Гашербрум I, ЮЗ стена. Марек Холечек и Зденек Хак

Пишет robinsya, 14.08.2017 05:56

Гашербрум I, ЮЗ стена. Марек Холечек и Зденек Хак (Альпинизм, хидден-пик, горы, экспедиции, зденек хруби, Satisfaction!, пакистан)
Фото из архива Марека Холечека

8 дней ушло у чешской двойки на то, чтобы пройти внушительную стену каракорумского восьмитысячника (8080 м). В память о своём напарнике и друге Зденеке Хруби Марек назвал маршрут Satisfaction!

Большой решимости и смелости, которых, впрочем, Мареку не занимать, потребовало это восхождение. Для 43-летнего Марека это была пятая попытка пройти юго-западную стену Хидден-Пик. Его напарником в этой экспедиции стал 37-летний Зденек Хак. На вершину они вышли 30 июля спустя 6 дней восхождения, ещё два дня им потребовалось на спуск.

Новый маршрут пройден в альпийском стиле прямо через вершинный бастион. Кроме новой линии на юго-западной стене Хидден-Пика есть два маршрута: 2008 года – Валерия Бабанова и Виктора Афанасьева и, конечно, 1983 года – поляков Войтека Куртыки и Ержи Кукучки (которые в ту экспедицию поднялись ещё и на Гашербрум II по юго-восточному ребру).

Нитка нового маршрута. Фото из архива Марека Холечека

О новом маршруте Satisfaction! Марек Холечек рассказал в эксклюзивном материале для Planetmountain.com. Приведу несколько выдержек из него:

«Этот проект инициировал легендарный дуэт польских гималаистов Ержи Кукучка и Войтек Куртыка больше тридцати лет назад. Но они тогда не смогли пройти центральную секцию юго-западной стены. Мы подхватили их идею и впервые попробовали пройти стену в 2009 году, стартовав слева от ледового кулуара в центре стены».

Вместе со Зденеком Хруби они за три дня достигли высоты 7500 м, где путь им преградили скалы. Но проблемой стало не это. У Зденека открылась язва. История помнит их эпическое спасение: два километра дюльферов, они чудом остались живы.

В 2013 году они снова отправились на гору, к сожалению, экспедиция окончилась трагически: Зденек погиб, пролетев километр по кулуару и унеся с собой всё их снаряжение.

«Мой спуск стал чистой лотереей между тем, чтобы остаться в живых и присоединиться к Зденеку в его последнем путешествии», – написал Холечек о своём возвращении в базовый лагерь.

В 2015 году Марек и Томаш Петречек добрались до высоты 7400 м, откуда спустились вместе с лавинами – погода была ужасная.

«Мы дошли до высоты 7700 м вместе с Ондреем Мандула на следующий год, но судьба играла с нами жёстко, согнав на 7500 в снежный плен без возможности убраться оттуда в течение восьми дней».

Фото из архива Марека Холечека

Итогом того восхождения стало серьёзное обморожение ног, от которого Холечек восстанавливался больше полугода.
В общем, представьте счастье Марека и Зденека, когда им в этом июле таки удалось и скалы выше 7700 м пройти, и на вершину таки выбраться. Прохождение вершинной башни заняло три полных дня.

«Тонкие слои рассыпного снега и трухлявый гранит – кошмарная комбинация! На некоторых участках лазанье было такое ненадёжное, что приходилось снимать перчатки и искать ненадежные зацепки, чтобы хоть как-то двигаться вверх».

Спускаться двойка начала в плохую погоду по японскому кулуару и плато на 7100. На следующий день погода улучшилась, так что спуск пошёл бодрее, даже несмотря на лавинную опасность и то, что местами топтать приходилось по грудь. Ещё один бивуак двойке пришлось устроить на высоте 6000 м.

На момент написания статьи Марек и Зденек единственные, кому удалось взойти на Гашербрум I в сезоне 2017 года.

Информация о маршруте:
Satisfaction! (Памяти Зденека Хруби)