Выходные в Европе. Монблан.
Монблан - высшая точка Европы, 4810 метров, Альпы. Это если не считать Европой наш Кавказ.
8 августа 1786 года впервые на гору зашли два человека: Жак Бальма и доктор Мишель Паккард. Теперь мой вид спорта называется альпинизмом. Почему эту дату невозможно забыть?
Да потому, что в этот день все крупные магазины туристического и альпинисткого снаряжения устраивают распродажи :-)
Гора технически не сложная. Маршрутов на вершину несколько:
Самый простой и попсовый - маршурут через 2 приюта: Тэтарус и Готэ:
Но, как с любой высокой горой, многое зависит от погоды.
Гора культовая, с ней связано много историй и восходителей. Находится ровно на границе Италии и Франции. С Италии подняться на вершину для большинства трудновато. А с Франции идут тысячами. Соответственно, нужно ехать в курортный городок Шамони.
Вылетаю в ближайший аэропорт швейцарской Женевы. Прямой рейс Аэрофлота туда-обратно обошёлся в 17000 рублей. Покупаю симку и билет на маршрутку до Шамони за 24 евро на стойке прямо в центре здания аэропорта. Собирается несколько человек и стартуем.
Приезжаем в Шамони:
Живо напомнило Красную Поляну.
Иду в сторону подъемника:
Знакомлюсь с двумя соотечественниками:
Их восхождение закончилось ничем из-за плохой погоды, но они совершенно не унывают. Сейчас сгоняют на подъемнике наверх, пофотаются и жизнь удалась!
В целях экономии денег можно было сразу стартовать на гору, но я хочу посмотреть Шамони. Для этого заранее забукал самый дешёвый хостел за 22 евро. Иду через город:
Много магазинчиков с одеждой и снарягой:
Газом для горелки торгуют только в фирменном магазине Кечуа:
Шамони состоит сплошь из отелей и апартаментов:
А вот и главные герои-восходители, если я правильно понимаю:
В Непале в районе Аннапурны селился в лоджу "Монблан". Взаимное уважение:
Имеется аквапарк:
Покатушки:
В городе запарковано много автодомов:
Сам мечтаю о таком, хотя и не люблю далекие переезды по дорогам. Утомляет.
А вот и мой хостел:
Обустараиваюсь:
Есть повод попробовать купленное в Москве космическое питание:
Вкус нормальный. Правда, не знаю как бы оно пошло на высоте. Главный минус - большое количество отходов, которые потом тащить на себе: пакетик, тюбик, пластик, бумажка. То ли дело доширак...
Иду гулять обратно в центр Шамони через "деревеньку":
Старый вокзал:
Любопытствую по ценам на недвижимость. Ценники впечатляют:
Короче говоря, средняя квартира-студия обойдётся в полмиллиона евро! Это, наверное, дороже, чем на Красной Поляне :-)
Нашел единственный не богатый ассортиментом супермаркет:
Население, очевидно, больше по кафешкам ходит. Ценники для нашего униженного рубля конские. Самое дешевое блюдо - шаурма в турецкой забегаловке за 6,5 евро (около 450 рублей). А так от 10 евро салатики.
Рейсовый электробус:
Культура во всём:
Сначала задавался вопросом, что тут делать? Потом стало понятно: бегать по дорожкам, ходить в горы, кататься в горы на фуникулерах, прыгать с парашютом, сплавляться, скалолазить (прямо в черте города), кататься на квадриках и великах:
Утром топаю на автостанцию:
На автобусе еду до остановки Белевью:
Поднимаюсь наверх на подъемнике:
Схема как тут всё устроено:
Рядом железнодорожная станция:
Покупаю билет. Итого подъемник + поезд обошёлся 41 евро туда-обратно. Можно пройтись пешком час-полтора (минус 17 евро), но поездка - это тоже достопримечательность. Какой-то старый механизм движения у него. Как в часах:
Едем вверх:
Судя про прочитанным мною отчётам, фотаться на этом поезде нужно так :-)
Прибыли на конечную:
Здесь начинается подъем к приюту Тэтарус:
Удивили совершенно непуганые антилопки:
А вот уже виден приют Готэ:
По камням и тропе всё выше и выше:
Уже виден Тетарус:
а рядом с ним палаточный лагерь:
Ставлюсь:
Здесь проведу две ночёвки для акклиматизации. Хотя после Белухи прошло меньше 2-х недель.
Неподалёку аварийное укрытие:
За два дня несколько раз его пытались использовать не по назначению - просто переночевать в нём, чтобы не ставить палатку.
Рядом стоят корейцы, поляки, украинцы, французы и еще бох знает кто:
Общаюсь с украинцами. Для них реально дешевле приехать на Монблан, чем на Эльбрус и, тем более, Белуху. Забукать приют Готэ им не удалось, поэтому будут стартовать в хорошую погоду прямо отсюда, с 3200 метров над уровнем моря.
У меня ситуация другая. Ещё в июне нацелился на эту горку. Дело в том, что власти запрещают установку палаток выше 3200. А значит, нужно селиться за деньги в приюте Готэ на 4270 или еще дальше и выше (и бесплатно, как оказалось позже) в приюте Валот на 4362.
Самый удобный вариант - стартовать из Готэ. Но проблема в том, что уже в начале сезона все места выкуплены на официальном сайте приюта. Видимо, коммерческими группами. Одно место стоит 60 евро в сутки.
Тем не менее, я периодически заходил на сайт и поглядывал, не освободились ли места. А места действительно освобождались, возможно, из-за неукомплектованности коммерческих групп. Тут же кинулся и забукал на 5 августа. Билеты туда взял на 2-е, обратно на 8-е.
К своему удивлению, наполовину понимаю поляков, а они мой русский полностью :-)
Осматриваю как достопримечательность местный толчок:
В голову лезет соответствующая достопримечательность Приюта 11 на Эльбрусе:
Вся долина Шамони как на ладони:
На подъеме к приюту Готэ разлетались спасатели:
Сам подъем - это скалистая стенка. Слева и справа от него кулуары. Спасатели сделали несколько рейсов и сняли несколько человек с левого кулуара. Всех садили рядом с нами:
Но вот последнего транспортировали держа за пояс, словно сломанную куклу:
Хлопцы говорили, что были попытки откачать несчастного, но это, скорее всего был лишь действие по регламенту. Обязательная формальность. Потом сказали, что это группа корейцев решила спустится вниз не по стенке, а по кулуару, где часты камнепады. Странно! Во всех отчетах люди пишут об этом опасном участке.
Полтора дня провалял дурака на этой высоте и теперь пора подниматься в приют Готэ:
Место пересечения кулуара:
Далее только скальный маршрут, местами провешены металлические тросы:
Часа через 2,5 выползаю наверх:
Чтобы идти дальше, нужны кошки:
Вот он космический приют:
Правда, и у нас нечто подобное было а Эльбрусе, пока не сгорело:
Обязательно переобуваться в тапки:
Этажом выше кафе:
Ценники не шуточные:
Ну а что ты хотел, комментируют русскоязычные постояльцы. Всё доставляют вертолетами. Поэтому даже бутылка воды стоит 7 евро.
Еще этажом выше спальные комнаты:
К моему удивлению, к вечеру заполненность комнаты была не выше 30%. Хотя на сайте всё забукано, мест нет. Это значит, что люди заплатили деньги за место, но не пришли. А раз пустых мест полно, то можно свободно приходить и вам продадут койко-место, даже если на сайте вы пролетите.
К вечеру разболелась голова, а нужно спать. Глотаю пару таблеток и засыпаю. В два ночи выползаю на улицу. Ветренно, но звездно. Как быть? Никто никуда не идет. Ну ладно, пока позавтракаю. Ещё раз спускаюсь вниз после трех. Тусуются два парня из Венгрии. Они тоже не понимают, почему народ отсиживается.
- Хочешь к нам присоединиться на восхождение?- спрашивают меня.
- Конечно.
Выходим в темноте:
Верёвки у ребят нет. Да и одеты они по-походному. Ну, что имеем, то имеем.
Чуть поднявшись выше, попали под сильный ветер. Он пронизывал, а градинки больно били по всему телу. Защищенной оказалась только голова под каской. Жесть! Вот поэтому все и отсиживаются в приюте.
И всё же, пусть медленно, но мы идем. Впереди идет худенький, но быстрый Мартон, а за ним толстый и мощный Арон.
Особо фотать не было возможности, да и нечего: тьма и ветер.
Через час или больше мы дошли до приюта Валот:
Помыкались немного в поисках входа:
Внутри стены покрыты металлом. На полу какое-то мягкое покрытие (в кошках удобно ходить) и всюду разбросаны куски фольги, видимо, от спас. одеял:
В углу обнаружился человечек, укутанный в спальник и фольгу. Он не особо желает с нами общаться. Ну и ладно. Чуток посидели. Чувствую, что просто замерзаю, сидя на одном месте, и кутаюсь в фольгу. Минут через 20 пошли дальше уже вместе с рассветом:
Отдыхаем:
Перед последним подъёмом провешена верёвочка:
Около восьми утра мы оказались на вершине Монблана:
Обрадовало отсутствие крестов, памятных знаков и прочего мусора, которого в избытке на отечественных вершинах. Тут совершенно чистенько.
К нашему удивлению, в нескольких сотнях метров чуть пониже тусовались ребята с палаткой со стороны Италии:
А может, они прошли маршрут "Три Монблана". Кто знает?
Мы созвонились с близкими, передали привет с вершины, поглядели свысока на Италию и окрестности:
и потопали обратно.
Встретили того самого неразговорчивого человечка из приюта Вало. Он не очень далеко отошел от места своей ночёвки. Оглядел его: одёжка слабая, на ногах...кроссовки на тоненький носок!
У него проблема - кошки постоянно спадают с кроссовок. Ребята поговорили с ним и мы пошли дальше.
Встретился еще один парень, сольник, довольно сильный на вид. Он вышел позже нас из приюта Готэ на 2 часа, т.е. в 6.00.
Зашли в приют отдохнуть:
Выйдя из приюта попали в "молоко". Сначала шли по направлению, а потом мне пришлось достать навигатор. Кое-как выползли. А вот и Готэ внизу виден:
Тут нас догнал тот самый крепыш, сольник. Тоже попал в "молоко" и повернул обратно. На спуске он снял кошки и поехал вниз на заднице, выруливая ледорубом.
Последний раз такое видел в Таганае, но там тепличные условия:
Крут! В кафе приюта знакомимся. Зовут Дэн, по каким-то делам постоянно дрейфует между Штатами и Францией. Был на Мак-Кинли на Аляске. Говорит, восхождение заняло 2 недели.
Тепло прощаемся с венграми. Арон мне:
- А здорово ты проводишь выходные в Европе! Так и нужно!
Действительно. Сегодня 6 августа, воскресенье. Выходные удались на славу!
Бодро спускаюсь вниз. Вижу своими глазами камнепад на кулуаре. Неожиданно мощный поток камней, двигающийся с большой скоростью. Отовсюду крики "Стоун!".
Бегу до поезда, потом подъёмник к станции Белевью. Оттуда бесплатно на автобусе до автостанции Шамони. Водитель почему-то не захотел брать с меня плату 3 евро.
Ну а дальше культурная программа Женева-Берн:
1) Газ в Шаме продают далеко не только в магазине Кечуа, но и во всех магазинах на центральной улице, там же и прокаты снаряжения.
2) Памятник это Соссюру и Бальма
3) Супермаркетов в Шамони не один, и даже не два, довольно больших и с богатым ассортиментом примерно всего.
4) Полтора дня сидеть на Тете Рус плохая идея для акклиматизации.
5) Без веревки там, если резко поменяется погода (что на Монблане часто) можно очень конкретно встрять. А так же без ряда дополнительных навыков.
6) Приют Валло - спасательный. Ночевать планово там незаконно, и, самое главное, не этично. А уж советовать на него рассчитывать как на хижину - тем более.
7) Очки на Монблане крайне стоит носить, а вот обвязка без веревки - лишний груз. =) Хотя, вру, не лишний - на спасах удобно с клиентом работать, когда он в обвязке. =)
Удачных восхождений. Судя по текстам, удача в вашем деле - важная составляющая. =)
6) Мне рассказывали, что в Вало ночевали человек до 20-ти за раз. Именно ночевали. Видимо, никто не присматривает за целевым использованием приюта.
7) хожу с ледорубом, пристрахованном к обвязке. Безопаснее с палками и без обвязки?
7 если без веревки, то безопаснее с ледорубом без обвязки. Погуглите тему опасности пристрахованного ледоруба.
И этот человек ещё спорит с "ПЛ"(с)
И наступит ПЛам писец :-)
6) Да, бывает, но этичным от этого не становится. Иногда там появляются жандармы и штрафуют. А вообще этим болеют чаще всего поляки, наши с вами соотечественники, и изредка чехи. Остальные сильно реже. В такие моменты я очень радуюсь, что по акценту во мне русского давно никто не определяет, а то стыдно очень.
7) Лучше с обвязкой, веревкой и ледорубом. Если без веревки, обвязка непонятно зачем. Пристегивать ледоруб самостраховкой нужно при организации самостраховки на ледорубе, а при движении по пологому и положении готовности к самозадержанию лучше его не пристегивать, ибо травматично.
Поезд на зубчатой тяге для гор называется кремальера. В Испании такой же на Монсеррат ходит. Изобретен давно, уже лет двести как, но до сих пор актуален.
Странно, но не заметил у вас ни очков или ни г/л маски.
Маска со светлым фильтром (хорош в непогоду), как правило спасает, от неприятной снежной крупы и ветра.
Очки всегда при мне. Без очков или маски там не выходить. На фото на вершине они в левой руке, погода была немного пасмурная, но безветренная.