Пишет galya, 24.05.2017 13:22

Wadi Feid - самый крутой каньон из всех веревочных, что я ходила в Иордании. Он совершенно не похож на остальные, взять хотя бы основное отличие - вади проходит в базальтовых породах, а не в песчанике, как обычно. Из-за этого выглядит Wadi Feid более сурово. Начинается каньон в районе города Shawbak, где находится одноименная знаменитая крепость крестоносцев. И заканчивается в долине Араба, в 30-ти км от дороги Araba, причем нижняя часть каньона у местных известна как wadi Sakakin.
К основному каньону вади Фейд довольно долгий и путанный подход, а сама веревочная часть в каменном мешке продолжается всего-то 1,5 км. Но какие это километры. На этом маленьком расстоянии находятся аж 12 высоких каскадов 30-60 метров (все станции пробиты). На прохождение основной части каньона у нас ушли сутки.

Фото с каньона получилось мало, да и те в плохом качестве, было так много воды, что было не до фотографирования. Немного удалось заснять на гоупро, так что можно получить сносное представление о характере передвижения.

Немного про добирание до старта. На такси мы доехали непосредственно до Shawbak, купили продуктов и посидели в кафе, от него еще 4 км по асфальтированной дороге в гору к деревне Rarqa, решили уж дойти пешком. В этот раз мы были на стреме, боялись, как бы местные жители опять не настучали в туристическую полицию. Так что в деревнеRarqa стороной обошли здание полиции. Вообще деревня зажиточная - сплошные виллы с садами, еще бы, жить с таким красивым видом на краю горы.
Изначально был вопрос с выброской из каньона. Ведь вади Фейд заканчивается фактически в нигде, вытекая в пустыню, от устья каньона до главной дороги в вади Араба - 30 км. Хорошо бы подъехать это расстояние, пешком - это вообще не вариант. И тут я вспоминаю, что с прошлого похода по Иордании у меня остался телефон некого Абдурахмана из feinan, который мне дали местные туристы-иорданцы, когда мы встретились в устье wadi Ghuweir в 2013 году. Они сказали, что этот мужик занимается с туристами и вообще он очень helpful. Честно говоря, не думала, что телефон пригодится. У нас и местной сим-карты-то не было, чтобы совершать звонки. А в кафе в Shawbak я попросила мужика позвонить по его телефону, так мы созвонились с Абдурахманом, я объяснила, что нам нужно (точнее я объясняла владельцу телефона, а он уже на арабском говорил с Абдурахманом) - что мы послезавтра выйдем в wadi Sakakin (полезно знать местные названия) во столько-то утра, и что нас надо забрать на машине. Да, это место он знает, и сказал, что приедет. Позже он перезвонил и спросил откуда я знаю его номер. :) Вообщем, все очень удачно сложилось, впрочем, в путешествиях обычно так и бывает.
Хотя я погорячилась на счет времени выброски - я думала, что мы пройдем каньон за день, поэтому назвала время - 10 утра. И ошиблась. Но нас дождались, об этом позже на фотографиях ниже.

Пока ехали от Мертвого моря на Kings High way, по дороге машина закипела, я встала с переднего пассажирского сиденья, водитель поднял сидушку, а из нее вырвались клубы пара. Водитель вылил в машину всю воду, что у него была, а потом стопил машины, и они из окна кидали ему бутылки с водой. В пустыне помощь приходит быстро. С этим же водителем у нас вышло непонимание когда назначали цену. Он перепутал 15 и 50, по английски звучат они почти одинаково. Мы думали, что едем за 15 динар, а он с нас попросил 50. Спор нам помогли разрешить местные мужики из пекарни, сказав нашему водиле, что сам дурак, feeftin - это 15. В итоге мы отдали ему 20, уж очень он был зол и раздосадован. Но впредь лучше писать цифры на бумажке.

Дорога из Shawbak вRarqa, вон она - виднеется на горизонте.

К счастью, в деревне нас никто не побеспокоил и никто не вызвал туристическую полицию, так что мы спокойно дошли до края горы и вот что нам открылось на западе - базальтовые скалы, широкая пустыня за ними, и долина wadi Araba. Сразу стало ясно и понятно, куда нам идти и что нас ждет. В долине виднелись грунтовая дорога, на нее мы и нацелились.

Спускаемся с холма по тропам. В этом месте много развалин домов, может это раньше была нижняя деревня, а может просто хлева для животных. Спуск сыпушный, каменистый

Наконец, выходим на дорогу. Здесь уже понятно, что мы находимся в истоках вади, которое небольшим оврагом спускается на запад и дальше переходит в Вади Фейд. Но идти по овражку неудобно, там нет тропы и вскоре появляются обрывы. Тут мы встречаем двух парней на осликах, мы так поняли, что они охотники, с ружьями. Мы им объяснили куда нам надо, а они взялись показать нам дорогу, пока нам по пути.

Бедных ослов нагрузили некоторыми рюкзаками - сняли с девочек, идти стало намного легче. У нас ведь была вода на вечер и куча овощей на ужин, рюкзаки тяжелыеТреккинг и каньонинг в Иордании апрель 2015.. Wadi Feid. Базальтовый каньон двенадцати каскадов (Горный туризм)

Топали мы довольно долго, до самого заката, и я так насчитала, что до входа в каньон от деревни около 9-ти км. Очень кстати, что нам попались эти ребята с осликами. На этом месте на фото мы расстались. Они пошли своей дорогой, а мы уже завернули к ущелью

Вечерние виды

Ночевали на пастушьих стоянках в очень красивом месте. Здесь как нигде в этом походе ощущалось, что мы вдалеке от людей, и идем в дикие места. Ночью я плохо спала от внутреннего волнения, что ждет нас в этом каньоне, в каком состоянии станции, пробит ли он, сколько там воды. Из описаний у меня был только путеводитель 2001 года и фото-отчет израильской группы туристов в 2006 году, когда они летом попали в наводнение в wadi Feid

Поднимаемся на рассвете, без завтрака доходим последние километры до входа в каньон.

Начало каньона. Сначала идем по широкому галечному сухому руслу, очень похожему на все остальные каньоны. Чуть дальше русло завалено сухими олеандрами. Проблема пройти. Представляю, какой силы здесь зимой текут реки, сметая все растения на своем пути. А такое наводнение может начаться и не только зимой.

Идем по еле читаемой тропе мимо старинной кладки. В путеводителе написано что-то про эти развалины, а также про старый акведук, вырубленный в скале в начале каньона. Акведук мы нашли, прошли по полке немного, видимо здесь было в давние времена поселение.

И вот, наконец, подход заканчивается, и мы оказываемся у основного Базальтового каньона сразу у первого водопада. По описанию он обходится с левой стороны. Так и есть, с трудом по скалам спускаемся к подножию водопада.

Первый водопад

немного проходим по руслу реки, и начинается второй двойной каскад.

На станции у второго каскада. Одеваемся

Двойной каскад. После первого - глубокая ванна несколько метров длинной. Затем перегиб со станцией, и еще один каскад.

Короче, придется нам поплавать изрядно в этом каньоне. А вода-то совсем не теплая, градусов 18. Да еще солнца в каньоне нет и ветер дует холодный. Так что удовольствия после таких ванн вообще никакого. Сплошной стресс.

Это вид снизу двухкаскадного водопада. Очень красиво. Греемся на солнышке после спуска

Длинная ванна по пути

На попе съехали по желобу слева и переплыли это озеро.

Номера каскадов я не буду называть, кажется, мы уже и тогда сбились после третьего, приходилось все время пересчитывать, чтобы сверяться с путеводителем. А что уж говорить спустя 2 года. Записок я никаких не вела, пишу на память, надеясь на остаточные воспоминания, но больше всего на ощущения.

Очередной каскад

Этот же каскад, вид вниз, а за ним сразу еще один каскад

Вид снизу. Видно две ступеньки, но они проходятся на одной веревке, и сразу в озеро плавать

Очень холодно, греемся как можем у стенок. Но в мокрой одежде это сделать проблематично. Дима замерз так, что не может развязать узел.

между каскадами иногда можно идти пешком

Очередной каскад

за этим каскадом - еще один

озеро, за ним сразу следующий каскад

Этот мини каскад тоже описан в путеводителе, он обходится, а за ним сразу большая лужа, через которую надо переплыть, и сразу же дюльферять вниз

В правой части кадра - небольшая отмель, где мы отсиживались перед большим заплывом к дюльферу

Станция на самом высоком каскаде - 55 метров

Станция на самом высоком каскаде. Перед ним была плавательная лужа

Откуда-то оттуда спустились

Самый высокий водопад в ущелье - вид снизу. Нашей 60-ти метровой веревки немного не хватило до воды.

На спуске с этого водопада у нас перебилась основная веревка. Я спустилась вторая, смотрю вверх - вижу перебитую веревку, и наверху уже готовятся спускаться по ней. (у нас была еще одна веревка для верхней страховки). То есть перебилась веревка уже после меня, потому что я не заметила ничего при спуске. Мы с Динарой пытаемся маяковать ребятам, чтоб они не спускались. Но это очень сложно сделать на таком большом расстоянии и при шуме воды, хотя водопад здесь и не очень мощный. Рации у нас были, но сломались еще в wadi Karak. Наконец, они нас поняли и начали вытягивать веревку. Но в спешке мы забыли развязать узел на конце, и поздно это обнаружили, когда узел уже зецепился за поверхность рельефа и веревка застряла. Ни в верх, ни в низ. Узел застрял недалеко над водой, мы с Динарой пытались поддеть веревку длинной палкой, но безрезультатно. Так ничего и не добившись, следующей пошла Дина на одной веревке, по пути развязала узел на второй и благополучно спустилась к нам. Веревку вытянули, завязали узел на перебитом месте и спустились вниз. Только последнему Леше было не по себе, непонятно было, пролезет ли узел через восьмерку. Но слава богу, узел пролез и веревку мы сдернули.
Наступил вечер, каньон мы не прошли, как запланировали, нам остался еще один двойной каскад и остаток каньона.

Место ночевки. Был и еще один неприятный момент. К середине дня на небо набежали темные облака, погода была пасмурная, и я очень переживала, как бы не пошел дождь.
В каньонах во время дождя находиться нельзя, большая вероятность наводнения, что обычно здесь и случается во время зимних дождей. Любой дождь влечет за собой быстрый подъем воды в верховьях каньона, выше в горах, и эти потоки, собираясь вместе в нижние части каньона приходят уже мощным потоком. А мы здесь как в каменном мешке, окружены отвесными скалами, и единственный наш путь - вниз. Немного жутко это осознавать, когда совершенно некуда деться, и надежда только на две веревки. При выходе из строя одной из них - выхода никакого нет.
Еще я начиталась всяких историй о наводнениях в вади на Мертвом море. В том числе и о наводнении именно в этом каньоне в 2006 году, я видела фото и видео с этого же самого места, где мы застряли на ночь. Вот отчет о том случаеhttp://vizaviz.livejournal.com/44980.html как раз на том же отвесе.
Спальное место мы устроили в самом плоском месте, но при этом, самом мокром во время паводка. Как раз на эту плоскость стекают потоки, это было видно по количеству плавня и песка. При этом мы приняли меры предосторожности - полностью упаковали рюкзаки и приметили полку на скале, где бы нас не достал паводок в случае дождя.
Но все обошлось, дождя не было, мы проснулись еще в темноте в 5 утра, позавтракали и пошли добивать каскады.

вот так могло было быть в этом же самом месте. Видео сняли ребята, которых застало наводнение

В "каменном мешке" - каскад 55 метров, место ночевки и следующий утренний отвес.

Следующие два отвеса тоже довольно высокие, и после второго приходится снова плавать. Ох, как это неприятно делать ранним прохладным утром.

Холодно, но еще предстоит купаться в ванне.

Сброс веревки, начало следующего каскада.

Когда, казалось бы все препятствия закончились и все каскады пройдены, на пути встала еще одна продолжительная глубокая ванна. Ребята с большим трудом ее облезли по скалам, но мне было страшновато, и я снова поплыла, все равно уже мокрая. После этого уже действительно все. Каньон расширился и распрямился. Еще немного, и мы были у выхода.

Выход из каньона Wadi Feid

Ближе к выходу встретили местных мужиков, приехавших на охоту. Было очень кстати погреть погреться у костра и попить горячего мега-сладкого чаю.

Выход из каньона. Wadi Sakakin. К назначенному времени встречи мы уже безнадежно опоздали часа на два или три, и выходили из каньона уже без всякой надежды.
Хотя места там не то чтобы совсем дикие. Сюда ведет каменистая колея и видимо приезжают охотники или пастухи.
Но как же мы обрадовались, когда к нам из далека приблизился человек и жестами объяснил, что он нас ждал, что он водитель от Абдурахмана. Позвонили по телефону, поговорили по английски с Абдурахманом, договорились цене и о месте нашей высадки и погнали по пустыне.

Выход из каньона. Wadi Sakakin.
Водитель у нас оказался настоящий шумахер, вместо того, чтобы доставить нас до главной дороги по асфальту, он устроил нам джип тур, и мы ехали наперерез всех дорог, через дюны, овраги, чьи-то огороды, подпрыгивая на кочках и забираясь на 30-ти градусные торчки. Было очень здорово. За все мы заплатили 30 динар, и понравилось мне больше, чем джиппинг в Вади Раме.
Высадил он нас на перекрестке дорог Вади Араба и дороги, ведущей отсюда в малую Петру (да, есть и такая, это еще одна дорога с Мертвого моря на kings highway, и по ней мы не ездили). Можно было бы, чтобы водитель довез нас до Акабы, но цена тогда в разы подскакивала. И последние 150 км мы доехали стопом, разделившись по тройкам. Встретились на набережной у флага. Нашей тройке повезло больше, несмотря на то, что сели мы на 10 минут позже, но ехали на мерседесе с водителем - каким-то местным депутатом, или каким-то городским главой. По английски он совсем не говорил, но судя по его визитке, он был какой-то шишкой.
А ребята втроем влезли в уже под завязку набитую машину с мужем, женой и тремя маленькими детьми. Еще и со своими рюкзаками. Не знаю, как они вдевятером поместились в старинной легковушке, но, видимо, 150 км дались им нелегко. Но в итоге мы встретились и поехали за город на пляжи Акабы, что находятся недалеко от границы с Саудовской Аравией. Там этих пляжей куча, таксист довез нас до какого-то по его мнению, хорошего места. Сначала мы пытались поставить палатки на пляже, там было такое место, типа для кэмпинга. С трудом при ураганном ветре поставили, но потом передумали, свернулись и пошли в отельчик через дорогу, где поселились на самом дешевом месте - на крыше по 5 JD. На крыше тоже было ветрено, но зато там было место для отдыха на подушках под крышей, с вай-фаем, чаем, столом, и дайверами. На следующий день мы всей толпой пошли погружаться в Красное море (о, как это прекрасно) и остались в кэмпинге еще на одну ночь.
Потом поехали в Wadi Rum, для меня это уже был третий раз.