Восхождение на Эльбрус с севера соло 1 авг 2017

Пишет волхв Байкала, 11.10.2017 10:52

Восхождение на Эльбрус с севера соло 1 авг 2017 (Горный туризм)

Решил объединить свои впечатления по чисто техническим вопросам в отдельную статью, думаю, многим планирующим "поход" полезно будет призадуматься.

Изначально я прекрасно понимал, что в мои годы и с отсутствием горно-восходительного опыта, всё меропиятие - это 90% самоубийство. Что бы там ни говорили восхищенные "денежные мешки" о "восхождениях" с юга на канатке-ратраке-подручкигидами. Вертолёты там не летают, с вершины никого не снимут, хоть миллиардами плати. См https://vk.com/irk.volhv?w=wall85405442_3958/all про вертолёт на всего-лишь 4800 м. Расчитывать надо только на своё личное собственно тело, и как оно себя поведёт на высоте, ещё учитывая чисто физическую готовность к предельным нагрузкам по ходьбе-лазанию в гору. А потому я присоединился к группе, проходящей аклиматизацию по приэльбрусью в течение 2-х недель. В интернете навычитал про само-перестройку кровеносной системы из-за воздействия высот, в сроки от 10 дней. Так что более 10 дней уже снижает риски с предполагаемых 90% до меньших процентов Ходили через перевалы, от 2000 по 3000-3750 и обратно несколько раз, всё с большой физической нагрузкой, и от рюкзака 20+ кг, и от труднопроходимых буераков. Каменюги и сыпухи, речки из бешеных потоков воды с песком, болото с высокими кочками, и это болото под наклоном 40-50 градусов (поверхность некоторых гор такая) и топать пару и более часов в каждую гору... Много "интересного" для незнакомого с данным типом природы.

Само восхождение.

Имея пропуск в Национальный парк ДО высоты 3800, то-бишь гулять по низинам, в нижнем альп-лагере оформил и допуск свыше 3800 и восхождение, благо хозяин лагеря - хороший знакомый руководителя экспедиции, с которой я ходил вокруг. Обычно большие вопросы по акклиматизации. 250 р за официальную бумажку, которая теперь у меня осталась на память. База наша была чуть выше, на немецком аэродроме. С него выдвинулся через "грибы" и пирамиду на штурм-лагерь 3800. Про "тропу" через валуны, в околоураганный ветерок, специально в кавычках, позже отпишу отдельную статью. Где спускавшиеся из лагеря люди указали около часа, соответсвует скорее 2-м часам, если не прыгать сайгаком с "камешка" на камешек, учитывая некий вес за спиной.

Поднялся, всё-таки, умудрившысь не сломать и не вывихнуть ни одну ногу, заселился в домик. Люди ставят палатки там посреди камней, но моя УЖЕ не выдержала ветрюганчиков ещё в низинах, и браво рисковать на таком серьёзном действии я не стал. Дорого, зато силы будут подниматься. На штурм-лагере полный пансион, жильё плюс питание 3 раза, стоит 2500 р. Можно попытаться договориться об оплате переводом сбера. Меня поселили в новый домик, состоящий из металлического профнастила, наколоченного на железно-деревянную раму. Внутри натянута пароткань, нары из фанеры, на пол кинуты доски, прямо на камни. В любой, даже лёгкий ветерок, ощущаешь себя Элли с Тотошкой. Сказали, дескать, ещё будут делать окна вроде-бы, и потому ошметки так хлопают на ветру. Запенивания щелей не отметил. Но других мест не было. Спали все полностью в одежде и спальниках. Я походил потом по округе, ещё есть домики Ослик и какие-то ангары поодаль. В Ослике койко-место 600 р минимально, но питание 1900+ и заказывать за сутки и более. Оплата только налом. Домики выглядят посолиднее для сохранности тепла, но тоже на несколько человек, а одному в холодный селиться смысла нет. Дубак будет хуже, чем в палатке. Сходил на ангары, там примерно также, 1300 отдельный тёплый домик и 1700+ питание. Связь везде только Мегафон, и то на крайних скалах и не в любую погоду, обычно днём. У меня Теле2 с роумингом, связь поймал 1 раз в первый день на несколько минут, и смог отправить пару смс Потом, сколько ни пытался - пусто. Народ рядом разговаривает по телефону, а у меня сигнал кажет, но ничего не работает.

Я селился в штурм-лагере, питание в отдельной столовой, "оплаченным" разрешается чай и печеньки неограничено. Раз в сутки на час заводят генератор в 19 часов, зарядка телефона 100 р. Они-же держат стоянку с арендой оборудования на нижнем альп-лагере, там надпись на заборе горячие обеды". Кошки 1500 р, ледоруб ВЦСПС 500 р, палки 1000 р. Почему тысяча? "так их же две!" был ответ:) Я, позабыв дома до отъезда купленные на экспедицию кошки, взял в аренду внизу. Не рискуя услышать в лагере 3800 "извините, всё раздали, на выдачу ничего нет". И не прогадал. Кошки Камп очень меня порадовали, хоть и трепаные-ремонтированые.

По лагерю 3800 ходят мрачные типы, спустившиеся с Горы, и новички, пытающие всех по погоде и ледовой обстановке. Я брал с собой ракетницу на 3 выстрела (сос), но в МЧС на меня посмотрели жалостливо и уточнили, что ни на какой салют никто смотреть не станет, и спасать на вершину не полезет. Разве что потом, тело забрать. Ну и ладно, меньше с собой нести.

Уже упоминал про спустившихся вывихнутых-переломаных, как раз в мою первую ночёвку на 3800. Я в такой безумный ветер не полез, не хочется пополнять статистику. Эта фраза мне много помогала сосредоточиться. Перед всей поездкой зазнакомился с неким спелеологом, который обучает МЧС аварийно-спасательным работам. Так вот его коронная фраза, после осмотра снаряжения "А вот от этого люди умирают! И статистика есть".
И начинаешь судорожно вспоминать, что ты так не туда закрепил https://vk.com/irk.volhv?w=wall85405442_3912/all

На следующий день после второй ночёвки, хожу по народу, выспрашиваю, кто куда когда идёт. Дабы присоседиться хвостиком ,хотя-бы до скал Ленца, ибо можно ожидать некие неожиданности на "обще-известной" тропе. После долгих поиской нахожу-таки группу, инструктор которой не посла меня подальше, однако уточнив, что ответственности за меня никакой и топаю я сам по себе. Вот и славненько. Группа шла без верёвки, что меня тоже очень устраивало, ибо опыта хождения в связке у меня ноль. А также помнился случай вчерашней ночью, когда один в группе сорвался на наледи, подрубил всю группу, а та на набираемой скорости сорвала вторую группу, следующую сразу за первой... Группа новичков долго собирается и медленно идёт, что меня тоже очень устравивает. Топаем себе в Гору несколько ходок, на Камне перед Ленцами инстукторы снимают несколько человек, кто уже не тянет или не прошёл акклиматизацию по их программе. Затем группа несколько ускорилась и даже пропустила отдых первой ходки после разделения. Однако всё-ж поспеваю за ними, даже ухватив немного изюмок-орешков, и дожёвывая на ходу уже. Воды брал 1,5 литра, что на 2 дня маловато даже сильно экономя.

Заночевал на разбитом вертолёте, опять см https://vk.com/irk.volhv?w=wall85405442_3958/all Какие-то "платники", судя по их внезапному появлению со стороы Восточной вершины прогуливающимся шагом и без рюкзаков, пара высокий мужчина и небольшая девушка, пытались выломать мне дверь в кунге. Уже устроился на ночь, а тут в шесть (!) вечера заявились. На мои вопли "дверь не ломайте" (специально заложил льдом-снегом от ветра) услышал памятную теперь фразу дувушки "Ой. А я думала тут никого нет! А тут кто-то есть!". Вероятно в окошко глянуть и увидеть "занято" они тоже не подумали. Внутри всё занесено льдом-снегом, с час+ вычищал-разбивал, освободил небольшу площадку для полежать, и даже растянул внутри мою микро-палатку. Где и спал, регулярно просыпаясь от холода, и шевелил ногами в ботинках, разогреваясь. После 5 утра потеплело и собрался на вершину.

На себе был "облегченный" баул со скалолазной снарягой на 20 примерно кг, потому пошел себе спокойненько, не надрывая сил. Через ходку заметил группу, которая шла с ночи, видимо. Ориентировался на них, далеко впереди, дабы найти тропу. Ниже седловины, справа, огромные красивые разломы ледника, такие полукруглые торосы. За несколько ходок дотопал на седловину, где у меня и была основная работа. Очень подтаявший наст, можно провалиться по колено и часто найти там натаявшую лужу. Либо камень, и... вывих. Таких "находок" находить не хотелось.

С 3800 до Ленца наст подтаявший местами, где нога проваливается в ямку с водой, с наплывшими наледями, такой лёд под уклоном по горе, градусов 40. Особенно рядом со скалами. Там в нескольких местах такие наплывы льда вытекли далеко за 20 метров, перекрывая тропу. Выше Ленцов несколько легче найти снежно-настовые участки, удобнее топать.

Много народу у южного края седловины, куда набираются "южане" с канаток-ратраков. Несколько человек почти безсознательных, сидели-лежали там, не осилив подъём. Рядом матерились горе-проводники. Одной невменяемой иностранке выдал по паре таблеток глюкозы и аскорбинки, наказав рассазывать, как конфету. Через несколько минут её смогли поднять и по-тихоньку потопали вниз-обратно по южной хайвей-тропе. У самих проводников таких запасов нет ни у кого, ужас. На седловине духи подкинули после работы пол-литровку водички не открытую, моя вода вся закончилась к обеду, уже шёл, пожёвывал снег. Я работал в районе седловины, примерно на 5400. Подниматься ради понтов на пустые по энергетике вершины не было ни смысла, ни времени. Хотя аклиматизации хорошо хватало, можно было. Но 2-3 лишних часа на снегу не валялись, а ещё ночку сночевать на Ленцах не хотелось, с вершиной(ми) я бы однозначно не успел до ночи в штурм-лагерь.

В ни-и-из...

Спуск примечателен ещё большей необходимостью крайнего внимания, ибо слететь ну очень просто. Я спустился за часок обратно на Ленца, где меня уже поджидали соседи, ставящие полатки. Это видевшие меня ранее ребята, напоили меня жидким супчиком и чаем, прям воспрял :) Сам-то я без горелки шёл, и так весу много. Уговаривали остаться заночевать, опасно спускаться. Но я побежал.

Вышел в 18оо. Спустился часа за 2,5 всего с Ленцов, на Камне был чз минут 30, что очень порадовало. А то планировал последний ледник топать по темноте с фонариком. После Ленцов вся тропа к вечеру протаяла до снежно-ледовой каши, иногда мягкой, иногда с резкими краями льда в промерзших с ночи следах предыдущих восходителей. И не только тропа, а всё вокруг. Однако уложился в светлое время, а вот уже вблизи 3800 лагеря пришлось сильно вилять, выбирая места без провалов и ручьёв, ледник весь уже сильно здесь подтаял. Прямо потоки, ручьи-речки. Около пол-девятого, в изначале темени, уже был у будок МЧС, где на меня очень подозрительно посмотрели "мэчеэсники". Надеюсь, на "вернется шаман или трупик будем искать с утра" они не спорили на деньги ;) Ушёл на Гору, и 2 дня не было...

Заночевал опять в том-же домике. Ночь и до обеда меня трясло, организм отходил от запредельных нагрузок. Мелкая дрожь по всем мышцам, как при подмерзании. Мда, погонял тельце. Пришлось отсиживать почти целый день, в таком состоянии "нестояния" спускаться в нижний лагерь точно самоубийство. Тут выясняется, что группа, планировавшая восхождение в тот день, уже ушла. Вернувшись частично в составе самого проводника-руководителя. Который налопался с вечера сала и под утро маялся рвотой и поносом. Пошёл в таком виде наверх, дополз до Ленца, облевав всю дорогу. И спустился вниз отлёживаться. Не делайте так☝

Группа вышеописаная вернулась к вечеру. За главного там стал альпин-лось под 2 метра парень, который накануне всех увещевал "да они на значок не заслужили, да они узлов не знают". Придя, выпил банку пива, и под неё с час нудел "Да это не Гора. Да там нет никаких технических сложностей. Просто тупо идёшь и идёшь. Ох, как я устал. Тупая гора. Да ещё там на вершине скушно, ничего нет. Просто для селфи. Да зачем я сюда поехал. Да обратно ещё труднее. По этому ,,,(пип) леднику. Да всё потаяло, да идти невозможно. " Пара новичков, что с ним шли, и явно планировали поплакать про свои неожиданные опыты, несколько приофигели и сидели грустно-молча. Не делайте так☝

На свой базовый лагерь я пошел уже часов после 5 вечера. Поисками "тропы" посередь валунов был занят некоротое время, потом на это дело плюнул, и потопал, как мне казалось удобнее. Сильно заплутав, в результате, опасаясь вылезти не у официально протоптанного подъёма по сыпухе, а где-то над "грибами", либо вообще в стороне ущелий, ориентируюсь на здравый смысл. Обычно люди прут по бубеням, не разбирая трудностей, насколько я уже здесь понял. Потому забираю немного влево, на самые высокие хребты и жёсткие сыпухи. Через пару перевалов, уже сильно взволновавшись, выбираюсь посреди фигуристых, смутно знакомых камней. Ура!. Я стою на гряде, соседствующей с горой "грибов", при том, уже ниже пирамиды. Сэкономил час себе, хорошо. Сбегаю по жутко-сыпухе на поле, тут недалеко уже и до грибов. Там палатки все сняли, кто на аклимуху стоял, народу - никого. Пустошь и безмолвие. На маленькой полянке после спуска с грибов заметил только одну палатку с двумя мужиками, подозрительно меня разглядывающих (и с подозрением, тоже). По общенародной тропе топаю к выходу на поле аэродрома, тут меня встречают лошадки стадом. Достаю-включаю фонарик, ибо уже темновато и можно ступить мимо тропки и замечательно поучиться летать. Тишина и безмолвие. Поперёк всего поля еще с пол-часа, по дороге встречаю пару групп, что стоят на восхождение. Мои вещички никто в заначке-скале не расковырял, хорошо. Распаковываюсь, ставлю палатку и байки. Помня ураганные "приветствия", натягиваю аварийку хорошо и укладываю ровными рядами камней. Однако, РАБОТУ сделал, и мне отдых-награда - ни ветерка-дождика и ласковое солнышко с утра. Даю себе полениться, не тороплюсь со сборами. К обеду спускаюсь уже на нижний альп-лагерь, ищу оказию в город. Но машин нет, кто-то едет, но мест нет. Иду в ближнюю кошару, купить самодельного хлеба и молока коровкиного. И там выясняется, что удачно-скоро придёт машина, к вечеру, и повезёт обратно в город 2-3 чел с экспедиции. Я к ним присоседиваюсь. Благо в МЧС предлагают машину за 5 тыср, но я один. А тут всего 1,5 тыс с носа (в Кисловодск).

В целом, без учёта снаряжения, вся экспедиция на почти месяц, вместе с билетами туда-обратно на поезд-самолёт, обошлась мне в тысяч 55 рублей. Что вполовину дешевле обычных ценников. При том билеты по 15-20 тыс р в каждый конец сюда включены. Сумму за снарягу, покупавшуюся специально на эту миссию, я считать не буду, дабы себя ещё больше не пугать. Хотя, бóльшая часть снаряги теперь мне сгодится в менее экстремальных вариантах использования, просто полазать в удовольствие по скалам-пещеркам уже в моих пинатах, в рамках местных выездных групповых походов.

ЗЫ
При мне гиды с 3800 обсуждали необходимость обучения людей элементарным навыкам пользования кошек. Что все падения как раз из-за нетренированности туристов, которые кошки в глаза первый раз видят за пол-часа до восхождения. С чем очень согласен. Мне повезло, не имел до того никакого навыка с кошками вообще. Но имею довольно большую практику хождения по всяким снегам вокруг-около Байкала, в сапогах с плоской подошвой (охотничьи из войлока, типа кирзух). И вот при первом же надевании кошек и первых нескольки шагах по леднику, вдруг мои огромные опасения (о моей реальной возможности хождения по леднику вообще) развеялись, ибо оказалось, что способ ходьбы очень схож, и я ужё всё умею. Походка для идеально гладкого льда без снега уже наработана, как и со снегом разного качества и толщины его на льду. Только "топать" надо посильнее, врубая зубья кошек в наст-лёд.

Совсем новичкам в снего-хождении может так не повезти. И тогда поедут они на носилках МЧС домой, хорошо, если в сознании и без повреждений внутренних органов.

Напишу сразу здесь ответы на обычно часто встречающиеся комментарии
- акклиматизация была 15 дней по приэльбрусью, по перевалам
- снаряги перебор, ибо шёл в неизвестность, что именно пригодится. Предполагался спуск в глубокую щель-пешеру на высоте, чего не пришлось делать, и хорошо. Как и миновала меня работа по трещинам ледника
- да, знаю, что самоубийство, написано в начале статьи
- нет, летать не умею, требуется физическое тело перемещать физическими банальными методами. В последующей статье упомянул, что имеющиеся энергетические возможности не использовал специально, по причинам особенностей эзотерической работы на всей горе. Так что на восхождении всё, как у людей простых
- обучение-посвящение имею, да, и не первый год людей лечу, что допускается только после достаточного обучения, медикам не снилось (с медиками здесь полемировать не буду, если очень кому хочется - в ЛС или ВК).
- нет, я не считаю альпинистов и других туристов ниже меня, хуже меня, отстой, фуу и прочая. Имею ЛИЧНОЕ мнение о проходимости, исходя из своего 35-летнего тур-опыта, общего возраста, и осознания бОльшего количества вероятностей, чем полагает обычный человек. Потому "просто" полезть на гору, а там сломать ногу и помереть без помощи за 200 км от связи и ветролёта я не имею огромного желания. И я не "фуу слабак", на пацанские понты не ведусь очень давно. Не умея задерживать дыхание, я не буду прыгать с гирей в прорубь "побью все рекорды фридайверов". Не потому, что фридайверы отстой, я так не считаю, но Я не способен не готов не умею не хочу. Просто. Потому куда все идут, но мне туда не надо - там меня и не будет :)

"болото под наклоном 40-50 градусов " это , наверно, про какой-то напиток местного разлива!

Лично я полагаю, что если он ходил "туда сюда" при аклиме, то это вполне мог быть перевал Северный Каракайский, там такое есть на склоне перевала к западу от слияния рек Исламчат и Шаукол. На склоне, а склон мягкий, травянистый и похож на губку, наступаешь на него как на губку - из него вода и пузыри, и именно на уклоне в 40-50 градусов вода сочится и держится в кочках. В Сибири, на равнине, такие болота называют кочковатыми, хотя сибирские болота очень другие, но некоторое сходство есть.

"Подниматься ради понтов на пустые по энергетике вершины не было ни смысла, ни времени" - экая все-таки человеческая натура, ну не хватило времени/сил на подъем, так и напиши. Нет, надо обозвать вершины "пустыми по энергетике", подниматься на которые нет смысла.

Шаманам виднее, у шамана три руки и крыло из-за плеча, от дыхания его разгорается свеча... Там через седловину и обратно тоже топать не хило, наверное почти как на восточную.

не понимаю зачем шаману витамины и вода, фотосинтеза не хватает ? судя по профилю человек рак дистанционно лечит ...что мешало ему туда просто взлететь силой мысли ? прочитал аж противно стало.

Посмотрите по ссылкам на мою страничку вконтакте, будет ясно, что написано, как есть

Я вообще не хожу в горы для отдохнуть или провести время или получить удовольствие. Пока на это нет времени. Здесь отчёт о заключительной стадии из 2-х недельного похода по эзотерическим местам Силы в приэльбрусье. Простите старому "пафосное" отношение к восхождениям ради восхождений, но пока моё мнение именно таково. Хотя-бы для себя лично. Просто лезть на гору для "испытать трудности" - пустая трата времени имхо. Залезть на всё ещё излучающее Силу место и там погреметь в бубен на все окружающие горы, порадовать дУхов, давно такого не слышавших - польза.

Как вы всех, для удовольствия ради вершины пафасное, для многих людей альпинизм это смысл жизни. А я вот куплю бубен постучу и тоже шаман?

При всем уважении к автору, - но, а что тогда на Калицкого не пошёл, в долину монстров, там Калинов мост рядом, к колодцу в бездну заглянуть или на место разбитого и уничтоженного столпа, там эзотерики вообще в избытке..., а уж в колодце не найти то, что ищешь? Или не знал о том, что там есть? Просто случайно судьба забросила? Может перед тем как к Дедушке Эльбрусу приближаться стоило немного почитать о нём и его окрестностях, что б было знать, что почитАть - в смысле преклоняться!

С Горой!
"На себе был "облегченный" баул со скалолазной снарягой на 20 примерно кг" это зачем?
"Сам-то я без горелки шёл, и так весу много." это не айс, ночевать без горелки.

Дык, Горы ж не было!
Ко мне в группу как-то один кабардинец прилепился, я его не гнал, но предупредил, что рассчитывал снарягу и газ только на своих. ОН согласился. Снаряжения, по меркам Эльбруса, ни какого. На вопрос "какого идола ему нужно на вершине" ответил, что он горец, а каждый горец... Мы его поняли! Подул ветер, решили переждать в пилотке из целофана. Сели на рюкзаки (там были у всех моих еще и спальники на всякий случай) и начали варить какао - кабардинец ( я знаю его имя, но специально не называю ибо читал Лосева - его работу ИМЯ и представляю, что это такое для эзотериков), он стоит на ветру рядом (но его реально некуда было посадить иначе сами будем на ветру), дали ему чашку какао из-под вуали, он был в восторге. Он прошел с нами седловину, дошел до вида "ложной вершины" остановился и сказал, что дальше он не пойдет ибо все уже видел. Мы пытались ему объяснить, что то, что он видит - это не вершина. Чтоб только увидеть вершину нужно выйти вверх на плато еще 30-40 метров вверх, но убедить не смогли. Он остался нас ждать на изломе к седловине и мы его благополучно потом спустили до Приюта 11. К чести сказать он держался огурчиком! Но, стал ли он после этого горцем больше или меньше - пусть отвечают горцы! В нашем понятии - он на вершине не был и даже её не видел, но как человек он от этого хуже не стал. Он сделал то, что мог и не стоит его за это корить, равно как и автора поста, но стоит ли поздравлять с Горой? Давайте его поздравим с Седловиной, с перевалом! Это тоже хороший и очень хороший результат!
С Перевалом, Дружище!
А на перевале приют RedBull-а еще стоит? Как там обстановка? В какое время там был?

Проклятое пиво... конечно же RedFox!

С горой!
Однако сколько ж мазохизма в народе. Лезть в гору без акклиматизации выше 4000, без воды, сплошная мазафака. а если кунг был занят. ночевал бы где? И непонятно, че в рюкзаке на 20 кило было? ни воды, ни горелки, снаряга вроде на себе, спальник столько не весит.

Благодарю.

Помимо альп-снаряги, коей было много разных вариантов, ибо шёл в неизвестность, что и как сгодится-пригодится. Примерно половину протаскал туда-сюда ни разу не попользовав. Также были некие шаманские штуки для энергетической работы. Палатка 0.9 кг спальник 1.0 кг коврик феррино толстый, моё спасение, не знаю сколь, блестяшка-накрывашка 0,2 кг примерно.

Да может оно и ничего, потому что все хорошо закончилось. Но, как я понял, большого опыта восхождений у человека нет, и сразу же попытка соло, да ещё и на такую серьёзную гору... А случись что, и сам бы ненароком пострадал, и другим незнакомым людям мог все планы перекроить, которым возможно пришлось участвовать в спасах. Необдуманно и неоправданно рискованно. А так, конечно, с Горой! Все равно какой никакой, а опыт!

Вся экспедиция была в один конец, я оставил документы и попрощался с семьёй. Но были ограничения по срокам раз, никто, кроме меня, два. Риск огромный, который я всеми доступными способами старался уменьшить с 99%, и вроде получилось.
Никогда так не делайте ;)

Риск и правда велик, вам бы покаяться перед таким делом.

Коль в один конец... то это точно - не альпинизм. Альпинизм начинается с закрывания двери дома, а заканчивается её открыванием, постановкой ледоруба в уголок и снятием рюкзака!
Тебе бы, с твоими мыслями и может намерениями, твоя гора Нарайяме - ты не туда забрел!
Дак Нарайяме и ближе к Байкалу, зря деньгу на переезд тратил!

1,5л воды на 2 дня?!!! Это как так вообще можно? Мне полторашки в горах хватает максимум на полдня

Не совсем, хорошо напился перех подъёмом, 1,5 л воды было только на дорогу до Ленцев, поскольку была не 100% вероятность продолжения. Из них 0.5 оставил на завтра, что и выпилось в первые пару часов восхождения на 2-й день. Чуток снег пожевывал по дороге потом
Был сильно ограничен объёмом 20л баула и забитой туда основной снарягой, вешать бутыль с водой поверх в минус температуры посчитал бесполезным, ибо растапливать лёд потом в бутылке мне было нечем и не было на то времени
При "обычном" восхождении конечно брал-бы литра 3, не меньше. И(или) горелку, топить снег чтоб, когда много времени бы было

А что ж было то в бауле??? Назови поименно по весу в порядке убывания ПЛЗ...

"Однако, РАБОТУ сделал," - вот об этом бы поподробнее...
А так, с Горой-то, седловина с севера - дело хорошее.

А есть ли у вас сертификат ? Одобренный допущены? А то нашаманили на всю Россию , а чего нашаманили пойди пойми )))))

Шиндец, уже и с севера лезут все кому ни лень. Скоро наверно там будет как на юге. Не понятно что за пропуск и допуск оформлял автор. Никогда на севере никто пропуски не спрашивал, не считая КТО.

А вы думаете там безлюдно сейчас? В августе там такие толпы бродят, причем не альпинистов

А кто там ходить?

на удивление внятный текст.
чел на первой своей высокой горе умудрился смотреть по сторонам, воспринимать анализировать и откладывать инф, а не просто тупо подыхать не сводя глаз с рюкзака или ботинок впередиидущего.
сибирь, мать её))

у меня только 1 вопрос (не могу сдержаться) - а что в этом всём такого "самоубийственного", причём аж на 90%?

Это в "Крокодил" бы взяли, наверное, да еще гонорар бы выписали :-)

Соглашусь с высказыванием про "на удивление внятный текст". Интересно написано, гораздо лучше большинства историй про хождение на Эльбрус

Непонятно, на каком языке это написано.
Хоть похоже на русский, только все же не русский.

Весьма оригинальное и необычное описание пребывания на склоне Эльбруса! Без всякой усмешки - спасибо, читать было интересно.

В наблюдательности и умении владеть собой, а также в некотором самоограничении от общепринятого в подобного рода мероприятиях автору не откажешь. Следует отдать должное и сопутствующему всему пути элементу везения без каких-либо ссылок на эзотерику. Сибирская закалка - не хухры-мухры, со многими сибиряками был хорошо знаком, ибо сам родом оттуда и чуть больше 20 лет прожил там. Есть некоторая, неуловимая порой, особенность у них в характерах. Как эту особенность назвать - сказать не могу но, тем не менее, она есть и, возможно, была одной из составляющих элемента везения.

Привлек внимание трезвый вывод-самооценка в ответе на коммент dimeroff - "Риск огромный, который я всеми доступными способами старался уменьшить с 99%, и вроде получилось. Никогда так не делайте ;)". Ещё неизвестно, чем бы закончилась попытка подняться с седловины до "пустыми по энергетике" (?!), но не так уж и просто достигаемых вершин.

Надеюсь, что этот пост будет не первым и последним от Андрея - волхва Байкала.

Благодарю :)

Тоже надеюсь, но не 100% уверен :)))) ибо последние годы хожу по неходимым бубеням, даже мишки из кустов не выходят знакомиться. Не знаю, насколько в тематику именно риск.ру, но статей есть у меня, можете смотреть-читать вконтакте по указанным выше ссылкам и там дальше по циклам. Чисто походно-туристическая РИСКованность у меня случается редко, обычно сложность прохождения-выживания связана с эзотерикой, в местах, куда ни животные, ни птички не суются. Но погоды на Байкале бывают суровые, так что вероятность тур интересностей впереди виднеется :)

Точно Bull?)

Проклятое пиво, совсем мозги затуманило... конечно Fox!!!