Opinion Cup Backcountry 2017: участники говорят!
Пользуясь тем, что зима всё никак не покинет среднюю полосу России, я решила проводить её восвояси давно обещанным постом о бэккантри-соревнованиях в Хибинах! В конце концов, раз за окном то и дело сыпет, то и говорить о внетрассовом катании всё ещё актуально!
Слово участникам и победителям Opinion Cup Backcountry 2017: Максу Черкасову, Григорию Корнееву и Максиму Казакову!
Но сначала посмотрим фильм, который сняли и смонтировали для нас с вами организаторы соревнований:
Максим Казаков
- Провокационный вопрос: бэккантри VS ски-тур?
Вообще это несравнимые вещи, если иметь в виду гоночный ски-альпинизм. Просто есть точки соприкосновения. В бэккантри основное – красивый спуск, наверное, если бы была возможность попасть наверх без усилий, то многие ею воспользовались. Можно больше спусков сделать было бы. Хотя может спуски тем больше ценятся, чем их меньше.
В ски-альпинизме немного по-другому. Подъём не менее интересен, чем спуск. За счёт легкого снаряжения, его сейчас очень много выпускается, чуть тяжелее и крепче, чем гоночное, можно добраться почти всюду, куда глядят глаза, и спуститься. Это каждый по своему умению выбирает (и подъём, и спуск). Ну и нет предела совершенству – главное, всё-таки, умение кататься. Многие на гоночном ски-туре едут вниз лучше, чем другие на фрирайдных лыжах, ну и наверх на фрирайдных многие быстрее ходят, чем другие на гоночных лыжах. Главное – получать удовольствие. Мне интереснее гоночный ски-альпинизм – даёт больше свободы: сегодня (в день записи интервью – прим. авт.) как раз сходили за 20 км от Кировска, чтобы спуститься с интересной горки, на тяжёлом инвентаре без снегохода... Многим этого и не надо.
Есть ски-турное оборудование для фрирайда: не ходить далеко, а для коротких подходов, тяжёлый, но не слабее горнолыжного. У сына стоят ски-тур крепления, занимается слоуп-стайлом – выдерживают. Так что это дело вкуса. Лишь бы понимать, чего хочешь. Бэккантри вообще – отличная возможность отвязаться от подъёмников.
- Какой внутренний мотор заставляет тебя бежать в гору? В чём заключается магия бэккантри?
У меня из окна только видно 4 классных склона, но до двух 2 км через озеро, до двух других – 6 и 10 км. Только бэккантри (ски-тур), если без снегохода, но оно того стоит. В хорошую погоду – песня!
- А если серьёзнее, ты два года уже участвуешь в этих стартах – тебе они нравятся? Что именно нравится?
Здорово, что в Кировске стали проводить ещё и соревнования по бэккантри. В прошлом году поднимались на Юкспорр, я на нём ни разу не был зимой, так же и с Апатитовой ни разу не спускался (правда и сейчас из-за погоды не получилось), но надеюсь, что всё ещё впереди, ну и главный интерес соревнований – много нового узнаёшь. Обычно с фрирайдом не пересекаешься, а тут новое общение, информация. Интересно!
- Может ли ски-альпинист на своём оборудовании всерьёз тягаться с «упакованными» фрирайдерами на таком – часто передутом, с коркой и неравномерным снежным покровом – рельефе?
Ски-альпинист спортсмен на гоночном инвентаре точно не может соревноваться с фрирайдером. У них обычно другая задача, главное – быстро спуститься, не важно как, если и упадешь не страшно, стиль не нужен, ну и со скалы не спрыгнешь и лыжи вряд ли выдержат, да и не думаю, что основная масса ски-альпинистов умеет. Я точно нет.
- С высоты своего опыта какими ты хотел бы видеть соревнования по бэккантри в будущем?
По тому, как у нас проводят бэккантри-соревнования, я не знаю, что можно улучшить (кроме погоды). Может, кто-то понимает в этом больше и его какие-то моменты не устраивают. По мне всё хорошо.
Максим Черкасов
- Максим, раз для тебя это первый опыт участия в таких соревнованиях, спрошу, совпали ли ожидания и реальность?
Ожидания оправдались полностью, организаторы отлично справились со спортивной составляющей, а вот сам дух бэккантри можно почувствовать только вне соревнований. Ведь мы ходим в горы не соревноваться, а за чем-то другим, у каждого, кто с этим связан, свой ответ.
Очень порадовало, что эти соревнования отличаются от спортивных соревнований по ски-альпинизму. Здесь учитывается и подъём и спуск, и всё вне подготовленной трассы с флажками, где для тебя установлены рамки. В бэккантри и фрирайде рамки неуместны – это свобода.
- В стартах этих ты участвовал впервые, а опыт бэккантри до этого был? Любишь ходить в горы пешком, чтобы рисовать свои линии на нетронутых склонах?
В бэккантри я попал впервые давно, 10 лет назад, тогда я и понял, что означает это слово в полной мере. Настоящее приключение, с возможностью получить все эмоции: от страха до полного умиротворения, ну и удовольствие, конечно. Мне кажется, настоящий бэккантрийщик как художник выражает свои чувства в линиях на рельефе: что внутри, то и снаружи. Думаю, некоторые «сочувствующие» поймут меня! Поэтому да, я люблю ходить в горы и рисовать свои линии, хоть и бордом, а не кистью.
- Бэккантри всегда сопряжено с определенной долей опасности. Что ты считаешь важным для себя во время такого выхода? От чего отталкиваешься при принятии решения? Продолжать ли подъем или отступить, лихо ехать вниз или аккуратно «уползать» по краю?
Единственно важным я для себя считаю вернуться живым и трезво оценивать все риски, ибо ничего дороже собственной жизни нет, каждый из нас несёт ответственность за свои действия сам.
На подъёме я всегда сконцентрирован только на движении вверх, на спуске у меня нет ничего в голове кроме самого склона, его рельефа и потенциальной линии движения. Всегда стараюсь думать наперёд, что я буду делать в следующий критический момент, если он наступит? Моделировать разные ситуации наперёд – лично мне это помогает.
- Соревнования в Хибинах понравились? Хотел бы участвовать в таких стартах снова?
Соревнования мне очень понравились, получил отличный опыт. Соревнования помогают мне собираться, оценивать свои возможности, они стимулируют меня развиваться, двигаться вперед, видеть новые горизонты. И очень мотивируют. В общем, я получаю от соревнований удовольствие, ведь это всегда новые люди, обмен опытом, общение. Однозначно могу сказать, что я и дальше буду принимать участие в этих стартах, по возможности конечно.
- Если старты будут в других горах – поедешь?
На самом деле, это был не первый мой старт в сезоне, и он мне принес первое место. Всего за сезон у меня получилось принять участие в четырех стартах (Мамай, Красная Поляна, Хибины). Два третьих места и одно первое, я думаю, это хороший результат, для второго сезона активного участия в соревнованиях по фрирайду и бэккантри.
В будущем хотелось бы выступить где-нибудь еще, возможно не в России, но это пока просто наброски планов – будем верить в хорошее!
Григорий Корнеев
- Григорий, вы на старты Opinion Cup попали практически случайно, и всё же, сама идея таких стартов вам нравится?
Всё дело в том, что для того чтобы попасть в Кировск, мне пришлось пересечь почти всю Россию с юга на север за рулем своего авто. О соревнованиях я знал заранее, но приехать раньше просто физически не получалось. А идея, как, впрочем, всё, что касается развития горных лыж, меня очень радует. Я искренне радуюсь, когда вижу тренировки будущих спортсменов, которые делают первые шаги на горных лыжах. Люблю читать в интернете про успехи российских спортсменов на соревнованиях международного уровня. И конечно, особенно приятно, когда во фрирайде, которому я посвящаю огромную часть своей жизни, появляются новые направления, новые соревнования и новые горизонты для развития этой дисциплины.
- До сравнительно недавнего времени фрирайдеров было довольно трудно заманить топтать снег в гору, им достаточно было раскатывать склоны вокруг подъёмников. Последние годы число «ходящих» фрирайдеров растёт. Как это повлияло на развитие фрирайда в стране?
Всё верно, раньше и в гору-то идти не было необходимости, количество фрирайдеров не превышало критической массы, а мягкий, не раскатанный снег был доступен с подъёмников. Но в один прекрасный момент количество охотников за «первым следом» превысило все разумные пределы, и склоны покрылись, практически горизонтальными линиями следов соискателей целины. Спуски вне трасс превратились в катание по стиральной доске. Фрирайдеры перестали чувствовать себя комфортно в таких условиях и, прицепив к лыжам «шкуры», распилив свои сноуборды пополам, начали массово практиковать подъём в гору пешком, дабы укрыться от вездесущих «траверсёров».
Конечно, подобный подход требует от людей более сознательного подхода к катанию, экипировке и окружающей обстановке в целом. В большинстве случаев райдер может надеяться лишь на собственные силы и опыт команды, с которой он катается.
- А что лично вам даёт бэккантри? А на ски-туре ходите?
Бэккантри – это возможность уединиться. Возможность побыть наедине с самим собой и близкими по духу людьми. Это отдых для души и прочистка головы.
Ски-тур, само собой, очень люблю. Трудно передать словами, насколько приятно погулять по зимнему лесу, в хорошую солнечную погоду, а в качестве бонуса за старания получить отличный спуск первым следом.
- С распространением бэккантри и ростом числа увлечённых внетрассовым катанием вопрос безопасности становится всё более актуальным. Какие знания и навыки в первую очередь пригодятся тем, кто решил если не попробовать впервые, то по крайней мере развиваться в этом направлении? А какое снаряжение?
Полагаю, знания основ лавинной безопасности. Ведь при подъёме подобные навыки ещё более актуальны т.к. райдер в этот момент лишен возможности быстро перемещаться и быстро преодолевать опасные участки. Читайте больше литературы, ходите на курсы и, конечно, пользуйтесь услугами гидов. Старайтесь собрать максимум информации о регионе катания и получить максимально подробные сводки погоды и лавинной опасности на текущий момент.
Ски-тур и бэккантри требуют от человека больше физических сил и энергии, чем привычное катание с подъемника, старайтесь заранее подготовиться и набрать форму перед поездкой. Постепенно увеличивайте набор высот и количество спусков в течение дня, а начинать стоит с простых маршрутов, находящихся недалеко от базового лагеря.
По возможности используйте легкое снаряжение, помня о том, что вес снаряжения – это всегда компромисс. Чем легче снаряжение, тем меньше оно подходит для спуска. На весах всегда будут, с одной стороны – лёгкий подъем, а с другой – уверенный спуск.
- Нужны ли российским райдерам соревнования по бэккантри? Если Opinion Cup выберет интересное новое место для этих соревнований, будете участвовать?
Любые соревнования – это популяризация спорта и привлечение новых людей. А так же развитие культуры поведения в горах. Для спортсменов же, это отличный способ показать себя и увеличить свой уровень, как в техническом, так и физическом плане.
Конечно да, приложу максимум усилий, чтобы посетить их!
В следующем году Opinion Cup Backcountry обещает стать ещё интереснее!
Будем ждать подробностей.
Готовьтесь участвовать!
РЕЗУЛЬТАТЫ соревнований
Генеральные спонсоры соревнований: Extrem, АльпИндустрия и Клуб альпинистов и скалолазов имени Визбора.
Спонсоры: сообщество горнолыжников, инструкторов и райдеров RUSKIS, Boomeranger и Le Re Noir
Risk.ru рассказывал о происходящем с места событий!
Фото © Николай Лукьянов, Евгения Алексеева и Елена Дмитренко
Место: Хибины
63
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий