Памир, хребет Петра I. Перевал Музгазы, информация по прохождению от Давида Лехтмана.
Ниже предельно краткий обзор высотного узла Тиндаль-Агашидзе-Агассис (западная часть хребта Петра I) с перевалами 3Б к.с. и ранее не публиковавшееся описание первопрохождения перевала Музгазы (3Б), рук. Давид Лехтман, 1990 г., непосредственно от первоисточника.
Гуглосхема узла Агассис-Агашидзе-Тиндаль с пометками из Вестровского каталога. Левая стрелка показывает путь группы Антона Щербакова через перевал Плечо Агассиса (п/п, 2016 г.) и далее через пер. Шаровского, правая стрелка - путь группы Давида Лехтмана через перевал Музгазы (п/п, 1990 г.). Чтобы читались надписи, открывайте картинки в отдельной вкладке.
В западной части хребта Петра I, западнее ледника Сугран, находится относительно мало посещаемый высотный узел с почти шеститысячными вершинами Агассис, Агашидзе, Тиндаль и раскинувшимися вокруг них большими ледниками Шагазы, Музгазы, Петра I, Девлохан. В этом районе есть несколько весьма интересных в спортивном отношении перевалов, все 3Б к.с. Некоторые из них совсем недавно впервые пройдены, или частично повторены после очень долгого перерыва.
Кто все знает, а интересуется только описанием прохождения перевала Музгазы группой Давида Лехтмана, может вводные картинки с кратеньким обзором этого узла не смотреть и сразу пролистывать до второй половины поста.
Представленные фотографии - из похода 6 к.с. под рук. Антона Щербакова 2016 года, если не указано иное.
Вид с перевала Шагазы на запад. Две доминирующие вершины - слева Тиндаль, справа Агашидзе. Ледник Шагазы стекает с пика Тиндаль на север двумя монументальными ледопадами, которые внизу разделены большим ригелем, а вверху соединены широким плато. На левом (на фотографии) краю плато находится перевал Тиндаль, пройден в 2014 г. группой под рук. Сергея Романенкова (с восх. на п. Тиндаль), отчет Романенкова здесь. На правом краю плато - перевал Шагазы-Музгазы, впервые пройден в 2015 г. группой под рук. Владимира Мартынова, отчет Мартынова здесь.
Пер. Тиндаль (3Б) ведет с ледника Шагазы на ледник Девлохан. Группа Романенкова поднялась на перевал с определяющей стороны по ледопаду, а спустилась по новому пути, с траверсом участка хребта. Пер. Шагазы-Музгазы (3Б), как можно догадаться из названия, соединяет соответствующие ледники. Группа Мартынова поднялась с лед. Шагазы по этой же ветви ледопада, пересекла верхнее плато до седловины водораздельного отрога но полный спуск на лед. Музгазы в их планы не входил. Пройдя по другому плато с западной стороны от водораздела до седловины перевала Музгазы, группа спустилась с нее на лед. Девлохан.
Вид с ледника Шагазы вверх в сторону ледопадов. Левый ледопад (по ходу) - в сторону перевала Тиндаль, правый - в сторону перевала Шагазы-Музгазы (но ходят туда все равно по левому ледопаду). Погода так себе...
Эта фотография из отчета Романенкова 2014 г., погода явно получше, и почти все видно. Отмечена линия пути его группы. Здесь хорошо видно, что правый ледопад куда хуже левого.
Верховья ледника Музгазы окружены не ледопадами, а стенами, которые местами достигают двухкилометровой высоты от подножия.
Цирк ледника Музгазы. Видны перевалы Таджикистан и Плечо Агассиса. Перевал Музгазы (и Шагазы-Музгазы, часть пути у них общая) скрыт за отрогом пика Агашидзе.
Верхний ледопад перевала Таджикистан (3А). Ведет на нижнее течение ледника Петра I.
Перевал Плечо Агассиса (3Б), впервые пройден насквозь в 2016 г. группой под рук. Антона Щербакова, описание здесь и здесь. Ведет на верхнее плато ледника Петра I. Подъем по ледовой стене, полный перепад высоты 1800 м.
Здешние стены славятся грандиозными висячими ледниками, бойтесь обвалов и лавин, особенно после обильного снегопада.
Особенно мощные обвалы могут даже добивать до противоположного борта.
При планировании первопрохождения Плеча Агассиса, группа Щербакова связывала некоторые надежды с возможностью траверса пика Агашидзе. Но при ближайшем рассмотрении на месте эта идея не показалась плодотворной. Гигантский снежно-ледовый склон, лавоноопасный на значительном протяжении.
Пройдя Плечо Агассиса (см. гуглосхему, левая стрелка), с верхнего плато Петра I группа Щербакова "отползла" на Девлохан через пер. Шаровского (3А). Этот давно не посещавшийся перевал, оказывается, славится многочисленными вариантами прохождения.
Между прочим, Давид предлагает еще один принципиально новый вариант прохода с ледника Петра I на северную ветвь лед. Девлохан - по непройденной стене между вершиной 5300 и узловой вершиной. Давид внимательно рассмотрел этот вариант нового первопрохода во время своего спуска с пер. Музгазы и уверяет, что там должно быть очень интересно.
Современная фотография этого же места, сделанная Владимиром Мартыновым с седловины Музгазы в 2015 году.
Вид на эту же непройденную седловину от подножия, с ледника Девлохан (Мартынов 2015). Видимо, подразумевается, что надо просочиться между ледовой Сциллой в верхней левой части стены и большой Харибдой в нижней правой. До того, как любая из них упадет. Мда, час от часу не легче...
Описывать здесь все вышеперечисленные перевалы полагаю излишним, подробное описание лучше всего смотреть непосредственно в указанных первоисточниках. Если что не так, руководители поправят.
Дальнейшая информация - по прохождению перевала Музгазы группой под рук. Давида Лехтмана в 1990 г. - вероятно, еще нигде не публиковалась. Отчет по походу написан не был. Нижеследующее описание - со слов и по поручению руководителя того самого похода.
Перевал Музгазы (3Б) - наверняка самый сложный перевал всего этого узла - ведет с ледника Музгазы на ледник Девлохан (см. гуглосхему, правая стрелка). Технически сложные обе стороны, хотя определяющая - северная.
Подъем с севера можно условно разделить на три части. Внизу скальный контрфорс, над которым нависают гигантские ледовые разломы. По словам Давида, обвалы льда контрфорс не затрагивают, благодаря чему подъем относительно безопасен. Выше контрфорса крутой сильно разорванный ледник. Именно он, по словам руководителя, доставил наибольшие проблемы при прохождении. Затем подход к седловине по длинному наклонному плато. Спуск на юг в основном ледовый (со скальными выходами), также очень протяженный, с большим количеством перил.
Фотография Давида Лехтмана, 1990 г. Отмечены перевалы Музгазы и Таджикистан. Между ними - Плечо Агассиса, которое будет пройдено только через 26 лет.
Стена перевала Музгазы (фотография наша 2016 года, линия подъема отмечена Давидом Лехтманом). Треугольник - место ночевки его группы в 1990 г. Перевал с этой стороны, по-видимому, больше никем не проходился. Группа Мартынова шла не здесь, а в связке с другим перевалом со стороны ледника Шагазы, с той стороны отрога.
Ниже текст самого Давида Лехтмана от первого лица.
Подъем идет по невыраженному скальному контрфорсу (примерно 10-12 веревок). Движение по контрфорсу достаточно безопасное, так как обвалы в основном уходят левее по ходу (внизу лавинный конус). Перед прохождением почти сутки изучалось поведение склона.
Выходили рано утром (около 6 часов), чтобы подойти под скалы пораньше.
По скалам до конца пролезли примерно к 11-12 часам.
Далее очень сложный лабиринт разломов с протаскиванием рюкзаков и несколько отвесных стенок (поднимались на фифах).
На ночевку стали около 18-19 часов времени в верхней части нависающих разломов.
На следующий день опять сложные проходы среди огромного размера разломов и трещин. Дважды приходилось дюльферять в разлом, и маятник на другую сторону разлома. Наконец-то выход на огромное наклонное плато, по которому двигались в сторону седловины перевала. Слева по ходу осталась седловина Шагазы-Музгазы, которую в 2015 году прошел Мартынов. Остановились на ночевку в районе 18 часов.
На третий день вышли не очень рано (где-то после 7 утра). На седловину перевала вышли, как мне помнится, около 11 утра.
Спускались в распадке между ледовыми нависаниями (слева) и скалами. Постоянная перильная страховка (10-12 веревок). Группа спускалась по границе скал-льда слева от контрфорса (орогр., см. снимок ниже). Линия спуска постоянно брала правее по ходу, а ледовые нависания все время оставались слева (всегда можно было найти укрытие в скалах). Так как старались провешивать веревки на максимальную длину и проходить по одному, до темноты удалось спуститься до места, где ледовые нависания остались много выше, а контрфорс стал заметно шире. Там на двух скальных полках примерно в 17 часов расположились на холодную ночевку без палатки.
Место ночевки группы Лехтмана на спуске с пер. Музгазы. На заднем плане непройденная перемычка с Девлохана на лед. Петра I.
Надо заметить, что Мартынов в 2015 г. еще в самом начале спуска с перевала стал забирать левее и поэтому оказался над ледовым сбросом, с которого и выбирался (в отчете он описывает). У нас этот сброс все время оставался левее.
После ночевки (4-й день) продолжили спуск несколько веревок вдоль границы скал и льда, потом траверсировали влево несколько веревок через несколько невыраженных кулуаров (всего 8-10 веревок). Далее, выбрав подходящее место, провесили пару веревок строго вниз и вышли в широкий снехно-ледовый кулуар, спускающийся на ледник Девлохан. Кулуар подрезан большим бергшрундом, но больших трудностей его преодолеть нет. На ночевку стали в среднем течении ледника Девлохан.
Конец текста Давида Лехтмана.
Эта фотография из отчета Юцявичюса 1987 г. снята с седловины перевала Южный Девлохан. Подписан как раз будущий перевал Музгазы, слева от него - пик Агашидзе. Стрелкой обозначена приблизительная линия спуска группы Лехтмана с его слов. Треугольник - место ночевки группы Лехтмана.
Где-то в этих скалах скрывается спуск с перевала Музгазы (наша фотография 2016 г.).
Для полноты информации смотрите также комментарии к посту и соотв. отчеты по ссылкам в тексте.
P.S. Как, видимо, лучший на сегодня знаток района, Давид утверждает также, что с верхнего плато Петра I можно было бы пройти не через пер. Шаровского, а через непройденную перемычку ближе к пику Агашидзе на другую ветвь ледника Девлохан (ту же, на которую идет спуск с пер. Музгазы). Вообще-то там стена, но с перевала Музгазы Давид видел на ней возможные варианты.
Вот схема из отчёта Сергея:
А вот из отчёта Владимира:
Помимо этого хотелось бы добавить идею прохождения перевала Музгазы другой линией. Трудно сказать лучше она или хуже, так или иначе идея такая возникла. На космоснимке ниже нитка Лехтмана отмечена красным, а альтернативный путь бирюзовым.
Давид считает, что этот вариант стремный, т.к. он протяженный, и при том над ним висит много льда. Он сказал, что именно поэтому пошел слева. И похоже, был прав.
Еще Давид утверждает, что переход с "правого варианта" на верхний ледник связан с потерей лишней набранной высоты, т.к. плечико, где заканчивается бирюзовая линия, по его словам, находится уже на высоте седловины перевала. По гуглоснимку этого не скажешь, но Давид там по верху проходил, ему виднее было.
На последней картинке, правый вариант более опасный, наверху такой склон...
С Заалаем этот узел нельзя сравнивать. По "концентрации орографически неэквивалентных перевалов 3Б на кв. километр" у этого района мало конкурентов.
А Давида здесь мгновенно начнут провоцировать на конфликт, как ты понимаешь. Мишень уж слишком заметная. А он, наверняка, отреагирует. Да уж хоть бы он как угодно написал. Это ж ходячий архив горного туризма. А уж где и как опубликовать - мы найдем. Есть ведь нормальные площадки.
А в оправданности категорирования некоторых перевалов Памира, в частности - Заалая, есть сомнения, как ты знаешь. Надо заниматься этим вопросом!
(рук. Голубов Юра, г. Харьков)?Поднимались мы, кстати, по центральной (левой) ветви лед.Шагазы.