Изгнание из Рая

Пишет mtom, 04.09.2017 09:51

Не люблю ставить палатку под деревьями. Не люблю, и всё! Не спрашивайте - "почему", не говорите, что выбор зависит от многих условий... Если появится хоть какая-то возможность, моя палатка будет стоять на открытом месте. И однажды это моё чудачество сыграло неожиданную роль. Хотя, речь вовсе не об этом...

… Категорически не хотелось идти на Караугом! Ну не сложились у нас отношения в группе, и первые четыре горы с одной холодной ночёвкой это показали в полной мере. От одной мысли о совместной работе на маршруте меня разбирала жуткая тоска. И постоянное ощущение, что оттуда, с плато, я уж точно не вернусь... Я не суеверен, но неприятный осадок куда денешь? А выхода нет. Единственный человек в группе, у которого полностью закрыты руководства до 4-Б - это я. Да уж, свобода есть осознание необходимости её отсутствия...
Если бы не настроение, подход от Дзинаги до языка Караугомского ледника показался бы приятным - лес на склоне, через него, траверсом, идёт тропа с небольшим набором высоты, бурная, белая от пены вода Караугом-дона внизу, прекрасная летняя погода... Но, на меня все эти красоты только нагоняли мрачные мысли. Благо хоть запланированная ночёвка ожидалась где-то неподалёку - на какой-то поляне с издевательским названием "Райская". Какой может быть "рай" на леднике я представлял себе достаточно отчётливо, а вот другой, более конкретной информации об этом месте у меня не было. Тут надо учесть, что всё это безобразие происходило в "до-интернетные времена". Поговорить с кем-нибудь из знатоков местности я не успел. Справочник же Наумова "Караугом, Дигория, Цей" поставлял информацию точную, а не пространно-лирическую, и на пустяках внимания не сосредотачивал…
Вот с такими мыслями я дошёл до берёзовой рощицы на границе хвойного леса и песчанных наносов в языке ледника. Потрясающая картина, открывшаяся передо мной, не могла не впечатлить - Караугомский ледопад оттуда казался мощной рекой, срывающейся с Караугомского плато огромным водопадом в ущелье, и сбегающей между высоченными моренными берегами почти к ногам. Это зрелище несколько улучшило моё настроение, хотя, для истинных романтиков, не могу не отметить, что в значительной степени этот положительный фактор был вызван более прозаическим ощущением приближающегося бивака с ужином. Да видел я эти горы... Лучше бы "в телевизоре", как поётся в одной, известной каждому альпинисту, песенке...
Мы прошли ещё немного вверх по леднику, и тут увидели, что вправо, на орографически левую морену, обрывающуюся в сторону ледника вертикальной стеной "отрицательной сыпухи", ведёт узкий, достаточно пологий "язык" осыпи, частично поросший чахлыми берёзками, и, скорее всего, держашийся только благодаря их корням. Берёзки хоть как-то оживляли суровый вид негостеприимной высокогорной природы. По этому "языку" мы и поднялись на гребень морены, где (по описанию) проходила тропа к подножию верхнего ледопада. И, как нам говорили, где-то здесь находилась пресловутая Райская поляна.
Я шёл не первым, и поэтому не сразу понял, почему те, которые уже вышли наверх, остановились. Проворчав, что худшее место для перекура можно найти только по спец. заказу, я сделал последний шаг...
... Да, именно так! На какое-то время я потерял способность двигаться. Это было, как в фильме "Земля Санникова" - среди льда и камней переваливаешь через естественный бруствер, и, вдруг, у тебя под ногами открывается новый мир! Мир, в котором, кажется, даже воздух другой!
… Перед нами был небольшой "карман", зажатый между невысоким, достаточно пологим (в направлении поляны) моренным склоном и вертикальными скальными сбросами. Через хвойный лес, занимающий почти всю площадь "кармана", протекал ручей, неширокий, не более полутора метров, по-видимому не глубокий, но с водой такой чистоты, что её, практически не было заметно... Ручей вытекал из озерка, образованного высоким водопадом, обрывающимся с одной из скальных стен.
Это было чудо! Это был Рай... Нет смысла описывать то,как это выглядело. Вы это либо видели когда-нибудь, либо - нет...
Конечно, мы тоже всё видели, но "мерзкая плоть" требовала своего, и, оставив созерцание красот поэтам, занялись установкой палаток и ужином. Вот тут-то и сработал мой "рефлекс". Я поставил палатку на единственной проплешине. Не под деревьями! Эта проплешина образовалась в центре поляны на небольшом возвышении, очевидно - вследствие того, что здесь каменное ложе лишь слегка прикрывалось тонким слоем грунта. Именно это место меня больше всего устраивало. Моё отделение было вынуждено присоединиться, хоть и не без ворчания, ко мне. Остальные же группы предпочли ставить палатки на более живописных участках под лапами высоких сосен.
День выдался не столько тяжелым физически, сколько нервным и хлопотным. Поэтому мы, перекусив, сразу же завалились спать, тем более, что на закрытой поляне очень быстро стемнело.
... Я проснулся от мощного удара грома и, почти тут же начавшегося барабанного стука крупных капель дождя, через несколько секунд переросшего в непрерывный грохот ливня, бьющего по полиэтилену тента. Мысленно похвалив себя за предусмотрительность (всё-таки погода казалась вполне нормальной, и о тенте ещё пол-часа назад никто, кроме меня, и не задумывался), я собрался вновь впасть в нирвану. Но, счастье длилось недолго.
... Через несколько минут, с разных сторон раздались крики, ругань и звуки неупорядочной возни. И кто-то уже ломился в нашу палатку. Это были "бойцы" из дружественного отделения. Именно они убеждали меня расположиться в "более удобном месте". Но то, что казалось живописным, ветрозащищённым и, в конце концов, более мягким, на деле оказалось низинкой, через которую и пошёл, мгновенно переполнившийся дождевой водой, ручей! В результате, уровень холодной воды в их палатках в течение секунды поднялся с нуля до "исторического максимума". То есть - под конёк...
Мы принялись размещать "утопленников" и "спасать" их вещи, но вещам это уже помочь не могло. Всё вымокло до состояния максимального впитывания влаги...
К утру дождь ослаб, превратившись в нудную морось. Принялись подсчитывать ущерб. Картинка получилась неутешительная. Примерно половина групп оказалась вымокшей до-нитки. Все их сыпучие продукты превратились в несваренную кашу. Идти на плато, на 3800, где ещё дней десять нужно будет просуществовать и ходить маршруты 4-5 категории на серьёзные 4-х тысячники без возможности хоть как-то высушить одежду, и только с небольшим количеством консервов - было безумием. Пострадавшие группы были вынуждены уйти обратно в Дзинагу, а оттуда - на базу. Мы же отправились вверх. Дождь не прекращался. Да, Рай нас не принял.
... Мы поддерживали радио-связь со спускающимися. И, как оказалось, не напрасно. Не прошло и часа, как было получено сообщение, что на спуске одна из групп попала под селевой поток, и кто-то получил серьёзную травму. Мы решили тоже спускаться, чтоб обеспечить транспортировку пострадавшего, но тут пришло сообщение, что в этом нужды нет, пострадавший спускается самостоятельно, и они уже недалеко от селения...
Через неделю, вернувшись на базу мы узнали, что произошло. Спускающаяся группа опытных ребят в лесу встретила двух туристов, с разрывом в несколько минут идущих в сторону ледника. Они сказали, что с ними идёт ещё девушка, которая приотстала. Но, они её будут ждать на выходе из леса. После получаса спуска ребята услышали грохот селя, пересекающего ниже их тропу. Они решили переждать - место выглядело безопасным. Их прикрывал скальный выступ. Затем они увидели ниже по тропе селевой поток, проломивший лес и спадающий с большой скоростью к реке, пересекая тропу. И тут им показалось (было достаточно далеко, и шёл дождь), что этот поток увлек за собой человека. Кто это, да и был ли там кто-то, или это была коряга, они разобрать не могли, но сбежали к реке, и начали искать. В это время со склона непрерывно шли грязь и камни. Выше тропы их скорость как-то ограничивалась столкновениями со стволами деревьев. А вот ниже, ближе к речке, они вновь набирали скорость. Конечно, никто бы в такое место и не подумал лезть, но была большая вероятность того, что падение человека им не привиделось. Они безуспешно обыскивали селевый вынос, когда один из камней, плоский, с характерным звуком вращающийся, как циркулярная пила, ударил Руслана (так звали одного из ребят). Удар шёл в голову, но он успел подставить руку. Камень рассёк ладонь до кости, сломав её. Дальше группа уже занималась сопровождением Руслана... Мы до сих пор не знаем, был ли там кто-то ещё. Во всяком случае дальше, на спуске к Дзинаге они никого не встретили. Удалось узнать только то, что какую-то девушку из самодеятельных туристов приблизительно в это же время там потеряли. Так сказали в Контрольно-спасательной службе. Но, найти её не удалось. Да и что можно найти под селем...
Вот так уходили из "Рая" вниз... Мы же, ушедшие вверх, после нескольких гор и одних тяжёлых спас. работ, через неделю вновь пришли на Райскую поляну. Здесь так же светило солнце и прозрачная вода ручья сверкала в лучах дневного солнца. Но у нас уже не было сил восторгаться этим. Единственное чего хотелось - побыстрей вернуться на базу. Так-что, после десяти-минутного отдыха, мы ушли оттуда... Навсегда...
В августе 1989 года, всего через две недели после нашего ухода, из-за подвижек Караугомского ледника и подпруживания реки Фастаг-дон, почти вся площадка Райской поляны обрушилась…
Может быть где-то ещё есть Рай на Земле, но уж точно - не там. Да и двух одинаковых чудес не бывает. Иначе - это не чудо...

Здорово! Мне как свидетелю и участнику всех этих событий прочитать этот эмоциональный рассказ было особенно интересно. Как раз мне и ещё одному инструктору из нашей альпиниады точно виделся силуэт падающего человека. Не броситься на поиски мы не могли. Поэтому бросились. Хоть и сами попали под летевшие камни. Правда сопровождать вниз пришлось пострадавшего уже из нашей группы. Но травма оказалась не такая сильная и через три-четыре дня пострадавший вернулся к нам. Но сила и мощь грязе-водного потока навсегда запечатлились в памяти. Я с содроганием смотрю кадры нынешней катастрофы на Баксане. Рёв и грохот стихии прямо стоит в ушах. И ты стоишь рядом в виде беспомощной песчинки...

Да, в связи с этой трагедией и вспомнил Райскую поляну. Спасибо за дополнение.

Очень живописно написано! Фотографий этой райской долины не сохранилось? И мораль про деревья немного недопонял. Если бы единственной свободное от деревьев место было в самой низине поляны, там бы и была поставлена палатка?

О деревьях - это не мораль. Просто, моя нелюбовь стоять под деревьями случайно помогла "не вмокнуть" :-). А вот фотографий не делал - шёл без фотоаппарата. Но, в интернете найти можно...

У нас была, похожая история на Райской поляне: сначала пол дня зарницы, а потом как ливануло. Через палатку ручеек потек. Дня 2 мы еще постояли на поляне, лило без остановки. Потом снялись и ушли под дождем. Коврики тогда еще были из параллона, одетого в пакеты, палатка- самошив с тентом.

В тему - Опасность привлекательных мест (надеюсь автор не против).
98-й год, Эльбрус с востока. На Ачкерьякол вышли во второй половине дня. Естественно первым делом установка палатки. Мест огороженных камнями достаточно, но ведь хочется "лучшего вместо хорошего". Тут замечаю отличное место. Естественные каменные валуны 1...1,5 м. высотой с трёх сторон и между ними ровная песчаная площадка, где то 3 на 3. (Честно говоря, какое то подсознательное сомнение было, но ведь всё отлично ! ). Поставили палатку, расположились, готовим ужин. Солнце к закату. И тут вдруг (именно вдруг) из по валунов начали появляться ручейки - один, два, пять , десять. И причём с такой скоростью и растущей насыщенностью, что не было даже времени что то вытаскивать из палатки. Просто вырвали колышки и всё в охапку. Ноги чуть подмочили. Уже потом, задним числом, начал соображать, что скорее всего, земля (камни-песок-пепел), с заходом солнца, начала активно отдавать тепло и всё что наверху могло таять так же активно "побежало" вниз. На новом месте было поветреней, но зато сухо :-) .

Спасибо! "Автор" не против. Только - за!.. Хотя, подлинный АВТОР тут - природа. И она требует от нас понимания, а не "беглого просмотра". Хоть и трудно об этом помнить всегда и везде...

Мне сразу же вспоминается Райская поляна 70-х годов: она была огромная, с массой грибов и ягод, тем самым чистейшим ручьем. И мы всегда строили маршруты так, чтобы спустившись с Караугомского плато, провести там дневку. Или же по дороге на плато. А один раз, году в 1976, дневали там аж два дня - так не хотелось уходить из этого пансионата ЦК КПСС. Фотки постараюсь найти.

Спасибо за рассказ! +10. В 1983 году шли этим маршрутом на плато Караугома через Купол Волагота. Приятно вспомнить...

Спасибо. Мы шли тем же путем.

Спасибо за интересный рассказ. Вспомнил похожий случай в 1996 г. в Домбае. Это у нас, школьников, был первый серьезный двухнедельный поход, по результатам которого мы получили значки «Альпинист СССР». Остановившись на ночевку под пик Кап, со стороны АЛ Алибек, поставили палатку под деревцами на ровненьком пятачке, размером примерно 4х4 метра. Милое место, ровная площадка среди камней и деревьев, палатка укрыта от солнца небольшими деревцами. Красота! Но! Ночью пошел дождь, и, видимо это оказалось одной из самых низких мест в окрестностях, и там естественно стала собираться вода. Палатка стояла немного под уклоном, от выхода к тыльной стороне (у выхода спал руководитель) и первыми зашевелились кто спал с тыльной стороны. Громко не бухтели, чтоб не разбудить руководителя, да и клеенка под дном палатки + коврики создавали некую «плавучесть», что создавало дополнительный интерес – потыкать пальцам в некое подобие «водного матраса», в котором, правда, вода была не только внутри, но и сверху. Потом, когда вода уже стала подступать и к руководителю, да и четверо «бойцов» уже стали довольно громко бубнить сидя на «кочках» из мокрых спальников и одеял. Руководитель проснулся, поругал нас за то, что не разбудили раньше. Мы перетянули палатку рядом на возвышенность, и залезли спать дальше. А утром опять было солнечно, и мы весь день сушились, т.к. подъем на вершину был перерезан довольно бурным ручьем, который до этого был весьма скромен и тих. А в озерце-луже, что образовалось на месте палатки, мы успешно мыли посуду.
Фото нашей сушки (отсканировано с фото с довольно низким разрешением):

фундаментальный принцип жизни в горах- всегда думай, что может произойти- упасть, подняться, обвалиться, потечь, обрушится и тд и тп

Украина не Росия как утверждал Леонид Данилович а горы- не равнина.
там всегда может что то случиться.
"Здесь ты всегда в протекающей

б...лин:))
не работает кнопка редактировать.

лодке!"
В горах надо постоянно оценивать любую самую благодушную ситуацию как потенциально опасную.

Я попадал под камнепад в романтическом закатном лесу, видел как на простейшем некатегорийном перевале прилетевший с Малого Домбая "холодильник", едва не убил загоравшую тетку,
видел медведя выпрыгнувшего из кустов в трех метрах от места, где мы отдыхали.

В горах всегда должны быть "ушки на макушке":)

Райская поляна стала намного меньше, но там по-прежнему грибы и ягоды. А вот за водой приходится спускаться вниз к ручью\речке
Правда, крайний раз была там в 2009...

а похожая история, но без деревьев была у нас в горной 5ке, с "обратной" стороны Белалакаи. Не удалось мне убедить рук-ля, что растительность под палаткой луговая, за водой метров 200 ходили. А к ночи она "дотекла")))