Кивач. Инструкция по эксплуатации

Пишет 6B, 23.05.2017 23:26

Как мы Кивач проходили в 2007 и 2012 году
Кивач. Инструкция по эксплуатации (Вода, водныйтуризм, сплав, 6B)



Петрозаводск встречал нас холодной серостью. За окном плавно протекал пёстрый урбанистический пейзаж, свойственный всем без исключения российским пригородам и крупным посёлкам. Изрисованные гаражи на окраине, бесконечный бетонный забор с колючей проволокой, несколько новостроек на горизонте и мусор, мусор, мусор. За всю свою жизнь, я проехал через Петрозаводск, наверное, раз десять и каждый раз, независимо от времени года, он представлялся мне мрачным и каким-то сырым. Впрочем, стоит только выйти из вокзала, как убеждаешься, что сам город, в целом даже и неплох.

Кивач. Инструкция по эксплуатации (Вода, водныйтуризм, сплав, 6B)

Перед нашей группой стояла вполне определённая цель, ради которой пришлось отправиться за тысячу километров от Москвы в дождливую осеннюю Карелию. Всё дело в том, что недалеко от Петрозаводска находится водное препятствие примерно шестой категории сложности и это единственная ближайшая к столице «шестёрка». Водопад Кивач.

Водопад находится на реке Суна, и он очень популярен. Но не в среде водников. Описывать его нет смысла, достаточно лишь кратко упомянуть про две ступени, разделённые 20-метровым быстротоком с общим перепадом около 11 метров. Для водника же, собравшегося этот водопад использовать, скорее будет важным упоминание о среднегодовом расходе, равном 66 кубометрам в секунду, а также о том, что Суна зарегулирована озёрами и болотами, что обеспечивает практически постоянный уровень воды. Однако, помимо уровня воды и морального барьера (необходимого для прыжка с шестиметровой высоты второго слива), есть ещё одно препятствие, гораздо более важное и трудное для преодоления. Это администрация заповедника, которая ни в каком виде не поддерживает сплав через водопад. На этот счёт даже имеется специальная памятка посетителям, выдаваемая вместе с билетом, в которой запрет на сплав выделен отдельным пунктом.

Первую попытку пройти Кивач мы предприняли в 2007 году. Тогда, по имеющейся у нас информации, водопад был несколько раз пройден каякерами. С другой стороны, по слухам, сотрудники заповедника отлавливали подобных героев, отнимали у них суда, вызывали наряд милиции и заводили дело. Причём сам каякер попадал в патовую ситуацию: его лично никто не держал, отбирали только лодку, поэтому приходилось ждать представителей закона и опаздывать на поезд, улаживая административную волокиту. Но каяк он и есть каяк - его не нужно собирать несколько часов у всех на виду, да и в руках профессионала это судно наиболее подходяще для прыжков с водопада, да и скрываться от преследователей на нём проще. На катамаранах же водопад не ходил никто.

Разработка плана была похожа на какую-нибудь короткую военную операцию по высадке небольшой десантной группы в тылу противника.

Порядок был таков:

1. Заброситься на Суну на километр выше водопада;
2. Собрать катамаран на болоте и перечалиться на противоположный берег (там, где нет сотрудников заповедника), разбить лагерь;
3. Воспользовавшись функцией «Белые ночи», прыгнуть водопад в три часа утра, пока все нормальные люди спят.

Кивач. Инструкция по эксплуатации (Вода, водныйтуризм, сплав, 6B)

Таким образом, в последних числах июня, группа из трёх человек выгрузилась на перрон петрозаводского вокзала и без промедлений отправилась покорять водное препятствие.
Воды в реке оказалось достаточно много, наверное, все 66 кубов. Водопад встретил нас неистовым рёвом двух мощнейших сливов, и несколько поумерил наше желание быть теми, кто задумал впервые спуститься с него на надувном судне. Озадаченно побродив между ступенями, мы решили, что попробовать-таки нужно, иначе не стоило и затевать всю эту поездку. «В целом же, - рассуждали мы, - если после первой ступени пойдёт что-то не так, у нас будет достаточно времени на ликвидацию последствий». За второй ступенью имелось абсолютно «гладкое озеро», главное – это не «закиснуть» под вторым сливом в мощном котле, что является ключевой проблемой всего каскада целиком. Кроме всего прочего, на основании имеющихся у нас данных, было известно, что под самым сливом, почти у поверхности имелся обломок плиты.

Немного подавленные зрелищем, мы взяли все наши вещи и скрылись в лесу. За пару часов отстапелились на болоте, кишащем злющими комарами и аккуратно перечалились на правый берег Суны, где и устроились в складках местности с относительным уютом. Под вечер прогулялись ещё раз на водопад. Справа он показался нам ещё более мощным и злым.
Ночью никто не спал.

Курили, ворочались, вздыхали. В три часа, как по команде, дёрнулись от будильника.

- Пора.

Организовали съёмко-страховку в нижнем улове и неспешно стартовали. На часах было 4 утра, на улице светло как днём и не по-летнему холодно. Крадучись подошли к первой ступени под правым берегом, разогнались и рухнули в первый слив.

Никогда раньше я не килялся с такой скоростью. Всё произошло мгновенно. Ещё не успев толком сообразить, что же, собственно, случилось, я обнаружил себя вверх ногами в коричневой карельской воде. Однако и реакция последовала незамедлительно – уже через пару секунд я держался за каменный выступ правого берега. Моему напарнику повезло чуть меньше, довольно долго его полоскало в бочке под первым сливом вместе с катамараном, но в конечном итоге ему удалось выбраться на противоположный берег.

Нервное напряжение, бессонная ночь, а также осознание того, что мы нарушаем местный закон, не способствовали возобновлению попытки прохождения. Собрав все вещи, мы перечалились на левый берег и, дождавшись такси, понуро покинули заведение. Заспанные сотрудники администрации в лице кассиров и прочих экскурсоводов недоумённо смотрели на группу людей, в шесть утра расположившихся на лавочке у главной площади с большими рюкзаками. Наверное, они смутно о чём-то догадывались, но спросить боялись.

Кивач. Инструкция по эксплуатации (Вода, водныйтуризм, сплав, 6B)

Тем не менее, желание осталось и, спустя пять лет, я снова загружался в поезд, отправляющийся с Ленинградского вокзала поздно вечером. В этот раз нас было уже больше, а воды в реке ожидалось поменьше. Был конец сентября.

Теперь план несколько изменился, рассчитывать на белые ночи мы не могли. Поэтому перед нами стояла задача совершить прохождение в светлое время суток. А это означало, что у нас будет очень немного времени на проведение ключевой части операции, прежде чем администрация заповедника начнёт принимать суровые карательные меры.

Всё по отработанной схеме: стапель в болоте метрах в пятистах над водопадом, быстрые сборы и вперёд, без всякого промедления.

На дне реки, перед самым Кивачом, скопилось огромное количество затопленных брёвен – результат сплава леса. Их было очень хорошо видно сквозь чистую осеннюю воду. И это обстоятельство невольно заставляло задуматься о том, что такие же брёвна могут быть и под сливами, и что было бы очень нехорошо оказаться там же без судна, рассчитывая на один лишь спасжилет (не говоря уже о плите, которая теперь неприятно заявляла о своём существовании практически под срезом воды).
Посетители заповедника, заметив приближающийся катамаран, суетливо забегали по берегу, выбирая удобную позицию для просмотра. Где-то вдалеке, на поляне, шумела свадьба.

Крадучись под правым берегом, мы зашли в первый слив и очень легко скатились вниз.
Носы спокойно погрузились в мягкую осеннюю воду и также спокойно всплыли. Первая ступень была пройдена. Я даже немного разочаровался, ожидая по старой памяти сильного удара. Теперь уже ничего не могло нам помешать. Мы вышли на финишную прямую. Впереди ощущалась большая потеря высоты, виднелись далёкие верхушки деревьев. Некоторые из привлечённых аттракционом зрителей, что-то возбуждённо выкрикивали. Я старался на них не смотреть, пытаясь сосредоточиться на том, что нас ждёт сейчас, – зеваки всегда приносят неудачу.

И вот, наконец, мы над основным сливом.

Удивительно, насколько чиста и безразлична ко всему бывает голова в такие моменты. Ещё секунду назад ты думал о том, что вариантов к отступлению больше нет, переживал, что не удалось войти под правильным углом, что всё пошло не совсем так, как планировалось изначально, но, вдруг, все проблемы куда-то исчезли и стали совершенно несущественны. Ты сделал всё, что мог, больше от тебя не зависит ничего.

Прыжок. Доли секунды неконтролируемого падения. Удар. Мгновение спустя мы уже стояли на ровном киле под водопадом.

Прошли!



Примерно так осуществляется мечта среднего уровня. Позади шесть метров падающей воды, позади второй по высоте равнинный водопад, позади куча зрителей, для которых всё случившееся лишь бестолковое геройство. И, грустно от того, что уже позади то самое настоящее чувство свободы, которое удаётся ощутить лишь на мгновение, да и то далеко не каждому.

Затем было и второе прохождение, которое закончилось килем - виной тому плита, на которую наша двойка, зайдя чуть правее, напоролась рамой и тут же перевернулась через нос (причём дюраль разворотило так, что в пору говорить о сомнительности прохождения в малую воду – всё-таки водная подушка должна быть).

После этого ещё была трудная выброска по болотам левого берега с катамараном на плечах за пределы заповедника, но это уже не имеет абсолютно никакого значения.

Выводы

1. Кивач является наиболее удобным полигоном высшей категории сложности для тренировок и единственным в своём роде;
2. Особенно Кивач хорош для тренировки прохождения водопадов на Кат4, но только по большой воде;
3. Администрация заповедника ни в коем случае не возжелает нести ответственность за жизни всяких чудаков;
4. Тем не менее, прошлогоднее видео прохождения доказывает, что в отношениях с администрацией постепенно наступает оттепель, ну или общий пофигизм;
5. В целом, если группа мобильна и дисциплинированна, использовать для этой цели летнюю ночь не составит труда.

Ссылки по теме

Наше прохождение в Сентябре 2012: https://www.youtube.com/watch?v=PKxbpzTJyP0
Прохождение ребят весной 2016: https://vk.com/video77627173_456239017
Каякерская оценка сложности препятствия: http://www.kayaking.su/ru/freestyle/playspots/kivach.htm

Команда 6B

35


Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru