Следов пустынных вьётся лента... Часть 1. Кызылкум.
У нашего турклуба богатая история. Широка география путешествий и диапазон видов туризма. Но одной из «изюминок» являются походы по пустыне.
Итак, в середине 80-х, взор клуба «Янтарь» был обращен на Юг.
На сегодняшний день это единственный туристский клуб в России, пересекший все пустыни бывшего СССР. Спросите, что может быть интересного или живописного в пустыне? Бесплодная серо-желтая равнина с сухими колючими кустами. Песок, жара, змеи.
Но с особой теплотой вспоминают эти походы 1985, 1987 и 1992 годов в Каракумы и Кызылкумы участники. «Север завораживает своим белым безмолвием, - говорит Иван Федорович Ялин, - а в однообразном пейзаже пустыни вообще есть что-то мистическое, не зря, видимо, монахи в них уходили. Хотя опасностей хватает и там и там - где медведи среди льдов, а где и ядовитая живность, надо просто правильно себя вести, и все будет в порядке».
В пустынях своя красота, которую надо видеть и почувствовать. Это и барханы, сияющие под солнцем, извилистые, украшенные четкими узорами ветровой ряби, желтые, красные, белые. И заросшие пески, усыпанные цветами весной, невысокими, но удивительными по форме деревьями, благоухающие горько-сладким ароматом полыни.
И глинистые такыры и солончаки, ослепляющие белым сиянием, как бы покрытые свеже-выпавшим снегом. В пустыне можно встретить и озера: пресные с серебристо-прозрачной водой и соленые – бирюзово-голубые, окаймленные белоснежными или розоватыми рамками соли.
Пустыня требует совершенного владения навыками ориентирования на местности. Во-первых, маршрут в пустыне строится от колодца к колодцу, промахнуться мимо нетрудно, а не пополнив запасов воды, долго не выдержишь; а во-вторых, пейзаж – песчаная или такыровая (глинистая) поверхность все же однообразна для определения местонахождения.
Для мастера спорта по спортивному ориентированию Виктора Шарнина это была серьезная проверка умения и навыков. Хотя путешествие совершалось весной, когда жара не достигла своего пика, но иногда все же превышала сорока градусов, днем, тем не менее, двигаться было очень тяжело. Зато по ночам резко холодало – до десяти градусов и можно было идти.
Отчетов по этим походам, к сожалению не было. И на сегодняшнее время есть только рассказы участников, фотографии, небольшие дневники, киносъемка Ивана Кужеливского.
Кызылкум – среднеазиатская пустыня в междуречье Амударьи и Сырдарьи (Узбекистан, Казахстан и частично Туркмения). В пустынях нет ни одного постоянного водотока. В песках и на глинистых предгорных равнинах основной источник воды – это глубокие колодцы. Так же используются водосборные ямы (хаки), расположенные в понижениях такыров, и наливные колодцы-сардоба. Вода в колодцах чаще всего минерализована.
Поход в Кызылкумы 1985 год.
Нитка маршрута: Томск – Ташкент – Джусалы – пос. Куан-Дарья – крепость Алтынасар – пос. Куан-Дарья – скважина Аккыр – скв. Еламан – скв. Сегиртам - городище Ширик-Рабат – скв. Онгарбай - скв. Косшин - ферма Бурумбай – вдхр. Тасмала – пос. Кулкудук - пос. Учкудук - Ташкент - Томск
Участники: Ялин И. – руководитель, Малышев Б., Шарнин В., Поздняков В., Турецкий В., Смолин Б., Скориков Ю., Томко Б., Набиркин К., Столицын Н., Хасанов Р.
Маршрут по пустыне Кызылку был построен так, что группа в походе встречается со всеми видами пустынь: такырные, песчаные, солончаковые, каменистые. В начале маршрута рельеф собой представлял такырную пустыню заросшую полынью. Изредка попадались кустики саксаула.
Далее местность начала меняться, появились холмы, котловины, песчаные барханы. Постепенно такырное плато сменилось на песчаную пустыню, появились глубокие барханные гряды, и полное отсутствие ориентиров. В конце похода пустыня стала каменистой, и плавно перешла в низкогорье.
Обычные препятствия пешеходных маршрутов – переправы, каньоны, траверсы, перевалы – в пустыне отсутствуют. Единственное препятствие – песок – не дает оценивать пустыню путешествием выше 3-4 категории сложности. Однако в данном районе на определяющую роль выдвигаются препятствия иного рода: высокая температура, отсутствие воды, сложность ориентирования.
Тактически маршрут построен был следующим образом: сначала группа проходит акклиматизационное кольцо протяженностью 125км за 6 дней, с безводными участками, не превышающими одного дневного перехода. А после отдыха и корректировки, группа выходит на основной маршрут, где продолжительность безводных участков на маршруте не превышает двух дней.
Движение в жаркие дни предполагается организовывать только в утренние и вечерние часы, а с 12 до 18 часов дня – отдых. Для дневного отдыха группа брала специальный солнцезащитный тент.
Запас воды, который несет участник с собой, составляет 6 литров. Для безводных участков с переходом в два дня запас воды на каждого участника около 12 литров.
Один из участников похода по Кызылкумам Николай Столицын вспоминает: «Из Ташкента на поезде мы доехали до станции Джусалы (Жосалы) в Казахстане. Эта станция находится недалеко от известного Байконура.
Отсюда уже на местном автобусе доехали до небольшого поселка Куан-Дарья, где провели несколько дней, поселившись в местной школе-интернате, пока занимались подготовкой к маршруту.
Перед выходом на маршрут сделали хороший запас воды, наполнив все имеющиеся емкости и канистры, уточнили маршрут по карте, и отправились в путь.
Путешествие в пустыню отличается тем, что на маршруте отсутствуют крупные географические объекты, по которым можно выстроить нитку маршрута. В горах это долины, ледники, вершины и перевалы. В пустыне можно регистрировать географические координаты, направление движения и пройденное расстояние.
Большое впечатление оставило первое утро после первой ночевки в пустыне. Собираясь в этот поход, мы радовались тому, что нет необходимости тащить с собой громоздкое снаряжение, гору одежды, спальники или одеяла. Думали, что обойдемся легкими простынками. Но в первую же ночь не могли заснуть от холода. Пришлось среди ночи натягивать на себя всю запасную одежду, футболку и носки. Утром обнаружили, что вода во флягах замерзла. Ночью была минусовая температура. Вот такая "горячая" встреча с пустыней у нас состоялась. Но это была единственная такая ночь за весь поход.
Колодцы были главными опорными точками нитки маршрута, без них путешествие было бы невозможным. Штурманы тщательно высчитывали направление движения, ориентируясь с помощью подзорной трубы, чтобы не промахнуться, не пройти мимо колодца.
Колодцы используются местными жителями, пастухами, которые кочуют по пустыне со своими неисчислимыми овечьими отарами. Чаще всего колодец представляет собой трубу, уходящую вглубь земли до водоносного слоя. Чтобы достать воду из такой трубы, у нас был стакан специальной конструкции, который с помощью тросика опускался в трубу и доставлял на поверхность несколько миллилитров мутной влаги. Ясно, что такая добыча воды требовала много времени и терпения.
Были колодцы, в которых вода самостоятельно выходила на поверхность и колодцы, оборудованные ручными насосами. Попадались, правда и колодцы высохшие, в которых не было воды. Это создавало разные напряженности, но в целом особо критических ситуаций не было.
Была только одна ночь, когда мы немного не дошли до колодца и легли спать без ужина и без чая. Эта ночь запомнилась мне, как и самая первая. Мне снился сон, в котором был накрытый стол, уставленный разными бутылками и сосудами с разнообразными напитками. И будто бы я иду вдоль стола и наливаю из каждой бутылки. Чувствую стыд от этих действий, но не могу остановиться, наливаю и пью, пью, пью. Наутро мы быстро дошли до колодца. На счастье в нем было много воды, и мы отвели душу.
В Кызылкумах довольно разнообразная растительность.
Из приятных неожиданностей, которыми нас одарила пустыня Кызылкум - это прекрасная и обильная рыбалка. Никогда не думал, что в пустыне можно так ловить рыбу удочкой. Оказалось, что между Амударьей и Сырдарьей сохранились древние русла, которые пополняются весенней талой водой. И в этих прудах сохраняется большое количество рыбы. Для меня это было неожиданностью, но ребята знали об этом и захватили с собой удочки, леску и крючки. На одном из таких озер-прудов удалось устроить рыбную ловлю. Улов был такой, что вся группа не осилила его ни в ужин, ни наутро в завтрак.
И вообще, оказалось, что пустыня не такая уж и пустынная. Она живая, и проявления этой жизни встречались на каждом шагу - жуки, ящерицы и огромное количество черепах самых разных размеров.
В апреле, когда они отогреваются и оживают после зимней спячки, у них начинается брачный период. И нам довелось понаблюдать в живой природе эти черепашьи свадьбы. И соперничество, и драки самцов из-за самки, и ухаживание и саму черепашью любовь.
Но самой большой неожиданностью для меня и даже некоторым огорчением было наличие человеческого присутствия, следы цивилизации. Эти следы были буквально у нас под ногами. Вся поверхность такыров и даже песчаных участков обильно усыпана высохшим овечьим пометом. Поначалу это обстоятельство меня несколько даже огорчало. Что же это за путешествие по овечьим пастбищам? В этом смысле горные путешествия и восхождения казались более привлекательными, несмотря на все их трудности и опасности.
Но с другой стороны артефакты современной цивилизации помогали нам пройти маршрут. Это дороги, которые пересекают пустыню в разных направлениях, они помогали ориентироваться и мы пользовались ими для передвижения.
Кроме этого, цивилизация оснастила пустыню целой сетью колодцев, без которых жизнь и пребывание в этих краях были бы невозможны.
Кроме артефактов современной цивилизации, пустыню Кызылкум наполняют и следы древних цивилизаций, которые привнесли в это путешествие дополнительный интерес и привлекательность. Оказалось, что на территории пустыни разбросаны останки древних крепостей, давно разрушившихся и оплывших, и превратившихся в большие холмы, видные издалека.
На некоторых городищах сохранились очертания крепостных стен, ворот и развалины каких-то строений. Встречи с древними свидетельствами жизни в этих пустынных местах волновало и пробуждало фантазию.
Все казалось, что жизнь в этих крепостях-городах была активной и богатой. Все окрестности холмов городищ были буквально усыпаны осколками глиняной посуды. Множество осколков находилось и на территории развалин. В одном городище посчастливилось найти даже уцелевшую глиняную чашку.
Встречи с местными жителями были очень добрыми. На одном из пастушеских стойбищ нас пригласили в юрту. Интересно было наблюдать, узнавать многое о культуре, быте, ремеслах, традициях и обычаях местного населения.»
Добавлю, что название «Кызылкум» с тюркского можно перевести как «Красные пески». Красноватую окраску имеют здесь пески, образовавшиеся путем выветривания коренных песчанистых отложений.
Продолжение следует…
Каракумы-86.
Это, видимо, мираж? :)
В Кызылкумах участникам таких преград не попадалось. Про Каракумы расскажу позже.
Расскажите, с удовольствием сравню со своими впечатлениями.