Видео-отчет по реке Чулышман + Язулинский каньон

Пишет 6B, 31.05.2017 23:52

Рассказ и подробный отчет от команды 6B о водном походе 6 категории сложности по реке Чулышман в июле 2016 года. Уровень воды - высокий.

Всем, кто планирует в этом году - обязательно к просмотру и прочтению.

Рокот

Ещё на заре моего увлечения экстремальным сплавом по горным рекам, когда я только начинал аккуратно постигать всю нелёгкую науку водного туризма, Язулинское ущелье реки Чулышман представлялось мне неким рубежом, разделяющим весь водный опыт на до и после. Наверное, подобное ощущение возникло у меня от понимания того, что водник, решивший преодолеть Чулышман, будет вынужден пройти через все возможные существующие типы препятствий бурных рек, которыми богат этот маршрут.

Видео-отчет по реке Чулышман + Язулинский каньон (Вода, алтай, язула, 6B, водный туризм, сплав)

На всём своём протяжении Чулышман пробирается через несколько растительных зон. Вытекая из высокогорного озера, он последовательно проходит через: тундру, глухую кедровую тайгу, характерную алтайскую степь в низовьях и впадает в Телецкое озеро, являясь крупнейшим его притоком. Вместе с растительными зонами меняется и характер препятствий, от сложных маневровых «шестёрок» или мощных водопадов до продолжительного (около 2км), имеющего выраженный среднеазиатский характер порога «Каша», представляющего собой непрекращающийся хаос из валов, бочек и котлов, способных с лёгкостью перевернуть судно средних размеров. Ни одна другая река на бывшем постсоветском пространстве не предлагает подобный выбор.

Дополняет общую картину особенная живописность Чулышмана. Мрачные каньоны Язулинского ущелья с высотой стенок до 60 метров восхищают смесью дикой природной красоты с высшей сложностью. Полная резких контрастов живописная брутальность.

Но, пожалуй, самой главной для любого водника причиной побывать на Чулышмане, можно назвать возможность столкнуться с двумя известнейшими в узких кругах водопадами: «Чёртов мост» и «Три Вовы». Первый, высотой около четырёх метров, назван так в честь древнего моста, перекинутого между скальными берегами высоко над водопадом. Второй, превышающий пять метров, получил своё название в честь трёх Владимиров из группы первопроходцев.

Идея пройти Чулышман от начала и до конца уже давно не давала мне покоя. Несколько раз я серьёзно брался за её реализацию, но каждый раз она так и оставалась в состоянии надежды. То никак не собиралась группа, то возникали иные непреодолимые обстоятельства. А в это время на реку всё уходили знакомые люди и, возвращаясь, приносили с собой волнующий рокот беснующейся в каменных стенках воды.

Не всякая мечта становится реальностью, но этой, наконец, суждено было исполниться. Мы начали готовиться ещё с осени. Группа собиралась постепенно, но, к счастью, намерения участников были вполне прямолинейные. В конце концов, 18 июля мы оказались на берегу реки, которая встретила нас большой водой. Мимо нас, в обратном направлении проследовала группа таких же водников из Новосибирска со словами: «По такой воде плавать нельзя». Они отправились искать счастья у другой воды, а мы остались.

Аккуратно осматривая каждый метр реки, наша группа за день добралась до «Чёртова моста». Порог впечатлил всех: чтобы добраться до основного слива-водопада, нужно было преодолеть глухой скальный коридор в котором бушует поток воды с расходом около восьмидесяти кубических метров в секунду. Здесь есть немаленькая вероятность перевернуться ещё до водопада. Наскоро посовещавшись, решаем, что нашего опыта и возможности судна должно хватить для успешного прохождения. Однако когда мы зашли в скальный коридор, оставив всякую связь с берегом, мощь реки показала нам всё, на что способна. Струя с огромной силой навалила судно на огромный бык посреди русла и, если бы не слаженная работа экипажа, к кульминации порога мы бы пришли самосплавом. Но на этот раз всё обошлось и в водопад мы зашли так, как и рассчитывали.

Ещё через два дня непрерывной борьбы с чередой мощных препятствий мы, наконец, подошли к «Трём Вовам». Сам водопад относительно прост, по крайней мере перед ним нет сложного каньона. Зато через сто метров после слива стенки ущелья сужаются, а русло перегораживает огромный камень. Это место называется «Затычкой» и соваться в него по нашей воде равносильно попытке суицида. Перед «Затычкой» струя сильно разгоняется и, ударившись об камень, возвращается обратно, образуя огромный непроходимый котёл, из которого нельзя выбраться своими силами. Попавшее сюда судно может держать сутками. Таким образом, авария в «Трёх Вовах» может легко обернуться трагедией. Недаром эта связка препятствий считается одной из самых сильнейших. Решение задачи лежит на поверхности: надо прыгнуть «Три Вовы», не кильнуться, а потом быстро зачалиться перед входом в «Затычку».

На этот раз подготовка к прохождению отняла несколько часов: детальный осмотр, страховка, съёмка - волнуются даже те, кому не надо идти в штурмовом экипаже. Возможно, члены береговой группы волнуются даже больше - ведь на них, в случае чего, возлагается вся ответственность, которая пока ещё лежит на мне.

Наконец, садимся в упоры и отчаливаем. Кромка водопада перед нами - до неё всего 20 метров. Я почти не командую - экипаж сам прекрасно знает, что делать и куда грести. Падение почти не чувствуется - под водопадом огромная пенная яма и катамаран входит в неё, как нож в масло. Короткое мгновение под водой кажется вечностью, вокруг пена и рёв воды, одна надежда - всплыть на ровном киле. А если нет, то нужно быть готовым предпринимать определённые и чёткие действия.
Погрузившись полностью в воду, через несколько секунд катамаран вылетает на поверхность словно пробка. Все на месте - никого не сорвало и не сбросило, только у меня порвался коленный упор, потому что я оказался прямо под сливом. От возникшего давления не выдержала стропа, а также сломалось весло - в принципе, небольшая плата за прохождение. Пока я соображал, что делать дальше, ребята уже зачалили судно. В себя пришли только на берегу.

И вот все радостные, расслабленные, возбуждённо делятся впечатлениями, а в голове звенит лишь одно: «Прошёл!»

Технический видео-отчет по Язулинскому каньону с подробной видеосъемкой прохождения всех ключевых порогов.

Скачать полную версию отчета и лоции тут