным поясам, в голове стучит: «Какого черта я сюда приперся?». И вот расходятся облака и открывается Хан во всей красе. В голове проносятся десятки мыслей, появляется неуверенность, но к счастью, страха перед горой нет.

Отойдя от первого впечатления пошел обустраиваться. Начальник лагеря дядя Муха показал, где разместиться, остаток дня прошел в бытовухе: обустройство лагеря, готовка и т. п.
На следующий день отсыпался, лечился, гулял по леднику и проникался большими горами. Самочувствие не идеальное, но жить можно. Заброска сразу на 4 тысячи не сильно сказалась, только небольшая одышка на подъемах.

20 июля — установка первого лагеря. Путь до него занимает часа 3-4, но по привычке вышел пораньше, около 6 утра, пока тропа не раскисла. Минут за 40 пересек ледник, а к 9 утра был наверху. Самочувствие отличное, погода радует, сбросил вещи и налегке набрал еще метров 300 высоты.

На обратном пути распотрошил рюкзак, поставил палатку, закинул туда провиант и побежал вниз. Весь остаток дня в базе пил чай и думал мысли, что несмотря на простуду, все не так уж плохо начинается, погода радует, гора красивая, короче, ходить вполне можно.

21 июля пошел в первый лагерь на ночевку. По примеру многих выдвинулся часов в 10-11, и зря. Тропа раскисла, так что подъем занял едва ли не больше времени, чем накануне. Пока добрался до лагеря, изрядно вымотался. Все оставшееся время валялся в палатке, периодически что-то снимал, короче, придавался блаженному ничегонеделанью и старался максимально отдохнуть перед выходом во второй лагерь.
22 июля, ранний подъем, завтрак и сборы. В первом лагере оставил продуктовую закладку и треккинговые палки, палатка, спальник, теплые вещи и запас продуктов отправились в рюкзак. Всего получилось килограмм 18-20, вроде немного, но с учетом крутизны подъема и высоты, мне хватило. Переход во второй лагерь был уже не таким простым - довольно крутой снежный склон, первые скальные пояса. Сколько шел, не знаю, время не засекал, наверное часов 6-7. Второй лагерь появился как-то неожиданно, крутой склон начал внезапно выполаживаться, одна веревка, и вот уже ровная тропа и палатки. В лагере были только гиды Казбека Валиева, они пришли незадолго до меня. Погода начала портиться, благо, успел откопать площадку и поставить палатку.

Самочувствие хорошее, высота не давит, головной боли нет, ем, как не в себя, даже странно, будто и не в горах на высоте 5500. На следующий день хотел подняться на купол Чапаева, но на вечерней связи дядя Муха сказал, что погода закончилась и завтра выпадет метр снега, надо валить вниз. Вниз, так вниз. После заката облака разошлись, ветер утих, и к ночи стало совсем хорошо. Спал мало, хотя дискомфорта не было, больше дремал. 22 июля подъем в 5 утра, выпил чая и без завтрака отбыл в базу, обещали же метр снега, надо спешить. На спуске случилась неприятность, на перестежке восьмерка выскользнула из рук и блеснув на прощание унеслась вниз по склону. Тут поймал тупняк, кто делать, что виноват?! UIAA не на всех перильных веревках завяжешь, спускаться на руках и скользящем не очень улыбалось. В итоге соорудил спусковуху из двух карабинов, так и ходил все оставшееся время. В остальном на спуске не было ничего примечательного. Зато в базе начались всякие пораженческие мысли.

На следующий день (23 июля) погода идеальная, конечно никакого метра снега не было, но раз уж спустился, решил отдохнуть.

Валялся в палатке, читал «Морфий» Булгакова, и думал, зачем мне это все нужно. Почему нельзя было поехать в какой-нибудь Крым, валяться на пляже, барахтаться в море, что ищу на этой горе, да и вообще в горах? А может подняться во второй лагерь, собрать вещи и вернуться на большую землю, обратно в город, найти работу и сидеть спокойно в офисе? Кому и что я пытаюсь доказать? С этими думами прошел и следующий день. Из развлечений, прогулялся в киргизский лагерь за лимонадом.

Только к вечеру пришло понимание, что этими мыслями сам себя загнал в угол, что делаю я это только для себя, и никому ничего не доказываю. Доказываю только себе, точнее испытываю себя, свои возможности, свои силы, стойкость. Наверное, нужно было через это пройти, преодолеть психологический барьер, преодолеть свою неуверенность, чтобы двигаться дальше и выше.

Штурмовой выход.

25 июля, раннее утро, лагерь спит, я неспешно завтракаю и собираюсь на штурмовой выход. Почему-то нет неуверенности в том, что не хватит акклиматизации или сил, рвусь на гору. Из базового лагеря собираюсь сразу во второй - это полтора километра набора высоты, но за ходовой день вполне можно сделать.
Выхожу около 6.30. Незадолго до меня на ледник вышла тройка: Андрей Алмазов, Джон Стивенсон и Александр Вольвач. С ними встречаемся у начала маршрута. Пока надеваю кошки, мужики уходят на маршрут, догоняю их уже в первом лагере, отдыхаю и ухожу вперед.

В этот раз подъем во второй лагерь проходит легче, время от времени останавливаюсь поснимать.
Внезапно на маршруте появляется толпа - объединенная группа с гидами, они ходили на аккллимуху во второй лагерь. Венгры в группе совсем плохи, один завалился на почти горизонтальном гребне и повис на перилах, двоих перестегивал на станции, сами не справлялись, короче, потерял кучу времени в ожидании, когда они пройдут.
Во втором лагере натопил воды, перекусил вяленым мясом и взялся за готовку. Вечер порадовал хорошими красками, а утро так вообще было феерическое.

Утром 26 июля вместо завтрака носился с фотоаппаратом, потом собрал лагерь и выдвинулся на маршрут. Сразу от лагеря крутой взлет вернул в реальность, впереди подъем на Чапаева, надо пахать. После взлета выполаживается узкий гребень, и начинается еще более крутой взлет и скальные пояса, местами почти отвесные.

Если к этому прибавить еще и тяжелый рюкзак и высоту в почти 6 км, кайфа мало. Время от времени на станциях валился коленями и локтями на склон и так лежал/висел несколько минут приходя в себя. Благо, горняшка обходила стороной. Вот так, тихим сапом, с передышками выгреб на купол пика Чапаева, и как на зло, вокруг все затянуло облаками, а очень хотелось поснимать. На куполе дождался мужиков, и уже вместе погребли вниз, предварительно связавшись. Впереди был бергшрунд, которым уже неделю пугали восходителей. Берг серьезный, метров 8-10 отрицательной стены с трещиной под ним.

Через трещину перекинута лестница, как на гималайских маршрутах.

Благо на спуске берг серьезным препятствием не был, а про то, как на него жумарить на обратном пути пока думать не хотелось. В целом, до третьего лагеря дошли благополучно. Только Саня один раз по пояс провалился в трещину, но без последствий.
Палатки южного легеря стояли под перемычкой, мы встали прямо на перемычке ниже карниза. Кроме нашей четверки там вообще никого не было.
Час работы лопатой и готова ровная площадка, стоит палатка, и неспешно топится снег в кастрюльке. Погода немного испортилась, подуло, но не критично. Вот уже третий лагерь, вот уже ребро Хана, ночью выход на штурм. Несмотря на усталость радость переполняет, самочувствие близко к идеальному, на гору хоть сейчас готов. К вечеру облака немного расходятся, открывается Победа, смотрю на нее и думаю мысли, что может быть когда нибудь...

Но время идет, надо пораньше лечь спать, попробовать отдохнуть перед выходом. Забираюсь в палатку, ползаю, укладываю спальник, неаккуратно поворачиваюсь и левое «здоровое» колено с предательским щелчком вылетает со своего посадочного места. Ногу простреливает острая боль, подвывая выбираюсь из палатки, пытаюсь вправить колено. Такое уже бывало, мне не привыкать, но колено всегда, хоть и с сильной болью, вставало на место, а еще через 10 минут боль проходила. Увы, не в этот раз, не помогало ничего, нога сгибалась, но не разгибалась и все попытки разогнуть пресекала посредством сильной боли. Паника и обида тогда меня почти победили, от обиды хотелось плакать, выть. Как же так?! Столько пройти и так бездарно отказаться от горы. Казалось, что сейчас еще немного и колено как обычно встанет на место и все будет хорошо. Увы, после получаса безуспешной борьбы закинулся обезболивающим и забрался в спальник. Утро, точнее ночь, вечера мудренее.
Сон прерывистый, 27 июля, 2 часа ночи, будильник, палатку мотает ветром. Прислушиваюсь к своим ощущениям, вроде нога не беспокоит, на всякий случай съедаю еще обезболивающего. За стенкой палатки уже хрустит снег под кошками — южане вышли на штурм, их много, и это не не особо радует. В начале четвертого выдвигается и наша четверка, единственная, пришедшая с севера. Температура вполне преемлемая, самочувствие хорошее, настроение бодрое, радость переполняет. Иду и думаю: «Как же здорово, несмотря на вчерашние проблемы с коленом удалось выйти на штурм, ничего даже не болит!». Ближе к 6200 приходится остановиться — пробка на перилах. В тот же момент понимаю, что все не так радужно, появляется и постепенно усиливается ноющая боль в ноге. Тем временем поднимаются мужики, разговариваем, снимаем рассвет, ждем, когда освободятся перила.

Решение приходит само по себе, внутренне к такому повороту я был готов еще вчера. Спасы на такой горе и таких высотах никому не нужны, и не нужны в первую очередь мне самому. Мужикам желаю удачи, договариваемся, что дождусь их в третьем лагере, и завтра вместе пойдем в базу.
Уходил без сожаления, зная, что на тот момент это решение было единственно правильным.

Весь день валялся в палатке в полудреме, тройка спустилась с вершины только к 11 вечера, напоил их чаем и уснул до утра. На следующий день 28 июля уже все вместе без особых проблем часов за 8 спустились в базовый лагерь.

Можно было еще посидеть в третьем лагере, в надежде, что колено немного придет в норму и сделать еще одну попытку штурма. Но на высоте 5900 никакого восстановления не будет, и отдыха тоже, скорее станет только хуже.

Дальше было возвращение на большую землю, и радость от возвращения, были мысли о том, что все прошло катастрофически быстро, мысли о том, что дальнейших планов нет, т. к. все последнее время в жизни был только Хан.

От этого было немного грустно, но в то же время были вполне позитивные итоги:
- акклиматизация прошла в рекордные для меня сроки, с момента выхода на установку первого лагеря до попытки штурма прошло всего 8 дней (это с учетом того, что 2 дня — 23-24 июля просидел в базе на отдыхе), а всего на горе пробыл 14 дней;
- не считая колена, физическое состояние было отличным, предшествовавшие восхождению тренировки позволили без особых проблем выйти на высоту 6000+метров, организм на этой высоте испытывал минимум дискомфорта и вообще, вел себя прекрасно.

Так что в целом, восхождение на Хан было очень даже удачным, я был на красивейшей из гор, узнал новых интересных людей, многое узнал о себе. Порой такой опыт, не менее ценен, чем вершина, а горы еще обязательно будут.

Что бы подобных сюрпризов не было, можно тэйпировать колено. Чудо как хорошо помогает. Поиск на youtube "taping runner's knee".

Спасибо за совет!
Разгребу текущие дела и обязательно займусь тейпированием, тем более, что близкая знакомая может с этим профессионально помочь.

Спасибо за рассказ. Пусть проблемы решатся, а мечта исполнится.

Спасибо! Думаю, все будет хорошо)

Красиво и хорошо написано. Сознательность! причем с большой буквы.

Кто-то писал про развитие высотного альпинизма по системе: Эльбрус-Ленина-Хан. Неужели так оно и есть в большинстве случаев?!

Как писали более матерые товарищи, некоторые клиенты даже не знают как спусковухой пользоваться... Причем на спуске с вершины Хана... Но к автору этого поста это не относится.

Респект и светлая зависть)

Спасибо за добрые слова!
В предисловии описан конечно же не весь опыт, у меня не было системы Эльбрус-Ленина-Хан) Это конечно перебор, но от коммерческих восхождений всего можно ждать.

Просто исходя из того что читаю на риске, сложилось такое впечатление и пришлось на вас "косо" посмотреть)

Это все работа подсознания. Известное дело - если альпинист чувствует, что не готов на гору, но заставляет себя по каким-то внешним причинам, то с ним что-то происходит. Ногу подвернет, потеряет что-то важное, в крайнем случае, медвежья болезнь, типа пищевое отравление... На самом деле, просто нервничает. В результате получается веский повод отказаться от восхождения.
Ваше подсознание знало, что Вам идти не стоит. Оно уже и так, и сяк - грипп пропустило, восьмерку потеряло, но Вы не реагируете, упорно тащитесь вверх. Пришлось ему колено выбить, чтобы наверняка...
Еще хочется отметить, что если при подьеме в 3-й лагерь Вы отлично себя чувчтвуете, значит Вы чего-то не замечаете... Почитайте подробней про акклиматизацию, там первая стадия, это эйфория. Самоконтроль отключается, а контроля со стороны тоже не было. Вот подсознание и вмешалось...
А чтобы сознание работало и контролировало процесс, надо мерить ЧСС утром и вечером, оксигенацию и т.д. Иметь надежного напарника в палатке, чтобы мог вовремя подсказать что-то.

Спасибо за комментарий!
Позволю себе с Вами не согласиться.
Я указывал в тексте, что проблема с вылетевшим коленом была и раньше, для меня это не новость.
Касательно подъема в третий лагерь. Эйфории не было, хорошее самочувствие и настроение все же немного другое. Опять же в тексте указывал, что при подъеме в третий лагерь "на станциях валился коленями и локтями на склон и так лежал/висел несколько минут приходя в себя".
С самоконтролем все в порядке. Учитывая количество травм/операций/болячек и т.п., давно научился слушать свой организм и выявлять любые отклонения.
Про акллиматизацию прочитано много всего, иначе бы не пошел один на такую гору. Тем не менее последую Вашему совету, освежу знания.

Вы можете осваивать все на своем опыте, а можете воспользоваться коллективным, накопленным в сообществе. Случаи такие не единичные. Ребята даже рюкзаки роняли в пропасть иногда, чтобы на гору не идти. А в другой момент, получали камнем в лицо, ставили на рану какие-то скобки и шли вверх.
Фрейд это подробно описал - оговорки, потери предметов, забывание чего-то и т.д., какой в этом смысл.
Вот сейчас пишет наш редактор, Коптева и Чибиток потеряли пакет с продуктами. Что, тоже не хотели на гору? Нет, не так. Мое обьяснение - они внутренне поняли, что эти продукты им особ не нужны, зачем тащить лишний вес. У женщин процент жира выше. Если они потеряют 2 кг жира за 4 дня, то их процент снизится до 16-17%, ничего страшного. Двойная выгода - легче лезть и легче тащить рюкзаки.
А если у мужчины процент жира 10-11%, то начнут расщепляться мышечные белки, показатели силы упадут, не сможет лезть.

Поэтому Вы колеблетесь в оценке Вашего мероприятия (см название поста). Сознание говорит, что неудачное, вершины же не было. А подсознание твердит - очень, очень удачное, все живы и относительно здоровы...

во блин, в тридцатник артроз с заменой колена

Бывает всякое, главное не раскисать и двигаться дальше)

Может стоило год потерпеть хорошо закачать колени , укрепить мышцыи связки оперированной ноги, погулять в горах где-то пониже и попроще и без груза.хан как стоял так и будет стоять, а так можно и инвалидом стать.

Может и стоило, но думаю особого смысла откладывать еще на год не было. Оперированное колено на Хане не беспокоило, тем более, что выезду предшествовали интенсивные тренировки и нога была привычна к нагрузкам. В качестве проверки сил и возможностей в начале мая сходил на Эльбрус, от приюта до вершины поднялся за 6 часов, спустился за 3.
А инвалидность мне не особо страшна, она у меня с 2002 года, с 2012 года группа установлена бессрочно))

Японял что оперированную ногу не клинило?

Да, оперированная нога была в полном порядке и дискомфорта не доставляла.

Это радует!

Шикарный рассказ! А уж фото...
Поправляйте колено и вперед в горы)

Большое спасибо!
К следующему сезону буду как новенький)

Читал с большим интересом, все впереди. Здоровья вам!